Просмотр содержимого документа
«Конспект устного журнала - презентации «День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»»
Тема: «День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»
Форма проведения: устный журнал - презентация
Цель:Систематизация знаний воспитанников о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
Задачи:
1.Образовательная:систематизировать знания старшеклассников воспитанников о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
3. Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине
Ход проведения воспитательского часа: 1.Оргмомент. Наш воспитательский час я бы хотела начать с такого эпиграфа: “…война есть сумасшествие, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”. (Л Н Толстой )
----КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?
Жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Призванье человека на земле – творить добро. Только доброта, любовь, понимание, терпение могут принести всеобщую пользу. Но иногда, к сожалению, приходится с оружием в руках противостоять темной силе ради жизни других.
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА режиссера С. Бондарчука «Война и мир»
----Как вы думаете, фрагмент какого фильма мы сейчас просмотрели?
----Какие события отражены в этом фрагменте?”
Мы с вами посмотрели небольшой фрагмент замечательного фильма режиссера С. Бондарчука “Война и мир”, который позволил нам окунуться в атмосферу грозных и героических событий Отечественной войны 1812, 210 -лет которой мы отмечаем в этом году. 2. Освоение нового материала. Читает отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, еще какие! Не даром помнит вся Россия Про день Бородина!» (слайд 1).
В Российской Федерации вышел Федеральный закон “О днях воинской славы в Российской Федерации”. (Презентация, слайд №2).
Одним из дней воинской славы России является 8 сентября 1812 года - день Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова.
Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту — рота солдат. Некоторые дивизии потеряли до 80 % состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов.
Но, вместе с этим, это сражение до сих пор порождает множество вопросов, на которые мы и попытаемся ответить в конце нашей встречи.
3. Работа с презентацией, картой, литературными произведениями.
12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. 600 тысячная “Великая армия” переправилась через реку Неман. 3 русские армии начали отступать для воссоединения.
(Презентация, слайд 3). На первом этапе Отечественной войны (с июня по сентябрь 1812 г.) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение. Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. между русской армией под командованием генерала М. И. Голенищева-Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 г. у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы. 8 сентября отмечается Днём воинской славы России (слайд 4). В июне 1812 г наполеоновская армия вторглась в российские земли. С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 г. русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали главнокомандующего русской армии, генерала-от-инфантерии Барклая-де-Толли, возможности подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим М. И. Кутузова (слайд 5). 22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородина, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, т. к. император Александр I требовал от Кутузова остановить продвижение Наполеона к Москве (слайд 6). 24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе д. Шевардино. 11-тысячный отряд под командованием А. И. Горчакова с 36 орудиями, поддержанный частями 2-й гренадерской и 2-й сводно-гренадерской дивизий, был неоднократно атакован превосходящими силами противника. Со стороны Наполеона в этом бою участвовало около 40 тысяч человек при 186 орудиях. До наступления темноты русские удерживали позицию у Шевардинского редута (редут — отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны). Уже в ночи по приказу главнокомандующего генерал-лейтенант Горчаков отвел остатки своих войск к основной позиции у деревни Семеновское. Потери в этом бою с каждой стороны составили до 6 тысяч убитыми и ранеными (слайд 7-8). Весь день 25 августа (6 сентября) войска обеих сторон готовились к предстоящему сражению. Около 6 часов утра 26 августа началось знаменитое Бородинское сражение. Тысячи людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве. «И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.» (М. Ю. Лермонтов) Около 9 ч. утра главнокомандующий 2-й Западной армией генерал П. И. Багратион получил тяжелое ранение, которое оказалось для него смертельным (слайд 9). Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. (М. Ю. Лермонтов) По состоянию на 18 час. русская армия прочно располагалась на бородинской позиции, а французским войскам ни на одном из направлений не удалось достигнуть решительного успеха (слайд 10-11).: В «битве гигантов» за 24–26 августа русская армия потеряла от 45 до 50 тыс. человек (прежде всего от массированного артиллерийского огня), а «Великая армия» – примерно 35 тыс. М. И. Голенищев-Кутузов удостоился за Бородино чина генерал-фельдмаршала. После Бородина русская армия, боевой дух которой окреп, быстро восстановила свои силы и была готова к изгнанию неприятеля из пределов России. «Великая» же «армия» Наполеона, наоборот, упала духом, потеряла прежнюю свою маневренность и способность побеждать (слайд 12).. 3. Закрепление изученного материала. -А теперь я предлагаю вам, ребята, викторину. Готовы? Итак, начинаем. 1. Бородинское сражение было в: а) 1240 г.; б) 1812 г.; в) 988 г.; г) 1380 г. 2. В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (125). 3. Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов …..» (бить французов). 4. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (М. И. Голенищев-Кутузов). 5. Что такое редут? (редут — отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны). 6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Император Александр I). 7. В каком из субъектов РФ есть город Бородино: а) Смоленская область; б) Красноярский край; в) Амурская область; г) Московская область? 8. М. И.Кутузов утверждал: «Перед сражением главное — …». Что? Вставьте пропущенное слово. а) подкрепиться; б) выспаться; в) помолиться; г) подумать. 9. Какому событию Отечественной войны 1812 г. посвящена картина А. Ю. Аверьянова: а) Битва за Ватерлоо; б) Сражение за Смоленск; в) Бой за Багратионовы флеши; г) Бой у Шевардино? 10. Кому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» доверен рассказ о войне 1812 года: а) старому солдату; б) полковнику; в) партизану; г) известному историку? Подведение итогов викторины. -Ребята, а какие чувства, эмоции вызвал у вас просмотр презентации о Бородинском сражении? ( воспитанники отвечают на вопрос воспитателя). - Можно ли утверждать, что поэт М. Ю. Лермонтов создал произведение «Бородино» – поэтический памятник русским солдатам? Какие качества русского характера воплотились в литературном памятнике? – Какими вы видите защитников Отечества? Могут ли солдаты войны 1812 г. служить примером патриотизма для будущих поколений? 4. Подведение итогов. Рефлексия.