Просмотр содержимого документа
«Конкурсно-познавательная игра «Открытия века»»
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
г. Черногорск
Конкурсно-познавательная игра
«Открытия века»
Автор: Вятчанина М.В., педагог-организатор
(песня «До чего дошел прогресс»)
- Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня, я хочу предложить вам увлекательное путешествие в мир технических изобретений, без которых мы просто не представляем свою жизнь. А начиналось все так…… (музыка «Звуки природы»)
- Однажды, человек слез с дерева, почувствовал себя человеком и стал как-то обустраиваться. И чем больше его быт обрастал разными нужными и полезными предметами, тем кардинальнее менялась его жизнь.
Путь, пройденный людьми с глубокой древности, до наших дней, можно показать различным образом, в том числе и через историю великих изобретений человечества, которые прочно вошли в нашу жизнь, которые помогают нам, как в быту, так и в работе и в учебе, благодаря которым, у нас появляется все больше свободного времени, для себя и для таких познавательных встреч, как сегодня.
И я предлагаю творческим, любознательным ребятам, попробовать свои силы в интересном техническом поединке.
(дети делятся на две команды, подходят к столикам и занимают места)
- А сейчас, я предлагаю нашим юным изобретателям, придумать названия для своих команд, учитывая то, что наша игра носит сугубо технический характер.
(участники придумывают название для своих команд)
- Итак, мы начинаем игру, состоящую из 9 раундов.
- Довожу до вашего сведения, что ига оценивается по пятибалльной системе, время на обдумывание вопросов определяется в каждом раунде, после звукового сигнала, обсуждение прекращается и один из игроков дает ответ, учитывая мнение всех членов команды. Команда, ответившая досрочно, получает 1 дополнительный балл.
- Также, на своих столах, вы видите таблички с цифрами – 1,2, и 3. Это варианты предлагаемых ответов. Внимание, первый раунд! (Звучит гонг)
- Ребята, перед вами карточки с названием шести величайших открытий пытливой человеческой мысли и соответственно шесть карточек с именами замечательных изобретателей. Вам необходимо, за 60 секунд найти автора, каждого из предложенных изобретений. (телефон, электрическая лампочка, радио, маятниковые часы, телевизор, компьютер; Беббиджем, Попов, Галилей, Эдисон, Белл, Термен). Время пошло! (ответы детей)
А теперь послушаем правильный ответ!
-Каждому из представленный изобретателей, принадлежит свое изобретение. Радио изобрел – Попов, маятниковые часы – Галилей, электрическую лампочку – Эдисон, телефон – Белл, телевизор – Термен, а компьютер – Беббиджем. (демонстрация слайдов на мультимедиа)
- Первый раунд завершен, и самое время перейти во второй! (Гонг)
- Кстати, следующий вопрос непосредственно связан со временем, а точнее, с приборами для измерения времени. В древности не было такого понятия, как час, полчаса, 45 минут. В Греции, например, время исчисляли по сожженной палке или веревке. В ходу были и водяные часы, где из одного горшка с
отверстием, вода выливалась в другой. Когда падала последняя капля, завершался определенный промежуток времени. Позже были изобретены часы: солнечные, песочные, водяные, и наконец, наступила эра механических часов! Это был настоящий прорыв к новому времени. Вопрос! В каком веке началась эра механических часов, в 11,12 или 13? После обсуждения поднимите цифровую табличку с номером ответа. Время пошло! (ответы детей)
-А, теперь, послушаем правильный ответ!
Эра механических часов началась в Европе в 13 веке. Первые башенные часы были установлены в Англии. Они представляли собой трехколесный зубчатый механизм с однострелочным циферблатом. Имена создателей этих часов, к сожалению не известны, сами часы так же не сохранились, но остались зарисовки подобных механизмов, которые я вам сейчас продемонстрирую. (показ слайдов)
- Ребята, а какие часы, появились в наш современный век? (электронные)
Ну что же, нас ждет третий раунд! (Гонг)
- Вопрос в нем связан с замечательным изобретением человечества – электричеством. А точнее с предметом, который со времени своего изобретения, с 1880 года, внешне почти не изменился. Я думаю, вы догадались, что речь идет об электрической лампочке.
Существенное отличие лампочки Эдисона от современной, это нить накаливания. Эдисон предпринимал попытки изготавливать ее из разных
материалов: платины, угля, хлопковой нити и даже из растений. Вопрос! Из какого растения Эдисон изготавливал нить для своей лампочки. Из бамбука, из
тростника или из крапивы? (ответы детей)
- Правильный ответ! Одним из материалов для нити накаливания в электрической лампочке Эдисона был бамбук, так как его волокна были прочные и эластичные. Но, такая лампочка горела всего несколько часов и была не рентабельна для массового производства. (рассказ сопровождается слайдами)
-Ребята, а из чего изготавливается нить накаливания в современных лампах? (вольфрам)
- Внимание, четвертый раунд! (Гонг)
- Речь пойдет о грандиозном изобретении 19 века, открывшим новую эру в истории мирового прогресса. Это – радио! 7 мая 1895 года, российский изобретатель Александр Степанович Попов, впервые продемонстрировал работу своего радиоприемника на заседании Русского физико-химического общества. Изобретение нашего соотечественника, открыло грандиозные перспективы для современников. Годом позже, один молодой итальянец создал подобное радиопередающее устройство. Кто это - Максвел, Маркони или Морзе. (ответы детей с использованием цифровых табличек)
- Послушаем правильный ответ! Подобную радиопередающую установку создал итальянец Гульельмо Маркони. А в 1896 году, Маркони получил английский патент на свое изобретение, таким образом, с формальной точки зрения, именно Маркони может считаться первым изобретателем радио, хотя создал его на год позже, чем наш Попов. (демонстрация различных моделей радиоприемников)
- Уважаемые игроки, мы переходим в пятый раунд! (Гонг)
- И здесь мы поговорим об одном из главных чудес света – телевидении. Телевидение настолько проникло во все сферы нашего бытия, настолько тесно связано с жизнью каждого человека, что без голубого экрана невозможно представить себе современную цивилизацию.
- Прежде, чем телевидение стало таким, каким мы его знаем сейчас, над его созданием и совершенствованием работал целый ряд изобретателей, в том числе и наши соотечественники. Вопрос! Как называется высоковакуумная приемная электронно-лучевая трубка, созданная русским ученым Зворыкиным, которая стала основой первых телевизоров – диаскоп, кинескоп, иконоскоп?
(ответы детей с помощью цифровых табличек)
Как же звучит правильный ответ! В1929 году, Владимир Зворыкин создал электронно-лучевую трубку, названную им кинескопом, которая в дальнейшем была усовершенствована и до сих пор работает в некоторых моделях телевизоров. (демонстрация отрывка из телевизионного фильма)
- Я объявляю начало шестого раунда! (Гонг)
- И следующее чудо технического прогресса, это, конечно же, компьютер!
Если еще 20 лет назад о собственном персональном компьютере можно было только мечтать, то сегодня он имеется практически у каждого человека. А вы знаете, что первый программируемый компьютер, так сказать пра-пра-дедушка современных компьютеров и ноутбуков, появился еще в 1822 году в городе Лондоне. Его изобрел Чарльз Бэббиджем. Этот компьютер мог только считывать инструкции с перфокарт, производить вычисления и печатать полученный результат.
А уже в 1943 году, появился первый электронный компьютер «Колоссус -1», созданный в секретном военном исследовательском центре Великобритании.
Он предназначался для расшифровки кодов, весил 30 тонн, содержал 18 тысяч ламп и 1500 реле. А вот в каком году появился первый персональный компьютер, мне ответят наши игроки через 30 секунд! В 1969, 1971, 1975 году? (ответы)
Правильный ответ! Первый персональный компьютер собрал житель Лос-Анджелеса, Джон Блакенбакер, в сентябре 1971 года. Он назывался «Кенбак -1», имел 256 байтов памяти и стоил 750 долларов. (демонстрация слайдов)
- Внимание, седьмой раунд - Блиц-турнир! (Гонг)
- Каждой команде будет задано по два вопроса, время на обдумывание 20 сек.
- Первый вопрос для первой команды.
В1876 году, Александр Белл воплотил в жизнь свою мечту, при помощи электрического сигнала передавать человеческий голос. Вы догадались, что это за изобретение? (телефон) Вопрос! Кем по профессии был изобретатель телефона – врачом, инженером, почтальоном? (ответы детей)
А, теперь, послушаем правильный ответ! Александр Белл был врачом и учил говорить глухих детей. Он много знал о звуках и голосах. Именно эти знания помогли ему создать телефон. (демонстрация различных моделей телефонов)
- Первый вопрос для второй команды. До создания первых электрических утюгов, которые появились в конце 19 века, люди пользовались тяжелыми чугунными утюгами. Эти утюги разогревали с помощью угля и, как вы понимаете, глажение белья было трудоемким процессом. Именно с таким утюгом и работал в молодости один американский писатель. Вопрос! Кто из перечисленных писателей в молодости работал в прачечной? Марк Твен, О Генри, Джек Лондон. (ответы детей с помощью цифровых табличек)
- Правильный ответ звучит так! С чугунными утюгами довелось поработать в прачечной тогда еще неизвестному американскому писателю Джеку Лондону. Позже, он описал это занятие в своей книге, которая называлась «Мартин Иден». (слайды)
- Второй вопрос для первой команды. Как известно, первой стиральной машиной были руки и ноги человека. Да, да, не удивляйтесь! В Китае прачки издавна топчут намоченное белье, и такая работа считается сугубо мужской. А кто из вас знает, как стирали белье моряки? Они привязывали покрепче грязную робу к канату, выбрасывали ее за корму, в пенящиеся струи воды, которые отбрасывали корабельные винты. Через определенное время робу доставали и прополаскивали в чистой пресной воде.
- По этому принципу вращающегося барабана, работают почти все стиральные машины. Однако, это не последнее слово техники. Японцы придумали аппарат для стирки, в котором используется другой принцип работы. Вопрос! Это ультразвук, ультрафиолетовые лучи, фотоэффект? (ответы детей)
- Внимание, правильный ответ! Вместо активатора, японцы предложили использовать ультразвук, который вызывает колебания, создающие крошечные пузырьки газов. Вместе с частицами порошка, эти пузырьки проникают в волокна ткани и активно атакуют грязь, которой ничего не остается, как отступить. (слайды)
- Второй вопрос для второй команды. Наверняка, каждый пользовался термосом, и задавал себе вопрос: «Почему чай в термосе так долго не остывает?»
- В конце 19 века, английский физик и химик Джеймс Дьюар
изготовил сосуд с двойными стенками, который получил название - сосуд Дьюара. Он до сих пор используется для хранения сильно охлажденных газов. На свойствах сосуда Дьюара основано и действие термоса. Что же удерживает тепло в термосе – вакуум, электрический импульс или магнитное поле?
(ответы детей с помощью цифровых табличек)
- А теперь послушаем правильный ответ! Внутри футляра термоса помещена, блестящая снаружи и изнутри стеклянная колба с двойными стенками, а между этими стенками находится вакуум. Именно вакуум не выпускает тепло из термоса. (просмотр видеосюжета)
- Блиц опрос окончен, и мы переходим в восьмой раунд! (Гонг)
(Музыка из передачи «Что, где, когда») (выносит черный ящик)
- В этом ящике лежит нечто. С помощью моих подсказок, вы должны отгадать, что находится в черном ящике. Команда, давшая правильный ответ после первой подсказки, получает 5 баллов, после второй- 4 балла и так далее. Время на обсуждение 10 секунд.
- Первая подсказка. Среди многих удивительных изобретений, это занимает далеко не последнее место. Оно зародилось на границе двух наук – химии и физики. Для его изготовления необходимы: бумага и раствор азотного серебра, насыщенный йодистым серебром.
- Вторая подсказка. Изготовление этого состоит из нескольких этапов, один из которых – закрепление.
- Третья подсказка. Это появляется у каждого с раннего детства, без этого не получить паспорт.
- Четвертая подсказка. Это любят просматривать и показывать.
- Пятая подсказка. Это хранят в альбомах и вставляют в рамки.
(в черном ящике находится фотография)
- И, наконец последний, девятый раунд! (Гонг)
- Этот раунд называется «Юные Кулибины». А кто такой Кулибин? (изобретатель)
И сегодня мы дадим командам возможность пофантазировать и сделать новые актуальные изобретения, которые смогут принести пользу человеку в различных сферах деятельности.
Это может быть что угодно: бытовые приборы, станки, агрегаты, машины, роботы и т.д. Все зависит от вашей фантазии. Оценка вашей работы, так же будет производиться по пятибалльной системе.
Ровно через 3 минуты мы ждем от вас, новые изобретения с инструкцией к их применению!
(командам предоставляются ватманы, маркеры, линейки, ластики и т.д.)
(Звучит мелодия песни «До чего дошел прогресс»)(самостоятельная работа)
- Ну что же, я вижу «Юные Кулибины» уже готовы поразить нас своими проектами. (защита изобретений)
- Позади девять непростых раундов игры, и впереди нас ждет волнующий момент награждения победителей. (награждение)
Спасибо всем ребятам за хорошую игру, за ваше стремление к познанию, за творческий порыв и изобретательность!
(Песня «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника»)