Методические разработки занятий с применением кейс-технологии
Методические разработки занятий с применением кейс-технологии
Работа обучающихся с использованием кейс-технологий поможет сформировать целостное представление о пройденном материале, что позволит применить свои знания на практике в дальнейшем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические разработки занятий с применением кейс-технологии»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Методические разработки занятий с применением кейс-технологии
Автор-составитель:
Мокшина Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
Бийск, 2022
Пояснительная записка
Темы, выбранные для написания конспектов, отражают актуальные вопросы, которые могут коснуться подростков в возрасте 14-17 лет. В последнее время в российском образовании произошли два заметных события: лидирующие позиции завоевала концепция личностно ориентированного образования и выдвинута идея о необходимости широкого внедрения в школы знаний с основами финансовой грамотности. В настоящее время важность и актуальность формирования финансовых и правовых знаний у подростков с целью их экономического образования и социальной адаптации ни у кого не вызывает сомнения.
Вопросы правильного распределения денежных средств затрагивают каждого из нас. Информирование обучающихся с правилами формирования семейного бюджета помогут им в дальнейшем избежать множества ошибок при составлении семейного бюджета.
Знакомство подростков с трудовым законодательством облегчит осознание себя сначала в роли работника, а уже потом в роли работодателя. Многообразие правовых норм, наличие нюансов при трудоустройстве подростка всегда вызывают много вопросов не только у ребят, которые хотят до совершеннолетия начать трудовую деятельность, но и у их законных представителей.
Тема «Юридическая ответственность» напрямую затрагивает данную возрастную категорию детей, поскольку с 14 лет наступает за некоторые виды преступлений уголовная ответственность, а уже с 16 лет - административная.
Методы обучения, применяемые на занятиях: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, информационный, проблемный, моделирование, мозговая атака, дискуссия, метод разбора деловой корреспонденции, репродуктивный, эвристический.
При проведении занятий: «Подросток в трудовых правоотношениях» и «Экономика семьи» - применена кейс-технология.
Кейс-технологии – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и развивает определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Работа обучающихся с использованием кейс-технологий поможет сформировать целостное представление о пройденном материале, что позволит применить свои знания на практике в дальнейшем.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект занятия
Тема: «Юридическая ответственность»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я правовед»
Дисциплина: правоведение
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Год обучения: 3 год
Составитель:
Мокшина Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
Бийск
2022
Тема занятия: «Юридическая ответственность».
Раздел программы: «Основы Российского права».
Направление: социально-гуманитарное
Образовательный курс: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я правовед»
Год обучения: третий
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Продолжительность занятия: 40 мин.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о нормах российского законодательства посредством рассмотрения правовых ситуаций.
Задачи:
Образовательные (предметные): сформировать представления о правонарушении и видах юридической ответственности;
Метапредметные:
-создать условия для формирования аналитических способностей.
- создать условия для развития мотивации к саморазвитию в области прав.
Личностные:
- создать условия для формирования правовой культуры и ценностных ориентиров, основанных на толерантности и на осознании поддержания гражданского мира.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: групповое учебное занятие.
Форма организациипознавательной деятельности:
групповая форма работы
фронтальная работа
индивидуальная работа
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, информационный, проблемный.
Ментальная карта с заготовками (юридическая ответственность; административная ответственность, уголовная ответственность, гражданско-правовая ответственность, дисциплинарная ответственность; бумажные человечки, бумажные шляпки).
Карточки с текстом и вопросами для команд 1) уголовная ответственность,
2) административная ответственность, 3) гражданско-правовая, 4) дисциплинарная.
Пустая таблица для заполнения для каждого обучающегося.
Уголовный кодекс РФ.
Распечатка (выдержки из Кодекса об Административных Правонарушениях.)
Текст для физкультминутки «Никто не может переложить свою ответственность на других. Рано или поздно ответственность возвращается к тому, кто обязан ее нести» Оскар Уайлд, всемирно известный ирландский философ и писатель.
Планируемые результаты: формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности.
Структура занятия:
Организационный этап (1мин.)
Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (3 мин.)
Актуализация знаний(3 мин.)
Основной этап (17 мин.)
а) Введение нового материала (10 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
б) Первичное закрепление материала (7 мин.)
Итоговый этап. Рефлексия (4 мин.)
Содержание занятия
Организационный этап (1 мин.)
Цель:создание условий для организации внимания и делового настроя обучающихся, создание благоприятной психологической обстановки.
Методы: словесный
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Приветствие педагога.
Приветствие обучающихся.
- Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие.
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Мы начинаем занятие с хорошим настроением!
Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (3 мин.)
Цель:побуждение обучающихся к самостоятельному формулированию темы и цели занятия, определение шагов, необходимых для достижения цели.
Обучающиеся делятся на команды и работают с карточками и бланками.
Представитель от каждой команды называет свой вид юридической ответственности (из карточки) и зачитывает информацию, записанную в таблицу. Все остальные внимательно слушают, при необходимости корректируют выступление, обсуждают.
Обучающиеся прикрепляют на карту знаний 2 карточки с названиями видов юридической ответственности: уголовной и административной.
Примерные ответы обучающихся:
- мы узнали, какие правонарушения существуют (преступление и проступки административные, дисциплинарные, пр.);
- мы узнали, какие виды юридической ответственности существуют;
- также узнали виды наказаний (штраф, арест, выговор, замечание)
- Ребята, предлагаю вам заполнить «карту знаний», которая поможет разобраться во всем многообразии правовых норм.
Вам нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде будет выдана карточка с определениями административных и уголовных правонарушений, их примерами, а также видами наказаний.
Нужно заполнить бланк, записав в нужную колонку виды правонарушений и наказаний в соответствии с видом юридической ответственности.
На эту работу вам дано 3 минуты.
-Теперь, ребята, вернемся к нашей карте знаний и расположим карточки с названиями видов юридической ответственности.
- Что нового вы узнали при выполнении задания?
Будет ли эта информация полезна для достижения цели занятия?
1 этап создания ментальной карты (расположение в центре карты таблички «Юридическая ответствен-
ность»)
Карточки и таблицы (Приложение 2)
2 этап создания ментальной карты
(расположение на карте табличек: «Административная ответствен-
ность», «Уголовная ответствен-
ность»)
Физминутка (2 мин.)
Цель: ослабление наступающего утомления и напряжения обучающихся путём активного изменения деятельности, внесение эмоционального заряда.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся встают, открепляют от стен и мебели карточки со словами и все вместе составляют фразу.
Обучающиеся озвучивают свое понимание предложенной фразы.
-А теперь давайте с вами отдохнем!
- Сейчас, ребята, вам нужно внимательно посмотреть по сторонам, найти в кабинете на стенах расположенные слова и собрать их в одну фразу
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Как вы понимаете эту фразу?
Текст
«Никто не может переложить свою ответственность на других. Рано или поздно ответственность возвращается к тому, кто обязан ее нести»
Оскар Уайлд, всемирно известный ирландский философ и писатель.
Цель: стимулирование активной мыслительной деятельности обучающихся; способствование обучению подростков осуществлять сбор и анализ необходимой информации; формирование умения применять полученные знания на практике.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Каждый обучающийся берет себе фигурку бумажного человечка, на обратной стороне которого написан вид правонарушения. Его нужно прочитать вслух, классифицировать в соответствии с уже имеющейся таблицей и прикрепить на карту знаний к тому виду юридической ответственности, к которому оно относится.
Обучающиеся отвечают на вопросы
- А теперь каждый из вас должен взять из коробочки фигурку человечка и, прочитав вид правонарушения, которое к нему прикреплено, определить, к какому виду юридической ответственности оно относится.
Педагог предлагает обучающимся коробочку, в которой находятся картонные человечки.
В случае если обучающийся квалифицирует правонарушение неверно, педагог предлагает остальным ребятам помочь с выбором.
- Ребята, давайте подведем итог: что вы узнали при выполнении данного задания?
3 этап создания ментальной карты (расположение фигурок человечков под видами ответ-
ственности).
Обучающиеся берут шляпы, читают вслух по очереди надпись с обратной стороны (виды наказаний), анализируют и прикрепляют на ментальной карте к подходящей фигурке человечка.
Примерные ответы обучающихся:
- Мы узнали, какие виды наказаний какому правонарушению соответствуют.
-А теперь подберем для каждого человечка подходящую шляпу.
С обратной стороны каждой шляпы указан вид наказания.
Педагог раздает ребятам шляпы для последующего закрепления на карте знаний.
В случае если обучающийся определяет наказание неверно, педагог предлагает остальным ребятам помочь с выбором шляпы для человечка.
После расположения и закрепления шляпок на карте знаний педагог прикрепляет карту на доску при помощи магнитов.
- Ребята, а это задание что помогло Вам узнать?
Молодцы. Вы очень хорошо поработали.
4 этап создания ментальной карты
(расположение шляпок под видами ответственностидля каждого человечка).
После закрепления всех элементов карта знаний прикрепляется к доске.
Итоговый этап (5 мин.)
Цель: осмысление содержания занятия, анализ результатов собственной деятельности, оценка успешности достижения цели.
Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения
Работа с источником права (Уголовный кодекс РФ, выдержки из Кодекса об Административных правонарушениях).
Обучающиеся находят статью, которая квалифицирует данное деяние. (ст. 7.27 КоАП РФ)
Обучающиеся отвечают на вопросы
- А теперь давайте внимательно посмотрим на карту знаний. Она поможет вам вспомнить всё, что вы выполняли на занятии.
- Какова была тема нашего занятия?
- О каких видах юридической ответственности вы узнали?
- Какие правонарушения относятся к административному праву?
- А какие – к уголовному?
- С какими видами наказаний вы познакомились?
- А теперь вы можете ответить на вопрос девочки?
- Какое правонарушение она совершила?
- Какое наказание за это предусмотрено?
- Давайте проверим правильность нашего ответа для героини!
Педагог раздает распечатку статей КоАП РФ и УК РФ
- Как бы вы поступили на месте нашей героини?
- Какие выводы для себя вы сделали?
- Ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Я думаю, полученные знания вам помогут в дальнейшем. Хорошего вам дня! До свидания!
Статьи Уголовного кодекса и Кодекса об Административ
ных Правонаруше
ниях.
Приложение №1
Текст письма:
Дорогие ребята из детского объединения «Я правовед»!
Помогите мне, пожалуйста, выйти из затруднительного положения. Я попала в беду. Однажды я после занятия в ДДТ, собравшись ехать домой, обнаружила, что забыла кошелек. У меня не было денег на дорогу. До дома добираться несколько остановок, а на улице шёл дождь. Я хотела позвонить маме, но телефон разрядился. Я долго думала, что же мне делать, и очень сильно расстроилась. Но потом увидела в гардеробе знакомую девочку из параллельного класса, хотела попросить деньги взаймы у нее, но не вспомнила её имени и растерялась. Когда она ушла, я решила взять деньги у нее из кармана, а на следующий день в школе вернуть. Но меня сочли за преступницу, и теперь я не знаю, что со мной будет. Скажите, ребята, понесу ли я наказание за свой необдуманный поступок?
Приложение №2
Административная ответственность
Административные проступки (правонарушения) — деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления (нарушение правил уличного движения, санитарных правил, пожарной безопасности и др.).
Административная ответственность — вид юридической ответственности, состоящий в применении таких мер принуждения, как:
- предупреждение;
- административный арест;
- лишение специальных прав (например, прав на вождение автотранспортным средством);
- административный штраф.
ВОПРОСЫ
Что такое административный проступок?
Что такое административная ответственность?
Уголовная ответственность
Уголовное преступление — это правонарушение (общественно опасное, виновное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления характеризуются высокой степенью опасности их для общества.
Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, мерами наказания которой являются:
- лишение свободы;
- крупные штрафы;
- ограничение свободы;
- обязательные работы.
ВОПРОСЫ
Что такое уголовное преступление?
Что такое уголовная ответственность?
Приложение №3
Гражданско-правовая ответственность
Гражданские проступки (правонарушения) — правонарушения, совершённые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность, например, достоинство.
Гражданско-правовая ответственность — вид юридической ответственности, который предусматривает:
Дисциплинарные проступки (правонарушения) — нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины, противоправное виновное неисполнение своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего распорядка.
Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, причиной возникновения которой являются нарушения правил внутреннего трудового распорядка в организации.
Виды наказаний:
- замечание;
- выговор;
- увольнение;
ВОПРОСЫ
Что такое дисциплинарные проступки?
Что такое дисциплинарная ответственность, виды наказаний?
Приложение №5
Виды юридической ответственности
1.
2.
3.
4.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект занятия
Тема: «Подросток в трудовых правоотношениях»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я правовед»
Дисциплина: правоведение
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Год обучения: 3 год
Составитель:
Мокшина Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
Бийск
2021
Пояснительная записка
Трудовые правоотношения рано или поздно затрагивают каждого из нас. Знакомство с трудовым законодательством облегчит осознание себя сначала в роли работника, а уже и потом, возможно, в роли работодателя. Многообразие правовых норм, наличие нюансов при трудоустройстве подростка всегда вызывают много вопросов не только у ребят, которые хотят до совершеннолетия начать трудовую деятельность, но и у их законных представителей. Работа ребят с использованием кейс-технологий позволит сформировать относительно целостное представление о трудовых правах несовершеннолетних.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.
Обобщающее занятие по данной теме даёт возможность повторить и закрепить знания обучающихся об изученном материале.
Тема занятия: «Подросток в трудовых правоотношениях».
Раздел программы: «Правовое положение несовершеннолетних».
Направление: социально-гуманитарное
Образовательный курс: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я правовед»
Год обучения: третий
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Продолжительность занятия: 1 час 20 мин.
Цель: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся об изученных трудовых правоотношениях.
Задачи:
образовательные:
- закрепить базовые знания о трудоустройстве подростков;
- сформировать у обучающихся умение находить нужную правовую информацию и применять ее для решения практических задач;
развивающие:
- способствовать развитию навыков взаимодействия с другими обучающимися в ходе выполнения групповой работы;
- содействовать умению вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
воспитательные:
- способствовать формированию представления о праве, как об одной из самых важных ценностей общества.
- содействовать формированию у обучающихся представления о трудовой деятельности.
Тип занятия: обобщение и повторение.
Форма проведения: занятие-практикум.
Форма организациипознавательной деятельности: групповая
Методы обучения: моделирование, мозговая атака, дискуссия, метод разбора деловой корреспонденции, репродуктивный, эвристический.
1)Организационный этап – метод дискуссия (обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения);
2) Актуализация знаний – метод моделирования (его роль в кейс – технологии заключается в построении модели ситуации), репродуктивный;
3) Целеполагание и мотивация познавательной деятельности – методы мозговая атака (генерирование идей относительно заданной ситуации) и эвристический;
4) Основная часть - метод разбора деловой корреспонденции, дискуссия, репродуктивный, эвристический.
5) Итоговый этап – методы дискуссия, репродуктивный, эвристический.
Необходимое оборудование:
Конституция РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Гражданский кодекс РФ;
карточки с кейсами – 8 карточек с задачами по трудовому праву;
таблица для заполнения «Положение несовершеннолетних по трудовому законодательству» (Приложение №1);
жетоны для распределения по группам, жетон модератора (Приложение №2);
доска;
маркеры.
Планируемые результаты: формирование у обучающихся представления о трудовой деятельности; закрепление базовые знаний о трудоустройстве подростков; умение находить нужную правовую информацию и применять ее для решения практических задач; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Структура занятия
1. Организационный этап (3 мин.)
2. Актуализация знаний (10 мин.)
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (4 мин.)
Физкультминутка (3 мин.)
4. Основной этап. Практическая работа с кейсом. Анализ (50 мин.)
5. Итоговый этап (рефлексия) (10 мин.)
Содержание занятия
1.Организационный этап (3 мин.)
Цель: создание условий для организации внимания и делового настроя обучающихся, создание благоприятной психологической обстановки.
Методы: дискуссия.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Приветствие педагога.
При входе в кабинет обучающиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.
Один из обучающихся берет жетон, означающий, что этот участник будет экспертом (модератором).
Педагог знакомит с ходом работы на занятии, определяет лидера для каждой группы, который возьмёт на себя руководство.
Жетоны для распределения по группам, жетон модератора (Приложение №2).
2. Актуализация знаний (10 мин.)
Цель: актуализировать ранее полученные знания, которые будут востребованы на занятии.
Методы: моделирование, репродуктивный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Каждый обучающийся называет свой вариант ответа родителя (законного представителя) на поставленный вопрос о трудоустройстве.
Обучающиеся перечисляют нормы права, которые регулируют данную отрасль законодательства.
Обучающиеся соотносят трудности и нормативную базу, для решения поставленных вопросов.
Используя обществоведческие знания и социальный опыт, высказывают предположения о причинах возникновения трудностей.
Одна из команд дает совместное определение термину «Работодатель»
Вторая команда - термину «Работник». Идет совместная дискуссия о заключении трудового договора.
- Представьте себе, что сегодня у вас начинаются летние каникулы и вы узнаете о том, что ваш знакомый устроился на работу. Этот знакомый так же, как и вы является учеником 9 класса, ему 15 лет. Теперь он сам сможет зарабатывать деньги и через некоторое время сможет потратить их на свою мечту - новый велосипед. Вы подходите к своим родителям с вопросом, можете ли вы так же с пользой провести ваши каникулы.
- Попробуйте назвать несколько возможных вариантов ответов, которые могут дать вам ваши родители (законные представители).
Педагог, прослушав
высказывания, обращает внимание детей на трудности и правовые вопросы, которые могут возникнуть в этой ситуации.
- Ребята, а теперь вспомните все то, что мы знаем о трудовом законодательстве.
- Почему вопросы трудоустройства возникают не только у подростков, но и у взрослых людей?
- Какие подводные камни могут возникнуть на этапе трудоустройства, до заключения трудового договора?
Какой основной нормативно-правовой акт регламентирует трудовые отношения?
- Мы с вами уже несколько занятий посвятили изучению трудового законодательства. Давайте повторим основные понятия.
-Кто такой работодатель?
-Кто такой Работник?
-Когда заключается трудовой договор?
-Какие особенности устройства на работу несовершеннолетних?
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (4 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия, определить шаги, необходимые для достижения цели.
Методы: мозговая атака, эвристический.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Предполагаемые ответы:
-Да, скорее всего.
-Возможно.
-Наверное, нет, большая ответственность.
Каждый из ребят может высказать свои предположения.
Обучающиеся перечисляют все то, с чем, по их мнению, могут возникнуть трудности. И также предполагают, какие шаги необходимо сделать для достижения цели.
Например, могут быть озвучены нормативно-правовые акты, с которыми следует ознакомиться, прежде чем устраиваться на работу.
Ребята сами формулируют тему и цель занятия.
- Ребята, а вы бы хотели устроиться на работу в летнее время года?
-Что вам для этого необходимо, какие знания и навыки?
С какими проблемами вы можете столкнуться на пути реализации задуманного?
Есть ли отличие в объеме правоспособности и дееспособности между подростком и взрослым человеком?
- Попробуйте определить тему нашего занятия.
- Кто понял, какой будет цель нашего занятия? Что должно быть достигнуто в результате занятия?
Физкультминутка (3 мин.)
4. Основной этап (50 мин.)
Практическая работа с кейсом. Анализ
Методы: репродуктивный, эвристический.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Подготовленный обучающийся рассказывает реальную историю о трудоустройстве подростка и о тех вопросах, с которыми он столкнулся.
Лидер каждой группы берет один из кейсов. Ребята распределяют задачи в группе между собой.
Каждой группе достаются по 4 практические задачи.
Педагог предлагает обучающимся выбрать один из пакетов с описанием ситуаций (кейсы), решение которых поможет найти реальный выход из сложившейся ситуации.
Педагог предлагает обучающимся решить представленные задачи.
Педагог руководит обсуждением кейса в группах. Обеспечивает обучающихся дополнительными сведениями.
Задача №1
15-летняя Кристина Олеговна после окончания девяти классов решила устроиться на работу, продолжая обучение в 10 классе школы. Начальник почтового отделения, куда она обратилась с просьбой о трудоустройстве, отказал ей в приёме на работу, так как Кристина не достигла возраста 16 лет, с которого допускается приём на работу.
Прав ли начальник почтового отделения, отказав Кристине в приёме на работу?
Задача №2
В августе 17-летняя Арина была принята на работу. В сентябре администрация предприятия уведомила ее о том, что трудовой договор с ней расторгается, так как она не выдержала испытания.
Может ли быть установлено условие об испытании в трудовом договоре с Ариной? Можно ли с ней расторгнуть трудовой договор по этому основанию?
Задача №3
Антон учится в 8-м классе. Ему 14 лет. В период каникул решил пойти работать на завод. Его мать возражает, так как считает, что перед новым учебным годом сын должен отдохнуть.
Будет ли Антон принят на работу?
Задача №4
В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Никита. Он подал заявление с просьбой принять его работу в свободное от учебы время. Родители Никиты согласны, чтобы их сын работал.
Будет ли Никита принят на работу?
Задача №5
В адрес администрации предприятия, где в свободное от учебы время работает 14-летняя школьница Алёна, пришло письмо из школы. В письме указывалось, что в последнее время Алёна часто пропускает уроки, особенно те, которые проходят в утренние часы, часто приходит не подготовленной к занятиям. Директор школы обращается с просьбой к администрации предприятия расторгнуть с Алёной трудовой договор.
Должен ли быть расторгнут трудовой договор?
Задача № 6
Старший брат 16-летней Виктории работает в казино, предложил Виктории устроить ее на работу в качестве уборщицы игрового зала.
Может ли администрация казино заключить с Викторией трудовой договор?
Задача № 7
Несовершеннолетний Кирилл подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем.
Можно ли принять Кирилла для выполнения этой работы?
Задача № 8
В марте 17-летняя Марина была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Марины, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы.
Права ли администрация завода?
Ответ.
Нет, начальник почтового отделения не прав, лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Ответ.
Арина не достигла 18-летнего возраста. Закон запрещает устанавливать испытательный срок в отношении лиц, не достигших 18 лет. Поэтому такое условие в трудовом договоре с Ариной предусмотрено быть не может, следовательно, Арину нельзя уволить.
Ответ.
Нет, так как несовершеннолетние в возрасте 14. могут работать только с согласия родителей и органа опеки и попечительства.
Ответ.
Нет, так как заключать трудовой договор с лицами, не достигшими 14 лет, возможно только в организациях кинематографии, цирка, театра и т. д. для участия в создании или исполнении произведений и только с согласия родителей и органа опеки и попечительства.
Ответ.
Да, так как работа учащегося в свободное от занятий время не должна нарушать процесс обучения.
Ответ.
Нет, так как использовать труд несовершеннолетних в таких местах запрещено, независимо от трудовой функции, которую они будут исполнять.
Ответ.
Нет, так как использовать труд несовершеннолетних на ночных работах запрещено.
Ответ.
Нет. Марина несовершеннолетняя, поэтому пользуется льготами в предоставлении отпуска. Правило о необходимости отработать непрерывно шесть месяцев за первый год работы на несовершеннолетних не распространяется.
В момент обсуждения задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
Разрабатывают варианты решений.
Принимают во внимание мнения других.
Педагог руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает обучающихся дополнительными сведениями.
Физминутка (2 мин.)
Итоговый этап (10 мин.)
Цель: зафиксировать содержание, которое повторили на занятии, проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
Методы: дискуссия, репродуктивный, эвристический.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Лидером каждой группы оглашается решение представленных задач (кейсов).
Педагог оценивает работу обучающихся.
За правильно решенную задачу начисляются баллы (2 за правильный ответ; 1 - ответ частично правильный; 0 - ответ совершенно неверный)
Обучающийся, который выполняет роль эксперта модератора, по окончании времени, отведенного на решение задач, раздает группам таблицу для заполнения.
Ребята заполняют представленную таблицу с учетом знаний, которые они получили при выполнении кейсов.
Каждый имеет возможность ответить на поставленные вопросы. Модератор совместно с педагогом ведут подсчет баллов.
Педагог направляет деятельность обучающихся и отвечает на организационные вопросы.
Ребята, в течение нескольких занятий мы изучали трудовое законодательство.
Какую цель мы перед собой ставили в начале занятия?
Мы достигли её?
Как бы вы поступили, имея возможность устроиться на работу в свободное от учебы время?
Пугают ли вас трудности, которые могут возникнуть?
- Молодцы. Буду рада, если вы оставите в своей памяти знания, полученные на наших занятиях.
Спасибо вам за работу, внимание и интерес, который вы проявили.
Таблица для заполнения Приложение №1
Приложение №1
Таблица для заполнения участниками команд
Положение несовершеннолетних по трудовому законодательству.
№ п/п
Вопрос
Ответ
Статья ТК РФ
1.
Возраст для заключения трудового договора.
2.
Условия заключения трудового договора с несовершеннолетними.
3.
Отпуск для несовершеннолетних
4.
Испытательный срок для несовершеннолетних
Приложение №2
Жетоны для распределения по группам (жетон модератора)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект занятия
Тема: «Экономика семьи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я правовед»
Дисциплина: правоведение
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Год обучения: 3 год
Составитель:
Мокшина Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
Бийск
2022
Пояснительная записка
Вопросы правильного распределения денежных средств затрагивают каждого из нас. Знакомство обучающихся с правилами формирования семейного бюджета поможет им в дальнейшем избежать множества ошибок при формировании семейного бюджета. Работа обучающихся с использованием кейс-технологий позволит сформировать целостное представление о нюансах формирования семейного бюджета.
Получение новых знаний с использованием кейс-технологии позволит сделать материал более запоминающимся и простым в усвоении.
Тема занятия: «Экономика семьи».
Раздел программы: «Денежные средства семьи, семейное благосостояние».
Направление: социально-гуманитарное
Образовательный курс: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я правовед»
Год обучения: третий
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Продолжительность занятия: 40 мин.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся понятия «бюджет» и способов его планирования.
Задачи:
образовательные:
- рассмотреть различные виды семейного бюджета
- сформировать понятия: бюджет, доход, расход;
- ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;
- сформировать представление о структуре бюджета семьи.
развивающие:
- способствовать развитию навыков взаимодействия с другими обучающимися в ходе выполнения групповой работы;
- содействовать умению вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
воспитательные:
- способствовать формированию ответственности, экономичности и культуре потребления.
- сформировать у обучающихся представление о семейном бюджете.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: занятие-практикум.
Форма организациипознавательной деятельности: групповая
Методы обучения: мозговая атака, дискуссия, информационный, метод разбора деловой корреспонденции, репродуктивный, эвристический.
1)Организационный этап – метод дискуссия (обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения);
2) Целеполагание и мотивация познавательной деятельности – методы мозговая атака (генерирование идей относительно заданной ситуации) и репродуктивный;
3 Основной этап – методы информационный, репродуктивный.
а) Практическая работа с кейсом. Анализ - Методы: дискуссия, метод разбора деловой корреспонденции, репродуктивный, эвристический.
5) Итоговый этап – методы дискуссия, репродуктивный.
Необходимое оборудование: карточки с кейсами – 3 карточки с задачами по семейному бюджету;жетоны для распределения по группам;доска;маркеры.
Планируемые результаты: формирования у обучающихся понятия «бюджет» и способов его планирования; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Структура занятия
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности(5 мин.)
3. Основной этап (27 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
а) Практическая работа с кейсом. Анализ
5. Итоговый этап. Рефлексия (5 мин.)
Ход занятия
1.Организационный этап (1 мин.)
Цель: создание условий для организации внимания и делового настроя обучающихся, создание благоприятной психологической обстановки.
Методы: дискуссия.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Приветствие педагога.
Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Начинаем работу в хорошем настроении.
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности. (5 мин.)
Цель: побуждение обучающихся к самостоятельному формулированию темы и цели занятия, определение шагов, необходимых для достижения цели.
Методы: мозговая атака, репродуктивный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Каждый обучающийся высказывает свое мнение, дает свой вариант ответа на поставленные вопросы.
Примерный ответ обучающихся:
- нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.
Представьте себе, что сегодня вам нужно спланировать семейный бюджет на месяц.
Достаточно ли у вас опыта и знаний, а также практических навыков, для того чтобы вам хватило денег на все расходы в течение месяца? Так ли это просто -планировать семейный бюджет?
Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи.
Но что нам для этого нужно?
Мы с вами познакомимся с понятием бюджет и способами его формирования.
- А какой будет цель нашего занятия? Что должно быть достигнуть в результате занятия?
- Верно. Молодцы! Целью является узнать, какие виды семейного бюджета бывают и как его формировать.
3. Основной этап (27 мин.)
Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся, формирование умения анализировать информацию.
Методы: информационный, репродуктивный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающие отвечают на вопрос, перечисляя доходы семьи.
Обучающиеся отвечают:
- это денежные средства, которые поступают в семью из разных источников.
Обучающиеся отвечают:
- это те потребности, на которые семья тратит денежные средства.
Обучающиеся отвечают:
Семейные доходы - Заработная плата членов семьи
- Пенсии, стипендии, пособия
- Доход от личного подсобного хозяйства
-Доход от других источников
(– ценных бумаг;
– от сдачи недвижимости и других средств в аренду;
– выплат и льгот от общественных организаций;
– от предпринимательской деятельности)
Семейные расходы
- обязательные платежи
- питание
- на непродовольственные товары
- на культурно-бытовые услуги
- медицина, образование
- Что такое семейный бюджет?
- Семейный бюджет – это расчет предстоящих расходов и доходов в семье.
- Что такое доходная часть бюджета?
- Доходная часть бюджета – это денежная прибыль, получаемая членами семьи.
- Что такое расходная часть бюджета?
- Расходная часть бюджета – это общие финансовые затраты семьи на какие-то приобретения, покупки и т. д.
- Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.
Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам - бюджет сбалансированный.
Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет дефицитный.
Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.
- Что входит в семейный бюджет?
Физминутка (2 мин.)
Цель: ослабление наступающего утомления и напряжения обучающихся путем активного изменения деятельности, внесение эмоционального заряда.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся встают, выполняют упражнения.
- А теперь давайте отдохнем!
Сейчас мы сделаем гимнастику, которая позволит отдохнуть нашим глазам.
Первое упражнение.
Найти самую дальнюю точку (дальний угол) в кабинете, посмотреть на кончик носа и в дальнюю точку, повторить 5 раз.
Второе упражнение.
Всем встать с рабочих мест, посмотреть друг на друга и назвать своему соседу любую букву. Теперь у каждого есть индивидуальное задание, нарисовать на стене взглядом большую букву, размером от пола, до потолка.
а) Практическая работа с кейсом. Анализ (15 мин.)
Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность, закрепить умение взаимодействовать с другими обучающимися в ходе выполнения групповой работы, а также умение находить нужную информацию и применять ее для решения практических задач.
Методы: дискуссия, метод разбора деловой корреспонденции, репродуктивный, эвристический.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся берут жетоны и рассаживаются по группам в соответствии с жеребьевкой.
Лидер каждой группы берет один из кейсов. Ребята распределяют задачи в группе между собой.
Каждой группе достаются по 2 практических задачи.
В момент обсуждения задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
Разрабатывают варианты решений.
Принимают во внимание мнения других.
Педагог предлагает обучающимся разделиться на три группы.
Для этого предлагается коробочка с жетонами, каждый берет по одному жетону, и таким образом формируется состав команд.
- Вам сейчас будут предоставлены три кейса с задачами по семейному бюджету. Решив эти задачи, вы должны сделать вывод, какой тип бюджета вам достался (дефицитный, избыточный или сбалансированный).
На решение кейсов вам дается 15 минут. По истечении времени представитель от каждой группы называет, какой тип бюджета им достался, а также называет его основные черты.
Нужно ответить на вопрос, какая информация позволила сделать умозаключение.
Приложение №1
(жетоны для жеребьевки)
Приложение №2
(Кейсы с задачами для групп)
Итоговый этап. Рефлексия (5 мин.)
Цель: Осмысление содержания занятия, анализ результатов собственной деятельности, оценка успешности достижения цели.
Методы: дискуссия, репродуктивный
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Представителем каждой группы оглашается решение представленных задач (кейсов).
Каждый имеет возможность ответить на поставленные вопросы. Лидеры группы вместе с педагогом ведут подсчет баллов.
Ответы обучающихся:
-Целью занятия было узнать, какие виды семейного бюджета бывают и как его формировать.
- Да, мы узнали три вида семейного бюджета.
Обучающиеся высказывают свое мнение. Примерные ответы:
- Чтобы быть финансово грамотным человеком, необходимо иметь представления о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную часть.
Пользуясь полученными сегодня знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни мы будем не только зарабатывать деньги, но и правильно их тратить.
Педагог оценивает работу обучающихся.
За правильно решенную задачу начисляются баллы (2 за правильный ответ; 1 за ответ частично правильный; 0 за ответ неверный)
Педагог направляет деятельность обучающихся и отвечает на организационные вопросы.
Педагог оглашает количество баллов, которые заработаны каждой группой.
- Ребята, сегодня мы рассмотрели основные источники доходов и расходов семьи, а также три вида семейного бюджета.
Какую цель мы перед собой ставили в начале занятия?
- Мы достигли её?
-Что вы для себя полезного узнали на сегодняшнем занятии?
- Молодцы. Буду рада, если вы оставите в своей памяти знания, полученные на нашем занятии.
Спасибо вам за работу, внимание и интерес, который вы проявили.
Приложение № 1
Жетоны для жеребьевки
Группа № 1
Группа №2
Группа №3
Приложение №2
Кейс №1
Задача №1
Семья состоит из 5 человек. Доход от заработной платы составляет 7000 рублей.
Квартплата составляет 2000 рублей.
На питание 1 человека выделяется 1000 рублей.
Необходимо составить бюджет семьи так, чтобы остались денежные средства на покупку- 1000 рублей, ремонт -1000 рублей, отдых – 3000 рублей.
Какой вид бюджета у вас получился?
Ответ – дефицитный.
Задача №2
Денис работает один в семье с заработной платой 50 000 рублей (без вычета НДФЛ) , его жена Екатерина получает пособие по уходу за ребенком в размере 8000 рублей. Семья состоит из 3х человек. Они откладывают на отпуск по 10 000 рублей каждый месяц. Ежемесячные траты составляют 30 000 рублей (коммунальные платежи, транспорт, лекарства, продукты питания). Так же семья платит ипотечный кредит в размере 12000 руб.
Какой бюджет у данной семьи?
Ответ – дефицитный.
Кейс №2
Задача №1
Семья состоит из 2 человек. Доход от заработной платы составляет 10000 рублей.
Квартплата составляет 2000 рублей.
На питание 1 человека выделяется 1000 рублей.
Необходимо составить бюджет семьи так, чтобы остались денежные средства на покупку- 1000 рублей, ремонт -1000 рублей, отдых – 3000 рублей.
Какой вид бюджета у вас получился?
Ответ – избыточный.
Задача №2
Семья состоит из 5 человек. Сын студент, получающий стипендию в размере 5000 руб.
Отец с заработной платой 50 000 рублей (без вычета НДФЛ), мать с заработной платой 30 000 рублей (без вычета НДФЛ), двое младших детей школьного возраста. Семья копит денежные средства на ремонт, ежемесячно откладывая по 10 000 рублей.
Ежемесячные расходы семьи составляют 58 000 рублей.
Какой бюджет у данной семьи?
Ответ – избыточный.
Кейс №3
Задача №1
Семья состоит из 3 человек. Доход от заработной платы составляет 10000 рублей.
Квартплата составляет 2000 рублей.
На питание 1 человека выделяется 1000 рублей.
Необходимо составить бюджет семьи так, чтобы остались денежные средства на покупку- 1000 рублей, ремонт -1000 рублей, отдых – 3000 рублей.
Какой вид бюджета у вас получился?
Ответ – сбалансированный.
Задача №2
Семья состоит из 2 человек. Доход от заработной платы на двоих составляет 50 000 рублей (Без вычета НДФЛ). Так же семья получает дополнительный доход от сдачи в аренду жилого помещения. Данный вид деятельности приносит доход в размере 60 000 рублей (Без вычета НДФЛ) в полгода.
Ежемесячные расходы на питание, проезд по городу составляют 42 200 рублей.
Семья откладывает на непредвиденные расходы в месяц по 10 000 рублей.