kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Это было в Краснодоне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час  способствует формированию гражданственности и патриотизма у школьников, учащиеся узнают историю родного края, имена героев подпольщиков, которые боролись за свободу своего  Отечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Это было в Краснодоне"»

Классный час

Тема: «Это было в Краснодоне». 

Цель: формировать гражданственность и патриотизм, интерес к изучению истории родного края и истории города, воспитывать у детей и учащейся молодёжи чувство гордости за своё Отечество и её героев

Задачи:

- расширить знания учащихся о главных исторических событиях Республики;

- уточнить знания детей о Великой Отечественной войне;

- пополнить знания детей о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия»

- расширить кругозор учащихся по данной теме;

-сохранить память о Героях, на конкретных примерах подвигов героев города Краснодона, сохранить чувство гордости и уважения к историческому прошлому Родины;

- формировать представление о мире как абсолютной ценности.



Ход урока

  1. Организационный момент


Приготовьте свои ладошки, я попрошу похлопать тех, кто:

1.рад встрече с друзьями;

2.готов сегодня дарить друзьям улыбки и хорошее настроение;

3.настроился окончить школу с медалью;

4.будет честно и скрупулёзно выполнять всё, что зададут на дом.

А теперь поднимут руки вверх и громко крикнут: « Это я», те, кто:

1.не хочет уходить из школы;

2.не боится предстоящих экзаменов;

3.решил, что проведёт этот год незабываемо;

4.встретил сегодня любимых учителей и одноклассников.

И, наконец, обнимет своего соседа по парте тот, кто:

1.соскучился по школьной столовой;

2.готов во всем и всегда поддержать своего друга и одноклассника;

3.сожалеет, что это последний год в школе;

4.ждёт своего дежурства по школе.

2. Мотивация учебной деятельности

Создание эмоционального фона урока. Звучит первый куплет “Песни о краснодонцах” (сл. С. Острового, муз.В. Соловьева-Седого).

3.Актуализация знаний

Беседа 
- О чем идет речь в песне, которую вы прослушали? 
-За что мы любим свою Родину? 
2. Рассказ учителя 
Для каждого человека нет ничего дороже родной земли, где он родился и вырос, где открывал для себя окружающий мир, где учился и трудился. Прекрасна наша родная земля, земля Луганщины. 

Важно знать и помнить имена и фамилии тех людей, которые прославили землю Луганщины, тех, которые самозабвенно любили Родину, именами которых названы улицы, проспекты, села и города, шахты и заводы, школы и университеты. Это наш долг, наша миссия – проявление безграничной благодарности нашей матери-земле.

4. Сообщение темы урока

. Сегодня наш классный час мы посвятим героям нашего края, нашей Республики. Луганщина – героическая земля . ( Слайд 2).

Все народы и во все времена защищали свою землю, поэтому и мы будем патриотами нашей Родины. Мы не просто должны, а обязаны знать своих героев в лицо.

Кто они были? Какими они были наши краснодонские мальчишки и девчонки из далеких сороковых годов?

Почему именно они, ни на миг не сомневаясь в своей правоте, приняли мученическую смерть? Почему они, имея выбор: я или Родина выбрали— Родину...!?

Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, высокое напряжение Памяти, что позволит прикоснуться к их подвигу — сердцем.

Задумаемся на минуту: сколько можно успеть за три месяца? Что можно сделать за три месяца? (Ответы детей).

- замечательно провести летние каникулы;

- научиться плавать,

- освоить компьютер и ещё много полезных дел.

А можно шагнуть в бессмертие... Всего неполных три месяца просуществовала подпольная комсомольская организация "Молодая гвардия". Давайте, восстановим хронологию событий...

Краснодон - небольшой городок, один из районных центров Республики, которая теперь называется Луганской, а прежде звалась Ворошиловградской. А еще этот край традиционно называется Донбассом. На многочисленных шахтах Донбасса добывается уголь. ( Слайд 3) И в одночасье рушатся жизни людей , город оккупирован , По безлюдным улицам притихшего городка проносится мотопехота, гремят сапоги оккупантов. Завоеватели принесли с собой "новый порядок".. Как вы думаете , какие законы ввели фашисты?

( ответы учащихся)

Первый приказ немецкого коменданта гласил:

" За неподчинение новому порядку - расстрел.

За уклонение от сдачи оружия - расстрел.

За неявку на регистрацию в полицию - расстрел.

За слушание радиоприёмника - расстрел.

За появление на улицах после 18.00- расстрел..."

Вы только вдумайтесь в смысл объявления, вывешенного возле водопроводной колонки: "Вода - только для немецких солдат. Русские, берущие отсюда воду, будут расстреляны. Вода для русских - на другой стороне". А теперь представьте, какие испытания прошлось пережить всем мирным жителя.

3.Работа с классом

- Какое событие привело к созданию этой организации ?( 9 сентября 1942 года фашисты совершили одно из страшных своих злодеяний: живыми закопали в парке Краснодона 32 шахтера, отказавшихся давать на гора уголь для фашистской Германии.) Молодогвардейцы поклялись на могиле замученных шахтёров: "Мстить беспощадно за сожжённые, разрушенные города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть шахтёров-героев".

Вступая в ряды Молодой гвардии, все ее участники давали клятву. Я предлагаю Вам зачесть строки клятвы молодогвардейцев.

Один из учеников зачитывает клятву ( просмотр фрагмента)

В старых развалинах типографии ребята нашли шрифт, вырезали из резины недостающие буквы, отпечатали удостоверения для членов "Молодой гвардии" и листовки.

Немцы приходили в бешенство, осознавая, что на их территории работает подпольная типография. Они сбились с ног, разыскивая "партизан".

Возникшая из небольших разрозненных групп, окрепшая "Молодая гвардия" к концу 1942 года насчитывала 47 юношей , 24 девушки .Младшему было 14 лет.Немецкому командованию пришлось направить в Краснодон специальные силы гестапо, которые должны были очистить тылы от партизан...

А теперь представьте себе, что этим "партизанам" было всего от 14 лет до 21 года! Как страшно умирать в шестнадцать,

Как хочется чертовски жить

Не слёзы лить, а улыбаться,

Влюбляться и детей растить.

Но солнце клонится к закату,

Не встретить им уже рассвет.

В бессмертие ушли ребята

В рассвете юношеских лет (строки из песни «Мгновение»)

Работа с классом. Предлагаю Вам вспомнить лидеров данной организации чьи портреты находятся на доске. ( фрагмент о молодогвардейцах) Кого из них вы знаете , назовите имена.

Учитель:

Они были разными, эти люди, которым к войне исполнилось 16-17 лет. Хорошо о них сказал поэт военного поколения Павел Коган.

Чтец 1:

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас,

Мы наших девушек любили,

Волнуясь, мучаясь, горячась.

Мы были всякими, но, мучаясь,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

1.Чтец. Молодогвардейцы... Это были не картинные герои, а жизнелюбивые с ребячьими недостатками и проказами мальчишки и девчонки, только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? Но как порой думаем мы, с тревогой и смутной надеждой: «А мы смогли бы?» И, может быть, главный их подвиг в том, что они сумели повзрослеть, когда пришло время. СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

2 Сергей Тюленин. Небольшого роста паренёк, худенький, цепкий. Быстро оглядывал всё, что ему предстало. Движения его были необыкновенно быстрыми и ловкими. У него были чуть курчавые, жесткие волосы, сильная, грубоватая складка губ, тонких, немного выдающихся вперёд, словно под ними немного припухло. Быстрый взгляд его был озорной, но проницательный».

3 «Ульяна Громова. Девушка с чёрными волнистыми косами, с повлажневшими чёрными глазами, сама походила на лилию, отразившуюся в тёмной воде»

4. «Любовь Шевцова. Девушка кружилась на сцене и пела, кружилась в зале и пела, она кружилась до утра, и голубые её глаза сверкали от счастья! За розовое личико, которое она всегда оберегала от солнца, аккуратно подвитые и уложенные волосы, маленькие точеные ручки с блестящими ноготками, стройные ножки в туфлях на высоких каблуках и за постоянную готовность петь и танцевать, мальчишки её прозвали Любкой-артисткой!»

5. «Иван Земнухов. Ваня смотрел на Клаву сверху своими близорукими глазами. Он стоял спиной к парку. Вся перспектива улицы открывалась перед ним. Многие из проходящих людей были ему знакомы, но он, в озарении своей первой любви, ничего и никогда не видел... Строка за строкой, рождались в его душе новые стихи.»

6.«Высокий, светловолосый юноша, с непокрытой головой, протянул сильную загорелую руку, поднял большие, в тёмных ресницах глаза, простодушно и весело улыбнулся. Весь он дышал силой и здоровьем. «Олег Кошевой», - чуть заикаясь, назвал он себя.» Олег Кошевой, будущий комиссар “Молодой гвардии”, написал стихи:

Среди особенно нашумевших операций подпольщиков:

- Освобождение 20 советских военнопленных, обречённых на гибель в здании первомайской больницы.

- Освобождение 70 военнопленных из Волченского лагеря.

-Уничтожение вражеской автоколонны, следовавшей на Юг.

- Подпольщиками было отбито у немцев стадо скота (около 500 голов), подготовленное к отправке в Германию.

- В канун 25-й годовщины Великой Октябрьской Революции подпольщиками были вывешены красные флаги над оккупированным городом.

- В ночь на 6 декабря 1942 года подпольщики подожгли биржу труда с готовыми списками молодёжи для отправления в Германию...

- После каждой такой операции арсенал "Молодой гвардии" пополнялся новым оружием.

Они жили..., и каждый прожитый ими день был подвигом!

Это были мужественные юноши и девушки, вступая в ежедневную борьбу с врагом несмотря ни на что выполняли свой долг перед Отечеством.

Работа в парах . Как вы уже заметили у каждого на парте есть бумажное сердце, так вот я предлагаю написать на нем ту черту характера которая на ваше мнение присуща юным молодогвардейцем.

Дети готовятся к ответу, и отвечая по очереди приклеивают на доску свои листы с характеристикой молодогвардейцев.\

Учитель .

Организация «Молодая гвардия» была предана.Немцы схватили одного мальчишку,он не был участником организации,но знал членов этой организации.Мальчишку били и он рассказал о членах этой организации.

Начались аресты. Арестованных молодогвардейцев мучили, пытали, били плетками, скрученными из проволоки, сажали на раскаленную плиту,ломали руки,ноги. Ребята молчали. Они мужественно выносили пытки.

71 человек из этой организации частью живыми, частью расстрелянными, были сброшены в одну из краснодонских шахт.

Их жизнь была недолгой, но яркой. Молодые, юные, почти дети, разные по характеру, по интересам, они объединились в одно целое для того, чтобы не давать фашистам свободно хозяйничать на родной земле, в родном городе. Весь мир с волнением и восхищением воспринимает их подвиг. Давайте и мы склоним головы перед их памятью.

(Минута молчания)

Я рассказала о деятельности и мужественной гибели молодогвардейцев. Молодые юноши и девушки с очень похожими судьбами. Пережить страшные годы оккупации и избежать ареста удалось только восьмерым. Остальные были арестованы и казнены. В городе Краснодоне есть братская могила героев на центральной площади им. Молодой гвардии. Там похоронены те ребята, которые были казнены в Краснодоне. На месте казни краснодонских подпольщиков, был открыт мемориальный комплекс «Непокоренные». В городе Краснодоне есть музей Молодой гвардии.Прошло 75 лет,а люди приезжают в Краснодон ,чтобы почтить память героев.

5. Закрепление знаний
«Кто жил для народа, тот живет вечно»,— гласит китайская народная мудрость. А что значит жить для народа? 


  • Можете ли вы сказать, что молодогвардейцы жили для народа? 


  • Приведите примеры из жизни выдающихся или известных вам людей - земляков, чей жизненный путь соответствует этой пословице. 

6. Итог классного часа

На этом наш урок подходит к концу, конечно в течение года мы неоднократно вернемся к более детальному изучению великого подвига наших земляком. Ну, а сегодня пусть у каждого из Вас в сердце отложится память и гордость о великих, мужественных и непобежденных молодогвардейцах.

Закончить наш урок мне бы хотелось такими словами:

После казни, пыток и допросов

Не сломили их фашисты, не смогли.

Часто задаю себе вопрос я:

«Мы, сегодняшние, так бы вот смогли?»
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Классный час "Это было в Краснодоне"

Автор: Белоусова Елена Михайловна

Дата: 18.08.2021

Номер свидетельства: 585426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Внеклассное мероприятие на тему "Бессмертное счастие наше Россией зовется в веках""
    ["seo_title"] => string(80) "vneklassnoe_meropriiatie_na_temu_bessmertnoe_schastie_nashe_rossiei_zovetsia_v_v"
    ["file_id"] => string(6) "575015"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1615306478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства