Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических знаний при изучении химии и биологии у студентов СПО»
Формирование экологических знаний при изучении химии и биогогии у студентов СПО
Одним из перспективных и, возможно, основным направлением преобразования современной педагогики являются шаги по возобновлению духовно-нравственного воспитания в светской школе. Это направление связано с работой по восстановлению традиций, изучению национального опыта, с духовным обогащением общества, в т. ч. через предмет «Основы православной культуры».
Бесспорно, главная задача образования заключается в гармоничном развитии всех сторон человека. Существующая же система образования построена на приоритете естественных направлений, что проявляется в некотором преобладании знаний природных законов. Однако здесь почти полностью отсутствует развитие чувств, т. е. воспитание, позволяющее определить основные понятия добра и зла, лежащие в основе нравственности. Главным «воспитателем» чувств становится чаще всего телевизор, виртуальный мир соцсетей или улица. Можно совершенно определенно сказать, что глобальные проблемы нашего общества – высокий уровень преступности, пьянства, использование большинством населения, в том числе и молодежью, в разговорной речи ненормативной лексики – порождены прежде всего низким уровнем воспитания. На протяжении многих веков в России существовала тесная связь образования и воспитания с Православием. Православие являлось фундаментом духовно-нравственных ценностей российского государства, а православная культура составляла основу истории России. Годы господства атеистической идеологии по продолжительности несоизмеримы с тысячелетней российской цивилизацией, однако их разрушительные последствия, отягощенные общемировыми проблемами секуляризации, нанесли глубокую рану духовной жизни страны. В настоящее время в российском обществе происходит изменение отношения к православию, Церкви. Одной из важнейших государственных задач становится проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями православной культуры. Именно этим целям посвящен модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Такие нравственные черты педагога, как терпеливость, любовь к детям, приветливость, справедливость, должны в особенной степени присутствовать у преподавателя основ православной культуры. Например, справедливость проявляется, в частности, при оценке успеваемости учащихся. Кроме того, у педагога должны быть такие качества, как любовь к Отечеству, дисциплинированность, порядочность, честность, доброжелательность, эмоциональная уравновешенность, дружелюбие, интерес к жизни воспитанников, смирение, отзывчивость, вежливость, воспитанность, доброта и др., по сути характерные для любого православного христианина и педагога. Говоря о нравственных и духовных качествах, подчеркнем прежде всего их нераздельность. Главное, чтобы любовь преобладала над профессиональными знаниями педагога. Однако очень важно, чтобы учитель предмета «Основы православной культуры» был хорошо подготовлен по объему знаний и умел грамотно с точки зрения педагогики преподнести их своим ученикам. Т. е. для квалифицированного выполнения своих обязанностей он должен владеть рядом специальных свойств – профессиональными качествами. Среди них можно выделить следующие:
1. Академические способности, определяющие объем знаний преподавателя, и желание постоянно их расширять.
2. Дидактические способности, проявляющиеся в умении учителя преподнести учебный материал, заинтересовать учеников в его усвоении. Например, интересным может быть опыт выставления оценки не за ответ, а за вопрос ученика преподавателю. Ученик задает вопрос, преподаватель отвечает. Таким образом, ученик получает информацию, причем ту, которая ему наиболее интересна. К тому же ученик, задавая вопрос, сам принимает более активное участие в процессе обучения. Поскольку предмет «Основы православной культуры» в светской школе новый, следует быть осторожным при выборе метода его преподнесения ученикам. На наш взгляд, наиболее приемлемым методом является беседа. Именно в этой форме могут наиболее полно проявиться дидактические способности учителя. Беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие как воспитателя, так и воспитанников. В ходе беседы идет обмен информацией, учитываются мнение, точки зрения обеих сторон – как учителя, так и ученика. Поскольку православная культура затрагивает нравственные проблемы, то никакой другой метод, кроме беседы, не поможет сформировать систему нравственных убеждений, укрепить ее;
3. Организаторские способности и творческое отношение к процессу обучения.
4. Поскольку предмет «Основы православной культуры» новый и специфичный, очень важны коммуникативные способности учителя, выражающиеся в умении общаться не только с детьми, но и с родителями, коллегами.
5. Прогностические способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании развития тех или иных качеств личности ребенка.
6. Перцептивные способности, связанные с умением видеть внутренний мир ребенка, понимать его психическое состояние.
Все перечисленные требования к преподавателю предмета «Основы православной культуры» определяются понятием «профессиональная готовность» к педагогической деятельности, под которой понимается «обратившаяся в навык склонность к образованию детей, соединенная с некоторым прирожденным талантом, т. е. умением руководствоваться здравым рассудком и истинно благочестивым христианским сердцем»18. Как мы видим, именно от преподавателя во многом зависит то, чтобы урок по основам православной культуры стал любимым, а учитель – самым близким человеком; чтобы ученик испытывал не страх и робость перед сердитым учителем, а полное доверие к нему. Только в этом случае уроки основ православной культуры получат нравственно-воспитательное направление. Главная задача преподавателя предмета «Основы православной культуры» состоит не в передаче информации, а в том, чтобы вызвать интерес и передать любовь к православию, к Церкви, вывести на дорогу к храму. Для этого преподаватель должен сам быть носителем того, что является сущностью этого предмета.