kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Эволюция елочной игрушки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с историей появления елочных игрушек.  По истории елочных игрушек можно узнать историю страны: нужно только уметь ее прочесть. За многими экспонатами легенды и предания. Ведь каждая новогодняя игрушка – это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год, в каждой из них скрыта своя тайна…

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Эволюция елочной игрушки»»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижегородская кадетская школа»











Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Эволюция елочной игрушки»

в 5 – 8 классах












Автор:

Резникова Алла Михайловна,

педагог дополнительного образования








Нижний Новгород 2020 ГОД



Пояснительная записка.

Наша жизнь стремительно меняется. Новшества последнего времени в социальной сфере и культуре России выявили ряд проблем, таких как подмена западным обществом исконных русских духовных ценностей, праздников, идеалов; утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания и своей самобытности, которые формируются в результате преемственности поколений. В проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» большое внимание уделяется активной работе по данному направлению образовательных организаций через работу школьных музеев, поисковых групп, проведению открытых мероприятий, связанных с аналитикой и синтезом исторического материала, раскрывающего традиции российского народа, иллюстрирующего талант народных умельцев. Без прививания любви к Родине и ее культуре, обычаем и праздникам, невозможно воспитать чувство патриотизма. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, откуда появились русские праздники, почему наши предки так чтили обычаи своей страны.

На уроках истории изучаются зачастую даты и события, касающиеся войн, реформ, культурной жизни. Представлению того, как и чем наполняли свою духовную жизнь наши предки, отводится второстепенное место. Недостаточность фактического материала на уроках по праздникам и обычаям России может быть восполнена благодаря мероприятиям, в т.ч. проведением тематических классных часов.

Цель: помощь классным руководителем, педагогам дополнительного образования, учителям истории в подготовке аналогичных тематических мероприятий.

Актуальность разработки состоит в том, что она

поможет учителям сократить время на поиски дополнительного материала и использовать представленную разработку мероприятия и на уроке, и при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий.

Участники: учащиеся 5 класса, классный руководитель, воспитатель ДО Цель: дать представление о традициях, связанных с проведением Нового года в России.

Задачи: ознакомить ребят с историей возникновения и эволюцией елочной игрушки. Способствовать формированию чувства патриотизма

учащихся, прививая любовь и уважение к Российским традициям.

Подготовительная работа:

1. Поиск и обобщение информации по данной теме в рамках работы НОУ

2. Посещение фабрики елочной игрушки «Ариэль».

3. Подготовка выступлений учащихся по подтемам.



Оформление, оборудование, инвентарь:

а) предметный ряд из экспонатов музея по теме;

б) оборудование для мастер-класса по созданию елочной игрушки из ваты.

Ход классного часа:

Учитель (под фоновую новогоднюю музыку)

Наш школьный музей создает экспозицию «Эволюция елочной игрушки». Благодаря общению с музеем елочной игрушки при фабрике «Ариэль», исследовательской работе наших активистов, а так же, поисками экспонатов всеми учениками нашей школы мы накопили большой фактический материал, который будет представлен вашему вниманию в интересной и доступной форме.

Ученик 1. Недавно закончились новогодние праздники, некоторые еще не убрали елки в домах - Символ Нового года. Так и стоят они украшенные елочными игрушками.

У всего есть своя история, и новогодние ёлочные игрушки – не исключение. Сегодня мы познакомим вас с историей появления елочных игрушек.  По истории елочных игрушек можно узнать историю страны: нужно только уметь ее прочесть. За многими экспонатами легенды и предания.

Первое упоминание о новогодней елке относится к елке из Эльзаса, украшенной бумажными розами (1600 год). В 1737 году появилась мишура из бумажных обрезков. А спустя 38 лет начали украшать позолоченными и посеребренными картофелинами. 

Церковь тоже устанавливала свои правила: елку украшали соломенными звездами, а верхушку венчала «Вифлеемская звезда».

С XVII века украшения стали более изысканными: золотили еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а из фольги делали бабочек и звездочки.

Долгое время украшали едой: пряниками, конфетами, орехами. Но главным украшением ёлки были самые красивые яблоки. Шары на рождественских ёлках появились из-за неурожая яблок в 1848 году в Лауше, Тюрингии. Вместо яблок стали изготовлять шары из стекла, покрытые изнутри слоем свинца, а позже – нитратом серебра. Со временем и другие страны загорелись идеей создания игрушек из стекла. Деревянные ёлочные украшения относятся в основном к XX-му столетию.

В России же, празднование Нового года ввел Петр I.

Ученик 2. Многие считают, что если обычай праздновать Новый год в России появился в 1700 г., то и российским елочным игрушкам столько же лет. Но это не так! Хоть церковь и приняла символом Рождества ель (до этого символом был вертеп), но не поощряла украшение - игрушки не выпускались.

На елках вручались подарки: символ жертвенности. Елки устраивали меценаты для бедных. Так, в колонии Нижегородской губернии дети получали в подарок бытовые предметы, а дети - «бегунки» лишь сладкие подарки с елки.

В Нижнем Новгороде инициатором новогоднего праздника был писатель М. Горький. На эти елки дети сами делали игрушки, и только там они могли оценить красоту наряженного рождественского дерева.

С тех времен стали популярны приглашения: перед вами приглашение от 1979 года. Елочная индустрия начала развиваться: в Москве – производство бенгальских огней; в Петербурге, Клину с 1818 года первые фабрики стеклянных елочных игрушек. Но их не хватало на всех желающих: игрушки завозили из Германии.

Обратите внимание на игрушки 60-х ГГ. XX века, выпущенные в ГДР. Немецкие игрушки были дороже, из тонкого стекла. Некоторые брали елочные украшения напрокат.

Из-за дефицита стеклянных игрушек в моду входят плоские картонные елочные игрушки — «дрезденский картонаж». Этими игрушками Россия была обязана немцам. А технология была абсолютно проста: игрушки склеивались из половинок выпуклого тонированного картона. Шаблоны которого выпускались серийно, а также вырезались интересные мотивы, выполненные на коробках для сладостей. Вешали на елки и красивых куколок с литографическими и выпуклыми лицами.

Часто верхушку венчала так называемая «пика». Форма «пики» связана не с образом сосульки (как долгое время говорили советские историки), а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии. 

В России на Клинской фабрике стали выдувать елочные бусы, которыми раньше украшали девушек. Идея прошла на «ура»: стекло недорогое, технология проста: Этот промысел так понравился предприимчивым крестьянам, что они им занимались на дому. Между прочим, Клинская фабрика «Елочка» и по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок. Позже и игрушки стали украшать бусами. Такие игрушки называют «монтажными».

На клинской земле П. И. Чайковский написал свой балет «щелкунчик», и Клинская фабрика начала производство одноименных игрушек.

Ученик 3. Революция строго-настрого запретила рождественскую ёлку как буржуазный пережиток.

Но уже в 1937 году первая советская ёлка состоялась в Колонном зале Дома Союзов. С тех пор ёлки и выпуск ёлочных игрушек вернулись в жизнь советских граждан. Появились сказочные персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, мальчик «Новый год», различные звери: белочки, медведи, зайцы. Персонаж деда мороза не так уж и стар, он появился в России около 100 лет назад, а снегурочка и того моложе.

Стали выпускать изделия из ваты; для жесткости их покрывали клейстером со слюдой, а лица делали из глины, папье-маше и ткани. Ватных игрушек сохранилось не много: их вешали на нижний ярус веток, и дети играли ими.

А на этой фотографии игрушки: запеленатый ребенок и поросенок. Почему поросенка запеленали как ребенка? В старину поросята были залогом выживания семьи, отношение к ним было такое же уважительное, как и к детям. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.) игрушки также выпускались, но в ограниченном количестве. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. Елки ставились «в потолок».

«Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «парашютистами», ставшие любимыми персонажами елки, а также вошли в обиход игрушки с советской символикой. Из-за отсутствия игрушек на боевых объектах елки украшали бинтами, погонами.

После выхода 1936 году фильма «Цирк», полюбившегося Сталину, появились клоуны, акробаты. Но чаще в войну елки украшали самодельными игрушками.

Ученик 4. В 1947 году 1 января снова стал выходным днем, и елочные игрушки стали изготавливать в тематике мирного времени. Вначале 1950-х, когда с продуктами в стране было очень сложно, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей, а также игрушки в виде бытовых предметов, например, самовары.

Фигурки деда мороза и снегурочки стали устанавливать под елки, а некоторые даже создавали целые новогодние сюжеты. Такие игрушки называют «Подставными фигурами». Первые деды морозы были из дешевого материала – ваты, гофрированной бумаги.

После выхода знаменитого фильма Э.Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать» (благодаря популярной песенке – «Пять минут…»). Эта традиция прижилась: на Нижегородской фабрике Ариэль появился усовершенствованный экспонат.

Вместо мишуры украшали елку бумажными гирляндами из флажков.

На елке можно было прочесть собрание сочинений Пушкина, сказки Бажова, Ш. Пьеро. Появлялись серии игрушек «дружба народов», сказки народов СССР.

В 1960-е годы – эпоху Хрущева - на елки вешали «початки кукурузы».

А еще в новогодних украшениях нашло отражение освоение человечеством космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шары-прожекторы.

Специально для маленьких квартир – «хрущевок» начали выпускать маленькие елочки, и соответственно маленькие игрушки.

Выпускали многочисленные сосульки – символизировавшие «оттепель».

Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды из обычных лампочек, выкрашенных в разные цвета цапан-лаком, замыкающиеся в последовательную цепь. С годами изоленты на гирляндах становилось все больше и больше. Лампочки горели без «перемигивания», в отличие от современных с реле. Но, по сравнению со свечками, пожароопасность снизилась. До этого свечки ставились на специальные блюдечки.  

Ученик 5. Время Брежнева – спокойное время. В игрушках были представлены образцовые квартиры и колхозы. В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков»… Стали выпускать дешевые игрушки из пенопласта. Встречались, правда и звери неопределенной породы (не то медведи, не то собаки).

Выпускались игрушки «светофоры»: на улицах появилось много машин, правила дорожного движения учили с детского садика. В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках. «Дюймовочки», «собачки», «зайчики», не висели, а сидели на ветках.

Как определить игрушку ручной работы от штамповки? У шарика выдуваемого вручную, остается маленький бугорок на месте слома трубки. Сегодня ёлочная игрушка – это не только праздничное украшение ёлки, но и предмет гордости коллекционеров. Также появилась традиция преподносить необычные и дорогие ёлочные игрушки в качестве подарка на Новый Год.

Считается, что когда до Рождества и Нового года остаются считанные дни, приходит время, достать из шкафа коробку с ёлочными украшениями и наряжать колючее деревце, надо подержать в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть подольше. Ведь каждая новогодняя игрушка – это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна…

Классный руководитель резюмирует выступления учащихся: мы должны знать историю своих праздников, гордиться народными традициями России.


Список использованной литературы.

  1. Галынский М.С.; Энциклопедия Нового года и Рождества/ М.С. Галынский// М.: ОЛМА-Пресс, 2005 г. – 143 с.

  2. Душечкина Е.В.; Русская елка: История. Мифология. Литература/ Е.В, Душечкина//СПб.: Норинт, 2002 г. – 98 с.

  3. Елочные украшения. Русские, советские, немецкие 1990-1970 гг. Гид для коллекционера// СПб: «арт - СПб», 2004 г. – 247 с.

  4. Зимина М.С.; Энциклопедия семейных торжеств/ авт.-сост. М. Зимина// М.: Эксмо, 2004 г. – 317 с.

  5. Сальникова А.; История ёлочной игрушки/А.Сальникова//М: «новое литературное обозрение», 2008 г. - 240 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Эволюция елочной игрушки»

Автор: Резникова Алла Михайловна

Дата: 24.10.2020

Номер свидетельства: 561096

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства