kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведческая квест-игра "Люблю тебя, моя край - Ямал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для учащихся возраста 9-11 лет. Квест направлен на пропаганду краеведческих знаний, популяризацию культурного наследия родного края, способствует формированию коммуникативно-познавательной и творческой деятельности обучающихся. Представленный материал можно использовать при проведении занятий по краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая квест-игра "Люблю тебя, моя край - Ямал"»

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ – МОЙ КРАЙ ЯМАЛ»


Дрига Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Дом детского творчества

г. Новый Уренгой


Аннотация: Данная методическая разработка предназначена для учащихся возраста 9-11 лет. Квест направлен на пропаганду краеведческих знаний, популяризацию культурного наследия родного края, способствует формированию коммуникативно-познавательной и творческой деятельности обучающихся. Представленный материал можно использовать при проведении занятий по краеведению.


Край мой любимый, край мой родной,

Нет тебя ближе, милей – дорогой!

Здесь я родился, и здесь я живу…

Королев Александр

Цель: расширение знаний учащихся о жизни коренных народов Ямала,о природе Севера.


Задачи:

  • систематизировать и закрепить знания о ЯНАО;

  • способствовать повышению интереса к изучению родного края, его культурных ценностей;

  • воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;

  • развивать смекалку и сообразительность, умение работать в команде.


Форма проведения: квест-игра.


Оборудование: маршрутные листы, конкурсные задания.


Порядок проведения игры:

  • предварительный этап;

  • организационный этап;

  • краеведческая квест-игра;

  • подведение итогов и награждение.


Предварительный этап:

  • формирование команд (в команде 5-6 человек);

  • выбираем капитанов команд;

  • разработка символики команд (эмблема, девиз);

  • определение ответственных на станциях, их подготовка (руководителей станций);

  • разработка заданий для станций;

  • определение аудиторий (учебных кабинетов), где будут располагаться станции.



Ход квест-игры


  1. Организационный этап.

Педагог: Добрый день ребята. Сегодня наше занятие пройдет в форме квест-игры.

- Ребята, что же такое квест-игра?

Ребята: Квест (в переводе с английского означает продолжительный целенаправленный поиск) – это современная игра, включающая продвижение по определенному маршруту и решение заданий по определенной теме.

-Педагог: Правильно, молодцы ребята!

- А сейчас давайте познакомимся с командами и капитанами. (Представление команд).

- Перед началом путешествия каждая команда получит бланк «Маршрутный лист».

(см. приложение 1)

В «Маршрутном листе» определен маршрут (очередность) посещения станцийкаждой из команд. В этом бланке имеется поле для выставления заработанных баллов на каждойиз станций.

Игра включает движение по маршруту из 7-ми станций, на которых участники команд покажут свои знания о родном крае по различным направлениям.

На каждой станции выполнив задание, вы получаете карточку с изображением одного из семи чудес Ямала, пройдя краеведческий квест вы узнаете «Семь чудес Ямала»(см. приложение 2).

-Педагог: Прежде, чем приступить к игре, ребята давайте вспомним «Правила работы в группе».

- Молодцы, знаете, как работать в команде!


Правила игры:

  • На посещение станции команде отводится 5 минут.

  • Для выполнения заданий запрещается пользоваться сотовыми телефонами, заранее приготовленными материалами.

  • Руководитель станции объясняет задание и определяет количество заработанных командой баллов в соответствии с объемом выполненных заданий.

  • Руководитель станции вам выдаст конверт с ориентиром (в зашифрованном виде) с указанием места, в котором находится следующая игровая станция

(см. приложение3).

  • Победителем становится та команда, которая набирает максимальное количество баллов за всю игру.

  • Во время путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину.

  • После прохождения всех станций все команды возвращаются на место старта и сдают жюри маршрутные листы.


Педагог: Ребята, ваша победа зависит от слаженных действий всех участников команды.

В добрый путь!


  1. Краеведческая квест-игра

Таблица проведения квест-игры (см.приложение 4)


  1. Подведение итогов и награждение.


Педагог: Ребята поздравляю вас с успешным прохождением краеведческой квест-игры «Люблю тебя – мой край Ямал» (Происходит награждение команд).

Сегодня мы еще раз убедились в том, насколько интересна и богата на события ямальская земля.

Культурное наследие родного края мы должны изучать, беречь и приумножать.


Пусть живет и процветает наш Ямал!


До свиданья, до новых встреч!


Приложение 1.


Краеведческий квест-игра «Люблю тебя – мой край Ямал»


Маршрутный лист команды _______________________________________________,



п/п


Название станции

Количество баллов

Подпись руководителя станции

1.

«Геральдика родного края»



2.

«Растительный и животный мир Ямала»



3.

«Путешествие по городу»



4.

«Знаешь ли ты?»



5.

«Богатство ЯНАО»



6.

«Наши земляки – гордость земли ямальской»



7.

«Люблю тебя Ямал»




Приложение 2.

Семь чудес Ямала




1.Чудо Ямала – г. Салехард – единственный город в мире, расположен на Северном полярном круге.




2.Чудо Ямала– Северное сияние.



3.Чудо Ямала– Полярная ночь и Полярный день.

Полярная ночь длится почти 150 дней.


4.Чудо Ямала– Торговый город-порт Мангазея на Крайнем Севере в начале XVII века, который исчез с лица Земли.


5.Чудо Ямала – запасы газа и нефти.

Из недр округа извлекается 92% общероссийского объема газа и 10% общероссийской добычи нефти.

6.Чудо Ямала – люди Ямала.

Ямал – родина коренных народов: ненцев, ханты, манси, селькупов, коми-зырянов. Это оленеводы, рыболовы, охотники.

7.Чудо Ямала – воды Ямала.В округе насчитывается более 300 тысяч озер, 48 тысяч рек, в них добывается 1/3 мировых запасов ценных сиговых пород рыбы.


Приложение 3

Конверт с зашифрованным кабинетом


п/п

Название станции

Кабинет

1.

«Геральдика родного края»

Последний этаж и направо. (кабинет 5.9)


2.

«Растительный и животный мир Ямала»

Отнять от предыдущего номера кабинета 0,3.(кабинет 5.6)

3.

«Путешествие по городу»

Лучшие оценки «4» и «…». (кабинет 4.5)


4.

«Знаешь ли ты?»

Слово-перевертыш «йезум».(музей)


5.

«Богатство ЯНАО»

В телефоне, функция «написать сообщение», найти зашифрованные буквы по №№ 26, 3, 10, 5, 1.(музей)

6.

«Наши земляки – гордость земли ямальской»

На среднем этаже ДДТ.

Пушкин А.С. «У… дуб зеленый».

(кабинет 3.4)

7.

«Люблю тебя Ямал»

Старт-финиш.(кабинет 5.9)









Приложение 4.


Таблица проведения квест-игры


п/п

Название станции

Задание

Необходимые материалы

Критерии оценок

1.

«Геральдика родного края»

Собрать герб ЯНАО, раскрыть символичность цветов, элементов.


Составные части герба ЯНАО, белый лист, клей-карандаш.

Описание герба ЯНАО

(см. приложение 5).

1 балл – за одно правильно выполненное задание.

2.

«Растительный и животный мир Ямала»

Угадать по описанию растение, животное и найти на фото

(см. приложение 6).

Лото «Флора и фауна Ямала».

Ответы для руководителя станции

(см. приложение 6/1).

1 балл – за один правильный ответ

3.

«Путешествие по городу»

Собрать пазлы, назвать памятник, его местоположение в

г. Новый Уренгой

Пазлы памятников

г. Новый Уренгой. Описание памятника

для руководителя станции

(см. приложение 7).

1 балл – за одно правильно выполненное задание.

4.

«Знаешь ли ты?»

Найти предмет в краеведческом музее и ответить, как его используют

(см. приложение8).

Карточка со словами стихотворения.

Ответы для руководителя станции

(см. приложение 8/1).

1 балл – за один правильный ответ

5.

«Богатство ЯНАО»

Разгадать ребус и узнать, чем богат ЯНАО.


Ребус «Богатство ЯНАО». Ответы для руководителя станции.

(см. приложение 9).

1 балл – за один правильный ответ

6.

«Наши земляки – гордость земли ямальской»

Рассмотреть фотографии известных людей ЯНАО, назвать их фамилию, имя и отчество, чем знамениты.

Фотографии:

Л. В.Лапцуй,Л. А. Лар,

А.П. Неркаги, Р.П.Ругин,

И.Л. Худи,Н.Н. Ядне.

Ответы для руководителя станции.

(см. приложение 10).

1 балл – за один правильный ответ

7.

«Люблю тебя Ямал»

Разгадать кроссворд «Люблю тебя –мой край Ямал»

Бланк кроссворда, вопросы кроссворда.

(см. приложение 11,12). Ответы для руководителя станции

(см. приложение 11/1, 12/1).

1 балл – за один правильный ответ









Приложение 5.

Герб Ямало-Ненецкого автономного округа


Герб ЯНАО

Описание герба


Герб состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой; щит увенчан золотой короной, ее обруч орнаментирован узором «оленьи рога», с золотым пламенем на среднем зубце. Медведи стоят на серебряных заснеженных льдинах, соединенных голубой лентой, на которой орнамент «оленьи рога», соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.

Цвет:

- сине-голубой – символ величия, созидания, красоты, цвет неба и воды (моря, рек, озер);

- белый (серебряный) – символ чистоты, возрождения, независимости, светлых помыслов и намерений, цвет белых снегов;

- красный – символ жизни и единства;

- золото – символ могущества, богатства, справедливости, великодушия;

Золото в гербе автономного округа аллегорично показывает уникальную северную природу, неисчерпаемое богатство недр автономного округа.

Северный олень символизирует мощь и независимость территории.



Приложение 6.

Лото «Флора и фауна Ямала»

Игра 1. «Флора Ямала»





1.Основной корм северного оленя. Он является долгожителем

среди растительного мира, некоторые экземпляры доживают до тысячи лет.




2. Вечнозеленый кустарничек, свое название получило за цвет плодов: от древнерусского «брусвяный», означает красный, значит – «румяная ягода». В переводе с латинского названия означает «виноград с горы Ида» по сходству с виноградной гроздью формой плодов. Растение долгожитель тундры, может прожить – 300 лет.




3.Свое названиерастение получило за цвет плодов – сине-голубые ягоды. В народе его называют «гонобобель», «синика», «голубец», «гонобой», «синий виноград» – растет по тундрам и заболоченным местам, иногда образует заросли, на зиму сбрасывает листья.





4. Самая многочисленная ягода в тундре. Маленькие листочки напоминают хвоинки, а все растение похоже на крохотную елочку. Ягоды черные, блестящие несладкие, но спасут от жажды. Живет растение долго – до 100 лет.





5. Испокон веков на Руси ее подавали к царскому столу как самую ценную северную ягоду. Ягоды-хамелеоны: вначале созревания они красные потом, наливаясь соком, становятся янтарно-желтыми. За эту причуду в народе ее прозвали ягодой-чудачкой или «ягодой-наоборот».





6. Самая вкусная северная ягода, аромат которой имеет запах

ананаса. Поэтому ее называют полярным ананасом и жемчужиной тундры. Растет она низко над землей, однаягодка на одной «ножке». Собирают ягоды по мере созревания.





7. Это священное дерево лесных ненцев. Доживает до 500 и более лет. Дерево приспособилось сбрасывать хвою, каклиству. Хвоинки не колются они мягкие, шелковистые. Древесина прочная, твердая, долговечная, хорошо противостоит гниению, ненцы используют для изготовления шестов чума, лодок.









Игра 2. «Фауна Ямала»




1. Парнокопытное животное, рога имеются и у самца, и у самки, живут стадами. Основной корм – лишайник, ягель. Характерны сезонные миграции в поисках пищи и лучших погодных условий, совершает большой путь из лесотундры в тундру, а затем обратно.





2. Мех у зверька очень густой, длинный, пушистый, в зависимости от окраски существует две разновидности: белый и голубой. Он живет в норах, соединяющихся в сложные подземные лабиринты с множеством входов. Питается мелкими грызунами – леммингами.




3. Самый распространенный грызун тундры. По внешнему виду одновременно напоминает мышь-полевку и хомячка. Их еще называют северными пеструшками. Всю зиму они живут под снегом, прокладывая там ходы, питаясь ягодами, грибами, травой. Зверек – основной корм северных животных, от их количества зависит рождаемость зверей и птиц.



4. Это самый крупный хищник на нашей планете, самый крупный зверь в нашем округе. Его вес может достигать 1 тонны, а длина тела до 3 метров. Обитает во льдах Северного Ледовитого океана, где охотится на морских животных. Священное животное у коренных народов Ямала, занесен в Красную книгу.




5. Одна из самых крупных летающих птиц, ведет оседлый образ жизни. У нее – интересная внешность: голова круглая, желтые глаза, черно-белые перья. От своих сородичей отличается тем, что может охотиться как ночью, так и в ясный солнечный день. Главный корм – лемминги, иногда нападает на песца и зайца.





 6. Это стайная птица, зимой окрас – белый, летом рыже-бурый с включениями серого, с темными пятнами и полосками. Летает редко, хорошо бегает и отлично маскируется. Ведет дневной образ жизни, а ночами прячется в кустарниках. Зимой птица спит, зарывшись в снежные сугробы. Питается почками растений, семенами и ягодами.


7. Птица размером с крупного гуся. Имеет черную окраску головы, с зеленым и фиолетовым отливом, на шее белые пятна с черными полосками. На спине и крыльях сверху сложные белые пятна. Взрослые птицы по суше передвигаются ползком, отталкиваясь от земли лапами. Взлететь птица в воздух способна только с воды, они спят на воде и посещают сушу только в период гнездования. Она хорошо плавает и ныряет на глубину до 20 метров, оставаясь под водой несколько минут.



Приложение 6/1.

Лото «Флора и фауна Ямала»


Игра 1. «Флора Ямала» Ответы:
  1. Ягель.

  2. Брусника.

  3. Голубика.

  4. Водяника (шикша, вороника).

  5. Морошка.

  6. Княженика.

  7. Лиственница.


Игра 2. «Фауна Ямала» Ответы:
  1. Северный олень.

  2. Песец.

  3. Лемминг.

  4. Белый медведь.

  5. Белая сова.

  6. Белая куропатка.

  7. Гагара











Приложение 7.


Памятники г. Новый Уренгой


Фото памятника

Описание памятника



Памятник буровой скважине и людям

6 июня 1966год с первой разведочной скважины, пробуренной на глубину 1300 метров,забил огромныйфонтан природногогаза, с этим местом начинается история города. Памятник изготовлен из фланцев и задвижек, которые используются при добыче газа. Монумент состоит из фигур двух рабочих, стоящих возле буровой вышки. Памятник был открыт в 2006 году, в 40-летия со дня открытия Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения. Расположен на ул. Магистральной, по пути следования в аэропорт.


Памятник Пионерам освоения Уренгоярасположен возле железнодорожного вокзала, перед зданием ООО «Уренгойгазпром». Памятник олицетворяет образ Родины. Изображена, стоящая в полный рост, женщина, левая рука ее, как бы сдерживает великую мощь земли, а правая держит факел, который приглашает следовать по пути первопроходцев Уренгоя. Памятник открыт в 2003 году и был посвящен 25-летию ООО «Уренгойгазпром», а также Дню Города и Дню работников газовой промышленности. Заложена капсула времени, с посланием для потомков. Капсула должна быть открыта в 2028 году, к 50-летиюООО «Уренгойгазпром».




Приложение 8.


Слова из стихотворения

Много слышал я в Сибири

Необычных местных слов.

В городской сейчас квартире

Их понять не всяк готов.

Вот давайте мы проверим,

Что же это за язык:

Смастерю тебе ягушку,

Нарты, кисыи совик

И отправимся мы в тундру,

В край олений напрямик.

Там тынзян закину метко

И оленя я словлю.

Чтобы упряжь быстро мчалась

Прихвачу-ка я хорей.

И по Северным просторам

Мы помчим с тобой быстрей.

Приложение 8.1.


Описание предмета


п/п

Название предмета

Фото предмета

1.



Ягушка– женская верхняя зимняя одежда коренных народов Севера.

2.



Нарты– сани для перевозки грузов и езды на оленьих упряжках

3.



Кисы– зимняя обувь из оленьих шкур.

4.


Совик – надеваемая через голову верхняя одежда северных народов с капюшоном из оленьих шкур шерстью наружу.

5.



Тынзян – северный аркан для ловли оленей.

6.

Хорей – шест для управления оленьей упряжкой.




Приложение 9.

Ребус «Богатство ЯНАО»


п/п

Ребусы

Ответы

1.



Олень

2.




Газ

3.




Рыба

4.




Воды

5.



Люди














Приложение 10.

Наши земляки – гордость земли ямальской


Фото

Заслуги человека




Лапцуй Леонид Васильевич – ненецкий писатель, переводчик в газете «Красный Север», редактор ненецкой газеты «Нярьяна Нгэрм».В своих произведениях описывал жизнь ненцев, красоту северной природы.





Лар Леонид Алексеевич – художник, член Союза художников Российской Федерации. Через все картины проходит образ родной тундры; она живая, кормит, поит и одевает человека.





Неркаги Анна Павловна– ненецкая писательница.Живет и работает в фактории Лаборовая, занимается воспитанием приемных детей.



Ругин Роман Прокопьевич – хантыйский писатель и журналист, преподаватель. Основатель и главный редактор первого регионального общественно-политического, историко-культурного и научно-популярного журнала «Ямальский меридиан». В своем творчестве рассказывал о хантыйских праздниках, прославлял труд коренных народов Ямала, описывал красоту северного края.





Худи Игорь Лемович– мастер национального прикладного искусства, художник-мастер по обработке дерева, меха и кости.




Ядне Нина Николаевна – ненецкая писательница. Прекрасно зная историю, традиции, обычаи, язык, культуру и самобытность своего народа, она делает все для того, чтобы люди других национальностей узнали легенды, песни, сказания ее древней земли – Ямала.



Приложение 11.

Кроссворд «Люблю тебя – мой край Ямал»

  1. Животное, которое помогло человеку освоить Ямальскую тундру?

  2. Меховое покрытие чума.

  3. Древнее поселение, положившее начало современному Салехарду.

  4. Священное дерево у лесных ненцев, используют как сваи при строительстве мостов и домов.

  5. Ягодный кустарник, растущий на болоте, «болотный кислый шарик».

  6. Аркан для ловли оленей.

  7. Торговый город-порт на Крайнем Севере в начале XVII века, который исчез с лица Земли.

  8. Самая крупная река ЯНАО.

  9. Верхняя женская одежда коренных народов Ямала.

  10. Вымершее доисторическое животное, жившее на Севере много веков назад.

  11. Узорная письменность народов Ямала.

  12. Временное поселение оленеводов-кочевников.

  13. Зимняя обувь из оленьих шкур.

  14. Мифический народ (у ненцев), живший под землей.

  15. Птица по легендам северных народов считается родоначальницей жизни на земле, принесла землю на Ямал.

  16. Шест для управления оленьей упряжкой.

  17. Мох, основной корм северного оленя.

  18. Жилище коренных народов Севера.

  19. Сани для перевозки грузов и езды на оленьих упряжках.

  20. Перегон оленей на новые пастбища

Приложение 11.1.


Кроссворд «Люблю тебя – мой край Ямал»

  1. Олень.

  2. Нюк.

  3. Обдорск.

  4. Лиственница.

  5. Клюква.

  6. Тынзян.

  7. Мангазея.

  8. Обь.

  9. Ягушка.

  10. Мамонт.

  11. Орнамент.

  12. Стойбище.

  13. Кисы.

  14. Сихиртя.

  15. Гагара.

  16. Хорей.

  17. Ягель.

  18. Чум.

  19. Нарты.

  20. Каслание.





Приложение 12.

КРОССВОД «Люблю тебя – мой край Ямал»



1


Л
















2


Ю














3


Б














4Л












5


Ю





















6Т







7






Е













8


Б














9Я










10


М













О









12



Й















13К





14




Р






15



А





16




Й










17Я







18


М








19


А






20



Л






Приложение 12.1.

КРОССВОД «Люблю тебя – мой край Ямал»




О


Л


Е


Н


Ь










Н


Ю


К












О


Б


Д


О


Р


С


К









Л


И


С


Т


В


Е


Н


Н


И


Ц


А


К


Л


Ю


К


В


А



















Т


Ы


Н


З


Я


Н


М


А


Н


Г


А


З


Е


Я











О


Б


Ь












Я


Г


У


Ш


К


А





М


А


М


О


Н


Т










О


Р


Н


А


М


Е


Н


Т


С


Т


О


Й


Б


И


Щ


Е











К


И


С


Ы


С


И


Х


И


Р


Т


Я




Г


А


Г


А


Р


А



Х


О


Р


Е


Й










Я


Г


Е


Л


Ь



Ч


У


М








Н


А


Р


Т


Ы



К


А


С


Л


А


Н


И


Е




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краеведческая квест-игра "Люблю тебя, моя край - Ямал"

Автор: Дрига Людмила Владимировна

Дата: 15.11.2019

Номер свидетельства: 527108

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства