kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторские туристические маршруты по Курской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены авторские туристические маршруты по культурно-историческим и православным местам Курской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторские туристические маршруты по Курской области»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»


Авторские туристические маршруты по культурно-историческим и святым

местам Курского края

(для учащихся 5-11 классов, изучающих основы духовно-нравственной культуры народов России и основы православной культуры,

учителей, ведущих данные предметы;

срок реализации – 2018-2019 годы)




Разработала учитель

Реброва Анна Александровна




г. Железногорск

2018 г.



Содержание:



  1. Введение. 3-5с.


  1. Результаты проектно-исследовательской работы.

Авторские туристические маршруты по культурно-историческим

и святым местам Курского края:

1.Город Курск и его храмы 6-12с.

2.Курская Коренная пустынь, монастырь в Золотухинском

районе 13-15с.

3.Святыни Рыльского района 16-22 с.

4. Туризм в Суджанском районе 23-28с.

5. Священные места Железногорья. 28-30с.


III. Заключение. 30с.


IV. Список использованных источников информации. 31с.


V. Приложение.














Введение


Чудесны ландшафтами курские дали –

Поля, перелески, холмы и луга –

Они красотою великой рождали

Великих, чью славу проносят века.

Молился за нас Феодосий Печерский,

И – «Радость моя!» - восклицал Серафим,

Встречая людей, кто с открытой по-детски

Душою вставал перед ликом святым.

Хранятся духовников наших заветы

В сердцах православных,

И разве сердца

Людские не полнятся лирикой Фета,

Как полнятся светом зари небеса?!

Искусны куряне в искусствах всех видов,

И ныне недаром во множестве стран

Заслуженно чтимы Георгий Свиридов,

И Носов. И Клыков… - таланты курян.

А сколько рождала героев ты славных

Для битв за Отчизну, родная земля!

Доныне мне слышится плач Ярославны.

Когда выхожу я в родные поля …

Как больно!... И все же готов облака я

Рассеять незыблемой верой своей:

Ты будешь в грядущем, земля дорогая,

Рождать красотою великих людей!

(В. Золотарёв)








Сведения о Курском княжестве впервые приведены в летописях в 1095 году. Сын князя Владимира Мономаха Изяслав стал тогда княжить в Курске. Правление было недолгим. Через год он погиб в схватке со своим крестным отцом князем Суздальским Олегом. Вторично сведения о Курском княжестве встречаются уже под датой 1125, когда князь Мстислав Владимирович наследовал достоинство Великого князя, а удельным князем Курским стал его сын Изяслав Мстиславович.

В 1136 году из-за междоусобиц Курск отошел к Черниговской ветви князей, оставшись удельным княжеством во главе с князем Глебом. В 1147 году в Курске княжил Иоанн Георгиевич (Иванко Юрьевич), сын Юрия Долгорукого, а через два года Курский удел с Посеймьем и Сновской областью был передан в княжение Святославу Олеговичу.

Не все документы дошли до нас, не все исторические события были зафиксированы в летописях, многое утрачено. Во всяком случае, Курск, безусловно, возник не позднее конца X века как своеземческий город. Вполне реально, что возник он значительно раньше 990 года, а эта дата говорит лишь о том, что в этом году Курск стал городом Киевской Руси. Вполне уместно предположить и то, что 990 год был отправной датой начала крещения курян. Потому можно считать, что христианская вера на курской земле начала укрепляться именно с этого времени, то есть всего лишь спустя два года после крещения киевлян.

К XIII веку Курск стал крупнейшим городом-крепостью Посеймья. В это время пограничная с курским краем степь оказалась во власти новых кочевников, пришедших из Заволжья. То были монголы, или, как их тогда еще называли, таурманы, татары. В 1237-1238 годах двоюродный брат хана Батыя Менгу взял Курск. Город был полностью уничтожен. Но не оставила курян вера и надежда на Господа Бога нашего и Пречистую Матерь Его. И Небесная помощь пришла. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Богоматери, в окрестностях разоренного города на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение».

Сам Курск оставался в подчинении Московского Патриархата. Со 2 июля 1748 года Божиим Промыслом стал во главе Белгородской епархии великий подвижник веры Преосвященный Иоасаф (Горленко). Неутомимый Архипастырь своей напряженной деятельностью старался поднять авторитет Церкви и воспитать служителей ее образованными и сильными духом. В 1752 году, будучи в Курске, он освятил закладку Сергиево-Казанского собора. Строил храм Исидор Мошнин, отец преподобного Серафима Саровского.

В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные Архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими.

В период войны с Наполеоном курское духовенство сердечно разделило скорбь народа. Архиепископом Феоктистом был начат сбор средств в помощь русской армии. Некоторые из священнослужителей решили защищать Родину с оружием в руках. По решению архиепископа Феоктиста, один из списков Курской иконы Божией Матери «Знамение» был взят из Коренной Пустыни и препровожден в действующую армию кн. М.И. Голенищеву-Кутузову в Малоярославец.

В 1815 году в Курске был заложен Знаменский собор как памятник победы в Отечественной войне 1812 года.

До революции в Курской губернии проживало около 10 000 служителей культа – к 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов; после 1937 года уцелело лишь 476.

Все это привело нас к идее создания местного «Золотого кольца»: экскурсионно-туристического маршрута по святым местам нашего края.

Таким образом, цель нашего проекта - сохранение культурного наследия малой родины через популяризацию духовных святынь родного края

Исходя из цели, мы определили задачи нашего проекта:

  1. Определить объекты культуры

  2. Выявить особенности объектов, их роль в общей культуре края

  3. Составить максимально удобный маршрут и подготовить экскурсоводов

Для создания проекта мы определили основные направления деятельности и методы работы над проектом:

  1. Сбор и изучение материалов (литература по теме, интернет-источники,

СМИ, поездки по предполагаемому маршруту, встречи с людьми).

  1. Составление приложения: обработка данных, написание доклада, создание

виртуальной экскурсии.

  1. Популяризация маршрута: проведение экскурсии для школьников, публикация в СМИ, в интернете, оформление памятного буклета








Основная часть

Курск


Знаменский собор

История Знаменского кафедрального собора тесно связана с судьбой Курского края и всего нашего Отечества. На месте нынешнего величественного храма некогда располагалась древняя святая обитель. Возникновение ее относится к началу XVII столетия. Когда в 1612 году, при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов, курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы.

Спустя три года, по особому челобитию жителей Курска, царь Михаил Феодорович Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую-Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века треснувший колокол был снят с колокольни.

Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечествен­ной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Бел­городского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из курских дворян. Сооружался собор на пожертвования граж­дан и монастырские доходы, свою лепту внес и вы­сокопреосвященный Феоктист: отошедший ко Господу в 1818 году, владыка оставил по завещанию весьма значительную сумму на благоустройство храма. Деятельное участие в созидании нового храма принял губернатор Аркадий Иванович Нели­дов, а также представители курского дворянства и купечества. (См.приложение 1)





Сергиево-Казанский собор

Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века. Подъезжая к Курску с юга по железной дороге или с востока по автодороге, мы видим на высоком холме, господствующем над долиной реки Тускарь, силуэт центральной части города и блистающие звёздами синие фигурные главки Сергиевского собора.

Расположен собор на улице М. Горького, 27, ранее называвшейся Сергиевской, в честь прп. Сергия Радонежского.

Начало строительства – 1752 г., окончание - 1778 г. Нижний (будничный) храм был освящён в 1762 г. во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) - в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. В летописи собора об этом повествуется так: «В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем - сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада».

В этой же «Летописи» отмечается: «Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но, несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя прп. Сергия игумена Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столп со крестом на верху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания».

Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не поврежденную огнем. Это было признано горожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действие промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия Радонежского, а в верхнем этаже - храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого входили храмы г. Курска, за благословением построить новый храм вместо сгоревшего. Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма. Протоиерей Лащенков пишет: «При снятии престола во имя преподобного Сергия найдены следующие особенности: ещё до снятия престола на верхней части под срачицей ощущалась какая-то шероховатость. При снятии же срачицы оказалось, что среди престола лежал святой развернутый антиминс, крепкий, ясный и красиво подписанный, освященный от сотворения мира 7260 г., а от P. X. 1752 г. Преосвященным Иоасафом епископом Белгородским и Обоянским, который правил Курскою паствою со 2 июля 1748 г. по 10 декабря 1754 г.».

В «Летописи», составленной И. Лащенковым, мы находим сведения о подрядчике: «Помощником строителя храма купца Первышева был также курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1762 г.), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина». В газете «Курские губернские ведомости» за 1907 г. в №154 указывается, что Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и был подрядчиком по постройкам каменных зданий и церквей. Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.

В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя прп. Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением прп. Серафима Саровского.

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины XVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли. Собор, разделяющейся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров спятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора - двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола - четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом.(См.приложение 2).




Успенско-Никитский храм

До утверждения в 1782 году первого в Курске градостроительного плана вокруг его обветшавшей крепости были хаотично разбросаны слободки и слободы. Почти у каждой из них была своя церковь.

С утверждением градостроительного плана г. Курска места для городских кладбищ были отведены за Московскими и Херсонскими воротами, то есть за городской чертой. Первое время после отведения новых земельных участков под кладбища на них не сразу стали производить захоронения - об этом доносил! губернский землемер И.Ф. Башилов, прося наместническое правление заставить курских священников и церковных ктиторов совершать погребение умерших на новых кладбищах. Так как ранее в Курске кладбищенских церквей не было, надо было их построить на созданных кладбищах для отпевания покойников.

В 1786 году на данном Северном кладбище города Курска была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, которая через 60 лет, т.е. в 1846 г. сгорела. И в этом же году была заложена и выстроена новая каменная церковь с приделом в честь вмч. Никиты. Храм был построен на купеческие средства. По времени построения в 1786 г. храма следует, что захоронения на кладбище начались гораздо раньше, приблизительно 220 лет тому назад, о чем свидетельствуют могилы и склепы на территории нового храма, а также свидетельства архивных данных.

Церковные здания вокруг храма появились гораздо позже, когда поселения стали приближаться к храму, и появилась необходимость в приходской школе. Одноэтажное здание было выстроено для школы, а двухэтажное угловое здание (на перекрестке между бывшими улицами Московской и Никитской, теперь ул. К. Маркса и Красный Октябрь) до революции было выстроено под жилье для священнослужителей. Во время советской власти с этого храма были сняты только колокола и кресты. В нем размещался какой-то склад.

Храм был открыт во время войны в 1942 г. при Хрущеве в числе шести действующих в Курске храмов не закрывался.

Ввиду того, что в Курске было три Успенских храма, этот кладбищенский храм стали называть по приделу в честь вмч. Никиты.(См.приложение 3).



Свято -Троицкий женский монастырь

Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. Храмовый комплекс монастыря представляет собой значительную художественную ценность как образец русского церковного зодчества XVII-XIX веков; в его облике отражено развитие архитектурных течений трех столетий.

Документальных сведений о времени основания обители не сохранилось. Из кратких описаний монастырей Российской империи видно, что в 1623 г. Курский Свято-Троицкий девичий монастырь уже существовал. Обитель упоминается и в старейшей печатной книге С. Ларионова о древнейших постройках Курска, вышедшей в Москве в 1786 г.: «Описание Курского наместничества из древних и новых о нем известий, вкратце собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества верхней расправы прокурором». Автор, используя записи писцовых книг 1628–1631 гг., сообщает: «...на посаде за большим старым острогом Девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальныя Троицы с приделом Обновления храма Воскресения Христова, деревянная, келиев в нем 21, монахинь 35; да около монастыря не пашенных ремесленников и бобылей слобода, да пять келиев для убогих; в малом же остроге (т.е. в Курской крепости – Прим. составителей) осадной двор, что купила игумения Сундулея с сестрами на убежище в осадные времена у казака Афанасия Сопина…».

В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г. игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. Монастырская церковь была приходской, но миряне ходили только в верхнюю – Троицкую церковь, а монашествующие – в нижнюю. Со временем приход был закрыт. В 1836 г., усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери.

В 1911 г., при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году, благодаря пожертвованиям курян М.В. и П.Т. Зубковых, был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. Скит был устроен при деревне Шуклинка в 7 верстах от Курска на пожертвованной монастырю купцом Димитрием Созоновым земле. Заботами игумении Софии в 1890 г. здесь была выстроена каменная холодная церковь с колокольней в память избавления Государя Императора Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 г. на станции Борки (Курская губерния). Храм был освящен во имя небесных покровителей царской семьи: святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1898 г. была выстроена скитская монашеская богадельня в память Императорской коронации Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны. А в 1903 г. завершилась постройка теплого храма, освященного в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя царя Николая. В 1909 г. был устроен колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей, и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминалось в синодике монастырского скита. В настоящее время жизнь в скиту возрождается, ведутся богослужения в деревянной церкви. Восстанавливается каменный храм. (См.приложение 4)



Храм Георгия Победоносца

В 1997 году, в период перемен, губернатором Курской области Героем России Александром Руцким совместно с правящим архиереем было принято решение о строительстве православного храма на мемориальном комплексе «Курская дуга» (3-я очередь строительства). Теперь здесь вечный огонь, памятник Г. Жукову, Триумфальная арка и наш храм с именами погибших в Курской битве. В 2002 году указом владыки Иуеналия был организован приход во имя святого великомученика Георгия Победоносца, направлен священник и избран приходской совет. Службы совершались в недостроенном здании храма. С апреля 2008 года все праздничные и воскресные службы проводятся в новом здании храма.

На стенах этого храма высечены имена воинов, павших в Курской битве за своё Отечество. Имен около 7000 - столько, столько смогли найти в списках Книги Памяти города Курска. 6 октября 2008 года храм был освящён архиепископом Курским и Рыльским Германом.(См.приложение 5 ).

Воскресенско-Ильинская церковь

История возникновения храма восходит к далеким событиям начала XVII века. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как «убогий дом», где находили последний приют лица, которые по канонам того времени не могли быть похоронены на кладбище, а именно – безродные и не имевшие крова, «убогие», нищие, люди, умершие во время мора. Иногда при «убогих домах» основывались монастыри, именовавшиеся «божедомскими». Именно тогда, в 1619 году инок Корниил Брагин дал «вклад по записи» в Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав таким образом Божедомский монастырь. Посвящен он был святым Илии Пророку и Николаю Чудотворцу. Божедомский монастырь со временем «влился» в состав Рождество-Богородицкого монастыря, который с 1649 года стал именоваться Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала приходской. Интересно отметить, что среди прихожан этого храма был и юный Прохор Мошнин – будущий преподобный Серафим Саровский. Здесь же в 1760 году отпевали его отца. Вскоре тщанием жертвователей прихода вместо деревянной была воздвигнута каменная церковь во имя Илии Пророка, освященная в 1768 году. А в 1788 году Ильинский храм получил еще один престол, став главным храмом города (до 1833 г.). Когда в 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, Сергиевская церковь стала кафедральным собором, Ильинский храм стал вторым после нее по общественной значимости приходом. Образцовым содержанием храм во многом был обязан деятельности его церковных старост, которыми долгое время были представители известного купеческого рода Гладковых.

Не миновали Воскресенско-Ильинский собор и мрачные богоборческие времена. После революции храм лишился многого из того, чем обладал прежде: собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 г. После его закрытия в 1926 году здесь на долгие годы разместился губархив. Во время войны здание серьезно не пострадало. Большой урон его архитектуре был нанесен позже, когда вместо шатровой колокольни и бывшего церковного дома было возведено здание Дома книги. В результате оставшаяся часть храма оказалась на долгие годы скрытой от глаз курян высокими стенами новой постройки.

В январе 1995 года Воскресенско-Ильинский храм был наконец-то возвращен Курской епархии, и в нем вновь зазвучала молитва.(См.приложение 6).




























Курская Коренная Пустынь



Мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расположен в местечке Свобода Золотухинского района Курской области, на правом берегу реки Тускарь.

Основан в 1597 году по указу царя Фёдора Ивановича на месте, где, по преданию, в 1295 жителем Рыльска у корня дерева (отсюда название пустыни) была найдена икона Божией Матери «Знамение». На месте обретения забил источник. Икона, получившая название иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, прославилась чудотворениями и стала очень почитаемой. Привезённая в 1597 году в Москву на поклонение она по указанию царицы И. Ф. Годуновой была украшена ризой. В это же время в Курской Коренной пустыни был построен первый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1598 из-за опасности нападений крымских татар икону из Курской Коренной пустыни перенесли в Вознесенский собор Курска. Курская Коренная пустынь серьёзно пострадала в Смутное время от войск Лжедмитрия I (1603) и крымских татар (1611). Нападениям крымских татар обитель неоднократно подвергалась в 1-й половине 17 века. С 1618 по 1764 пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю, в котором с 1618 пребывала Курская Коренная икона. С 1618 ежегодно перед 9-й пятницей после Пасхи в Курской Коренной пустыни из Знаменского монастыря с иконой совершался крестный ход (запечатлён на картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», 1883). В пустыни икона пребывала до праздника Рождества Богородицы (8 сентября по старому стилю), когда её с крестным ходом возвращали в Курск. В 1920 икона вывезена из России.

Каменный ансамбль Курской Коренной пустыни возводился в 18-19 веках. В 1703 году построен первый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы (строитель - монах Боголеп Сухачев); в 1708 - каменные врата с надвратным Преображенским храмом; в 1713 - шатровая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (на средства графа Б. П. Шереметева). В 1785 монастырь обнесён каменной стеной, построены каменные братские кельи с домовым храмом Архангела Михаила и Святой Параскевы. В 19 веке сооружены: каменные 3-этажные кельи (1806-1814), 3 гостиницы, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, трапезная, каменные крытые сходы-галереи, спускавшиеся к берегу Тускари (на фасадах были представлены картины на тему чудес Курской Коренной иконы). В 1852-60 по проекту архитектора К. А. Тона возведён новый собор Рождества Пресвятой Богородицы, увенчанный 5 шатрами. В 1860 сооружена увенчанная шатром 3-ярусная колокольня с часами. К 1862 построен 3-этажный храм Всех Святых, к 1875 - кладбищенская церковь в честь Курской Коренной иконы Божией Матери (рядом располагался скит).

В монастыре работала иконописная мастерская, действовали больница и аптека. В 17 веке - 1878 у его стен собиралась Коренная ярмарка - одна из крупнейших в России. Для неё в 1792-1812 по указу императрицы Екатерины II возведён огромный гостиный двор, вмещавший до 50 тысяч человек (архитектор Дж. Кваренги).

В 1924 монастырь был закрыт. В 1924-1926 взорван собор; разрушены колокольня, Святые врата, сходы, кладбищенский храм и церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Несмотря на противодействие властей, паломничества к Святому источнику, где была обретена икона, продолжались, поэтому в 1959 его залили бетоном; уничтожено кладбище. Монастырь возрождён в 1990 году. В том же году близ монастыря создан (открыт в 1991) Курский областной историко-культурный центр «Коренная пустынь». В 1994 возобновлён крестный ход со списком иконы. В 1990-е годы восстановлены: надкладезная церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1995), церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, церковь Всех Святых, колокольня, Святые врата, братские корпуса, скит в честь Святого Серафима Саровского. В 2007 начата реконструкция собора Рождества Пресвятой Богородицы.(См.приложение 7).





Женский монастырь во имя преподобного Алексея человека Божия

 Господу было угодно, чтобы женский монастырь во имя святого преподобного Алексия Человека Божия был создан в месте, где никогда, даже в дореволюционные времена, не было не только православной обители, но и приходского храма. Таким местом был и еще десять лет назад оставался поселок Золотухино Курской области...

В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Участок находился в центре Золотухина, однако дорога, к нему ведущая, твердого покрытия не имела, здания же, на нем расположенные, стремительно ветшали. Заручившись поддержкой администрации Курской области, летом того же, 1997 г., Владыка Ювеналий обратился к директору АО «Содружество» с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель.

Когда переговоры были в самом разгаре, и наметилась лишь перспектива их благоприятного завершения, архиепископ Ювеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом Владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения. На хоздворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского... В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в несуществующий еще монастырь.

Участок был передан Курской епархии 11 сентября 1997 г. — в день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи.

Еще до официальной регистрации монастырской общины в обители начались богослужения в наиболее подходящем для этих целей здании «клуба-столовой».

На заседании 9 апреля 1998 г Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ходатайство Преосвященного Ювеналия об открытии монастыря и принял следующее постановление: «Благословить открытие в п. Золотухино Курской области женского монастыря во имя прп. Алексия, человека Божия». На заседании 17 июля того же 1998 г. Священный Синод утвердил монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности.

Первый список насельниц монастыря состоял всего из шести имен: три монахини, включая настоятельницу, и три послушницы.

В ноябре 2002 г. митрополит Ювеналий обратился к настоятелю храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами в Москве, с просьбой о выделении частицы мощей св. Алексия. Просьба не осталась безответной, и 2 января 2003 г., в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, исполняющий обязанности настоятеля Вознесенского храма иерей Константин Татаринцев подписал письмо следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! Приход и клир Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами передает женскому монастырю во имя прп. Алексия Человека Божия п. Золотухино Курской области частицу святых мощей прп. Алексия Человека Божия и просит Ваших святых молитв о приходе и прихожанах нашего Храма».

Так золотухинский монастырь обрел свою первую святыню. Ковчежец со св. мощами был помещен в киот иконы угодника Божия Алексия, которая постоянно пребывает на аналое, посередине храма.

25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом — келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями. В настоящее время в монастыре проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы.(См.приложение 8)



Рыльск



Имя городу Рыльску дано по названию одной из рек, на которых он стоит, а откуда река Рыло (прежде — Рыла) взяла это название, доподлинно неизвестно. Никаких приметных рыл во всяком случае в Рыльске не встретишь, не считая причудливой кабаньей морды на гербе.

Город достаточно старый — чуть младше Москвы. За свою девятисотлетнюю историю он не единожды менял хозяев: Орда, великое княжество Литовское, Московское княжество, Лжедмитрий, Иван Болотников… Когда в Рыльске всерьез и надолго воцарился мир и хозяйничать стали купцы, городок обрел свой нынешний облик. Именно этот уездный купеческий Рыльск каким-то чудом дожил до третьего тысячелетия. Ни гражданская война, за время которой в городе пять раз сменилась власть, ни Великая Отечественная и два года оккупации, ни развал Союза и «лихие девяностые» почти не изменили его.

Памятников архитектуры, достойных внимания, в Рыльске немало. Некоторые заслуживают особого упоминания. Во-первых, конечно же, церкви. Во-вторых, так называемые дома Шемяки — их строительство приписывают последнему рыльскому удельному князю Василию Шемяке. (Это лишь легенда — комплекс из трех зданий был возведен в первой половине XVIII века, что не делает их менее интересными.) В-третьих, домик Петра Великого, и вот тут никаких исторических ошибок: в 1709 году, возвращаясь с Полтавской битвы, император останавливался в этом домике на улице, носящей теперь имя Розы Люксембург.

Кроме того, стоит навестить и дом самого известного жителя Рыльска — Григория Ивановича Шелехова, купца и мореплавателя, покорителя Аляски. «Колумбом России» прозвал Шелехова Гаврила Романович Державин. Самый близкий к российским границам американский штат до сих пор хранит следы шелеховской экспедиции: часть алеутов по-прежнему носят русские имена и фамилии, а русские бани и избы в тех краях совсем не в диковинку. Сегодня в доме Шелехова располагается детский садик, а недалеко от него стоит памятник с эпитафией Державина: «Переплыл моря, открыл страны безвестны».

Деятельные рыльские купцы в свое время построили очень много храмов, даже по меркам уездного города. До революции в Рыльске, по разным данным, было порядка пятнадцати церквей. Сейчас осталось только три: Успенский собор, Покровская церковь и Вознесенский храм.

Над самым крупным рыльским храмом реставраторы все-таки медленно, но работают — Успенский собор восстанавливается. Построен он был в 1811 году на средства одного из богатейших рыльских купцов, Ивана фон Филимонова (прибавку «фон» к фамилии вместе с дворянским званием Ивану Федотовичу пожаловали австрийцы). Средства Филимонов выделил немалые, храм получился внушительный. При советской власти он стоял в запустении, но даже в таком виде вызывает восхищение своей мощью и величием. Не так давно в собор вернулось одно из главных его украшений — уникальные часы XVIII века, каких по всей России единицы. Старинные куранты, устройством похожие на кремлевские, как будто не в курсе всех произошедших за два века событий: каждый час они встречают мелодией «Боже, царя храни».


Рыльская крепость. Гора Ивана Рыльского

Гора Иоанна Рыльского представляет собой удобную обзорную площадку, с которой открывается вид на центр Рыльска, Рыльский монастырь и р. Сейм. Никаких древностей на горе не сохранилось, в 2003—2006 была поставлена кирпичная часовня Иоанна Рыльского и православный крест огромных размеров, видимый из всех частей города.

Город Рыльск был заложен в Х в. на горе как монастырь-крепость Иоанном Рыльским. До сих пор эта гора, названная в честь болгарского монаха, наиболее высокая часть города. Это была хорошо укрепленная и надежная цитадель. На этой горе располагались древнейшие церкви города. История города Рыльска неразрывно связанна с этой горой.

Хотя ученые-археологи определили что, поселился на ней человек в III-IV веках, а постоянное и непрерывное поселение относится к VII-VIII векам.

Именно в первом летописном упоминании города в Ипатьевской летописи говорится о городе Рыльске, датированным 1152 годом. В 1180 году он стал стольным городом со своим первым удельным князем Святославом Ольговичем, на горе находились княжеский дом, приказная изба, церковь, дома дружинников.

В 1185 году отсюда, из крепостных ворот, выезжал рыльский князь Святослав Ольгович со своей дружиной на борьбу с половцами, участвуя со своим дядей Новгород-Северским князем Игорем и другими князьями – родственниками, в походе на половцев, описанном в знаменитом древнерусском произведении «Слово о полку Игореве». По определению современных ученых есть версия, что автором «Слова» был Рыльский князь.

В последующие столетия, когда город Рыльск перекинулся на левобережье реки Дублянки и имел внешнюю крепость в виде рва и земляного вала с пятью недостроенными башнями, Старый город (ул. 3-го Интернационала) и детинец по-прежнему являлись центром и внутренней крепостью, которая имела дубовые стены высотой до 6 метров и девять башен.

Каждая башня имела свое название и назначение: Большая Воскресенская башня была шестистенная, проезжая, высотой более 15-ти метров – «семь сажен с полусаженью». В ней находился вестовой колокол весом в девять с половиной пудов. В двух метрах от нее находилась малая башня четырехстенная, без верха, высотой пять метров с проезжими воротами.

В 80-ти метрах от Большой башни находилась четырехстенная, 12-метровой высоты Пыточная башня. Далее стояла наугольная Пятницкая башня высотой около 10 метров («5 сажен без чети сажени»). В тридцати пяти метрах от этой башни, в северной стороне крепости, находилась другая главная башня – Пятницкая, – с проезжими воротами и вестовым восьми-пудовым колоколом. Пятницкая башня была четырехугольная, высотой около 14-ти метров. Все башни имели шатровые крыши, покрытые тёсом.

В пятидесяти метрах от Пятницкой башни была Глухая восьмиметровая башня, а в двадцати пяти метрах от нее находилась четырехугольная десятиметровой высоты Тайничная (Тойничная) башня. Под башней находились ворота и «тайник» к реке. Ключ от замка находился у воеводы. «А под тою башнею ворота Тойничные и тайник к реке Семи и того тайника от башни до реки Семи тритцать три сажени без аршина, в вышину тайник саженя, в ширину дву сажен и тот тайник весь огнил и обволялся, а колодезь в полую воду засорился» .

Следующая башня – Лпинская (Олпинская) находилась от Тайничной на расстоянии 68 метров. Лпинская башня была четырехугольная, высотой немного более 10 метров. В ней имелись ворота для проезда к воде в случае осадного положения.

В 82 метрах от Лпинской башни находилась Ивановская башня, примерно напротив церкви Ивана Рыльского. «Башня Ивановская рублена в четыре стены, а около тое башни 6 сажен, а в вышину 3 сажени с полусаженем. А от тое Ивановские башни до Воскресенской башни острожные стены 31 сажен»1.

Все стены башен, кроме главных, с вестовыми колоколами – Воскресенской и Пятницкой, – имели в основном одинаковый размер «в две сажени с аршином», т.е. пять метров. Площадь четырехугольной башни равнялась 25 квадратных метров.

В середине ХIХ века деревянная Николаевская соборная церковь сгорела. Во время пожара с колокольни упал большой колокол и глубоко вошел в землю. По моему предположению колокол попал в древний, засыпанный со временем, колодец, который имел глубину 17 саженей, иначе он никак бы не ушел в плотный грунт. Но это было в ХIХ столетии.

В начале ХХ века на горе Ивана Рыльского стояла кирпичная церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского, построенная вместо деревянной в 1772 году.

Гора Ивана Рыльского была прекрасно обустроена, на ней росло всего четыре липы и два тополя. По склонам рос барбарис, у подножия – сирень. Со стороны улицы Воскресенской (3-го Интернационала, дом №8) вела крутая с поворотом в северную сторону дорога, покрытая булыжным камнем. Перед подъемом на гору, с левой стороны, стояла часовенка в виде креста с иконойКурской Божией Матери. С западной стороны от дома Резака на гору вела очень крутая дорожка со ступенями из дикого камня-валуна и деревянными перилами.(См.приложение 9)






Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский кафедральный собор)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский храм) — православный храм в городе Рыльске Курской области, располагающийся на северо-западном углу улиц Ленина (ранее — Преображенской) и Карла Либкнехта (ранее — Выходцевской) по адресу улица Ленина, 54. Построен в 1822 году в классическом стиле на средства купцов Севастиана и Фёдора Андрониковых из рода Шелеховых. Представляет собой кирпичный, одноглавый, крестово-купольный храм с примыкающей многоярусной колокольней; имеет три престола: средний — Покрова Пресвятой Богородицы, левый — святой мученицы Параскевы, правый — архангела Михаила и святого Иоанна Златоуста. Памятник архитектуры федерального значения.

Пожалуй, наиболее интересна история Покровского собора, к ней мы и обратимся.

Заложен храм был человеком, чье имя известно всем, интересующимся русской историей: Григорий Шелихов - уроженец курской земли, открывший со своей экспедицией Русскую Америку (Аляску), на собственные деньги возвел прекрасный собор в родном городе (средства на строительство были получены им в результате предпринимательской деятельности Российско-Американской компании).

Имя зодчего, проектировавшего Покровский собор в Рыльске, осталось неизвестным. Существуют догадки, что это был тот же человек, что возвел и Успенский собор – уж очень похожи эти церкви, поднимающиеся над невысоким городком своими куполами на стройных, но мощных главах – кажется, без них Рыльск было бы невозможно узнать.

При строительстве здания традиционно использовался кирпич. Отдавая дань тенденциям эпохи, архитектор создал строение в стиле классицизма. Единственная глава установлена на четырехстопном основании, углы которого сглажены, как бывает обычно у строений этого типа. Впрочем, все это можно было увидеть не однажды в России, но вот колокольня храма поражает – составленная из множества ярусов, она поднимается в небо на высоту в 50 метров. В основании ее – четыре пилона (большие столбы, служащие опорой сооружению), образующих входы в храм.

Покровский собор очень красив. Особенно ярко проявляется его величественность на закате, когда лучи садящегося солнца, разрезаемые колокольней, словно создают над ней нимб.

Во времена советской власти храм не пришел в упадок, а сегодня здесь ведутся службы.(См.приложение 9)





Свято-Николаевский мужской монастырь

 

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой "прежних государей и великих князей жалованные грамоты" для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.

 Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XVI века. В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством, переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года. Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске - одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое - внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли.  Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XVIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.

 В течение XVIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.

 В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии, на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.(См.приложение 10 )



Женский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери села Большегнеушево

 В 25 километрах от древнего города Рыльска, в центре села Большегнеушево Курской области, вдоль берега речки Амоньки расположился женский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери.

В 1827 году на месте сегодняшней обители была отстроена добротная высокая деревянная церковь и освящена во имя Казанской иконы Божией Матери. За церковью числились две десятины земли. В архиве Санкт-Петербурга содержатся сведения, что при храме действовала воскресная школа. Казанская церковь простояла до 1926 года, затем по распоряжению местных властей здание было частично разрушено и перестроено, в нем разместилась сельская школа. В годы Великой Отечественной войны во время оккупации немцев бывший храм служил и штабом, и столовой, и конюшней. После войны здесь снова начали учиться дети.

В 1992 году в селе Большегнеушево была построена новая школа, а здание и территория переданы Курской епархии под храм.

В 1996 году архимандрит Ипполит (Халин), настоятель Рыльского Свято-Никольского мужского монастыря обратился в Курскую епархию с просьбой о разрешении реконструировать здание для приходского храма и организовать в этом месте женский скит. Получив благословение правящего архиерея митрополита Иувеналия (Тарасова), батюшка Ипполит и первые насельницы скита при активной поддержке благодетелей и паломников, уповая на милость Божией Матери, взялись за восстановительные работы. В 1998 году под Рождество Христово был совершен первый монашеский постриг.

9 декабря 1999 года Указом Священного Синода Русской Православной Церкви, по ходатайству митрополита Иувеналия скит преобразован в самостоятельный женский монастырь. Годы становления монастыря были нелегкими.

Завершается большая реконструкция храма в честь Казанской иконы Божией Матери – сердца обители. Теперь паломники издалека видят монастырские постройки, выкрашенные в голубой цвет, окруженные зеленью деревьев с возвышающимся над ними золотым куполом.

Наряду со строительством зданий умножаются святыни храма, и продолжается его благоукрашение. В гармонии с деревянным резным трехъярусным иконостасом рядом установлены афонские и иерусалимские иконы, освященные от соименных чудотворных образов: «Иверская», «Иерусалимская», «Геронтисса», «Всецарица», «Игуменья Горы Афонской». Большим подарком, источником духовной радости для сестер и паломников стала точная копия чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», украшенная серебряной ризой. В монастыре два святых целебных источника: дальний - освящен в честь славного Рождества Божией Матери, его ледяную и вкусную воду особенно любят паломники. Второй, ближний источник, расположен за монастырским кладбищем, освящен во имя Казанской иконы Богородицы. Паломников всегда удивляет Казанская иконка, которая вросла в текстуру дерева и встречает приходящих в нерукотворном кивоте. (См.приложение 11).



Суджа



Суджанский район – самый заветный уголок древнего соловьиного края. Это одно из красивейших мест русской глубинки, где до сих пор сохранились памятники природы : урочище Великое , Клюквенное озеро , 300 –летняя сосна, парк в селе Гуево. Святые места Свято-Николаевского Белогорского монастыря. Отсюда издавна проводился Крестный ход на Украину с одной из святынь Курской земли – чудотворной иконой Богородица «Пряжевская».





Храм Святой Троицы и Вознесения Господня



История Троицкого прихода уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время основания г. Суджи (1664г.) Троицкой церкви не существовало. Как узнаем мы из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Иоанновича, это количество земли в 1679 году было увеличено еще на 200 четвертей. Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.

Вознесенская церковь была деревянная, небольшая, с узкими окнами, колокольня стояла отдельно и была деревянная. По своему устройству Вознесенская церковь походила на церкви того времени, в ней, в западной части, возле паперти, находился «бабинец» - отделение, занимаемое женщинами-старухами, в бабинце около стены были лавочки, на которых сидели во время долгих богослужений.

В самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого Завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах.

Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 году, как это видно из одной старинной описи г. Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени.

По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух церквей, таким образом, составилась одна под общим именем Троице-Вознесенская.

В прежнее время церкви утверждались на деревянных столбах и имели деревянную крышу; через эти два обстоятельства церкви не могли долго существовать в прежнем виде, по причине ветхости должны были или ремонтироваться, или же вновь перестраиваться. Этому закону времени надлежала неминуемо и Троице-Вознесенская церковь - в 1804 году она настолько была ветха, что прихожане порешили вместо нее выстроить новую каменную церковь, при этом им пришлось склонить на свою сторону прихожан Архангело-Михайловской церкви соединиться в один приход и общими средствами выстроить одну большую каменную церковь, в которой в числе других престолов был бы устроен престол во имя Архангела Михаила; на такое предложение прихожане Архангело-Михайловской церкви по причине начавшегося разрушения своей церкви должны были согласиться.

Епархиальное начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обоих церквей и, таким образом, была заложена одна большая каменная церковь с главным приделом во имя Живоначальныя Троицы и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым - во имя Архангела Михаила.

Постройка этой церкви окончилась в 1812 году, и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.

Но по соединении Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно.

Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне - во имя Святителя Митрофана, а в левой - во имя Сретения Господня.

Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185, арх.№5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.

Один из священников, служивших в храме во время революции, протоиерей Михаил! Иванович Малеванный похоронен в 1922 году у южной стороны церкви. Имя еще одного священника Троицкого храма известно из «Книги памяти жертв политических репрессий» (изд. Курск, 1996 г. с.226). Это Сергеев Дмитрий Васильевич, родившийся в 1857 г. в с.Стаканово Щигровского района. Арестован 27 августа, расстрелян 3 ноября 1937 г. Реабилитирован 13 июня 1989 года.

Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий храм эта участь постигла 8 мая 1940 года . Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 года состоялось собрание, где отец Иоанн Переверзев, бывший клириком здесь до закрытия, сообщил, что Горуправление разрешило открыть храм и начать ремонт по восстановлению.

В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви г. Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 года, содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской Пустыни, а в начале революции перенесенной в г. Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего Епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе».

Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня.

Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации, хотя храм, в котором она находилась, пережил трагические события: в феврале 1943 г. через г. Суджу началось движение отступающих немецких войск. О. Иоанну Переверзеву - настоятелю храма &‐ было приказано очистить место для размещения раненых. Позже в докладной записке Архиепископу Питириму он сообщал: «Через час времени храм был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была послана солома, около стен поставлено несколько печей. Несколько раз я с членами приходского Совета просили солдат быть осторожными и предупреждали об опасности возникновения пожара. Однако случившееся несчастье не оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара.

2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей, стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».

В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем, пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в нашем храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости. И на месте бывшего алтаря они лежали, и около храма тоже...

После войны об этой истории старались не вспоминать - не свои ведь погибли, а враги, которых прикопали тут же, по всему церковному двору. Не раз впоследствии на венгерские останки наталкивались при проведении хозяйственных земляных работ, да так и оставляли.

Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя десятки лет. По благословению Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия в 1999-2000 гг. под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить.

Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 года. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за мемориалом Троицкий приход.

Дата похорон совпала с днем крестного хода с Чудотворной Пряжевской иконой, которая, милостью Божьей, уцелела в страшном пожаре. Находившаяся ранее в Николо-Белогорском монастыре, носимая каждый год Крестным ходом в Мирополье, Суджу и окрестные села, она славилась чудесами и исцелениями. В советское время традиция Крестных ходов, естественно, прекратилась. На долгое время святыня оказалась в забытьи у народного почитания. И только 26 октября 1996 года с благословения и с участием Архиепископа Ювеналия состоялся Крестный ход с иконой в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место ее пребывания.

Несомненно, по молитвам у иконы Божией Матери, с которой верующие стали совершать Крестный ход в день ее празднества (3 день праздника Троицы) из г. Суджи в Горналь, а с 2001 г. и в украинское Мирополье, возобновилась монастырская жизнь в Белогорской Пустыни. Ныне икона постоянно находится в ней, а в Свято-Троицкий храм возвращается на третий день Троицы.

Послевоенная история храма - это непрерывное, трудоемкое восстановление здания церкви.

Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 г. Архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского придела) и признан соборным.(См.приложение 13)


Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь


Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г. Суджи. Обитель была учреждена более 325 лет назад, в 1672 году.

Первые монахи – Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также “в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь”. Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: "...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность — икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи".

В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену.

В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска.

В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери.

После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром..

Горнальский монастырь был закрыт советской властью в 1922 году, но часть монахов осталась в монастыре, они скрывались в меловых пещерах. В 1937 году оставшихся монахов отправили в ссылку.

В настоящее время монастырь возвращён верующим. 19 декабря 2001 года, в день памяти святителя Николая, Митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием было совершено первое богослужение. Монастырь был отреставрирован. В селе Гуево неподалёку построена Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая стала подворьем монастыря (См.приложение 14).

Гора Фагор

В Курской области в окрестностях села Горналь есть уникальная в своём роде гора Фагор. Гора и другие холмы вокруг сформированы меловыми отложениями, поэтому эту местность называют «Белогорьем». Холмы, бескрайние поля, перемежающиеся с лесными массивами, река Псел – такая картина открывается взору с вершины горы Фагор. Монахи Дивногорского монастыря, спасавшиеся от набегов татар, присмотрели это место для строительства будущего монастыря ещё в XVII веке. Покинув Дивногорский монастырь под Воронежем, монахи пришли сюда в 1671 году – именно эта дата считается временем основания обители. Со временем здесь действительно вырос комплекс зданий Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря. Первые здания были, естественно, деревянными, и со временем заменялись кирпичными. Монастырь был внушительных размеров. Главный собор по высоте сравнивают с современным 16-этажным домом. Многие из зданий были разрушены, однако три здания, постройка которых датируется XIX веком, всё же уцелели, они являются памятниками архитектуры.

Считается, что правильное название горы – не Фогор, а Фавор. По священному писанию, Господь явил свою божественную славу ученикам неподалеку от Назарета на горе Фавор. В честь этого святого места и был названа гора.

За многовековую историю монастыря гора Фагор обросла легендами. Это и 12 сосен на холме и одна отдельно, якобы символизирующие Христа и его 12 апостолов. Это и чудесное обретение иконы Божией Матери Пряжевской, которому предшествовало знамение. И чудесное исцеление от многолетнего недуга суджанский купца Козьмы Купреева, который после долгой неподвижности встал на ноги и пошёл, а в благодарность за чудо ушел в монастырь вместе со своими сыновьями. Много ещё можно услышать легенд, побывав в этих поистине чудесных местах.

В 2001 году в Горнали стали восстанавливать монастырь, закрытый в советские годы. Через пару лет после его открытия на Фагоре установили поклонный крест. Такое сооружение на фоне 13 сосен выглядит впечатляюще.(См.приложение 15)





























Священные места Железногорья

Наш маршрут продлится в течение трёх часов. Мы проедем на автобусе по достопримечательным местам Железногорья, связанным с историческими событиями и Православной верой в нашем крае. Железногорье – от словосочетания « подземные железные горы», на которых стоит наш район.

Наш маршрут мы начинаем из города Железногорска на территорию МО «Разветьевский сельсовет». Село Разветье образовалось ещё во времена Бориса Годунова на разветвлении трёх небольших речек, поэтому и называется так. В 1645 году местные жители разбили отряд крымских татар в 700 сабель и повернули конницу вспять. Вообще в борьбе с немецко-фашистской Германией участвовало более 200 разветьевцев, и более 100 из них не пришли домой. Им, победившим фашизм, посвящена стела на здании Разветьевской средней школы имени Николая Ивановича Гулимова, рядом расположены мемориальная доска в честь Героя работы скульптора Льва Постникова, и памятник советским воинам, павшим за освобождение села.

Следующий этап нашего пути – музей-мемориал «Большой Дуб». Где захоронены в братских могилах около 200 мирных жителей, казненных фашистами осенью 1942 года. В последние годы здесь захоронены и найденные поисковым отрядом «Рубеж» останки советских воинов, павших за освобождение Михайловского района от немецких оккупантов. На территории мемориального комплекса установлены срубы, колокола, горит Вечный огонь, работает музей с богатой материалами экспозицией и диорамой, с фильмотекой.

В очередном пункте нашего экскурсионного маршрута, в большой слободе Михайловке, расположенной на красивейшей реке Свапа, находятся несколько священных мест: это мемориальный комплекс, где захоронены воины, погибшие в 1941 – 1943 годах, жертвы Больше-Бобровского антисоветского мятежа 1919 года, установлены 3 памятника и стела. Через дорогу от комплекса – храм Святителя Николая Чудотворца, построенный в 1753 году. Это старейший храм на территории Железногорья, с ним связаны все исторические события бывшего райцентра. В полукилометре от храма, на выезде из Михайловки, расположен живительный священный источник – «Кузнецкий колодезь», где берут начало несколько родников; здесь оборудован водослив, построена купель. Кузнецким этот источник назван потому, что около него раньше стояли несколько кузниц, которым необходима была проточная вода, а улица называлась Кузнецкой Дамбой.

Дальнейший путь пролегает через заповедные Кармановскую и Жидеевскую лесные дачи, где до сих пор водятся дикие кабаны, косули, бобры и другие дикие животные. Ещё издали можно заметить купола Погорельцевской церкви, названной в честь священномученицы Параскевы Пятницы. Этот храм возводили в начале XX века в течение 10 лет вместо сгоревшей от удара молнии деревянной церкви. Вторая жизнь храма началась через 100 лет, когда его реставрацию и капительный ремонт начали интенсивно вести меценаты-предприниматели и администрация района. Творение архитектора Николая Грушецкого и сегодня радует жителей Железногорья и гостей района своей красотой.

Сразу за лесным массивом – большое село Карманово, где остались фрагменты барской усадьбы помещиков Анненковых, а на сельском кладбище в трёх могилах захоронены советские воины, павшие в боях на Курской дуге.

Следующий пункт маршрута лежит в слободку Жидеевка.. Это старинное поселение, о чем говорят результаты археологических раскопок на берегу реки Усожи. В Жидеевке находится старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1793 году. В нём проводят службы, а 14 октября ежегодно сюда съезжаются сотни верующих, чтобы в храме, а затем на церковной площади отметить престольный праздник.

Далее экскурсионный маршрут пролегает в старинное село Гнань, где находятся древние курганы – могильники дославянского периода, где ещё в 1628 году была учреждена пограничная застава для охраны российских рубежей от набегов кочевников, а в полукилометре от села, в живописном лесу, находится святой Гнанский источник Николая Угодника, чья икона была обретена здесь в начале 17 века. Здесь самая целительная многойодистая вода, обустроен колодец, в настоящее время построена часовенка.

Из Гнани экскурсия продолжается в старинное село Андросово, по легенде существовавшее ещё при Иване Грозном: его основал некто Андрос, скрывавшийся от расправы царских опричников. В Андросово рядом располагаются храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1903 году, и мемориал воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Село Андросово – родина выдающего представителя Русской Православной Церкви – священноисповедника Георгия Коссова, причисленного к лику святых.

Заключительные пункты нашего маршрута – карьер Михайловского железорудного местонахождения и мемориал на братской могиле в урочище Опажье, где захоронены десятки мирных жителей деревни Веретенино, расстрелянных фашистами. Эти два священных места расположены в ста метрах друг от друга. И это символично: из курского железа в России создано самое мощное в мире оружие, но Россия никогда не направит его как агрессор, она знает цену войне, помнит о её жертвах, но будет всегда отстаивать свои рубежи.(См. Приложение 17).





Заключение.

Таким образом, совершив экскурсию по маршруту «Золотые купола», мы сделали следующие выводы:

  1. На территории нашего края сохранились каменные памятники архитектуры

XVII – XIX веков, выстроенные под влиянием традиций, в стиле которых наблюдается соединение классицизма с элементами барокко.

  1. Все храмовые сооружения на территории поселения являются выявленными объектами культурного наследия и поставлены на учет, ведется их восстановление.

  2. Каждое из сооружений связано с историй края и Отечества в целом, о чем

говорят легенды, предания, документальные источники, подтверждающие святость наших мест.

В ходе экскурсии мы глубже познакомились с историей своего края, узнали интересные факты, которые накладывают на нас ответственность за будущее нашего края. Именно нам предстоит сохранить все духовное богатство и наследие нашего родного края, чтобы не потерять своих корней, чтобы не стать Иванами, не помнящими родства.






















Список литературы


  • Рыльский район\\КУРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ\Гойзман Ш.Р, Курск 2004—2009.

  • Донченко Ю. В. Рыльск // Курская губерния на старой открытке. — Курск: Курский областной комитетгосударственной статистики, 2004. — С. 198-225. — 336 с. — 3000 экз. — ISBN 5-901958-02-2

  • Левченко В. В., Грива Т. А. Покровский храм // Музеи и памятники Курской области. Путеводитель-справочник. — Курск: «Сеймъ», 1996. — С. 132. — 256 с. — 15 000 экз.

  • Просецкий В. А. Архитектурные памятники // Рыльск. — Издание третье, переработанное. — Воронеж:Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1977. — 176 с. — 10 000 экз.

  • Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 559

  • Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 445-446

  • Цапенко М. П. По западным землям курским и белгородским — Шаблон:М, 1976.

  • «Отказная книга новопостроенному городу Судже, учинённая стольником Герасимом Семёновичем Рогозиным в 1664 году» перевод А. Дмитрюкова — 1853.

  • Мацулевич Л. А. Погребение варварского князя в Восточной Европе, — Шаблон:МШаблон:Л, 1934;

  • Рыбаков Б. А. Новый Суджанский клад антского времени // «Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры» — 1949, в. 27.

  • А. И. Дмитрюков. Материалы для археологической карты Курского уезда // Труды Курской ГУАК. Т. 1. Курск, 1911

  • Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Издательство «Наука». М., 1976.

  • Военный энциклопедический словарь. М., Военное издательство, 1984.

  • Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945». М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.

  • Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979.

  • Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии. Курск, 1902; Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии. За 1908 г. Курск, 1909; Руднева А. В. Народные песни Курской области. М., 

Ссылки

  • http://old-kursk.ru/book/eparhia/ep5-1.html

  • http://www.korennaya.ru/

  • http://korennaya-center.ru/contacts

  • http://www.utug.tv/2009/09/ikona-bozhiej-materi-znamenie-korennaya-pustyn/



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знаменский собор

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сергиево-Казанский собор

























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Успенско-Никитский храм



















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Свято -Троицкий женский монастырь

























ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Храм Георгия Победоносца















ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Воскресенско-Ильинская церковь

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Курская Коренная Пустынь

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Женский монастырь во имя преподобного Алексея человека Божия



ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Гора Ивана Рыльского

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Свято-Николаевский мужской монастырь в окрестностях Рыльска

























ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Женский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери села Большегнеушево









ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Рыльск. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский кафедральный собор)

















ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Храм Святой Троицы и Вознесения Господня в городе Судже

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь







ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Суджанский район,Гора Фагор























Приложение

Наши поездки

25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Авторские туристические маршруты по Курской области

Автор: Реброва Анна Александровна

Дата: 09.05.2018

Номер свидетельства: 468852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства