kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект семинара «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте рассмотрены особенности конструирования эффективного учебного занятия, систематизированы теоретические знания о современных формах организации работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования, определены единые подходы к проектированию занятия. Особое внимание уделено эффективным приёмам целеполагания и рефлексии, способствующим повышению качества проведения учебных занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект семинара «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса»»

МБУДО «Дом детского творчества»











КОНСПЕКТ СЕМИНАРА

по теме: «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса»









Составитель:

Жураховская Людмила Юрьевна,

методист
















Бийск, 2023

Конспект семинара,

проводимого методистом образовательного учреждения с педагогами по обсуждению методической проблемы

Тема занятия: «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса»

Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области построения учебного занятия.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания о современных формах организации работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования;

  • рассмотреть особенности проектирования и проведения эффективного учебного занятия; способствовать повышению качества проведения учебных занятий;

  • определить единые подходы к моделированию и проектированию эффективного занятия;

  • обменяться имеющимся опытом работы по организации деятельности обучающихся в образовательной практике.

Продолжительность: 120 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, видеопроектор, слайдовые презентации.


1. Мотивационно-целевой компонент

Цель: создание условий для организации внимания и делового настроя педагогов, создание благоприятной психологической обстановки.


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание


- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара, с одной стороны, проста, и, казалось бы, давно уже всеми нами досконально освоена, с другой стороны, у многих имеются определенного рода затруднения при написании конспекта занятия и реализации этапов занятия.

Надеюсь, что вы не будете равнодушными слушателями, а станете активными участниками и мы с пользой проведем время.




2. Планирование достижения цели

Цель: побуждение педагогов к самостоятельному формулированию темы и цели занятия, определение шагов, необходимых для достижения цели.


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание









Педагоги озвучивают свои мысли, связанные с пониманием смысла цитаты.












Педагоги формулируют цель семинара:

систематизация знаний об учебном занятии, отработка навыков моделирования эффективного занятия.












Педагоги заполняют анкеты, отвечая на вопросы.


Перед погружением в работу предлагаю вам цитату из известного произведения:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

- Мне все равно… — сказала Алиса.

- Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

«Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл

- У меня к вам вопрос: как вы понимаете основной смысл цитаты?

- Я согласна с вами. Если мы точно знаем, чего именно хотим достичь, нам легче будет выбрать путь. Если мы не знаем куда идти, мы так и будем блуждать кругами. Сначала нужно определить направление, а уже после начинать движение. Важно помнить: никто, кроме нас самих, не может знать, какой путь нам подойдет. Поэтому делаем выбор сами и начинаем действовать.

Коллеги, надеюсь, вы поняли, к чему я веду, зачем предложила вам эту цитату и свой небольшой монолог…

- Как вы считаете, чем мы сейчас с вами займёмся? Какова будет цель нашего семинара?

Верно, сегодня на нашем семинаре мы рассмотрим особенности проектирования и проведения эффективного учебного занятия и попробуем систематизировать теоретические знания о современных формах организации работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования. Предлагаю вам не только освежить знания теоретического материала, но и обменяться опытом работы по организации деятельности обучающихся в образовательной практике.

Но прежде чем мы начнём работать, прошу вас в течение 3 минут подумать над предложенными вопросами и ответить на них. Если вы не сможете с ходу дать ответы, у вас есть возможность сделать это в процессе нашей работы.

- Как дела, коллеги, с ответами? Все строчки у вас заполнены? Ничего страшного, если не все. Уверена, что к концу заседания у вас не останется пробелов в таблице.






































(Анкета для педагогов – Приложение 1)


3. Актуализация знаний

Цель: актуализация ранее полученных знаний, которые будут востребованы на занятии


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание




Педагоги формулируют определение учебного занятия и отвечают на вопросы.















Педагоги называют элементы образовательного процесса, необходимые для планирования занятия:

цели, содержание, средства, методы, организация

Итак, начнём с актуализации знаний.

Образовательный процесс осуществляется  через учебное занятие.

- Давайте вспомним, что же такое учебное занятие, его характерные признаки, особенности.

- А какие вы знаете типы учебных занятий?

- Какие формы занятий вы можете назвать, методы обучения?

- Какие из них вы используете в своей работе?

Резюмируем:

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

- Какие элементы образовательного процесса должны быть представлены в учебном занятии?

























4. Организация решения методической проблемы

Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности педагогов при работе над конструированием занятия.


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание
































































Педагоги обсуждают и выделяют этапы занятия:

- Организационный этап;

- Целеполагание и мотивация познавательной деятельности;

- Актуализация знаний;

- Основной этап;

- Итоговый этап. Рефлексия

Педагоги формулируют задачи каждого этапа с учётом типа занятия.

























































































Педагоги предлагают свои варианты приёмов целеполагания, используемых ими на занятиях





















Педагоги представляют свой опыт работы по использованию приёмов рефлексии

Планирование учебного занятия начинается с определения целей и задач. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов. Необходимо исходить из самого понятия: цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий - абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений и навыков.

Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их. При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, развития 

Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.

Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки, которые возможно формировать на учебном материале занятия.

Развивающие задачи определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.

Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести обучающихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

- изучение нового материала;

- применение знаний на практике, формирование практических умений;

- контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

  1. изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

  2. закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.);

  3. обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, представления и др.);

  4. комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);

  5. контрольное (итоговое).

Каждое из указанных типов занятий отличается по своей системе целей и задач, структуре и содержанию.

- А теперь давайте вспомним структуру учебного занятия. Какие основные этапы мы выделяем?

- Какие задачи решает каждый этап занятия? 








- При конструировании занятия необходимо тщательно продумать методы обучения, направленные на достижение цели.

Для того чтобы правильно выбрать метод, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • способствует ли метод решению поставленной задачи?

  • соответствует ли метод содержанию занятия?

  • позволяет ли метод обеспечить индивидуальный подход в обучении?

  • соответствует ли метод реальной возможности его использования?

Известны различные классификации методов обучения: по источнику знаний, форме передачи информации; по степени активности познавательной деятельности обучающихся; по способам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся и др. Наличие различных классификаций не означает противопоставления методов обучения друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Методы, обладая свойством взаимопроникновения, характеризуют с разных сторон процесс взаимодействия педагогов и обучающихся. И когда говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося больший вклад в решение основной дидактической задачи.

На занятиях педагог, как правило, использует несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов, которые в данном случае образуют систему методов обучения.

В Приложении 4 приведены некоторые классификации и системы методов обучения, показана их связь с системами обучения.   

В реальном учебном процессе важным является не сама проблема классификации методов, а глубокое знание педагогом их дидактической сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебной деятельностью обучающихся. 

- Коллеги, мы с вами освежили в памяти теоретические знания о современных формах организации работы с обучающимися. Сейчас перейдём к основной части нашего семинара.

Если я вас спрошу, какие этапы проведения занятия вызывают у вас затруднения, вы назовёте 2 этапа: целеполагание и рефлексию. Мы с вами неоднократно поднимали вопрос эффективного моделирования данных этапов занятия. Но этот вопрос по-прежнему остаётся для нас актуальным, т.к. не все из вас побуждают обучающихся формулировать тему и цель занятия и проводят рефлексию.

Поэтому сейчас уделим особое внимание эффективным приёмам целеполагания и рефлексии, способствующим повышению качества проведения учебных занятий.

- Итак, этап целеполагания – обязательный этап занятия. Необходимо побуждать обучающихся формулировать тему и цель занятия.

Цель объясняет обучающимся, что они изучают, зачем работают, и концентрирует внимание обучающихся на занятии. Когда обучающиеся осознают смысл учебной цели, их деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы обучающиеся сформулировали и присвоили себе цель, их необходимо столкнуть с ситуацией, в которой они обнаружат дефицит своих знаний. В этом случае цель ими воспримется как проблема.

Существуют визуальные и аудиальные виды целеполагания, призванные сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый обучающийся – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Обучающиеся высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

- Какие приёмы целеполагания используете вы на своих занятиях?


- Спасибо, коллеги, за очень интересные выступления, за то, что поделились своим опытом использования эффективных приёмов целеполагания. Давайте перейдём к разговору о следующем важном этапе занятия.

Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях  является этап рефлексии.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия настроения и эмоционального состояния.

На этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

- Какие приёмы рефлексии используете вы на своих занятиях?


- Спасибо, коллеги, за выступления.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

 Самостоятельность. Не педагог отвечает за обучающегося, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Обучающийся умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.









(Примерные формулировки целей занятий – Приложение 2)














(Примерные формулировки задач – Приложение 3)






















































































(Виды и приёмы целеполагания – Приложение 5)

















(Приёмы рефлексии – Приложение 6)





5. Подведение итога занятия

Цель: осмысление содержания занятия, анализ результатов собственной деятельности,  оценка успешности достижения цели.


Деятельность педагогов

Деятельность методиста

Примечание

Педагоги делятся впечатлениями о семинаре, дают оценку своей деятельности на занятии


- Давайте подведем итоги нашей работы.

Мы с вами сегодня систематизировали наши знания об учебном занятии, определили единые подходы к проектированию эффективного занятия, обменялись имеющимся опытом работы по организации деятельности с обучающимися.

Загляните, пожалуйста, в свои таблицы. Остались ли у вас вопросы без ответов?

Прошу вас в завершение семинара определить, в чем вы видите собственное приращение, и назвать самую важную и самую спорную мысль, прозвучавшую на заседании.

Надеюсь, наша встреча была для вас познавательной и полезной, вы не будете игнорировать этап целеполагания, а рефлексию проводить формально.

Основная функция педагога – не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в детском коллективе, в которой невозможно не выучиться.

Помните об этом всегда, когда готовитесь к занятиям. Желаю вам успехов в вашей дальнейшей педагогической деятельности. Спасибо за работу.





Приложение 1


АНКЕТА


Вопрос

Ответ

1.

По итогам семинара я хочу знать…

 


2.

По итогам семинара я хочу уметь…

 


3.

Что такое цель?

Цель – это …


4.

Каковы признаки правильно сформулированной цели?

Правильно сформулированная цель является (какой?) …


5.

Чем отличаются задачи от цели?

Цель –


Задачи —


6.

Сколько целей можно поставить к занятию?

 

7.

Сколько задач можно ставить к занятию?

 

8.

Какой частью речи выражена цель при формулировании?

 

9.

Какой частью речи выражены задачи?

 

10.

Что такое целеполагание?

 Целеполагание -


11.

Какие приёмы целеполагания используете вы на своих занятиях?



12.

Что такое рефлексия?

Рефлексия -


13.

Какие приёмы рефлексии используете вы на своих занятиях?



14.

Какие вопросы у вас остались?




Приложение 2


Формулировка цели занятия


Цель современного занятия

Ключевые фразы

Создание (обеспечение) условия для формирования (развития) представления (умения).


усвоения знаний о…

формирования умения…

установления уровня знаний по теме...

обобщения изученного материала по теме...

систематизации изученного материала по теме...

отработки умений обучающихся.

осмысления и нахождения обучающимися способов…

понимания обучающимися…

ознакомления обучающихся…

формирования представления о…

организации деятельности обучающихся по первичному усвоению новых знаний, умению применять правило…

организации деятельности обучающихся по расширению области их знаний о …

формирования у обучающихся целостного представления о понятиях …

реализации новых способов действий …

расширения знаний обучающихся о …

усвоения техники…

систематизации и обобщения знаний по теме …

обеспечения знаний обучающимися каких-то понятий, определений, теорем ...

установления уровня знаний по теме...

обобщения и систематизация изученного материала по теме...





Приложение 3

Формулировка задач занятия


В отличие от цели, задачи занятия призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.

Задачи занятия формулируются глаголом – ознакомить с …, расширить представления…

Образовательные (предметные) задачи занятия – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширение собственного мировоззрения, формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни.

Развивающие задачи занятия – это задачи, которые направлены на общее развитие обучающихся, а также на их личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и потребностями.

Воспитательные задачи – это задачи, направленные на воспитание личности обучающегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.




Ключевые слова для формулировки задач


Основные категории учебных задач

Ключевые слова для формулировки задач

Образовательные

Повторить, актуализировать, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать

Развивающие

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналогии, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.

Воспитательные

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять.



Приложение 4


Классификации методов обучения


 

Признаки классификации

Система обучения

Система методов

Источник знаний, форма подачи информации

(С.Г. Шаповаленко,

Е.И. Перовский, Г.Я. Голант)

Традиционная  

Словесные. Наглядные. Практические

 Активизация и развитие познавательной самостоятельности

(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

Развивающее обучение

Объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (или эвристический); исследовательский.

Способы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский).

Оптимизация обучения.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Методы контроля и самоконтроля

Бинарный подход. Методам преподавания соответствуют методы учения.

(М.И. Махмутов).  

Проблемное обучение.

Информационно-сообщающий и исполнительский. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Инструктивно-практический и продуктивно-практический. Стимулирующий и частично-поисковый. Побуждающий и исследовательский (поисковый).

Классификации методов обучения


По Ю.К. Бабанскому

- Словесные (источником знания является устное или печатное слово); - Рассказ;

- Объяснение; - Беседа; - Дискуссия; - Лекция; - Работа с книгой;

- Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

- Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.);

- Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.);

- Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие); -Упражнения; -Практическая работа; -Решение задач; -Моделирование объектов.


По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру

- Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);

- Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога);

- Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы);

- Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует);

- Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний).





Приложение 5


Виды и приёмы целеполагания


Виды приемов целеполагания

Приёмы целеполагания

Визуальные

Тема-вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка

Аудиальные

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего занятия





Приложение 6


Приёмы рефлексии


Вид рефлексии

Характеристика рефлексии

Приёмы рефлексии

Рефлексия содержания учебного материала

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного

Пометки на полях (инсерт, маркировка)

Шпаргалка

Ранжирование

Восстановление деформированного высказывания

«Плюс-минус-интересно»

Таблица результатов

«Пять пальцев»

«Комплимент»

«Пейзаж»

Приём «Что, если…?»

Подбор афоризма, пословицы, стихотворения к занятию

Резюме, эссе, мини-сочинения

«Три М»

Рефлексивная мишень

Ассоциация

Синквейн

Рефлексия деятельности

Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

Поляна

Поезд

Дерево моего успеха

График

Рефлексивная мишень

Лесенка успеха

Письмо благодарности

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности

«Смайлики»

«Солнышко и тучки»

«Карточка настроения»

«Букет настроения»

«Маятник настроения»



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Жураховская Людмила Юрьевна

Дата: 15.09.2023

Номер свидетельства: 636613


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства