kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логистика – жизнь после пандемии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логистические компании  в период пандемии  и пост-пиковый период столкнулись с очевидными сложностями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логистика – жизнь после пандемии»

Логистика – жизнь после пандемии


Пандемия COVID-19 изменила не только жизни многих людей, но и ситуацию на глобальном и местных рынках. Во всем мире произошло значительное сокращение производственных мощностей в связи с закрытием границ между странами и введением режима самоизоляции. Пандемия коронавируса нарушила привычные связи между производителями и потребителями и внесла серьезные изменения в бизнес логистических компаний.

Пандемия стала непростым временем как для людей, так и для бизнеса. Но неслучайно в китайском языке «кризис» обозначается иероглифами «опасность» и «возможность». На рынке были как пострадавшие, так и те, кто сумел приспособиться к новым вводным. Порядка 70% логистических операторов признают, что кризис сказался на их работе негативно, но около 20% видят позитивные моменты. 

Логистические компании в период пандемии и пост-пиковый период столкнулись с очевидными сложностями. Закрытие границ разных стран, ужесточение мер по контролю за эпидемиологической безопасностью перевозок, падение спроса на покупку и перевозку товаров, - всё это сказалось на стратегии ведения бизнеса перевозчиками и их экономическом положении. Более «слабые» логистические компании потерпели крах. Те, кто сумел вовремя принять антикризисные меры и адаптироваться к ежедневно меняющимся условиям работы – выдержали.

Согласно отчёту, опубликованному компанией FreightWaves, к 2023 году логистическая отрасль будет оцениваться в 15 триллионов долларов и составит приблизительно 12% от совокупного мирового ВВП. В первые месяцы 2020 года морские перевозки сократились на 10%, а авиаперевозки — на 19%. На фоне кризиса многие авиакомпании превратили свои коммерческие рейсы в грузовые.

Лидеры рынка стремятся создать оптимальные цепочки доставки товара. В том числе и за счёт использования передовых технологий. Сегодня многие крупные игроки вкладывают огромные средства не только в расширение сети своих складов но и в их автоматизацию. В рамках логистического сервиса всё должно работать бесшовно. Ярким примером среди российских компаний является Wildberries. За счёт использования IT-технологий она ускоряет процесс доставки, снижает стоимость товаров и предлагает своим пользователям удобный интерфейс.

В сложившейся ситуации индустрии логистики не остаётся ничего другого, кроме как пройти через технологическую трансформацию. Преимущества получат те компании, которые укрепят свой бизнес надёжными цифровыми решениями, обеспечат видимость транспорта и отслеживание груза в реальном времени. Это повлечёт за собой инвестиции в такие технологии, как интернет вещей, облачные вычисления, автоматизация и анализ данных. Инновационные технологии позволят компаниям стать лучше конкурентов, а положительный эффект от их внедрения будет ощущаться на протяжении долгого времени после завершения пандемии.

Внедрение IT-технологий в логистические процессы (цифровизация или диджитализация) не новый тренд, однако пандемия Covid-19 значительно его активизировала.

В условиях пандемии трансформация рынков электронной торговли была обусловлена необходимостью адаптации к новым условиям. Потребители, под влиянием возникших обстоятельств, изменили свое покупательское поведение, приспособившись в условиях карантина к мерам социального дистанцирования.

Увеличение объемов торговых операций через социальные сети, интернет-магазины и различные приложения привело к общему росту масштабов продаж. Этот рост в значительной степени был обусловлен не только ростом рынка формата «Business-to-consumer» (В2С), но и увеличением объемов электронной коммерции формата «Business-to-Business» (В2В).

Актуальность темы и необходимость исследования проблем в условиях пандемии, обусловлена глобальными процессами цифровизации всей мировой экономики.

Наблюдаются устойчивые тенденции, при которых, с одной стороны, классические торговые сети вынуждены использовать мобильные приложения и создавать онлайн-магазины, а с другой, интернет-магазины открывают залы для демонстрации товаров и развлечений (шоурумы), торговые точки, пункты выдачи товаров, станции приёма и выдачи малогабаритных отправлений (постаматы). В результате действия этих процессов, стираются различия между онлайн и офлайн-ритейлерами.

К потенциальным положительным эффектам, которые возникают в результате онлайн- торговли и которые будут привлекательны для покупателя, можно отнести, снижение рисков импульсивных покупок, характерных при посещениях супермаркетов.

Несмотря на то, что появление интернета в России не сразу привело к возникновению онлайн-торговли, уже около 30 лет назад стали появляться первые электронные сервисы для сравнения цен. Пионерами в области электронной торговли стали «Ozon.ru» в 1998 году и «Яндекс.Маркет» в 2001 году.

Россия демонстрирует резкое увеличение темпов распространения интернета и в настоящее время количество пользователей Рунета достигает почти 100 млн человек, из которых 90 % пользуется им практически ежедневно.

Согласно информации, привлекательными для покупателей, пользующихся услугами Интернет-торговли, являются: удобство совершения покупок; возможность круглосуточного приобретения товаров; экономия времени; возможности оперативного сравнения цен у разных онлайн-продавцов.

При этом, более чем в 6 раз продемонстрировала рост за сравнительно короткий период и электронная торговля.

Лидерами электронной торговли в России, по результатам 2019 года стали:

«Wildberries» (210,6 млрд рублей), «Ситилинк» (90,4 млрд рублей), «Ozon» (80,7 млрд рублей) и «М.Видео» (57,5 млрд рублей).

На основании сведений, в период пандемии в 2020 году наблюдалось значительное увеличение объема продаж в системе Интернет-торговли. Так, например отмечено, что еще в начале 2020 года вряд ли кто-либо мог ожидать, что онлайн-торговля продемонстрирует «фантастические темпы роста» и в апреле-мае 2020 года достигнет 3,3%, а в июне 5% от темпов роста всего рынка Выручка компании «Ozon» за 2020 год выросла на 140% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, превысив 195 млрд. рублей. В свою очередь, прямой конкурент – компания «Wildberries» увеличила оборот на 96% по сравнению с 2019г. и достигла 437,2 млрд. рублей, что более чем в 2 раза превышает показатель компании «Ozon». В первую очередь, такой сильный рост связан с введением ограничений, связанных с пандемией Covid-19, что повлекло за собой рост количества заказов и ускорение региональных продаж. На фоне произошедших событий в 2020 году произошло также развитие финансово технологических сервисов и платформы маркетплейса, которая обеспечила долю не менее 48% от общего оборота продаж товаров компании «Ozon». Это связано со значительным ростом количества продавцов. Так, например, компания «Wildberries» даёт более детальные показатели увеличения количества продавцов использующих платформу для реализации своих товаров: c 19 тысяч до 91 тысячи соответственно, что позволяет судить о приросте более чем на 350%.

Стоит отметить, что более чем в 90% случаев покупатели забирают заказы самостоятельно в пунктах выдачи. Так, в 2020 г. произошло активное увеличение пунктов выдачи, действующих по партнерской программе. Если компания «Ozon» преимущественно пользуется франчайзингом, то «Wildberries» начинает активно сотрудничать с малым и средним бизнесом, так, например, было заключено сотрудничество с группой компаний.

“Обувь России”. Кроме того, обе компании активно расширяют свои логистические возможности с помощью автоматизированных почтовых станций (постаматов), как собственного бренда, так и на партнерских началах.

Периодом бурного экономического роста обеих компаний стал 2020 год, а компания «Ozon» впервые за 20 лет достигла уровня безубыточности, что делает возможным выход

23,75

22,5

23

21,25

«Ozon» на Initial Public Offering (IPO) - первое публичное размещение акций компании на бирже.







41,25
















12,5

17,5

8,75

17,5

6,25

Рисунок 1 – Частота совершения покупок товаров онлайн до и после введения режима самоизоляции


В утверждении одного из руководителей холдинговой компании

«Veon», которая контролирует телекоммуникационные активы в ряде стран Азии, Африки и в странах СНГ и, согласно которому, пандемия Covid-19 «способствовала ускорению цифровизации мировой экономики в 10 раз».

С его точки зрения пандемия создала благоприятные условия для так называемой дисрапции рынков (англ. disruption), при которой происходит изменение «правил игры» и резкое укрепление рыночных позиций игроков, использующих конкурентоспособные инновационные технологии и бизнес-модели.

В то время, когда уже на начальном периоде пандемии в первом квартале 2020 года многие инвесторы стали избавляться от акций промышленных компаний, а сферы экономики, связанные с производственной деятельностью, продемонстрировали рекордное падение объемов производства, крупные игроки, действующие на рынке информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), сообщили о резком увеличении числа клиентов и значительном росте выручки.

В первом квартале 2020 года, только одни ИКТ-гиганты заработали соответственно, Amazon - 34,6 млрд. долларов, Facebook - 25,3 млрд. долларов, Microsoft - 8 млрд. долларов и Oracle - 7 млрд. долларов, при этом рыночная капитализация компании Amazon составила более чем 1,23 трлн долларов и, на 23 %, повысилась стоимость акций компании.

Согласно сведениям, в России, в связи с ограничительными мерами, уже с начала пандемии, к услугам онлайн-торговли обратились 15 млн новых покупателей.

Из числа всех, пользующихся интернетом, 87% пользуются сервисами онлайн-торговли.

В первом квартале 2020 года онлайн-компании в США и Великобритании на 53% увеличили объемы продаж в годовом исчислении. Рост онлайн-продаж в Корее составил 45%, а среди европейских онлайн-компаний лидерство принадлежит Италии (на 85%), Испании (на 30%) и Франции (на 13%).

В соответствии с мнением несмотря на то, что фактор пандемии привел к стремительному росту электронной коммерции, не следует исключать вероятность снижения покупательной способности клиентов и последующего за этим спада объемов продаж через онлайн-площадки и сети розничной торговли.

На рисунке 2 показан график, иллюстрирующий темпы роста общей выручки электронной коммерции в секторе B2C в период с 2012 по 2020 год.

Пунктирной линией показано снижение темпов роста, ожидаемое после окончания пандемии. Прогноз составлен на основании сравнения предварительных данных компаний данного сектора за 2020 год и 1 квартал 2021 года, в том числе общей выручки электронной коммерции в секторе B2C.


Рисунок 2 – Темпы прироста общей выручки электронной коммерции в секторе B2C и

прогноз на 2021 г., %


Соответственно в целом по миру ожидается, что в 2021 году доля электронной коммерции в секторе B2C будет занимать не менее 17 % от общих объемов продаж.

К проблемам, c которыми столкнулась электронная торговля в период резкого увеличения объемов продаж в условиях пандемии, можно отнести, например, возросшие риски интернет-мошенничества, проблемы безопасности торговых операций и продукции, увеличение логистических задержек, риски отмены заказов и необоснованного повышения цен.

Вместе с тем, на отдельных сегментах онлайн-торговли, в условиях пандемии, в связи с падением потребительского спроса, наблюдается спад. К таким онлайн-сервисам относятся, например, сервисы для бронирования жилья и авиабилетов.

К тенденциям развития рынков электронной торговли можно отнести, например, процессы консолидации.

Как отмечено, значительная консолидация рынков электронной торговли наблюдается в Китае и в США. Так, например, в Китае, 83,8% рынка, принадлежит четырем крупнейшим игрокам. Значительно более низкий уровень консолидации демонстрирует рынок электронной торговли в России, на котором крупнейшие компании занимают не многим более 27 %.

С одной стороны, консолидация, позволяет упростить коммуникационное взаимодействие между компанией-продавцом и многочисленными торговыми онлайн- площадками, что позволяет снизить уровень взаимных издержек. Некоторые положительные последствия от консолидации множества плохо структурированных интернет-площадок могут быть отмечены и покупателями.

Так, например, к возможным положительным последствиям консолидации можно отнести: меньший уровень цен; возможность выбора расширенного ассортимента товаров на одной крупной онлайн-площадке; упрощение процедур поиска нужного товара и, как следствие, уменьшение времени, затраченного покупателем на покупку.

Вместе с тем, следует понимать, что процессы консолидации участников на рынках электронной торговли могут приводить не только к положительным, но и к отрицательным последствиям, характерным для монополизированных рынков и, к которым могут быть отнесены, в числе прочих, риски возникновения недобросовестной конкуренции.

Кроме того, к тенденциям, формирующимся на рынке онлайн-торговли, усиливающимся в условиях пандемии, можно отнести следующие:

  • замена пунктов офлайн-торговли на электронных онлайн-площадки;

  • прямая поставка товаров от производителя к покупателю, что позволяет исключить затраты промежуточную складскую логистику и минимизировать дистрибьюторскую наценку (дропшиппинг);

  • замена посредников программно-цифровыми платформами (уберизация).

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в период пандемии наблюдался резкий подъем активности интернет-площадок, что привело к более глубокому внедрению электронной торговли во многие сферы социально- экономической жизни общества.

Несмотря на то, что в “после пандемийный период”, вероятно, произойдет некоторый спад активности торговых операций, можно утверждать, что электронная торговля стала реалией современных рыночных отношений.

После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе. Как говорится, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.

Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческих команд всех игроков логистического рынка. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логистика – жизнь после пандемии

Автор: Пашенко Людмила Юрьевна

Дата: 05.09.2024

Номер свидетельства: 655849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства