Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: Законадательство в сфере образования»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Сообщение на тему: « Законодательство РФ в области образования»
Подготовила:
студентка Ш-41 группы
Гузенко Екатерины
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Ейск 2023г.
Законодательство РФ в области образования образуют нормативные правовые акты различной юридической силы. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.
Задачами законодательства РФ в области образования являются:
1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Законодательство РФ в области образования образуют нормативные правовые акты различной юридической силы. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.
У каждой системы имеется уровень нормативно-правового обеспечения образования. На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:
1) Конституцией РФ;
2) ФЗ «Об образовании»
3) «Профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;
4) «Непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Конституция РФ содержит в себе несколько статей, регулирующих образовательные отношения. Прежде всего, это статья 43, регламентирующая право на образование, помимо нее имеется ряд статей, имеющих отношение к сфере образования. Например, статья 29, которая каждому гарантирует свободу мысли и слова, статья 44, которая каждому гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
2) Отношения в сфере образования регулируются ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ. К основным чертам демократической образовательной системы следует отнести: доступность образования для всех детей; обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование; возможность выбора образовательного учреждения; право учащихся на собственные взгляды; установление стандартов; создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала.
3) В системе профильных федеральных законов, регулирующих отношения в образовании, наряду с ФЗ «Об образовании» присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования".
4) Непрофильными являются законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются иные отношения в сфере образования. Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Например: федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования (например, гигиеническое воспитание и обучение - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Региональный уровень законодательства об образовании представлен многочисленными законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами Российской Федерации с целью регулирования отношений, возникающих в сфере образования, по предмету правового регулирования могут быть классифицированы в несколько групп.
Региональные законы, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности, в основу которых субъектами Российской Федерации положен ФЗ об образовании.
Ряд субъектов Российской Федерации на основе Закона Российской Федерации разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования ФЗ Российской Федерации (например, Закон Республики Башкортостан «Об образовании в РБ»).
В этой группе выделяется подгруппа законов и нормативных актов, определяющих специфику отношений собственности, связанных с образовательными организациями.
Региональные законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации.
Региональные законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой и социальный статус детей и подростков, предусматривающие законодательные меры помощи отдельным категориям учащихся и студентов в период их обучения. Региональные законы, с помощью которых обеспечивается комплексный подход к решению проблем образования и воспитания молодежи, организуется работа с несовершеннолетними правонарушителями, трудными подростками и тд.