kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная.Е.И.Чарушин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие по произведениям Е.И.Чарушина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная.Е.И.Чарушин»

Литературная гостиная «Е.И.Чарушин»

- Посмотрите на выставку книг, которой украшен наш зал. Здесь вы видите некоторые книги Е.Чарушина. . Сегодня мы вспомним некоторые произведения писателя и художника Е.Чарушина, известного своими добрыми рассказами и иллюстрациями о животных.

Продолжить название произведения Е.И.Чарушина

Почему Тюпа….. (не ловит птиц)

Кот…. (Епифан)

Олениха…. (с олененком)

Северный….. (олень)

Почему тюпу прозвали……(Тюпой)

Никита…..(доктор)

Как Томка не показался…..(глупым)

Страшный……(рассказ)

Что за….(зверь)

Дети рассказывают о писателе.

1)Евгений Чарушин родился в 1901 году в городе Вятка, в интеллигентной семье художника-архитектора, «где нормой жизни были честность, доброта, дружба», а главным – любовь к природе.

2.Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал.

3)Семья жила очень дружно. В доме собирались музыканты, художники.

4)Все началось с детства. Вместе с мамой мальчик ходил в лес, там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад.

5)Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей. Это были друзья мальчика.

6.Однажды, когда Евгению было шесть лет, он решил есть все то, чем питаются птицы. И наелся всякой гадости, из-за чего заболел тифом.

7.В другой раз он переплыл вместе со стадом коров, держась за хвост одной из них, реку Вятку. С этого момента он научился плавать.

8)Любимыми книгами Е. Чарушина были книги о жизни животных. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи, и прочие замечательные звери.

9.Чарушин – художник – анималист. Художник, который рисует животных, называется анималист.

10.Он рисовал иллюстрации не только к своим рассказам, но и к текстам своих друзей Бианки, Пришвина, Маршака и других.

11. Е.Чарушин в своих книгах передает нам разговоры зверей. Неужели он знал их язык? Нет, он просто очень любил животных и постоянно наблюдал за их повадками.

      А сейчас, ребята, давайте вспомним героев Евгения Чарушина

1.    Кто чаще всего бывает героем рассказов Е. Чарушина? (животные, маленькие зверята).

2.    Кто такой Томка, и какие сны он видит? (Томка – это охотничья собака Чарушина, а сны видит охотничьи «Томкины сны»).

3.    Назовите имя мальчика, героя рассказов Чарушина (Никитка, «Никитка и его друзья»).

4.    Кто рисовал иллюстрации к рассказам Е. И. Чарушина? (Обычно сам автор).

5.    Каких птиц можно научить говорить? (не только попугая, но и ворону, сороку, галку, скворца. «Яшка»).

6.    Чему учил Никитка воробушка? (Он учил его летать. «Воробей»).

7.    Ребята поймали маленьких зайчат, кто их накормил? (кошка. «Про зайчат»).

8.    Евгений Иванович Чарушин однажды в лесу встретил необычного котенка. Кто это был? (рысенок. «Лесной котенок»).

9.    Кто такие Васька и Бобка? (кот и собака. «Васька, Бобка и крольчиха»).

10. Как звали пса, который все время вертелся и вихлялся (Вихляйка, «Васька, Бобка и крольчиха»).

Инсценировка «Томкины сны».

 Хозяин:  Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Спрашивают у меня ребята:

1 р.- Почему это Томка лает? Ведь он же спит!

Хозяин: Он сны видит.

2р. - А какие?

Хозяин : Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.

Ребята хором: Вот интересно-то!

Хозяин: Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском.

Чего же это он во сне видит? Вам понятно?

1 р.- Понятно.

2р. Это он зайчонка увидел небольшого.

Хозяин: Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.

1 р.- Вот - это Томка побежал.

Хозяин: За кем побежал?

2р. - Да не за кем, а от козы.

1 р.-  Он ее увидел, а она бодается.

(Тут Томка зарычал, залаял.)

Ребята - Проснись! Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!

Хозяин - Кто съест?

 - Медведь! Томка с ним подраться хочет.

1 р.-  Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

А теперь посмотрим, как вы помните произведения, которые вы читали.

«Звериная угадай-ка» (Угадать произведение по началу строки)

1. Мальчик Женя не умел говорить букву «р»... («Как мальчик Женя научился говорить букву «р»)

2.Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце - всё покрылось снегом.... («Что за зверь?»)

3.В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.... («Медведь-рыбак»)

4. Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.... («Медвежонок»)

5.Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.... («Медвежата»)

6. У Шарика шуба густая, тёплая, — он всю зиму по морозу бегает…..

(«На нашем дворе»)


«Вопросита»

1.     Как зовут охотничью собаку из рассказов Е. Чарушина? (Томка)
2. Вспомните, как автор выбирал себе щенка. Как по поведению щенка можно узнать его характер? Кого выбрал? (Томку; Рассказ «Томка», автор отнял деревяшку у щенка и спрятал, а тот её нашёл).
3. По каким признакам можно узнать, что снится щенку Томке? (Во сне Томка повизгивает и лапы у него дёргаются; рассказ «Томкины сны»)
4. Как Томка научился плавать? (Побежал в воду за мячиком, а мячик – это любимая игрушка Томки)
5. Как зовут маленького котёнка из рассказов Е. Чарушина? (Тюпа)
6. Почему Тюпу прозвали Тюпой? (Он ползёт, подкрадывается ближе к птичке, бабочке и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»)

Представлена часть текста рассказа. Вам нужно определить, из какого рассказа эти строки ( читают дети)
1. «Стук! Гром! Тра-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам. Неужели, - думаю, - это мой приятель с лыжами да с палками свалился? Я поближе к двери подошел, жду…»

- Как называется рассказ?

2. «Вот однажды вышел лесник   утром покормить лису. Глядит, а у будки       одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса. Позвал он своего пса, снял  со стены ружье. Ищи,- говорит,- Огарко. Ищи своего приятеля…»

- Как называется рассказ?

3. «Шура и говорит со своей кровати: 
- Мне совсем и не страшно. 
- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати. 
- Мы воров не боимся, - говорит Шура. 
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя. 
- И тигров не боимся, - говорит Шура. 
- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.»

4. Эти зверьки были настоящие ловкачи.

Раз! – и по занавеске взберутся прямо до самого верха.

Два! – они уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а их нет. Стал он искать...

Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет

никого, и под стульями нет. И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит: охотничий сапог, что

лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, подпрыгивает.

Что за чудо такое? (Лисята)

Угадайте героя произведения

А) «Смотрит бакенщик, а кот сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргнёт. А когда рыбёшки выплывут стайкой из – под бревна, он раз! И подцепит когтями одну рыбку» (Епифан)

Б) «У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий. Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный – то, и не грязнуля». О каком пёсике идёт речь?(Отец щенка Томки)

С) «Когда спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то»

- Кому снился сон?

- Кто снился Томке? (Зайчонок, коза, медведь)

Д) «Забился он под кресло и там стал жить – дрожать. Кресло посреди комнаты стоит. Кот со спинки кресла вниз посматривает. Пёс вокруг кресла бегает. Человек в кресле сидит – дышит. А он еле жив под креслом»

- Кто дрожит под креслом? (Волчишко)

Е) «Прошло время. Птицы начали вить гнёзда: ищут пушинки разные, нитки из тряпок выдёргивают. Кот к ним ходит, спит у них. Щеглы, канарейки его не боятся: чего его бояться, если он их не ловит. Кот спит. А птицы из него шерсть дёргают»

- Как зовут этого добрейшего кота? (Пунька)

Д) Он (кот) обрадовался: «Вот интересно –то! Топ – топ – тот – топ! Кто это такие? Топ – топ – топ топ! Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»

- Ответьте, кто и на кого желает поохотиться? (Кот Тюпа на птиц)

Е) Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?

Ж) Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?

(В сапоге)

Ведущий:  Больше всего Чарушин любил изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.

Вам нужно из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам.

«Кто это?»

( по кличке главного героя узнайте животное и из какого рассказа оно)

1. Маруська (кошка, «Маруська»)

2. Епифан (кот, «Кот Епифан»)

3. Гаяр (охотничий пёс, «Гаяр»)

4. Томка ( щенок, «Про Томку»)

5. Яшка (ворон, «Яшка»)

6. Трой ( бульдог, «Верный Трой»).

Ведущий: А еще у Чарушина есть очень интересная книжка- картинка. Называется она «Большие и маленькие». Это родительские наставления, где родители учат своих малышей.

Назовите маму, таким образом обучающую своего малыша: ( читают дети)

1.«Ходи неслышно, ступай мягко: у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной, должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.

Желтые глаза ночью видят,

Черные уши – далеко слышат,

Длинные ноги – осторожно ступают».  рысь

2.      «Копай нору – подземный дом -  глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвертый – в густой траве, пятый – в частом ельнике. Станут лаять они, копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода и в лес… только тебя и видели!...» Лисица

3. «На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай… Шишки шелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай». (Бельчонку)
4. - «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте». (Уточки).
5. - «У нас… язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука к себе на обед. Вам сытно, а лесу польза». (Птенцам дятла).
6. - «Сидите в траве… не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит». (Зайчатам)

Ведущий.  Что же получается? Евгений Чарушин в своих книгах передает нам разговоры зверей. Неужели он знал их язык? Нет, он просто очень любил животных и постоянно наблюдал за их повадками. Ведь вся жизнь писателя была связана с природой.

Больше всего Чарушин любил изображать звериных и птичьих малышей трогательных и забавных. Ребята показывают свои рисунки животных, заранее нарисованные.

Викторина «Что за зверь?»

Кто спрятался в сапоге Е.И.Чарушина?(Лисята. Рассказ «Лисята»)

Кто пыхтит и топает ногами по ночам?(Ёж. Рассказ «Страшный рассказ»)

Кто в деревне лазил по крышам и разбирал печные трубы?

(Медвежата. Рассказ «Мишки»)

Какую птицу можно научить говорить человеческим голосом?

(Ворона. Рассказ «Яшка»)

Кто кричит в лесу А я тебя вижу»?(Сорока. Рассказ «Сорока»)

Какая кошка не ловит птиц?(Котёнок Тюпа. Рассказ «Почему Тюпа не ловит птиц»)

Почему охотник испугался в лесу котёночка?

(Это был детёныш рыси. Рассказ «Лесной котёнок»)

Какая птица говорила Никите «Фить-пирю! Спать пора!»?

(Перепёлка. Рассказ «Перепёлка»)

Кто ушёл из тёплой квартиры в густой лес и почему?

(Волчишко. Его в лесу мама ждала. Рассказ «Волчишко»)

О ком писал Е.И.: «…Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует? Щенок начал искать»?

(Щенок Томка. Рассказ «Томка»)

Игра «Кто как из животных разговаривает»

1.Какое животное крякает                                           /Утка/

2.--------------------- жужжит                                          /Шмель/

3.-----------------------пищит                                            /Комар/

4.----------------------курлычет                                        /Журавль/

5.---------------------хрюкает                                           /Свинья/

1.Какое животное чирикает                                        /Воробей/

2.-------------------- лает                                                 /Лиса, собака/

3.-------------------- гогочет                                            /Гусь/

4.-------------------- ржёт                                                 /Лошадь/

5.-------------------- воркует                                           /голубь/

Игра «Кто есть кто».

В народе животных часто называют словами, которые точно характеризуют их особенность, сущность. Давайте попробуем вспомнить эти названия.

Кого называют: 1. Косолапый                                              /Медведь/

                           2.Ряба                                                         /Курица/

                           3.Ни головы, ни ножек                                /Ёжик/

                           4.Серый                                                      /Волк/

                           5.Золотой гребешок                                    /Петух/

1.Косой                                                       /Заяц/

                           2.Патрикеевна                                            /Лиса/

                           3. Квакушка                                                /Лягушка/

                           5.Белобока                                                  /Сорока/

Игра «Кто где живёт»

Жилище 1.Медведя                                                     /Берлога/

               2.Белки                                                         /Дупло/

               3.Пчёлы                                                        /Улей/

               4.Барсука                                                      /Нора/

               5.Бобра                                                         /Хатка под водой/

Жилище 1.Лисы                                                           /Нора/

               2.Волка                                                         /Логово/

               3.Зайца                                                         /Жилище не строит/

               5.Кобры                                                                 /Гнездо/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Творчество Чарушина -  очень доброе и человечное – доставляет радость и взрослым, и детям. Оно учит любить волшебный мир зверей и птиц. Мы становимся  добрее, если рядом маленькие, трогательные и беззащитные котята, щенята, птенцы. Чарушин писал: «Когда я смотрю на животное, то меня, как в детстве, поражает, что это существо живое, как человек, но живет по-особому, и смотрит по-особому, и что-то думает». Наша огромная планета – это большая семья, где каждый из нас должен заботиться о ней и беречь все живое, что нас окружает. И тогда мир станет добрее и краше. Мы надеемся, что книги Чарушина помогут вам понять  лучше природу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Литературная гостиная.Е.И.Чарушин

Автор: Качан

Дата: 11.12.2023

Номер свидетельства: 641875


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства