kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ислам Крымшамхалов и Коста Хетагуров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карачаевская исследовательница творчества и биографии И.Крымшамхалова 3.Боташева находит много общего как в их жизни, так и в творчестве. Ислам и Коста рано осиротели, воспитывались у родственников, учились одновременно в Ставропольской гимназии, в один год (1888г.) отправились в столицу - Санкт-Петербург, оба тяжело болели чахоткой, каждый из них прожил 46 лет, они умерли вдали от родных гор, но, по настоянию их народов, были перезахоронены на родине - в Карачае и Осетии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ислам Крымшамхалов и Коста Хетагуров»

1 вед: Ирыстон, Уæрæсе æмæ дунейы поэзи уарзæг адæм сбæрæг кодтой Къостайы 158- æм азы гуырæнбон. Ногæй æмæ та йын ногæй мысæм йæ ном, йæ диссаджы уарзæгой зæрдæ, йе сфæлдыстад, йæ æхсæнадон архайд, йæ царды цæвиттонæй адæмты хсæн хæлардзинад фидаргæнæг кæй уыд, уый.

Ирыстоны Къоста куы зæгъай, уæд дзы фыды ном зæгъыны сæр нал фæхъæуы, уымæн æмæ йæ алчидæр фæзоны, ныхас кæуыл цæуы, уый.

Ирыстон Къостайæ хуыздæр никæй радта æмæ Ирыстонæн Къостайæ фылдæр ничи радта. Къоста у Ирыстоны ном æмæ кад, йæ зонд æмæ йæ уд, йе ’хсар æмæ йæ уæздандзинад. Мах куы фæдзурæм Ирыстон – нæ цæсты раз вæййы Къоста, мах куы фæдзурæм Къоста – нæ цæсты раз вæййы Ирыстон.

2вед: Могучая фигура в истории культуры Карачая и Балкарии. Поэт, художник, просветитель, энтузиаст народного просвещения . Он родился 31 марта 1864 года в семье старшины аула Карт-Джурт в Большом Карачае. Его предки - влиятельные князья Карачая - были широко известны на Северном Кавказе.

1 вед:Ирон номдзыд адæмон поэт, ирон аив литературæйы æмæ æвзаджы бындурæвæрæг, фыццаг ирон профессионалон нывгæнæг, зынгæ æхсæнадон архайæг Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста райгуырди 1859 азы 15-æм октябры Цæгат Ирыстоны, Уæлладжыры комы, Нары хъæуы. Ам арвыста йæ сывæллоны бонтæ. Ам æдæрсгæ акодта йæ фыццаг къахдзæфтæ, ам фыццаг хатт фехъуыста ирон адæмон зарджытæ æмæ таурæгътæ. Ам федта йæхи цæстытæй мæгуыр æмæ æфхæрд хæххон адæмы уæззау æмæ хъизæмайраджы цард, ам сын фыццаг хатт фехъуыста сæ хъæрзын, ирон сылгоймаджы зæрдæхалæн хъарджытæ æмæ сæ йæ амæлæты бонмæ нал ферох кодта.

Къостайы мад Гуыбаты Маря амард, фидæны поэт ма хæрз чысыл сывæллон куы уыдис, уæд. Уымæ гæсгæ Къостайы хъомыл кæнынмæ радтой се´рвадæлты ус Чендземæ. Уый афтæ бауарзта Къостайы, афтæ тынг æй йæ зæрдæмæ айста, æмæ йæ хи хъæбулау рæвдыдта. Къоста дæр бирæ уарзта Чендзейы, нымадта йæ йе схæссæг мадыл, кодта йын стыр аргъ, йæ амæлæты бонмæ йын нæ ферох кодта йæ хорздзинæдтæ, йæ рæвдауæн дзырдтæ, йæ фæлмæн ныхас. Фæстæдæр ын йæ ном ссардта йæ зындгонд поэмæ «Чи дæ?»-йы.

2вед Рано лишившись матери и отца, он воспитывался у Исмаила Урусбиева, в доме которого бывали русские ученые: М. Ковалевский, М. Миллер, композитор С. Танаев, венгерский ученый Деши и другие деятели науки и искусства. В доме дяди Ислам научился русской и арабской грамоте. Тогда же он начал писать стихи и рисовать.

1вед. КЪостайы фыд Леуан æрдзæй зондджын гæг уыдис. Куыста Дзæуджыхъæуы хæххон милицæйы æмæ Нары хъæумæ, йæ бинонтæм арæх цæуын йæ къухы не фтыд. Къостайы сывæллоны бонтæ кæд уæззау уыдысты, уæддæр тырныдта ахуырмæ, зонындзинæдтæм. Леуаны дæр тынг фæндыдис, цæмæй йæ фырт ныллæууыдаид ахуыры фæндагыл. Къоста фыццаг ахуыр кодта НАРЫ скъолайы. Зæрдæргъæвд лæппу уыдис æмæ ахуыр кодта стыр разæнгардæй. Леуаны тынг фæндыдис, цæмæй Къоста суыдаид стыр ахуыргонд лæг. Уымæ гæсгæ йæ 1868- 1870 азты ахуырмæ радта Дзæуджыхъæуы прогимназмæ.











2 вед. В условиях трудного горского быта он дал возможность сыновьям и племянникам получить хорошее домашнее образование, сумел заронить в их души потребность самоусовершенствования, постижения наук. Вместе с двоюродными братьями - Сафарали и Наурузом Ислама обучали арабскому письму, основам Корана, русскому языку. В 1877 году родственники отца отдали Ислама в Ставропольскую гимназию, одну из лучших гимназий России.

1 вед. Леуан дарддæр Къостайы ахуырмæ радта , уæды рæстæджы æппæты хуыздæр ахуырдонмæ, - Стъараполы гимназмæ æмæ дзы ахуыр фæкодта 1881азы онг.Ам куыстой



2вед. В возрасте 16-17 лет его определили в царский конвой Александра III, где он прослужил три года. В петербургский период своей жизни Крымшамхалов продолжал углублять свои знания, слушал лекции в учебных заведениях, часто посещал библиотеки, много читал.

1 вед.



В Петербурге Ислам общался со многими выдающимися деятелями российской культуры: Н.Я. Ярошенко, К. Л. Хетагуровым. Во многом они помогли молодому горцу выработать собственное мировоззрение и выбрать правильный путь в жизни. Ислам много русует, пробует свои силы в поэзии. По совету друзей, высоко ценивших его художественный талант, поступает в Московскую художественную школу. Общение с выдающимися деятелями искусства, виденное в Москве и Петербурге позволили сказать Исламу: «Живопись! Великая сила!... Мне так надо много сказать людям!...»











Ислам Крымшахалов вместе с другими прогрессивными общественными деятелями способствовал открытию в Карачае светских школ, введению преподавания в них русского и родного языков. В 1908-1910 годах он составил азбуку карачаевского языка на основе латинского алфавита. Он стал, по существу, одним из зачинателей карачаевской письменной литературы. Некоторые его стихи были включены в книгу «Родная речь» И. Акбаева, изданную в 1915 году и предназначенную для учащихся светских школ.















Имя Ислама Крымшамхалова известно в Карачае и Балкарии не только как писателя и художника, но и как общественного деятеля, интересы которого имели самый широкий диапазон. Ислам представлял и защищал интересы своего народа в различных общественных организациях и официальных структурах. Несколько лет он исполнял обязанности старшины аула Карт-Джурт, откуда был родом, заведовал общественными лесами, был почетным попечителем Тебердинского аульного училища, в 1892 году переезжает в Теберду и основывает там оздоровительный поселок. В эти же годы Ислам тесно сближается с Коста Хетагуровым, сосланным из Терской области в Кубанскую. Ислам и Коста были знакомы еще со времени учебы в Ставропольской гимназии. Жизнь Ислама тесно перекликается с судьбой К.Хетагурова.

Карачаевская исследовательница творчества и биографии И.Крымшамхалова 3.Боташева находит много общего как в их жизни, так и в творчестве. Ислам и Коста рано осиротели, воспитывались у родственников, учились одновременно в Ставропольской гимназии, в один год (1888г.) отправились в столицу - Санкт-Петербург, оба тяжело болели чахоткой, каждый из них прожил 46 лет, они умерли вдали от родных гор, но, по настоянию их народов, были перезахоронены на родине - в Карачае и Осетии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ислам Крымшамхалов и Коста Хетагуров

Автор: Хетагурова Людмила Николаевна

Дата: 18.03.2018

Номер свидетельства: 462363


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства