Дорогие гости Земли поморской, родины Ломоносовской примите от земляков Михайлы Ломоносова, великого сына Отечества нашего низкий поклон от сердца чистого, хлеб-соль от радушия искреннего, слова приветливые от помыслов пламенных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ломоносов-великий сын Отечества»
Сценарий литературно – музыкальной гостиной «Ломоносов-великий сын Отечества»( к 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова).
Вступительное слово хозяйки гостиной: За основу сегодняшней литературой гостиной взята неизвестная лирическая поэма о великом поморе Нины Ивановны Гаген-Торн «Начало пути». Она создавалась в сталинских лагерях в течение пяти лет. Творение поэмы о Ломоносове спасали душу поэтессы в печально знаменитом потемском лагере.
(Звучит колокольный звон)
Чтец 1 - Приветствие: Дорогие гости Земли поморской, родины Ломоносовской примите от земляков Михайлы Ломоносова, великого сына Отечества нашего низкий поклон от сердца чистого, хлеб-соль от радушия искреннего, слова приветливые от помыслов пламенных. Всяческих благ вам, гости ненаглядные, многих радостей и доброго настроения на торжествах Ломоносовских и во всякий будний день вашего бытия.
(Звучит колокольный звон)
Чтец 1: «Широка прозрачность неба, Отражённая в светлой реке. Что тебе надо от жизни – потребуй И в детском сожми кулаке, Как сжимаешь ты гальку плоскую Перед тем, как её швырнуть И следить, считая полоски, Которыми чертит она волну. Ухвати облака кулаками, Белоголовый юнец, Встань в истории перед нами: Буян, академик, певец».
Ведущий 1: Примерно в 80 км от города Архангельска река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки, которые огибают многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Курострова, почти напротив Холмогор, в начале XVIII века располагались деревеньки – Денисовка, Мишанинская, Афанасьевская и Григорьевская (сейчас они слились в одно село – Ломоносово). В одной из этих деревень – деревне Мишанинской жило семейство Ломоносовых.
Ведущий 2: Поморье, явившееся колыбелью великого учёного и писателя, было особым местом в России, оно почти избежало крепостного права. Здесь испокон веков жили вольные, сильные, мощные люди. Здешние крестьяне, в отличие от крепостных, назывались «черносошными», т.е. были государственными. Такие крестьяне платили «подушный оклад» - налог с каждой крестьянской души мужского пола.
Ведущий 1: На Севере рано началось расслоение крестьянства, и потому уже в начале XVII века здесь можно было встретить весьма зажиточных крестьян. Таким зажиточным «черносошным» крестьянином был и Ломоносов Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским рыбным промыслом. У Василия Дорофеевича была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.
Ведущий 2: Женился Василий Дорофеевич поздно на молодой девушке, дочери дьякона, Елене Ивановне Сивковой. Первенец и единственный сын Михайло родился 8(по новому стилю 19) ноября 1711 года.
Чтец 2: «Пахнет сосна, Плещет Двина, Память всему – одна, Год, как и тысяча лет: Тот же прозрачный свет, Тот же весенний лёт Диких гусиных стай В северный край; Тот же осенний сбор Ягод по склонам гор. Тот же морозный круг, В лунном лице испуг, Льдины о льдину стук. Так же по руслам рек Издревне шёл человек».
Ведущий 1: Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, в то время как отец отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка» вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными.
Ведущий 2: Михайло рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти благодаря соседу Ивану Шубному и местному дьячку Семёну Сабельникову. В возрасте около 10 лет Михайло Васильевич уже был грамотен, а в 12 лет был лучшим чтецом в деревне. С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позднее Ломоносов назвал их «вратами своей учёности».
Ведущий 1:Овладение грамотой открыло Ломоносову путь к самообразованию, но этому жизнь в доме отца не способствовала. Дело в том, что мать Михайлы Васильевича рано умерла, когда ему было 9 лет. Отец скоро женился вторично, но неудачно. И ему пришлось жениться в третий раз. С этого времени Ломоносову жилось в доме отца всё хуже и хуже. Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упрёки мачехи. Считая это дело пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца.
Чтец 3: «Выходил он маленький Ко своей завалинке, С Богом разговаривал: «Почему цветы цветут, Почему ручьи бегут? Почему мы сами – тут?» Вырастал он отроком, Поддевал треску крюком, Говорил с волной о том: «Почему волна гремит, Почему звезда стоит? Почему душа горит?» Как дорос до юноши, Свахи кунью шубу шить Стали, да засватывать; Он сказал слова опять: «Я теперь завет кладу, Я теперь в Москву иду, Я всему ответ найду».
Ведущий 2: В доме сложилась тяжёлая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы «поступить там в ученье». С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного «полукафтан и три рубля денег» и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было 19 лет.
Чтец 4: «Белый стелется туман, Крепче кружится мороз, Вдоль заснеженных полян Рыбный тянется обоз. И тревожится душа Пред неведомой судьбой. Ты ль, Москва не хороша С золотою головой? Как ты встретишь пришлецов От широкой от Двины? Белых стен сошлось кольцо, Стали улицы видны».
Ведущий 1: Упорно, но довольно медленно двигался будущий учёный к цели. Первый шаг к овладению наукой был сделан уверенно и смело. В первых числах января 1731 года он, наконец, увидел Москву. Там его никто не ждал, но неожиданно встретил односельчанина, который приютил его – «дал угол для жилья». Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
Чтец 5: «Ушёл я из, отчего дома И шёл с Холмогор сюда, Надеясь найти искомое! Возьмёшь меня в школу? Да? - Ты юноша вельми речивый, Учёному это подстать, Но сколь законны твои порывы Желательно мне узнать: Имя отца как? - Василий Дорофеев… Из-под Архангельска… Ломоносов сын. Я, domine, книгу твою имею, Её мне земляк один Раздобыл и оставил. Я читал. И стою у дверей Того, кто себя прославил Учёнейшим из мужей. Откроешь ли двери знанья? Нужде мой помоги! – Старик осмотрел в молчаньи Полушубок и сапоги, Под кудрями лоб упрямый, Припухлость округлых губ - Коли пришёл уж, откуда незнамо – Оставайся. Мне смелый люб. Но помни: горьки корни ученья, Сладок лишь вкус плодов. …Михайло сел за чтенье Среди маленьких школяров».
Ведущий 2: Так начался «изумительный подвиг» Ломоносова в овладении наукой. Условия были самые тяжёлые, общежития не было, приходилось жить на 3 копейки в день. Ломоносов шагал в ученье семимильными шагами. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст). Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.
Чтец 6: «Над Москвою первопрестольной Звоны колоколен, Облака да ветер перекрёстный. День стоит великопостный. Под Блаженным в луже талой – Голуби купаются. Михаил идёт усталый, Мыслям улыбается: «Ох, строги, строги монахи! Учим греков да латынь. Локти рваны у рубахи – Поживи-ка на алтын! Дома батя в тёплой хате, Аки блудному сынку Простирает мне объятья, - Нет, вернуться не могу! Кем я стану? Сам не знаю! Может в Азии попом? Академию кончаю, А мечтаю не о том… Мне бы в море! Запах соли, Паруса, смола, канат…» Встречный ветер щёки колет, Да гудит охотный ряд. Шёл с толпой, снег тер – Оттепель настала вдруг. В этот день направил ректор «В Академию Наук».
Ведущий 1: В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов.
Чтец7: «- Здорово, Нева! Ты позволишь Жить на твоих берегах? Тебя я ещё не знаю, Но сёстры с Двиною вы. – Так Ломоносов шагает По набережной Невы. Он счастлив. Вызван недавно Академией светских наук. И город Петровой славы Тешит его, как друг. Грозен Васильев остров, Убого студентов житьё: Корни наук не просто Глотать с ледяным питьём, Вместо прочей пищи телесной, Но Михайле весело знать Силу свою. И не тесно По невским просторам шагать. Морщит лужи весенний ветер, Тает и моросит. И – удивительно светел – Падает луч на гранит. Отсюда открыты двери – Весь мир обойди, не стой! Михайло твёрдо верит, Что схватит науку рукой, Как штурман штурвал тяжёлый. - Ему ли о том забыть, Какую в поморских сёлах Учатся силу копить».
Ведущий 2:В новом учебном заведении любознательный и талантливый помор проявил огромный интерес к наукам. Но пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим. В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию.
Чтец 8: «И всё Михайле мало, мало – Так воду жаждущие пьют. Казалось, знаний не хватало, Пробел, глядишь, то там, то тут. И в край загадочный и дальний Плывёт Михайло кораблём. Весёлой чайки взмах прощальный И к горлу подступает ком…»
Чтец 1: 8 сентября 1736 года Ломоносов морем выехал в Марбург. В Марбургском университете русские студенты должны были совершенствоваться в науках. Ломоносов изучал под руководством проф. Христиана Вольфа физику, математику, и философию, познакомился с последними достижениями европейской науки.
Чтец 2: К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г. Фрейберг изучать металлургию у проф. Генкеля. Но этот химик старого склада не мог удовлетворить широко образованных русских, а особенно Ломоносова. Натянутые отношения скоро перешли в ссору и привели к тому, что Ломоносов в мае 1740 года ушёл от Генкеля и возвращается обратно в Марбург, чуть было не угодил в прусскую армию, но ловкость вербовщика потерпела неудачу – Ломоносов бежал.
Чтец 3: В Марбурге 6 июня 1740 года он женился на местной уроженке Елизавете Цильх. Затем учёный вернулся на родину, а жене велел ждать вызова.
Чтец 4: Ломоносов затратил на ученье всего 10 лет. Его можно назвать титаном по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности.
Чтец 5: Тридцатилетний Михаил Васильевич возвратился на родину всесторонне подготовленным, но без средств к существованию и без жены, которая осталась в Марбурге до лучших времён. Летом 1741 года он возвращается в Петербург, а с 8 января 1742 года Михаила Васильевича назначают «адъюнктом физического класса» Петербургской Академии наук, с содержанием 360 руб. в год.
Чтец 6: В это самое трудное время к нему приезжает жена, которая принесла и радость, и горе – известие о рождении первенца – сына Ивана, прожившего всего 5 недель.
Чтец 7: С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Выполнение ряда научных работ принесло Михайле Васильевичу диплом профессора химии Петербургской Академии наук, т.е. он стал академиком. Указ был подписан 25 июля 1745 года. Академиком и профессором проработал Михаил Васильевич 20 лет, до самой смерти.
Чтец 8: Многогранны его научные работы: «О слоях земных»; «Рассуждения о твёрдости и жидкости тел»; «Размышления о причине теплоты и холода»(1744г.); в 1756 г. открыл химизм горения, в 1748 г. открыл первую в России химическую лабораторию. Вскоре он устроил лабораторию и у себя на дому. Он наладил изготовление аппаратуры и химической посуды, на которую израсходовал до 200 пудов стекла. В эти годы Михаил Васильевич впервые в науке использует микроскоп. Труды Ломоносова были известны во всей Европе. После 1744 года появились другие научные труды. В течение некоторого времени М.В.Ломоносов был во главе Географического департамента Петербургской Академии наук.
Чтец 1:Горячий патриот, Ломоносов всю жизнь боролся за честь и достоинство россиян. С большой дальновидностью Михаил Васильевич в 50-х годах 18 века стал хлопотать об открытии Московского университета. Указ об открытии Московского университета был подписан 23 января 1755 года, но занятия в нем начались 7 мая того же года. Последние годы жизни Михайло Васильевич часто и тяжело болел.
Чтец 9: «Он, обнимавшийся с волною, Как с яростным, гривастым львом, Палимый холодом, что зноем, Сквозь ветер шедший напролом, Простой, земной, обыкновенный, Он, самый рядовой в ряду, Сбивавший об утёс колена, Отлично цену знал труду! Он, помышлявший о высотах, Чтобы в гостях побыть у звёзд, Мечтавший о воздухолётах, Поймавший молнию за хвост, Он, услыхавший рокот гулкий Подземных благоносных сил, Где злато, словно бы в шкатулке, Которое весь мир копил, Где, приложив умело руки, Получишь уголь, нефть, руду, Он, съевший соли пуд в науке, Отлично цену знал труду. Он, распознавший атом-чудо, Вперёд взглянув на сотни лет, Защитник крепостного люда, Свидетель всенародных бед, Был страшен тем, кого бывало, С поличным за руку ловил. Хлопот им доставлял немало, За что и был всегда не мил. И как не может побрататься С врагами честный прокурор, Так многим, многим тунеядцам Не мог быть другом «злой» помор».
Ведущий 1: Ломоносов был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Он был страстным борцом за передовую науку, которая ломает старое и открывает пути к новому.
Ведущий 2: Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почётный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие.
00(Звучит колокольный звон)
Заключительное слово хозяйки гостиной:
Список используемой литературы
1. Гаген-Торн Н. Начало пути / Н. Гаген-Торн. // Белый пароход.-1996.- №1.- С.7-9. 2. Ишлинский А.Ю М.В.Ломоносов – великий русский учёный / А.Ю.Ишлимский, Г.Е.Павлова. - М.: Педагогика,1986. 3. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов/ Э.П.Карпеев. - М.: Просвещение, 1987. 4. Марков А.Я. Михайло Ломоносов: Поэма/ А.Я.Марков. - М.: Современник, 1973. 5. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждение потомков. Стихи и проза о нём.- М.: Современник, 1989.- (Открытия и судьбы). 6. Уткина Н.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов/ Н.Ф.Уткина. - М.: Мысль, 1986.