kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект к презентации на тему: "По страницам истории русского народного танца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки - приобщение детей-воспитанников ДДТ и их родителей к русской народной культуре. Мероприятие проводилось в рамках празднования Международного дня танца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к презентации на тему: "По страницам истории русского народного танца"»

МБУДО Карачевский Дом детского творчества












Конспект к презентации на тему:



«По страницам русского народного танца»







Автор: педагог ДО

Терехова В.И.


























Карачев

2023



«По страницам русского народного танца»


Из года в год, из поколения в поколение

Традиции народа русского храним:

Мы не дадим им пасть в забвенье

Взяв у отцов, потомкам нашим их передадим.


Хороводы, пляски и кадрили

Во все века любили люди на Руси

В них величавость, и азарт, и удаль были

Размах и широта танцующей души.


Слайд №1

Вас ждет увлекательное путешествие по страницам истории русского народного танца.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

Каждая новая эпоха, новое политическое, экономическое и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве.

Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековой пути своего развития не раз подвергался различным изменения.

Так что же значит народный танец?

Это танец, созданный народом и распространённый в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, манере его исполнения.


Слайд № 2

Один из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

Слайд № 3

На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода.

В дни народных праздников и гуляний, а то и просто вечером после работы на улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иногда даже из соседних сел.

Парни приглядывали себе невест, в ярком и причудливом венке, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой также старались им понравиться.


Слайд № 4

Хороводы с точки зрения хореографии делится на два вида – орнаментальные и игровые.

Слайд № 5

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.

Такие хороводы называются орнаментальными.


Слайд № 6

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

 Такой хоровод называется игровым.

Слайд № 7

Следующий жанр русского народного танца мне хочется продолжить стихами:

Живёт в народе слово,
Оно во мне сейчас,
Душа рвануть готова
В безумный русский пляс.

Пляска – это и бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь.

Она дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера, показать свою манеру исполнения.

Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, «щегольнуть» сложным движением.

В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди – было бы желание сплясать.

Слайд № 8

Пляска делится на несколько видов.

Это одиночная, парная пляска, перепляс или массовый пляс.

Слайд № 9

В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерские способности исполнителя. Пляска – это самовыражение, полная самоотдача.

В одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т.д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским составом.

Слайд № 10

Что касается парной пляски, то ее в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В парной пляске участвуют любящие или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски как бы сердечный разговор влюбленных.



Слайд № 11

Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений – колен.

В переплясе, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими движений и импровизации в момент исполнения.

Слайд № 12

В массовом плясе нет ограничений ни в возрасте, ни в количестве участвующих. Пляшут все одновременно, темпераментно, лихо, с большим увлечением. Они самозабвенно выплясывают свои любимые колена, импровизируют по ходу исполнения, стараясь достойно показать себя в пляске.

Слайд № 13

В групповой пляске, так же как и в массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Этой пляске присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение.

Различные формы и построения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработанны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок танца.


Следующий жанр народного танца спрятан в загадке

Имеет разные названия,

но все же виден общий стиль.

С частушкой схожа без страдания

Простая русская ... (Кадриль.)

Слайд № 14

Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английским контрдансам и является их разновидностью.

Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в русском народе в начале XIX столетия.

Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказа крепостных слуг, солдат русской армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном, служивых людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, переделанные на свой манер, и свой вкус.

Русские самородки-исполнители, снискавшие себе славу отличных плясунов, плясуний, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей.

Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также требования времени

Слайд № 15

Кадрили бывают квадратные, линейные.

Слайд № 16

Квадратную кадриль называю по разному, часто – «угловая», иногда – «на четыре стены» или по «углам», так как в этой кадрили принимает участие четыре пары.

Слайд № 17

А вот линейной или в двухрядном построение, могут принимать участие четыре, шесть, восемь и более пар.


Вот настал момент прощанья, 
Будет краткой наша речь, 
Мы говорим вам:
"До свиданья,

До счастливых новых встреч!"




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект к презентации на тему: "По страницам истории русского народного танца"

Автор: Валентина Ивановна Терехова

Дата: 19.05.2023

Номер свидетельства: 631868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства