Методическая разработка внеклассного мероприятия «Правовая культура молодежи в сфере финансовой грамотности»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Правовая культура молодежи в сфере финансовой грамотности»
В настоящее время в России происходит процесс формировании правового и демократического общества.
Без высокого уровня правовой культуры, которая выступает одной из предпосылок создания правового государства, становление государства такого типа невозможно. В повышении культуры населения особое место занимает осознание гражданами своей значимости в этом процессе. Без знаний правового характера, понимания социальной ценности права, активного участия населения в деятельности государства невозможно формирование и закрепления образца правомерного поведения в обществе, а, следовательно, и развитие демократических принципов в государстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Правовая культура молодежи в сфере финансовой грамотности»»
Министерство образования Белгородской области
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
«ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Правовая культура молодежи в сфере финансовой грамотности»
Автор: Филатова Наталья Ивановна,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
Алексеевский муниципальный округ, 2025г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Методическая разработка внеклассного мероприятия………………………...4
Заключение ……………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………12
Введение
В настоящее время в России происходит процесс формировании правового и демократического общества.
Без высокого уровня правовой культуры, которая выступает одной из предпосылок создания правового государства, становление государства такого типа невозможно. В повышении культуры населения особое место занимает осознание гражданами своей значимости в этом процессе. Без знаний правового характера, понимания социальной ценности права, активного участия населения в деятельности государства невозможно формирование и закрепления образца правомерного поведения в обществе, а, следовательно, и развитие демократических принципов в государстве.
Поэтому, формирование правовой культуры - общая цель гражданина и государственных органов.
Однако, на пути становления и повышения правовой культуры возникают преграды, сложившиеся в обществе в силу некоторых исторических, экономических и политических событий. Важная задача как государства, так и гражданина заключается в выявлении этих проблем, определении путей их разрешения и их преодолении.
Формирование правовой культуры в рамках образовательного учреждения, бесспорно, актуально, поскольку правовая культура населения играет важную роль в построении гражданского, а впоследствии и правового общества. Она, во-первых, выступает условием создания правового государства, его составным элементом, а, во-вторых, как совокупность всех культур, на которые распространяется право (политической, экономической и других видов), выступает показателем ценностей всех явлений и общественных отношений, регулируемых и упорядоченных правом. Формирование гражданского общества возможно при определенном типе правовой культуры, важным элементом которой является мотивация личности, ориентированная на правовое поведение.
Правовая культура как часть гражданского образования, выступает необходимым условием построения правового государства. Если каждый гражданин знает, в какие структуры следует обратиться в случае возникновения проблемы, осведомлен о введении новых законов, поправок, подзаконных актов о деятельности законодательства страны в целом, владеет основами частного права (семейного, трудового, гражданского), с которыми он сталкивается ежедневно, то государство и личность смогут нести взаимную ответственность, права и свободы человека будут неукоснительно соблюдаться.
Таким образом, каждый индивид сам заинтересован в получении основ юридического образования ради стабилизации социальных и других отношений. Правовая культура устанавливает границы дозволенного поведения, свободы субъектов правоотношений, благоприятствует повышению активности граждан, укрепляет законность, социальную справедливость и в целом создает нравственную атмосферу для комфортной жизни каждого человека.
В настоящее время учебные заведения различного профиля уделяют особое внимание патриотическому, духовно – нравственному воспитанию обучающихся. Правовое воспитание не должно оставаться в стороне, поскольку оно охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: это и профессиональная деятельность, и общественно-политическая деятельность, это и здоровье человека, и его семейная жизнь.
Важны правовые знания и в финансовой сфере. Наше мероприятие позволит познакомить обучающихся с финансовой стороной деятельности человека. Но эта деятельность будет касаться самого распространенного продукта в сфере финансов – денежных средств.
В ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум» существует дополнительная общеобразовательная программа – Клуб будущего избирателя «Позитив».
В рамках проведения мероприятий по повышению и расширению юридических знаний было проведено мероприятие среди членов Клуба «Позитив» под названием «Правовая культура молодежи в сфере финансовой грамотности».
Цели мероприятия:
- Создать условия знакомства с правовым полем использования денежных средств
- Способствовать формированию бережного отношения к денежным средствам, как производственному ресурсу
-Создать условия знакомства с финансово-экономической стороной жизни человека.
Задачи проведения мероприятия:
-способствовать распространению финансовой и правовой грамотности;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
- воспитывать стремление делать нравственный выбор.
Форма проведения: Внеклассное мероприятие
Оборудование: ПК, интерактивная доска, бланки анкеты, вопросы викторины.
Вступительное слово классного руководителя:
Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшнее наше мероприятие будет касаться самого распространенного продукта в сфере финансов – денежных средств.
В обществе есть такой товар особого вида, служащий всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров. Это – деньги. С экономической точки зрения деньги являются всеобщим эквивалентом обмена. Их можно обменять на любой другой товар. Отсюда и сформировалось такое понятие, как ликвидность – скорость и легкость обмена на другие активы.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений[1]. В России очень низкий процент информированности населения в финансовых вопросах, а именно - какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Именно поэтому наша молодежь достойна того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни[3].
Ведущий 1. С детства нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках финансовой безопасности и аккуратно вести свой бюджет.В ситуации экономической неопределенности важно помочь нынешней молодежи овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.
Конечно, финансовая грамотность молодежи - надежный фундамент личного успеха! В современном мире молодежь довольно рано сталкивается с финансовыми вопросами и вынуждена принимать решения при формировании личных доходов и осуществлении личных расходов, что делать достаточно проблематично из-за отсутствия необходимой финансовой грамотности. В настоящее время финансовая грамотность стала жизненно необходима, так как это залог финансовой независимости и уверенности в своём будущем. Следовательно, это направление – достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование и т.д.
Следует отметить, что финансовая некомпетентность граждан пагубно сказывается не только на личном благосостоянии конкретных индивидов из-за неправильного выбора контрагента на финансовом рынке или вида финансовой услуги, неверных решений в области личных финансов или вообще их отсутствия, избегания, пассивной позиции по отношению к личным финансам, но и оказывает мощное негативное влияние на развитие самих финансовых рынков и экономики в целом. Современная молодежь является активным потребителем товаров и услуг. Ведь в первую очередь она становится объектом для розничных торговых сетей, маркетинговых исследований, финансовых услуг. На данный момент рынок насыщен товарами, услугами – всё это очень красиво преподносится и на экранах наших телевизоров, и на улице, и по принципу «у кого-то это есть – мне тоже нужно», и молодежь, не задумываясь о последствиях, и, несмотря на то, что это очень дорого, идет и покупает зачастую в кредит. К сожалению, не только молодежь поступает безрассудно и безответственно в данных ситуациях – неграмотное взрослое поколение порой не уступает ей. При формировании финансовой грамотности молодежи необходимо учитывать в первую очередь психолого-возрастные особенности данной группы граждан – необходимо установить непосредственную связь между получаемыми финансовыми знаниями и их применением на практике, учитывать потребности каждого этапа жизненного цикла молодых людей, приучать к ответственности за решения в области финансов. Финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того, в какой стране они живут, в какой сфере они работают, можно с уверенностью сказать, что знание финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Обучение финансовой грамотности касается лично каждого, соответственно повышается заинтересованность в изучении[2]. Благосостояние нашего общества и нас самих напрямую зависит от уровня нашей финансовой грамотности. Поэтому необходимо постоянно повышать уровень знаний, повышать свою финансовую грамотность, ставить перед собой цели и идти к ним, пусть медленно, но идти. Анализировать свои движения к цели, корректировать план, выбирать наиболее эффективные решения. Каждый гражданин нашей страны должен четко осознавать свои права на финансовом рынке, защиту этих прав, с высокой ответственностью принимать финансовые решения, и учитывать их влияние, не только на личное благосостояние, но и на экономику страны в целом.
Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.
Ведущий 2. В своей практической жизни мы пользуемся двумя основными видами денежных средств:
Наличными денежными средствами – это монеты и банкноты (банковские билеты);
Безналичными денежными средствами – это банковские вклады (депозиты) и депозитные сертификаты, средства на банковских расчетных счетах, государственные ценные бумаги. Ответственность за их выпуск несет Центральный банк Российской Федерации.
А что же делать человеку, если ему попалась фальшивая купюра?
(Идут ответы присутствующих)
А теперь рассмотрим эту ситуацию с правовой точки зрения.
Ведущий 1.
Обратиться в полицию:
Обратиться в отделение банка.
Если с вами пытаются расплатиться фальшивыми купюрами, то действуйте так:
Позвонить в полицию по телефону «102», вызвать оперативную группу:
Запомнить преступника.
Но чтобы такого с вами не случилось, нужно знать признаки фальшивых денежных средств
Ведущий 2. А теперь обратим внимание на изображение и посмотрим, как отличить настоящие деньги, от фальшивых.
Рис.1. Отличие настоящих денежных средств, от фальшивых.
Классный руководитель. Правовое использование денежных средств вытекает из их функций.
Деньги, как мера стоимости – деньги измеряют стоимость товаров.
Вы пришли в магазин за лимонадом. На ценнике указана его стоимость -30 рублей. Вы должны заплатить за приобретенный товар.
Отношения продавца и покупателя регулирует "Гражданский кодекс РФ (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
Ведущий 1. ГК РФ Статья 486. Оплата товара
1. Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
2. Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.
3. Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.
Ведущий 2.
4. Если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора.
5. В случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Классный руководитель. Деньги, как средство обращения –выступают в качестве посредника при обмене товаров.
Под эту функцию попадает выплата заработной платы.
Заработная плата – цена труда работника. Получив деньги за свой труд, работник приобретает необходимые ему товары. В данном случае происходит обмен труд деньги товар.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Часть III Раздел VI. Оплата и нормирование труда Глава 21. Заработная плата Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы.
Ведущий 1. Деньги, как средство накопления – формируют богатство.
Открыть вклад в российских банках могут граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Правила о договоре банковского вклада в российских банках содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (глава 44 части второй). Граждане Российской Федерации могут открывать вклады в банке и распоряжаться ими с момента достижения ими 14-летнего возраста.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", N 395-1 СТ. 36
Статья 36. Банковские вклады физических лиц в рублях и иностранной валюте.(Слайд 7.)
Ведущий 2.Деньги, как средство платежа – эта функция проявляется при продаже товаров в кредит или рассрочку, при отложенной во времени оплате услуг.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
ГК РФ Статья 489. Оплата товара в рассрочку
1. Договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.
Договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.
2. Когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.
3. К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.
Классный руководитель. Еще один важный момент нашей финансовой деятельности хочется рассмотреть. Это использование банковских карт.
Банковская карта - пластиковая карта, обычно привязанная к одному или нескольким расчётным счетам в банке. Используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через Интернет, а также снятия наличных.
Ведущий 1.
Дебетовые карты используются для распоряжения собственными деньгами, находящимися обычно на дебетовом расчётном счёте в банке. (Слайд 9.)
Ведущий 2.
Кредитные карты используются для распоряжения деньгами, располагаемыми банком, которые при совершении платежа автоматически списываются с выделенного счёта банка, путём займа у банка необходимого количества денежных средств с последующей выплатой процентов, за пользование заёмными средствами, их требуется вернуть банку в срок, указанный в кредитном договоре.
Классный руководитель. Пользоваться пластиковой картой очень удобно, так как не нужно постоянно иметь при себе большое количество наличных, можно покупать товары онлайн, делать переводы на другие счета. Картой можно расплачиваться в любой точке мира, не имея при себе валюты. Деньги будут конвертироваться автоматически по курсу банка. При этом при поездке за рубеж у пользователя нет необходимости конвертировать валюту. Однако в последнее время владельцам банковских карт нужно быть очень осторожными.
Не исключается мошенничество в сфере использования банковских карт.
Ведущий 1.
Виды мошенничества в сфере использования банковских карт.
1. Через мобильный банк
2. По телефону
3. СМС мошенничество
4. Кража пластиковой карты
5. С помощью поддельных банкоматов
6. При платежах по терминалу
Классный руководитель. Как же обезопасить себя от данного вида мошенничества?
Ведущий 1.Действия владельца банковской карты при обнаружении факта мошенничества
1.В банке всегда есть программа по страхованию карты и денежных средств, но она платная, вам придётся платить за обслуживание годовой взнос.
2.Можно зарегистрироваться на официальном сайте банка и создать личный кабинет, где вы сможете дома просматривать свой баланс и на банкомате снимать сразу нужную сумму без просмотра баланса и чека.
Ведущий 2.
3.Не хранить большие суммы на одной карте. Иметь несколько карт, одна из которых всегда находится дома и в надёжном месте, если необходимо снять большую сумму, то лучше всего это делать в банке, а не на улице.
Уголовный кодекс (статья 159.3) признает мошенничество с банковскими картами преступлением, за которое виновные несут ответственность в соответствие с законодательством.
Классный руководитель: Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения[1]. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества.
Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением, как в стране, так и в мире. Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в подростковом возрасте закладываются основы социально-активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества.
Цель финансового просвещения молодежи - доставка понятной качественной информации до каждого нуждающегося в ней потребителя.
Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности[1].
Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области личных финансов, которым и должно стать государство.
Заключение
В настоящее время финансово-правовая сторона деятельности человека играет огромную роль в его жизни. И это не только потому, что финансы все прочнее завоевывают жизненное пространство. Знание основных правовых аспектов в области права позволит повысить уровень благосостояния правовой и экономической безопасности граждан, укреплению стабильности финансовой системы и государства, и граждан. Проявится социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности населения, что в последующем приведет к осознанию того, что необходимо в современном мире быть финансово грамотными;
- мотивировать людей искать финансовую информацию и ресурсы и брать ответственность за собственное финансовое будущее;
- помочь приобрести знания, умения и желание принимать компетентные финансовые решения другим людям.
Важно помнить, что сегодняшние дети, подростки, молодежь – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Их будущие успехи напрямую зависят от знаний и информации, которые они получат в раннем возрасте. От того, как они будет распоряжаться своими первыми карманными деньгами, зависит умение их зарабатывать и осознавать значимость заработанного.
Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Принимать верные решения в денежных вопросах, копить и распределять бюджет, знать, что такое кредит, вклад, налог, рассрочка и другие смежные понятия, - всё это и есть финансовая грамотность[3].
Знания в области финансов очень важны, так как мы пользуемся деньгами каждый день, рассчитываемся ими за покупки и услуги, с их помощью стремимся реализовать свои мечты. Все достижения цивилизации направлены на привлечение внимания и, чтобы получить желаемое, мы обязаны тратить свои деньги. Из этого следует, что финансовая грамотность должна быть на высоком уровне у любого человек.
В заключение необходимо отметить, что формирования правовой культуры студенческой молодёжи является непрерывным процессом, направленным на повешение уровня правовой культуры молодого человека.
Успех повышения правовой грамотности молодого человека зависит от межличностных отношений, складывающихся в рамках учебного заведения, от точности поставленной цели правового воспитания, а так же от уровня правосознания, состояния учебной дисциплины, индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, социальной структуры, ее однородности и постоянства, морально-психологического микроклимата.
Список использованной литературы
Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/43071
Что такое финансовая грамотность - основы для начинающих + ТОП-9 советов, с чего начать изучение финансовой грамотности [электронный ресурс].URL: https://biznesmenam.com/informatsiya/chto-takoe-finansovaja-gramotnost-osnovy-dlja-nachinajushhih.html
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
Ахметова К.С., Хакимов Р.Р. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Актуальные вопросы права: материалы международной заочной научно- практической конференции (3 мая 2012 г.). Новосибирск: Изд-во "Сибир. ассоц. консультантов", 2012. — С. 137—140.
Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Уч. пос. Ростов-н/Д., 1999.
Демидов А.А., Формирование правовой и информационной культуры личности–важный фактор построения гражданского общества в России // Инновационные образовательные технологии. — 2006. — № 3. — С. 40—47.
Дробязко С.Г. Понятие правовой культуры и основные направления повышения ее уровня в условиях формирования социального правового государства и правового гражданского общества // Проблемы формирования и развития правовой культуры белорусского общества: Материалы круглого стола. 2005. — С. 3—5.
Перевалов, В. Д. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 341 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
Карпова С. Е., Васильева Е. Н., Кондратьев А. Я., Иванова И. О. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/archive/187/47573/ (дата обращения: 05.10.2018).
Попова А.С. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf (дата обращения: 05.10.2018)
Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М.: Юрайт, 2001. — С. 64—65.
Редков С.К. Реформы 19 века и их влияние на правовую культуру российского общества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - №4. - С.58-64.
Сальников В.П. Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества // Философские науки. — 1974. — № 2. — С. 27—28.
Снашков С.А Правовая культура как фактор информационной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. -2013. - №22 (313). - С.180-186.
Татаринцева Е. В. Правовое воспитание: методология и методика. М., 1990.
Туркин Р.Э. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Закон.ru: [сайт]. Дата обновления: 27.03.2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://zakon.ru/blogs/aktualnye_problemy_formirovaniya_pravovoj_kultury/6229 (дата обращения: 05.10.2018).
Хакимов Р.Р., Ахметова К.С. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Sibac.info: [сайт]. [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2592-2012-05-12-09-03-25 (дата обращения: 05.10.2018).