Просмотр содержимого документа
«Доклад " модульно-рейтинговая технология обучения"»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КАРАГАНДИНСКИЙ АГРТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДОКЛАД
НА ТЕМУ « МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ»
Подготовила:
Преподаватель
Галунова А.В
Караганда
Перестройка современного производства требует специалистов с конкурентоспособным уровнем квалификации. Следовательно, необходимо коренным образом менять технологию их обучения.
Достичь новых целей можно лишь на основе новых педагогических технологий. Новая технология должна мгновенно реагировать на изменения ситуации на рынке труда и корректировать модель специалиста, т.е. быть не громоздкой, подвижной. Во-вторых, эта технология должна быть демократичной в своих принципах, содержании, организации учебного процесса. В-третьих, новая технология должна обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов.
Существующая традиционная технология обучения плоха уже тем, что ориентируется на коллективные методы работы с так называемым средним студентом. В-четвертых, новая технология должна изменить самого преподавателя – ключевую фигуру образования, поднять его педагогическую культуру, развить потенциал, освободить от монотонной и рутинной работы.
Всем перечисленным требованиям отвечает такая дидактическая модель, как «модульно-рейтинговая технологиях обучения». Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Рейтинг – индивидуальный суммарный индекс студента, устанавливаемый в виде баллов, на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля.
В основу модульно-рейтинговой технологии положены следующие принципы:
расчленение материала на небольшие дозы;
отход от коллективного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов;
изменение роли и функции преподавателя в учебном процессе, превращение, его в преподавателя-консультанта;
отход от традиционных форм контроля знаний и внедрение рейтинговой системы оценок, в которой резко возрастает роль текущего, обобщающего и итогового контроля.
Модульно-рейтинговая технология использует свои элементы в контексте педагогики сотрудничества. Этот гуманизирует педагогический процесс. Вместе с тем на этапе перехода на новую технологию обучения на 20-25 % увеличивается нагрузка на преподавателя работа над учебно-методической документацией, дидактическим обеспечением модулей, индивидуальные консультации, проверка выполнения заданий и т.д. Часто этот дополнительный труд вовсе не оплачивается, либо оплачивается несоразмерно его трудоемкости. Есть и еще одна проблема с внедрением ТМО. Эту технологию трудно перенести из одного учебного заведения в другое, позаимствовать где-то учебно-методическую документацию. Преподаватель сам должен освоить принципы ТМО, сам уметь составить модульную программу, сам разработать комплект задач, упражнений, тестов и т.д.
Работа над методическим обеспечением модульно-рейтинговой технологии должна начинаться со структурного анализа программы. Анализ позволит объединить логически связанные между собой темы программы в укрупненные модули.
В состав модулей включены, кроме лекционных занятий, индивидуальные задания студентам, выполняя которые, студены должны использовать дополнительную литературу, публикации в специальных журналах, справочники, каталоги и т.д. Литературу подбирает и рекомендует преподаватель. Индивидуальные задания выдаются студентам на первой лекции по каждому модулю, а выполнены они должны быть с семинарскому занятию этого модуля. При несвоевременном исполнении задания в оценке его вводятся понижающие коэффициенты 0,8 – 0,5. Индивидуальное задание последнего 6-го модуля наиболее емкое и требует знаний по всему курсу предмета, оно является как бы обобщающим. Семинары включены в состав каждого модуля, выполняя функцию рубежного контроля знаний, а также позволяя в беседах, в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного понимания у студентов.
Методика проведения семинарских занятий может быть различной:
1.Дискуссия – обсуждение вопросов, обмен мнениями. Ее задача – обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми. Обычно в форме дискуссии обсуждаются вопросы технологии и применения материалов.
2.Деловая игра /ДИ/ - это имитационная игра, в которой воспроизводится настоящая деятельность конкретных работников. ДИ используется при проведении семинара по модулю 5. На ДИ выносится обсуждение технологических схем изготовления сборного железобетона и применения строительных материалов на основе минеральных вяжущих веществ в конкретных ситуациях.
3.Мозговая атака /МА/. Суть этого метода заключается в том, что для обсуждения конкретной проблемы создается малые группы, представляющие «генераторов идей» и «критиков». «Генераторы идей» выдвигают все идеи по решению предложенной проблемы, какие только они могут выдвинуть, а «критики» анализируют, оценивают предложенные идеи и выбирают те, которые обеспечивают решение проблемы.
4.Коллективная мыслительная деятельность /КМД/ - эта работа малыми группами над подготовкой к ответам на предложенные вопросы. Преподавателем оценивается работа каждой группы и выдается на группу сумма заработных ею баллов. Персональную оценку каждого определяют студенты внутри малых групп.
Контроль знаний студентов по каждому модулю заканчивается обобщающей контрольной работой для чего разработаны программы итогового контроля по 6 модулям. Работа тестовая состоит из 30 вопросов, которые составлены так, чтобы охватить все разделы и темы модуля. Контрольная работа оценивается 0-30 баллами (приложение 1).
Приложение 1
Рейтинговый лист
студента ______________________________________________________________________ группа ____________
по предмету___________________________________________________________________________________________
Наименование
видов деятельности
Наименование
модулей
Индивидуальные задания
Семинар
Контрольный тест
Практические работы
Творческое
задание
Участие во внеклассных мероприятиях
Итого по модулю
Мах
факт
мах
факт
мах
факт
мах
факт
мах
факт
М1..
25
5
25
1-4
6
М2.
15
5
30
-
-
М3.
10
5
30
2-4
6
М4.
15
5
30
3-4
6
М5.
10
5
30
4-4
6
М6.
15
5
30
5-4
6
Итого:
Примечание: итоговый рейтинг соответствует:
«5» если студент имеет 90-100% общего максимального количества баллов (340-375 баллов)