Благотворительный праздник "Широкая Масленица" был проведен руководитедем музыкально-театральной студии "Чудо-Юдо" ГККП "Центр внешкольной работы" отдела образования акимата г. Уральска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Благотворительный праздник "Широкая Масленица"»
Благотворительный праздник «Широкая Масленица»
Ведущий: Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем поверхностно. К сожалению, это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники - без которых люди раньше не могли обходиться. Если бы мы могли, окунуться в прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как складывался их уклад жизни, их быт, их традиции - то это было бы и только интересно, но и возможно приобрело бы нравственно - поучительный оттенок в наших глазах. Сегодня мы хотели бы познакомить вас с зимним праздником, который считается одним из самых весёлых - это Масленица.
Первый участник: Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы не отмечали масленичную неделю.
Второй участник: Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно. В народе называли её «весёлой», «широкой».
Третий участник: Она справлялась уже с загадом на весну. Древний смысл был в том, чтобы сегодняшним изобилием вызвать ещё больший достаток в будущем.
Четвёртый участник: С первых дней Масленицу старались отпраздновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее.
Пятый участник: Масленицу не стоит называть ремесленным праздником: просто праздник народный совпадает с православной сыропустной неделей.
Шестой участник: На Масленицу главный, даже уважаемый, грех - обжорство. Масленицу называли так, потому что в продолжение всей недели дозволялось есть коровье масло, тогда как в постные дни они его употребляли чёрным.
Седьмой участник: По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников. В народном календаре февраль называется «сечень», тo есть месяц, отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает.
Пятый, шестой и седьмой участники: Пришёл месяц бокогрей, Бок корове обогрей, И корове, и быку, И седому старику.
Восьмой участник: Не пришла ли пора передать власть от зимы весне - красне. Она уже не за горами. А поможет нам зиму проводить да весну встретить. Давайте её позовём! (Все зовут Масленицу).
Масленица: Здравствуйте, друзья! Заждались меня?
Парень с санями: Душа ль ты моя, Масленица Сахарные твои уста, Сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости На широкий двор На горах покататься, В блинах поваляться!
Три девушки: У Петровых ворот, Вьется, вьется хоровод, Вьется, вьется хоровод, Собирается народ. Из избы Петр выходил, Ребятишек выводил. Уж как ждать - пождать, У ворот стоять, красно солнышко встречать, Мороз прогонять.
Все: Здравствуй, дорогая Масленица. Надолго ли ты, Масленица к нам пришла?
Масленица: Всего на семь дней! Мой первый день - встреча, а седьмой - проводы.
Три парня и три девушки говорят нараспев: Наша Масленица дорогая, Ненадолго к нам пришла, Мы думали - на семь недель, А получилось на семь дней.
Девятый участник: Встречают Масленицу испокон века сытостью и довольством. Ведь она знаменует праздник хозяйственного изобилия. В первый день праздника дети обходили дома, поздравляли с наступающей Масленицей и выпрашивали угощения. Конечно же, главным, непременным угощением были блины.
Три озорных мальчугана просят у гостей блины: Тинка, тинка, подай блинка,} 2 раза Оладника - подзабавьника, } 2 раза Масленница, не скупися, } 2 раза Масляным блином поделися. }2 раза
Десятая участница:
Блины печь - дело сложное. Растворю я квашенку на донышке, Поставлю квашенушку на столбушке. Будет моя квашенка полным - полна, Полным - полна, с краями ровна!
Одиннадцатая участница: Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривают:
Три девушки: Месяц ты, месяц, Выгляни в окошко, Подуй на опару.
Масленица: А хорошо ли вы, друзья, готовились меня встречать?
Все: Ждали тебя, Масленица, готовились. Масленица - кривошейка, Встретили тебя хорошенько. С блинами, с каравайцами, С вареничками и с печеным яйцом.
Ведущий: И как мы уже сказали главным кушаньем были блины, о которых много разных песен и пословиц.
Девушка с подносом блинов: Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу: «Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев». Блины на Масленицу пекут каждый день.
Другая девушка с подносом блинов: К блинам подавали: сметану, варенье, сливочное масло, мед, рыбью икру, молоко, квас. Блины были разных видов.
Двенадцатый участник: Во вторник – «заигрыш». Начинались уличные гуляния. Закрывали лица смешными масками. В этот день устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городок, летели снежки, опрокидывались санки, и со смехом все летели в снег.
Первый участник: Праздник набирал силу. Со среды «лакомка» и четверга- «разгуляй» начиналась «широкая Масленица», на которую звали гостей со всех волостей. Выездные сани украшали коврами, раскладывали на них подушки в ярких наволочках.
Парень с кумом: Что есть в печи, все на стол мечи!
Парень один: Запрягу я коня вороного, Посажу я кума дорогого Масленица счастливая, Протянися подольше!
Второй участник: Столы застелены чистыми скатертями, расставлены блюда с пирогами. Все накрыто вышитыми полотенцами. Наступала пятница. В пятницу выезжали на «тещины вечерки», то есть «к теще на блины». В некоторых местах «тещины блины» приходились на среду или на четверг, но чаще всего они бывали в пятницу.
Третий участник спрашивает у Зятя: Скажи мне всю правду, Что на свете милее: Али тесть, али теща, Али жена молодая, Али матушка родная?
Зять: Теща милая - для привета, Жена молодая - для совета, А маменька родная Милей всего на свете.
Четвёртый участник: Существовали шуточные высказывания: «Нет чёрта в доме-прими зятя». После «пятничных сборов» наступала суббота- «заловкины посиделки». И наконец, последний день - воскресенье. Его называли по-разному: «Прощёный день», «Поцелуечный день». В этот день существовал хороший обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя.
Восьмой участник: Здесь враги и недруги приносят друг другу извинение. Обнимались и приговаривали: «Да не зайдёт солнце в гневе нашем». И даже в простом быту люди после обедни отправлялись с возами калачей в острог, в яму, подавали нуждающимся посильные подачки и милостыню, выслушивая раскаяние, прощение.
Девятый участник: В каждом доме утро начиналось строго, дети просили прощения у родителей, младшие у старших. Потом шли в другие дома, к родным и повторяли этот обряд. Даже случайные встречные могли обратиться за прощением и получить отклик сердечной доброты. В этот день ходили на кладбище, оставляя на могилах блины.
Десятая участница: Ну, и, конечно же, были проводы масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра - жечь Масленицу: ельник, березняк. В этот день с утра у детей работа - снеговую бабу слепить, в санки усадить, да с обледенелой горы скатиться.
Двенадцатый участник: У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен.
Три девушки: Гостья погостилася, с зимушкой простилася, С крыши капели, грачи прилетели, Воробьи чирикают, они весну кликают.
Масленица: Спасибо, друзья! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили. Я гуляла с вами, теперь села в сани, Пела и плясала, больно я устала. Кончилось веселище - берись за делище, Направляйте сошенку выехать на пашенку, А со мной проститеся, блинами угоститеся.
Ведущий: Вот и закончился весёлый и радостный праздник в жизни земледельца. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе-то, чего, возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.