kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коучинг-сессия "Эффективное планирование-залог успешного урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный коучинг проводится с целью обучения учителей постановке СМАРТ - цели в процессе среднесрочного и краткосрочного планирования уроков. Ожидаемые результаты: учителя смогут правильно ставть цель урока, ориентированную на результат для того, чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности, то есть поставленная цель урока стала для него личностно-значимой и направляла его активность. Постановка цели с позиции ученика позволяет изменить принцип организации обучения и роль ученика в нём: от пассивного "объекта" знаний к активному "субъекту" познавательного процесса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коучинг-сессия "Эффективное планирование-залог успешного урока"»

Тема занятия:

«Эффективное планирование залог успешности урока»

Общие цели:

Актуализировать умение учителей правильно ставить цели урока, соотносить цели урока и ожидаемый результат.

Результаты обучения:

К концу коучинг-занятия учителя научатся ставить SMART – цели урока для того, чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности т.е. поставленная цель урока стала для него личностно-значимой и направляла его активность.

Ключевые идеи:

Постановка цели урока с позиции ученика позволяет изменить принцип организации обучения и роль ученика в нем: от пассивного «объекта» знаний к активному «субъекту» познавательного процесса.

Ход занятия

Этапы занятия

Время

Задания. Действия коуча.

Действия участников сессии

Психологический настрой. Деление на группы


 

3 мин.


Психологический тренинг «Здравствуйте, а это –Я...».

Учителям  предлагается создать самопрезентацию. Можно в стихах, в рисунках, просто словами.  
Участники коучинг-занятия представляют свои презентации. 
Затем предлагается выбрать лучшие три презентации. Авторы трех лучших презентаций, которые сумели наиболее ярко и интересно представить себя выходят и собирают группу методом ответа на следующие вопросы.

  • Кого бы вы взяли с собой в горы?

  • Кому доверите нести свой рюкзак?

Таким образом учителя поделились  на три группы по три человека. 

Учителя готовят самопрезентацию. Защищают ее. Выбирают лучшую. Делятся на три группы


Вводное слово:



План урока - самый главный инструмент, с которым учитель идет на урок. Планирование начинается с целей и задач урока. Как учителя ставят цели к своим урокам? Цель урока – это заранее запланированный результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока по завершении изучения темы, главы или раздела. В цели урока, ориентированной на ученика, формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся под руководством учителя.

Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернет для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что это лишняя трата времени урока.

Этап целеполагания - основополагающий на уроке, так как позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на умы учеников. Занимает 2-3 минуты на уроке опытных учителей.

Коллеги слушают речь коуча, возможно, задают вопросы.

«Мозговой штурм»



По вопросу: Что такое цель урока и зачем она нужна?    Коуч предлагает коллегам составить кластер по теме «Цель урока»

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке истории, учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали ученики, что на уроке узнали?

  • Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.

  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Беседуя о целеполагании на уроке важно обратить внимание ещё на один момент. Ученики идут на урок со своими целями, а учитель – со своими. Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовать. Поэтому для личностно ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку целей собственной деятельности.

Часто урок или этап изучения нового материала педагоги, обращаясь к ученикам, начинают словами: «Цель нашего урока…» и проговаривают дальше, например: «научиться рисовать пейзаж». Совершенно понятно, что это цель учителя, лишь формальная, ничего не значащая фраза. Совершенно не обязательно. Что такая же цель возникнет у учеников. Так же малополезна запись учителем своей цели на доске (слайде). А между тем известно, что деятельность без принятой цели не является полноценной и достаточно эффективной.

Учителя составляют кластер и презентуют его.    




Знакомство с теоретическим материалом


Коуч предлагает коллегам ознакомиться с теорией. Приложение1.

Учителя изучают раздаточный материал по SMART- цели



Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I».

Учитель поставил цели:1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.



Правильно ли сформулированы цели урока? Ориентированы ли они на ученика?

Вывод групп:

Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Под целью урока большинство педагогов понимают ту цель, которую ставит перед собой и стремится достичь на уроке учитель. Учителя, исходя из собственного понимания, чего требуется достичь на уроке на определенную тему, ставят перед собой цель урока и в течение этого урока стремятся к ее достижению. При этом о постановке учебной цели для учащихся речь вообще не ведется.







Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с…», «Научить…»

Подмена методом обучения

«Рассказать учащимся о…»

«Показать учащимся…», «Провести наблюдение….»

Подмена цели процессом деятельности

«Решить задачи по теме…»

«Выполнить лабораторную работу…»

Алгоритм постановки целей:

  1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).

  2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).

  3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.

  4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.

  5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

Пример постановки целей с позиции ученика:

1.Ученик сможет выбрать государственные реформы, проведенные Петром I.

2.Ученик сгруппирует обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.

3.Ученик укажет не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны. Таким образом, при постановке цели актуален вопрос: как сделать, чтобы каждый участник образовательного процесса мог ответить, чему научился ученик (не «узнал», а «научился делать»!)? Для чего вообще нужно ставить цели? Для того, чтобы понять, какие именно действия нам нужно совершить, то есть цель определяет смысл того или иного действия, чтобы знать ЧТО, ЗАЧЕМ и КАК делать.

На примере учителя видят, как правильно поставить цель к уроку, видят, какие ошибки допускаются ими при постановке целей урока. Знакомятся с алгоритмом постановки цели урока

Практическая часть занятия


Выбрать в группах какую-то тему урока, поставить цели к уроку и показать, каким образом эти цели будут достигнуты. Приложение 2

Учителя работают в группах, презентуют свои работы. Делают оценку своей работе

Вывод


Подведение итогов. Слово коуча.

Таким образом, подводя итог, коуч делает вывод:

Цель обучения и его результаты:

«Цель обучения определяет то, чему стремится научить учеников учитель, конкретизируя свои «стремления» в вопросах:

- Какие знания необходимы ученикам?

- Какие ключевые идеи должны усвоить ученики?

- Какие вопросы должны быть проанализированы и исследованы учениками?

Результаты обучения продемонстрируют учителю степень успешности его деятельности по достижению запланированных целей обучения на уроке.

Результаты должны быть:

- ориентированы на личность ученика:

- выражены в форме глагола, характеризующего приобретенный навык;

- согласованы с общей целью подготовки учеников.» (Руководство для учителя, 2012. с. 273)

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Совместно с коучем подводят итог урока.

Рефлексия.


Рефлексия «Пятерочка»
Учителям  предлагается на листе обвести свою руку. 
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. 
Большой палец – для меня важно и интересно 
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось)
Средний – для меня было недостаточно 
Безымянный палец – мое настроение 
Мизинец – мои предложения

Работа на цветных листах бумаги

Ресурсы


1.Руководство для учителя. «Методы и подходы в работе учителя» 2.Руководство для учителя. «Преимущества лидерской позиции учителя»

3. Руководство для учителя. «Сущность понятия «Сетевое сообщество школ» и обоснование его значимости»



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коучинг-сессия "Эффективное планирование-залог успешного урока"

Автор: Завьялова Светлана Васильевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства