Методическая разработка квест - поход "Тропа здоровья! для учащихся 6-х классов и родителей
Методическая разработка квест - поход "Тропа здоровья! для учащихся 6-х классов и родителей
Туристическая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, знаяительно расширяя кругозор школьников. С помощью туристско - краеведческой деятельности происходит более эффективное воздействие природной и социальной среды на развитие личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка квест - поход "Тропа здоровья! для учащихся 6-х классов и родителей»
Муниципальный этап регионального конкурса
«Лучшая методическая разработка»
по профилактике асоциальных проявлений детей и подростков «Профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками»
Номинация «Разнообразие форм и методов реализации технологий добровольческого движения»
Методическая разработка
квест поход «Тропа здоровья!»
для учащихся 6-х классов и родителей
Автор: Зубкова Анна Романовна,
социальный педагог
МАОУ города Иркутска гимназия №2
Иркутск
2022
Пояснительная записка
«Все закладывается в детстве…» - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основных принципов воспитания в обществе. Чем раньше мы прививаем детям любовь к окружающей природе, навыки здорового образа жизни, тем лучше они укрепляются в сознании ребенка.
Туристическая деятельность обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор школьников. С помощью туристско-краеведческой деятельности происходит более эффективное воздействие природной и социальной среды на развитие личности. Специфичность туризма и краеведения как раз и заключается в непосредственном погружении учащегося в окружающую его жизнь, что является отличной профилактикой асоциальных проявлений детей и подростков в направлении употребления психоактивных веществ.
Квест поход «Тропа здоровья!» проводился в лесу, в районе поселка Ново-Иркутский, среди обучающихся среднего школьного возраста. Участникам предлагалось выполнить теоретические и практические творческие задания по туризму, ориентированию, экологии и краеведению. Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея квест похода проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.
Квест поход «Тропа здоровья!»
Занятие предназначено для работы с подростками в возрасте 12 - 13 лет., имеет социально – педагогическую направленность, осознание необходимости о здоровом образе жизни. Сценарий квест похода могут использовать в своей работе социальные педагоги, педагоги организаторы, классные руководители, учителя преподающие окружающий мир, биологию, географию, основы безопасности жизнедеятельности.
Цель:
Популяризация здорового образа жизни среди учащихся на примере демонстрации туристических навыков, расширения представлений о способах сохранения здоровья, умения сопоставлять и анализировать.
Задачи:
• сформировать умения и навыки практического характера (силы, ловкости, выносливости, инициативы, настойчивости) к туристической деятельности;
• способствовать развитию интереса у обучающихся к туристической деятельности, установок на здоровый образ жизни;
• Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
• содействовать раскрытию понятий основных опасностей для здоровья,
вызываемых асоциальным образом жизни, вредными привычками; • формирование нравственных качеств личности и сплочение учащихся через совместную деятельность в коллективе.
• воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Участники: учащиеся 6 класса, добровольческий отряд «Next», родители.
Оборудование: карта — маршрутный лист, станции для проведения конкурсов, « сокровища» - шоколадные монеты, компас;
Методы работы:
- словесные методы (объяснение, беседа, дискуссия);
- наглядные методы (иллюстрации, демонстрации);
- практические методы (игры, упражнения, практические задания);
- метод проблемного обучения (частично поисковый метод).
Подготовительная работа.
На подготовительном этапе были разработаны все задания, продуманы в каких местах они будут проходить. Подготовлен весь необходимый реквизит для каждой игры. Для того, чтобы участники игры могли лучше ориентироваться в заданиях, для них были спрятаны записки-подсказки, в которых прописано, на каком этапе какое задание нужно выполнить, чтобы продолжить свой путь дальше и найти «клад».
Для проведения квест похода необходим отряд волонтеров (туристов-проводников), которые следят за правильностью выполнения заданий. Данная методическая разработка будет интересна педагогам и организаторам массовых мероприятий для начинающих туристов.
План мероприятия:
Подготовительно - организационный: постановка целей и задач.
Основная часть: содержание игры (прохождение станций и выполнение заданий).
Заключительная часть. Награждение.
Рефлексия: анализ станций по критериям, овладение обще интеллектуальными способами деятельности, развитие коммуникативной культуры.
Ход игры:
I. Подготовительно – организационный этап:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Добрый день, самые отважные люди нашей гимназии. Мы очень рады, что вы пришли к нам, чтобы отправиться на поиски закопанного клада! Итак, начинаем.
Пожалуй, нет ни одного человека, кто хоть раз в жизни не собирался бы в поход навстречу опасностям и приключениям. Нет ни одного человека, кто бы ни мечтал найти зарытый клад в лесу! И сегодня нам предоставляется такая возможность: сегодня мы отправляемся на его поиски. Но в отличие от многих кладоискателей прошлого нам сегодня обязательно повезет. Нам непременно улыбнется удача. Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные!
Ведущий: Ну что, почувствовали запах хвойного леса? Пахнуло на вас свежим весенним ветром? Прониклись духом приключений? Готовы?
Ведущий: Для нашего похода нам нужны подсказки, а чтобы найти их, нам придется проявить смекалку. Сейчас вы получите карту - маршрутный лист. Вы сможете найти клад если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными, выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Ну что готовы?
Кто будет соблюдать все вышеперечисленные пункты, тот сможет найти дорогу к кладу. Итак, разделимся на две команды.
II. Содержание игры:
1. Игра «Найди шалаш». А первые условия ты найдешь вместе с первой подсказкой, которая спрятана в лесном шалаше, пройдите 50 метров на юго-восток и направо 30 шагов (на протяжении квеста идет спортивное ориентирование, способ обучить участников пользоваться компасом).
Ведущий: Итак, вот стоит лесной шалаш. Кто найдет подсказку?!
(на гвозде у входа рыбка сушеная висит, а в ней подсказка лежит)
Подсказка: В снегу в игры мы играем
Под мешком мы проползаем,
Больше всех всё собираем
Так здоровье укрепляем!
2. Игра «Западня для мишки».
В этой игре требуется минимальная подготовка:
Мешок, набитый листьями и соломой;
Веревка, длины которой должно хватить для того, чтобы натянуть ее между деревьями;
Палочки по 20-30 см., которые предварительно собираете в лесу или (замотанные скотчем бутылки, любые одинаковые предметы).
Приготовление к игре заключается в том, чтобы вы натянули веревку между деревьями, на веревку посередине повесили мешок, набитый листьями. Под мешок накидали палочки, штук 20.Задача заключается в том, что ведущий отталкивает мешок рукой, а игрок должен за определенное время собрать из-под мешка максимальное количество палочек. Победа достается тому, у кого больше веток. Идет общая эстафета для детей в походе на природе.
Ведущий: А теперь пройдите 50 шагов на юго-запад и поверните направо на тропинку.
Подсказка: Ноги, руки — все в движении,
Я ползу под потолок,
Мышцы — просто напряжение —
Сам себя поднять я смог.
Подо мной постелен мат,
Вверх я влез. Помог...
3. Игра «Лазание по горизонтальному канату». Лазание по наклонно или горизонтально закрепленному канату с перекидыванием ног. Взявшись руками за канат, зацепиться за него правой (левой) ногой, согнутой в колене, и, производя поочередное перехватывание руками с одновременным закидыванием одной ноги на канат на под коленке, продвигаться вперед головой (при подъеме) или вперед ногами (при спуске).
(лазание по канату относится к наиболее сложным видам и требует специального обучения и физической подготовленности).
Подсказка: Подтянуться мне непросто,
Я же небольшого роста.
Знает каждый ученик,
Что подтянет нас...
4. Игра «Лесенка».
Цель «лесенки» заключается в выполнении упражнений с последующим увеличением их числа. Если на площадке есть несколько игроков, то они определяют число, на которое будет увеличиваться количество упражнений, а затем по очереди выполняют подход к турнику. После первого круга количество упражнений увеличивается на определенное число и игроки вновь выполняют подход. Из игры выбывает тот, кто быстрее устанет.
Подсказка: Русская красавица.
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
5. Игра «Помоги дереву».
Цель: учащиеся видят дерево запутанное проволокой. Необходимо помочь живой природе, распутать дерево. И найти на нем следующую подсказку.
Подсказка: Разбегаемся быстрее,
группируемся сильнее.
После тянемся вперед
Грузно падаем в песок.
Метку выставим одну.
Это спорт - …
6. Игра «Цепочка».
Ведущий: в каждой команде, между которыми проходит соревнование, 8—10 человек. Первые номера, встав за стартовой чертой, прыгают в длину с места, толкаясь двумя ногами. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжки вторые номера, за ними — третьи и т. д. Заканчивается игра, когда прыжок совершит последний игрок в каждой команде.
Победитель: Команда, цепочка из прыжков которой окажется длиннее.
Подсказка: На тренировках каждый день.
Попасть старается в мишень.
В мишень он в тире попадет,
В «десятку» сразу точно бьет.
7. Игра «Меткий стрелок».
Оружие и особенно стрельба из него всегда вызывает живой интерес у подростков. Кроме того, в настоящее время больше внимание уделяется сохранению здоровья школьников. Организация военно - спортивного досуга в школе позволяет развивать общефизическую подготовку учащихся, воспитывать у будущих мужчин смелость, мужество, решительность, трудолюбие, внимательность и самостоятельность. Некоторые девушки также с удовольствием занимаются стрелковым спортом.
Подсказка: В «красном кафтане»
Лежит на поляне,
И ест без всякой лени,
Из березок поленья!
8. Игра «Собери костер».
Ведущий: итак каждая команда вытягивает карточки видов костров (6 видов). Необходимо за 5 минут собрать костер.
Виды костров. Какой костер разжигать, решайте в зависимости от условий и требований:
«колодец» (поленья, сложенные срубом) – пламя будет низким и широким;
«таежный» из двух уложенных одно на другое бревен – горит в течении 9-10 часов, требует незначительного ухода. Делается он так: возьмите два бревна диаметром 25-30 см, стешите у них одну сторону топором и надрубите по месту теса. Одно бревно, более толстое, положите на землю, а второе на него тесом друг к другу. Между бревен прокладывается растопка. Зажигать такой костер желательно сразу по всей длине;
«нодья» раскладывают в том случае, когда нужен длительный обогрев. Два толстых бревна надрубите по длине и положите надрубами друг к другу. Третье бревно кладите сверху. Между нижними бревнами поместите растопку. Уровень жара этого костра регулируется расстоянием между нижними бревнами. Горит такой костер несколько часов;
«полинезийский» костер лучше всего использовать в условиях, когда желательно остаться незамеченными или когда нужно много золы и углей. Выройте две небольшие ямки, соединенные узким каналом. Стенки одной из них выложите камнями или поленьями и на дне разведите огонь. Такой костер потребляет сравнительно мало дров;
«звездный» костер удобно использовать ночью. Для его разжигания несколько толстых поленьев укладываются концами друг к другу. По мере необходимости просто продвигайте поленья к центру;
«охотничий» делается так: на землю или подложку положите бревно, на него концами еще два бревна с разных сторон. Зажигается место соприкосновения бревен. Разбиваем детей на мини-группы.
1. Задание. Раздаю карандаши или хворост, имитирующие поленья, предлагаю разложить один из видов костров по форме на выбор (шалаш, колодец, нодья, звёздный и т. п.).
2. Следующее задание, объяснить, для чего предназначен именно это вид костра (костер для приготовления пищи, сигнальный костер, костер для обогрева и сушки одежды, праздничный костер).
3. Что вы будете использовать для растопки? (гнилушки, даже в дождь можно обрезать влажные части и внутри будет сухая гнилушка; пух растений и птиц; кусочки коры; высохшие грибы-дождевики; лишайники и папоротники; смола сосны-живица, щепки и стружки сухого дерева).
4. Назвать 4 правила по технике безопасности при разжигании костра (окопать костер, не разводить его вблизи палаток и сухостоя, следить за костром во все время использования, тщательно затушить костер после использования)
5. Представьте себя в роли эколога. От его имени придумайте рубрику для газеты «Советы эколога». Скажите не менее 5 советов.
9. Игра «Перетягивание каната».
Перетягивание каната – любимая детская забава. На середину веревки (15–20 м) привязывается яркая ленточка, косынка. Перед началом соревнований веревку располагают таким образом, чтобы ленточка находилась точно над центральной линией между флажками. Побеждает та команда, которая перетянет на свою сторону не только ленточку, но и не менее трех игроков команды соперников. Игру лучше проводить в два тура, чтобы дать командам возможность поменяться местами, предоставив им равные условия в двух попытках.
(Вариант: каждая команда берет в руки половину веревки, при этом игроки становятся через одного по правую и левую сторону веревки. Условия те же. Можно играющим тянуть веревку одной рукой, стоя на одной ноге).
Подсказка: Почти до финиша дошел.
Отважный начинающий турист.
Сокровища мои я спрятал там,
Где вещи все твои лежат...
(находят последнюю подсказку).
Ведущий: Итак, ребята. Все конкурсы мы с вами прошли. Настал момент, когда мы узнаем, где же все-таки клад?
(учащиеся бегут по тропинке в гору и видят на дереве висят шоколадные монеты).
III этап. Ведущий: Ребята, вы настоящие туристы. Все этапы похода прошли. Вам смело можно отправляться в путешествие. Главное, не забыть с собой компас. А самое главное, вы показали все свои знания, умения и навыки, которые вам обязательно пригодятся в походе, ведь это и есть наш «клад». Я уверена, что каждый из вас «богат» не только своими знаниями, умениями и навыками, но и отличным настроением и положительными эмоциями! Итак, победила дружба! Я благодарю всех за работу. Все участники квеста получат шоколадные монеты.
IV этап. Рефлексия. Ребята, понравился вам поход? А что больше? Что нового вы узнали и чему научились? Вы пойдете в следующий раз?
Вывод: наша задача сделать поход не только вылазкой на природу, но и интересным и увлекательным занятием, способным отвлечьдетей от негативных привычек, гаджетов и компьютерных игр.
Путем грамотной подготовки сценария квест похода в лесу с учащимися, можно добиться определенных успехов. Дети будут с радостью и теплотой вспоминать эти прекрасные дни!
Используемая литература:
1. А.Л. Новиков. Учебно-познавательные игры с элементами топографии (учебное пособие). – М.: ЦДЮТиК, 2004, С.68 2. Е.Л. Родионов. Проблемы школьного воспитания. Игра-соревнование «Неизведанными тропами». – Нижегородский гуманитарный центр, 2003, С. 103-107 3. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003
Приложение 1. Фото квест похода «Тропа Здоровья!»
Приложение 2.
Анкета для оценки уровня отношения учащихся
к здоровому образу жизни.
(Анкета проводится перед квест походом, возможен вариант гугл опроса).
Дорогой друг!
Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.
Выберите наиболее подходящий ответ (да, нет, не знаю).
1. Необходимо ли заботиться о здоровом образе жизни?
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Знаете ли вы, как заботиться о здоровье?
а) да
б) нет
в) не знаю
3. Правильно ли вы, проводите свое свободное время?
а) да
б) нет
в) не знаю
4. Считаете ли вы, вредным употребление курения, алкоголя и наркотических веществ?
а) да
б) нет
в) не знаю
5. Как ты считаешь, можно ли в жизни обходиться без употребления вредных веществ (курения и алкоголя)?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
Приложение 3.
Анкета для контрольной оценки уровня отношения учащихся
к здоровому образу жизни.
(Анкета проводится после квест похода, возможен вариант гугл опроса).
Дорогой друг!
Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.
Выберите наиболее подходящий ответ.
1. Скажите, удалось ли вам получить новые знания о здоровом образе жизни?
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Поняли ли вы, как правильно и с помощью чего бороться с вредными привычками?
а) да
б) нет
в) не знаю
3. Узнали ли вы, какие виды костров бывают?
а) да
б) нет
в) не знаю
4. Как ты считаешь, квест на природе необходим для поддержания здорового образа жизни?
а) да
б) нет
в) не знаю
5. Будете ли вы использовать полученные знания и укреплять свое здоровье?
а) да
б) нет
в) не знаю
Приложение 4.
Результаты анкетирования оценки уровня
отношения учащихся к здоровому образу жизни.
Приложение 5.
Результаты анкетирования контрольной оценки уровня