Методическая разработка урока предназначена для студентов 2 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
В методической разработке кратко и, по возможности, максимально доступно изложена позиция, что экскурсия, как форма организации учебно-воспитательного процессе позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью на таких занятиях учащиеся могут установить связь между учебной и реальной жизнью, что позволит студентам использовать свои знания в реальных условиях.
Наглядность, доступность, научность связь теории и практики – эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях.
Решение учебной задачи при проведении экскурсии на предприятия стимулирует познавательную активность учащихся. Преподаватель формирует у своих учащихся убеждение в необходимости получения и применения знаний для того, чтобы быть востребованным и полезным в профессиональной сфере.
План
Методические особенности урока-экскурсии
Тематическое планирование урока-экскурсии
План урока-экскурсии
Ход урока-экскурсии
Самоанализ проведения урока-экскурсии
Заключение
Приложения
Методическиеособенности урока-экскурсии.
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития образования является его ориентированность на формирование и воспитание всесторонне развитой творческой личности, способной самостоятельно решать задачи в соответствии с конкретными обстоятельствами. Основная задача средних специальных учебных заведений подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых на практике, с другой - формирование профессиональных умений и навыков. Для достижения этих целей, наряду с традиционными уроками, внедряются такие уроки, как уроки-экскурсии.
Активные методы обучения направлены на первичное овладение знаниями; они способствуют развитию мышления, познавательных интересов, способностей, формируют умения и навыки самообразования. Познавательная активность и познавательная самостоятельность характеризует интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Уроки-экскурсии являются методом «погружения в материал», способствующим лучшему пониманию проблемы. Они включают себя различные мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение.
Очень часто слишком сложный материал мешает достижению успешности в его изучении, а уроки-экскурсии уменьшают эту тревожность и стимулируют учащихся к достижению поставленных преподавателем целей. Из-за демонстративного характера данных уроков увеличивается интерес к усвоению материала. Из всего вышесказанного следует, что уроки-экскурсии обеспечивают максимальный эффект в обучении, создают учащимся условия для продвижения вперед в освоении знаний.
Преподаватель совместно с представителем УПФР Брюховецкого района корректирует содержание ОП.05 Трудовое право по теме «Несчастный случай на производстве. Индексация выплат по несчастным случаям» и оптимально определяют целесообразность проведения урока-экскурсии по данной теме. Урок-экскурсия, как и любой урок, может быть успешно проведен, если тщательно продуман план урока, его организация и познавательная деятельность учащихся. Целесообразно составлять план урока, что дает возможность предварительно продумать и спланировать систему занятий по теме, определить цель занятия, наметить и подобрать наглядные пособия, установит межпредметные и внутрипредметные связи.
Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности и выдает задание, в котором указывает, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности производства могут существовать в данной организации.
Преподаватель обязательно инструктирует студентов о том, что в процессе экскурсии на все возникающие вопросы следует за ответом обращаться к представителю организации. Чрезвычайно важно подвести итоги по выполнению задания (решение ситуационных задач).
Содержание урока-экскурсии должно быть грамотно сформировано преподавателем и только тогда осуществиться обратная связь, достижение успешности в изучении предмета. Каждый урок-экскурсия учит студентов классифицировать, что является важной операцией и методом любой научной дисциплины и представляет определенную ступень в формировании знаний.
2.Тематическое планирование урока-экскурсии
Тема занятия:
Цель занятия: в процессе занятия студенты должны научиться определять страховую пенсию по старости.
Учебная: усвоение прочных знаний в области выплаты фиксированной части пособия по потере кормильца.
Развивающая: способствовать развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы
Воспитательная: воспитывать трудовую дисциплину, положительное отношение к знаниям, дисциплинированность, готовность к социальному общению, формирование ответственности перед коллективом.
Планируемые результаты учебного занятия:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК. 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания
ОК.9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
ОК.12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
ПК.1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПК.1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПК.1.3 Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите
ПК.1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии
ПК.1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
Умения:
- применять на практике нормы пенсионного законодательства;
- анализировать и рассчитывать фиксированную часть пособия по потере кормильца.
Знания:
- нормативно – правовых актов, регулирующих условия назначения страховой пенсии по старости.
- право граждан на получение пособия по потере кормильца.
- индексация выплат по несчастным случаям.
В плане урока преподаватель делает разбивку по времени отдельных элементов урока. Организационная часть урока занимает, как правило, немного времени 5 минут, в которую входит: приветствие, проверка списочного состава группы, цели и задачи, план урока, критерии оценок, проводится в форме беседы.
Экскурсионная часть; сообщение о структуре работы Управления Пенсионного фонда России Брюховецкого района, условиях назначения и расчета страховой пенсии по старости, величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла) проводится в форме беседы с представителем УПФ РФ Брюховецкого района
Актуализация опорных знаний «Вопрос-ответ» проводится в форме пресс-конференции с участием представителей Управления Пенсионного фонда России Брюховецкого района
Решение ситуационных задач по расчету страховой пенсии по старости, производится разбор заданий. Экскурсионная часть предусматривает 32 минуты.
Обобщение и систематизация знаний во время которого планируется выставление и комментирование оценок, а также выдача домашнего задания на которое отводится 7 минут.
Предлагаемый план проведения урока выглядит следующим образом:
3.План экскурсии
Тема: Несчастный случай на производстве. Индексация выплат по несчастным случаям.
Междисциплинарные связи: ОП.02 Конституционное право, ОП.03 Административное право, ОП.13 Документационное обеспечение управления, ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Норма времени:45 минут.
Оснащение рабочего места: экскурсия в Управление Пенсионного фонда России Брюховецкого района Краснодарского края.
Казанцев В.И. и др. Трудовое право. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. / В.И. Казанцев, С.Я. Казанцев, В.Н. Васин. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Трудовое право. Учебник. / Под ред. проф. О.В. Смирнова. - М.: Проспект, 2017.
Дополнительная литература.
1.Наумов М.Ф. Трудовое право России: Практикум в схемах и таблицах: Законодательные акты: Судебная практика. /Наумов М.Ф., Касумов A.M.-М.:, 2008.
2.Трудовое право Российской ФедерацииМ.Б. Смоленский. – 2-е изд., испр. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.-317с.стр 3-
4. Ход урока- экскурсии.
Тема: Несчастный случай на производстве. Индексация выплат по несчастным случаям.
Цель занятия:
- сформировать знания в области выплат по несчастным случаям, по потере кормильца.
-определить специфику расчета пособия по потере кормильца;
Задачи:
- Рассмотреть структуру Пенсионного фонда, как основной организации для назначения и выплаты пенсий; сформировать знания в области выплат по несчастным случаям, по потере кормильца; определить специфику расчета компенсаций по потере кормильца.
1. Организационный момент: Взаимное приветствие, проверка посещаемости,сообщение темы занятия, постановка целей, задач и мотивация на лучшее усвоение. Сообщение критериев оценки знаний.
2. Экскурсионная часть: Экскурсия проводится в учебное время в течении – 45 минут. Экскурсию проводят преподаватель совместно с представителем Пенсионного фонда России Брюховецкого района. Количество учащихся – 25 человек. Учащимся выданы ситуационные задачи для расчета страховой пенсии по старости.
Актуализация опорных знаний (домашнее задание): Сообщение представителя Пенсионного фонда о структуре работы Управления Пенсионного фонда России Брюховецкого района о выплате компенсаций по потере кормильца, а также по индексации выплат по несчастным случаям в 2018году.( Форма сообщения в виде «Вопрос-ответ»).
Преподаватель: Мы с Вами четко определили, что такое несчастный случай, его расследование, А теперь представитель ПФР (ФИО) расскажет нам о выплате компенсаций по потере кормильца, а также по индексации выплат по несчастным случаям в 2018году. Представитель ПФР: подробно рассказывает студентам об расчете компенсаций по потере кормильца.
После рассказа представителя ПФР студентам выдаются ситуационные задачи где они должны рассчитать пособие по потере кормильца.
4. Обобщение и систематизация знаний: обсуждение полученных результатов работы.
5. Выдача домашнего задания: Подготовить несколько проблемных ситуаций по рассматриваемой теме, опираясь на конспект урока.
5.Самоанализ проведённого урока-экскурсии
23.03.2018 года мною преподавателем юридических дисциплин ГБПОУ КК «БАК» Рогачевой М.Ф. проведен открытый урок - образовательная экскурсия на производстве с применением практико-ориентированной технологии по ОП.05 Трудовое право с гр.623 специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения. Тема урока: Несчастный случай на производстве. Индексация выплат по несчастным случаям Урок проходил в Управлении Пенсионного фонда России Брюховецкого района.
Студенты имели возможность задать интересующие их вопросы и получили массу современной и актуальной информации в области выплате компенсаций по потере кормильца, а также по индексации выплат по несчастным случаям в 2018году дальнейшего интеллектуального и профессионального роста.
Заместитель начальника по вопросам персонифицированного учета УПФ РФ в Брюховецком районе Нежмединова Галина Александровна поделилась новыми нормативно-правовыми актами в области компенсаций.
Заместитель начальника отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц и социальных выплат Петина Анна Николаевна рассказала о размерах фиксированной части пособия по потере кормильца.
Урок - экскурсия позволил студентам приобрести первоначальный практический опыт в области выплат по потере кормильца.
План
двухчасового занятия
Группа
Дата
623
23.03.2018
УД, МДК_________ Трудовое право__________________
наименование
Тема урока «Несчастный случай на производстве. Индексация выплат по несчастным случаям».
Вид занятия: Урок-образовательная экскурсия на производстве.
Тип урока, применяемая современная образовательная технология ____ комбинированный урок с применением практико-ориентированной технологии обучения.
Цель занятия
Учебная: изучение новых понятий :несчастный случай, индексация, , опасный производственный фактор, вредный производственный фактор, изучить пенсионные выплаты с помощью практико-ориентированного метода.
Воспитательная: формирование уважения к правам и обязанностям человека, законам государства, формирование интереса к предмету.
Развивающая: развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества, логического мышления.
деятельностная (ОК, ПК) ОК1-6,8,9
уметь анализировать и готовить предложения по расследованию несчастных случаев, анализировать и решать производственные ситуации в сфере пенсионного обеспечения, с помощью практико-ориентированного обучения.
Обеспечиваемые: ОП.02 Конституционное право, ОП.03 Административное право, ОП.13 Документационное обеспечение управления, ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Казанцев В.И. и др. Трудовое право. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. / В.И. Казанцев, С.Я. Казанцев, В.Н. Васин. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Трудовое право. Учебник. / Под ред. проф. О.В. Смирнова. - М.: Проспект, 2017.
Дополнительная литература.
1.Наумов М.Ф. Трудовое право России: Практикум в схемах и таблицах: Законодательные акты: Судебная практика. /Наумов М.Ф., Касумов A.M.-М.:Ось-89, 2008.
2.Трудовое право Российской ФедерацииМ.Б. Смоленский. – 2-е изд., испр. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.-317с.стр 3-6
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№
элемента
Элементы занятия, учебные вопросы
формы и методы обучения
время
1
2
3
4
1
Организационный момент.
Беседа
5 мин
1.1
Приветствие
1.2
Рапорт дежурного (проверка посещаемости)
1.3
Настрой на работу, создание положительного психологического настроения
Беседа
1.4
Сообщение темы и целей занятия.
беседа
2.
Экскурсионная часть
Рассказ об управлении работы Управления Пенсионного фонда России Брюховецкого района, о размерах фиксированной части пособия по потере кормильца.
2. Актуализация опорных знаний «Вопрос-ответ»
3. Решение ситуационных задач по расчету пособий по потере кормильца.
Беседа с заместителем начальника отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц и социальных выплат Петиной Анной Николаевной
«Пресс-конференция» с участием представителей Управления Пенсионного фонда России Брюховецкого района
32мин
3
Обобщение и систематизация знаний
Обсуждение полученных результатов работы.
3 мин
4
Подведение итогов урока и выставление оценок
3 мин
5.
Домашнее задание - Подготовить несколько проблемных ситуаций по рассматриваемой теме, опираясь на конспект урока.
2 мин
Заключение
Уроки- экскурсии позволяют студентам обучать ориентироваться в среде предприятия (ПФР), наблюдать, сравнивать, устанавливать связи нового изучения материала с уже пройденным., способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Результаты учебной экскурсии проанализировали преподаватель и специалисты УПФР Бюховецкого района вместе со студентами, обсуждение итогов позволяют сделать вывод, что студенты видят практическую значимость экскурсий в освоении специальности. Проявляют заинтересованность в продолжении знакомства с реальным производством, а также готовы участвовать в разработке тематики будущих экскурсий, что свидетельствует об успешном профессиональном становлении будущих специалистов.
Урок-экскурсия конкретизирует уже имеющиеся профессиональные знания, способствуют формированию новых, показывают востребованность профессиональных умений, что в конечном итоге способствует формированию общих и профессиональных компетенций, усиливает интерес к осваиваемой специальности, повышает мотивацию к обучению.
Использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.