Мастер-класс «Значение музыкального и хореографического темпа на уроке классического танца»
Мастер-класс «Значение музыкального и хореографического темпа на уроке классического танца»
Работа представляет собой подробное описание мастер-класса для преподавателей хореографических дисциплин детских школ искусств и педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ. Цель мероприятия: показать значение музыкального темпа в освоении учебного материала. Задачи: раскрыть темповые градации в музыкально-хореографическом взаимодействии, представить методические средства, позволяющие в учебном процессе обеспечить освоение материала в непрерывном движении от учебного темпа к исполнительскому
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Значение музыкального и хореографического темпа на уроке классического танца» »
Шайхуллина В.П.
преподаватель хореографических дисциплин
МАУДО города Нижневартовска
«Детская школа искусств №1»
Мастер-класс
Тема: «Значение музыкального и хореографического темпа на уроке классического танца»
Цель: Показать значение музыкального темпа в освоении учебного материала.
Задачи: Раскрыть темповые градации в музыкально-хореографическом взаимодействии.
Вопрос, который сегодня мы поднимаем, не так прост, как представляется на первый взгляд. Зачастую мы пользуемся тем, что передано нам показом или рассказом, т.е. «живым методом». Указания «медленнее», «быстрее», которыми мы пользуемся на уроке, приблизительны и не укладываются в четкие метрические определения. Только опыт педагога и концертмейстера уточняет эти понятия.
Действительно, какой брать темп? Что взять за образец? Состав класса, чаще всего, очень разнороден, физические возможности учеников различны. Чувство безошибочного темпа приходит с опытом. Что может служить ориентиром?
Если класс достаточно хорошо владеет материалом, значит, выбранный темп можно считать нормой для этих учебных примеров, для этого класса.
Опыт педагогов прошлых лет приводит к мысли о том, что если 60% класса освоили заданный темп исполнения, следует считать его полезным, заставив таким образом подтягиваться остальных. На 1 этапе - нужно показать учащимся движение в том темпе, который сохраняет характер, образ движения. На 2 этапе - делим движения на составные части, детально прорабатываем в различных темпах, добиваясь качества. Наконец, 3 этап - соединение частей в целое.
Итак, темп делится на 2 основных вида: темп учебный и темп исполнительский. Каждый выполняет строго определенные задачи. В учебном темпе выполняется точность исполнения всех правил движений, в исполнительском темпе воплощается техника и мастерство. Педагог должен давать материал точно и гибко.
В учебном процессе по мере освоения материала идет непрерывное движение от учебного темпа к исполнительскому.
Предлагая быстрый темп для ранее пройденных движений, педагог неизбежно сталкивается с некоторой потерей чистоты исполнения. Поэтому он неустанно в других учебных примерах возвращается к более медленным, полезным темпам, сохраняя и связывая строгость и академизм исполнения с уверенностью, что эти качества со временем обнаружатся в исполнении движений в быстром темпе.
Для того, чтобы выбрать необходимый темп сопровождения, надо знать как соотносятся музыкальный темп и хореографический. Танцевальный темп сам по себе является сочетанием разных темпов: движений рук, ног, головы и корпуса. Это явление называется политемповостью. Если рассматривать, в качестве основного показателя темпа скорость чередования движений тела, то по сравнению с ней музыкальные темпы, основанные на моторике движений пальцев рук музыканта, могут быть значительно скорее танцевальных. Поэтому при взаимосвязи музыки и танца отмечается РАЗЛИЧИЕ МЕТРИЧЕСКИХ ДОЛЕЙ: скорости танцевального движения может соответствовать относительно крупная музыкальная единица - несколько долей или такт.
К примеру, деми плие – на 1 движение деми плие, приходится несколько муз долей.
В связи с этим вопрос о единстве темпа в совместной исполнительской деятельности музыкантов и танцовщиков является: наиболее актуальным и часто вызывающим разногласия. Установление общего темпа, а также взаимное обсуждение темповых проблем необходимо. Для этого нужно заранее проговаривать, где и в какой комбинации, какие будут отклонения.
Для достижения художественной выразительности существуют темповые отклонения, так называемые агогические отклонения, т.е. замедления и ускорения. Музыка, как и время, живая субстанция, и подвержено изменениям – сжатию и растяжению.
Темп и агогика – сфера наиболее заметно проявляющаяся взаимодействие музыки и танца. Агогика – отклонение реальной длительности звуков и пауз от указанных в тексте, т.е. колебание, изменение темпа, создающие ощущение естественности, органичности музыкального движения, его дыхания.
Применение этих отклонений получил наибольший расцвет в эпоху романтизма, и сейчас мы пользуемся музыкальными фрагментами в стиле этой эпохи.
В любых комбинированных движениях присутствуют агогические отклонения, потому что это музыкальная стилистика (во всем экзерсисе – при сочетании разнохарактерных движений)
Основные музыкальные темпы делятся на 3 –медленные, средние, быстрые, которые в свою очередь, тоже делятся на многочисленные темповые обозначения. Каждое из которых имеет свою ритмическую пульсацию и выражается в единицах времени.
В нотном тексте есть словесные и метрономические указания. Словесные указания сообщают о характере музыки и подразумевают соответствующий ему темп, но они имеют приблизительное значение. Так же есть дополнительные словесные указания, которые уточняют основной темп, например, мольто виво – очень живо или сообщают о его изменениях аччелерандо – ускоряя, ретенуто- замедляя. Своё скоростное значение словесные указания получили с изобретением метронома.
Предлагаем провести эксперимент. (показ таблицы) неизбежно будем выходить за рамки стабильного темпа, хореографу лучше работать не под механическую музыку, а под живую, т.к. в рамках удержать комбинацию практически нереально.
На примере батман тандю покажем, как может происходить темповая градация.
Для этого движения необходим четкий ритмический рисунок, а также желательно присутствие синкопированного ритма. Благодаря затакту, который определяет темп упражнения, музыкальный фрагмент становится более четким, активизирует упражнение, акцентирует точность исполнения и передачу характера.
Возьмем размер 4/4, характер музыки – четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. 52
К каждому движению используется препарасьон, который тоже задает темп комбинации. Самый удобный темп-это тот темп, в котором можно подготовится, он должен быть логичным, естественным, и следовательно, достаточно ожидаемым и предсказуемым.
Показ и разбор.
2 вперед медл, ронд, пур ли пье, л.н 2 вперед, п.н пассе партер 2 раза, в сторону по 1 поз 2, 3-й в плие, опять 2 , 3-й в плие, 2 бат л.н. вперед, п.н. в сторону- тур
Темп – огромная движущая сила, это одно из главных составляющих музыкально-хореографического действия. Если темп будет слишком медленным, то произойдет застой, который приведет к разрушению образа. Если слишком быстрым, то не будет ясности, что приведет к хаосу.
В основе природы ощущения темпа лежит двигательный опыт человека. Мы соотносим музыкальный темп с темпом естественных, телесных проявлений: дыхание, пульса, ходьбы, бега и др движений. В связи с этим одним из важных условий, успешного и плодотворного танцевально-музыкального взаимодействия является способность его участников к запоминанию темпа совместного исполнения. Есть общий темп, найденный и утвержденный в процессе работы. Высоко ценится способность музыканта, у которого есть чувство внутреннего ритма, умение ясно представлять движения и запоминать их скорость. Элементы танца, в этом смысле, являются чрезвычайно стабильными темповыми показателями. Они дают более определенные ощущения для запоминания темпа.
У музыкантов, в силу профессиональной тренированности, выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, поэтому сильнее взаимосвязь (корреляция) между музыкальным темпом и хореографическими упражнениями.
Далее, для примера, возьмем комбинацию ронд де жам партер – она уже проучена, мы ее прокомментируем с музыкальной точки зрения. Для использования ронд де жам партер ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть спокойным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и неспеша. 6 класс уже владеет как быстрым темпом, так и медленным, поэтому возьмем комбинированное движение и соответственно так же услышим темповое различие.
Муз размер 4/4. Для того, чтобы определить темп, в котором нам будет удобно исполнять комбинацию, воспользуемся метрономом и выберем необходимый темп, который будет являться наиболее удобным. 40
Показ. Разбор.
2 ронд ¼, 3 1/8 в плие, ронд на плие на 45, все обратно! Растяжка вниз, перегиб назад, пассе пар тер, 1 арабеск пор де бра, па фаи 4 арабеск закончить.
Остановимся еще на одном важном элементе – вращение.
Все зависит от задач, поставленных педагогом. Если во вращении мы делаем замедление, тем самым показываем мастерство танцовщика, умение зафиксировать и выдержать позу, смещение темпа дает возможность подчеркнуть выразительность и красоту движения. А ускорение нарабатывает технику и виртуозность. Мелкая техника создает ощущение оживленного движения.
ВЫВОД:
Выбор соответствующего темпа имеет огромное значение.
Работа в разных темпах дает прочные навыки и знания, серьезность и глубину понятий, а исполнение со временем приобретает черты академической ясности.
Музыка и танец живут по законам вдохновения и творчества.
Хочется сказать, что только знания дают ключ к пониманию метроритмических закономерностей и позволяют концертмейстеру верно находить музыкальное решение поставленных педагогом задач.
Танцор при помощи музыки совершает «души исполненный полет», а музыкант помогает этот полет осуществить.