Планирование учебного занятия начинается с определения целей и задач. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов. Необходимо исходить из самого понятия: цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий - абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений и навыков. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их. При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, развития Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная. Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки, которые возможно формировать на учебном материале занятия. Развивающие задачи определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д. Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести обучающихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия. Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: - изучение нового материала; - применение знаний на практике, формирование практических умений; - контроль знаний. В соответствии с этим различаются типы учебных занятий. изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.); обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, представления и др.); комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения); контрольное (итоговое). Каждое из указанных типов занятий отличается по своей системе целей и задач, структуре и содержанию. - А теперь давайте вспомним структуру учебного занятия. Какие основные этапы мы выделяем? - Какие задачи решает каждый этап занятия? - При конструировании занятия необходимо тщательно продумать методы обучения, направленные на достижение цели. Для того чтобы правильно выбрать метод, необходимо ответить на следующие вопросы: способствует ли метод решению поставленной задачи? соответствует ли метод содержанию занятия? позволяет ли метод обеспечить индивидуальный подход в обучении? соответствует ли метод реальной возможности его использования? Известны различные классификации методов обучения: по источнику знаний, форме передачи информации; по степени активности познавательной деятельности обучающихся; по способам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся и др. Наличие различных классификаций не означает противопоставления методов обучения друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Методы, обладая свойством взаимопроникновения, характеризуют с разных сторон процесс взаимодействия педагогов и обучающихся. И когда говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося больший вклад в решение основной дидактической задачи. На занятиях педагог, как правило, использует несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов, которые в данном случае образуют систему методов обучения. В Приложении 4 приведены некоторые классификации и системы методов обучения, показана их связь с системами обучения. В реальном учебном процессе важным является не сама проблема классификации методов, а глубокое знание педагогом их дидактической сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебной деятельностью обучающихся. - Коллеги, мы с вами освежили в памяти теоретические знания о современных формах организации работы с обучающимися. Сейчас перейдём к основной части нашего семинара. Если я вас спрошу, какие этапы проведения занятия вызывают у вас затруднения, вы назовёте 2 этапа: целеполагание и рефлексию. Мы с вами неоднократно поднимали вопрос эффективного моделирования данных этапов занятия. Но этот вопрос по-прежнему остаётся для нас актуальным, т.к. не все из вас побуждают обучающихся формулировать тему и цель занятия и проводят рефлексию. Поэтому сейчас уделим особое внимание эффективным приёмам целеполагания и рефлексии, способствующим повышению качества проведения учебных занятий. - Итак, этап целеполагания – обязательный этап занятия. Необходимо побуждать обучающихся формулировать тему и цель занятия. Цель объясняет обучающимся, что они изучают, зачем работают, и концентрирует внимание обучающихся на занятии. Когда обучающиеся осознают смысл учебной цели, их деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы обучающиеся сформулировали и присвоили себе цель, их необходимо столкнуть с ситуацией, в которой они обнаружат дефицит своих знаний. В этом случае цель ими воспримется как проблема. Существуют визуальные и аудиальные виды целеполагания, призванные сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый обучающийся – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Обучающиеся высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. - Какие приёмы целеполагания используете вы на своих занятиях? - Спасибо, коллеги, за очень интересные выступления, за то, что поделились своим опытом использования эффективных приёмов целеполагания. Давайте перейдём к разговору о следующем важном этапе занятия. Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: - рефлексия деятельности; - рефлексия содержания учебного материала; - рефлексия настроения и эмоционального состояния. На этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. - Какие приёмы рефлексии используете вы на своих занятиях? - Спасибо, коллеги, за выступления. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека: Самостоятельность. Не педагог отвечает за обучающегося, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Обучающийся умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. |