kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция учебных дисциплин как способ формирования компетенций студентов на уроках по дисциплинам общеобразовательного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из направлений качественного обновления профессионального образования – подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе междисциплинарной интеграции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция учебных дисциплин как способ формирования компетенций студентов на уроках по дисциплинам общеобразовательного цикла»

Интеграция учебных дисциплин как способ формирования компетенций студентов на уроках по дисциплинам общеобразовательного цикла

Н.П.Московцева

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

А метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД), потому, что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Это далеко не новое явление. В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы.

Над вопросами интеграции мы начали работу еще в 90-х годах. Нами проделан путь от эффективного использования межпредметных связей на уроках до разработки и проведения интегрированных уроков, бинарных уроков. Уже тогда между учителями истории и литературы наладилось прочное сотрудничество по вопросам интеграции.

Сегодняшний день и перспективы дальнейшего развития гуманитарного образования побуждают нас к продолжению этой работы.

Главными идеями интеграции сегодня являются:

• личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);

• формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);

• приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);

• системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);

• проблемность обучения;

• рефлексия деятельности;

• диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

Другими словами, сегодня перед нами стоит задача перейти к новому типу интеграции – метапредметной интеграции, которая имеет свои особенности.

Метапредметная интеграция подразумевает обязательную работа с деятельностью учащегося, передачу учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Именно такая интеграция позволяет создать условия для формирования УУД. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.

Другими словами классический интегрированный урок должен превратиться в метопредметное занятие.

Давайте попытаемся сравнить метапредметный интегрированный урок с интегрированным уроком (по целям, содержанию, формам социальной организации учащихся, методам и т.п.)


Метапредметный интегрированный урок

Интегрированный урок

1.

цель: личностное совершенствование  учащегося через его познавательное развитие.

цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей) 

2.

формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.   

создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний. 

3.

Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.  

 


Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные  знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. 

4.

Применение полученных знаний и умений на других уроках.  

Ученик учится сам и учит других.

Умение добывать информацию из различных источников.

Учитель не источник информации, а навигатор деятельности.

Обогащение жизненного опыта 

5.

развитие мышления и профессионализма учителя,

задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни

рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей

развитие потенциала учащегося

6.

формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика.

На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки



Итак, урок с метапредметной интеграцией -это урок, целью которого является:

-обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;

- активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;

- подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;

- формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;

- формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;

- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;

- получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях;

-необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;

- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

Структурные элементы такого урока.

• Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

• Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

• Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

• Взаимопроверка и взаимоконтроль.

• Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

• Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.

• Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

• Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

• Добиваться от учеников аргументированных ответов.

• Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

• Чётко и точно формулировать задание.

• Способность к импровизации.

• Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

• Учитель не актёр, а режиссёр!

Переход к метапредметной интеграции был бы невозможен без накопленного нами опыта интегрировании в обучении.

Интеграция проходит по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Прежде всего, это внутрипредметная и межпредметная интеграция.

1. Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному. (Рассмотрение однотипных тем по истории России и Всеобщей истории: революция, развитие культуры и т.д.). Например «Буржуазные революции XVII – XVIII веков в Европе», «Великая Отечественная война как составляющая Второй мировой войны».

2. Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся.

Используются различные варианты интеграции.

В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.



Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интегрированный урок может проводиться как одним учителем, так и двумя. Тогда речь идет о бинарном уроке.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д.

Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер.

Мной и моими коллегами было разработано и проведено уже довольно много интегрированных уроков. В основном это бинарные уроки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Московцева Наталья Павловна

Дата: 05.01.2022

Номер свидетельства: 596902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства