kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает ФЗ «Об охране окружающей среды» относительно регламентации экологической безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Статья ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»


Бабина Елена Алексеевна

Педагог по праву школы №28 г. Люберцы


ECOLOGICAL SAFETY IN THE CONTEXT OF FEDERAL LAW «ABOUT ENVIRONMENTAL PROTECTION»

Babina Elena

The teacher by law, school № 28, Lyubertsy


АННОТАЦИЯ


Статья рассматривает ФЗ «Об охране окружающей среды» относительно регламентации экологической безопасности. Автор также затрагивает вопрос о незавершенности понятийного аппарата в законе, что делает невозможным соотношения понятий между собой.


ABSTRACT


Article considers Federal Law "About Environmental Protection" regarding a regulation of ecological safety. The author also raises the question of incompleteness of a conceptual framework in the law that does impossible ratios of concepts among themselves.


Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной ситуации.


Keywords: ecological safety, environmental protection, zone of ecological catastrophe, zone of an emergency situation.


Теоретический аспект экологической безопасности изучался еще в 80-е годы прошлого столетия. С тех пор вопросам экологической безопасности посвящено множество исследований ученых, таких как: О. С. Колбасов, М. Н. Копылов, А. В. Кукушкина, С. А. Мохаммад, Н. Г. Жаворонкова, и др. Причиной этому является уделение экологической безопасности первостепенного значения как одной из составляющих национальной безопасности, как совокупности условий, обеспечивающих качество и безопасность жизни человека.

В настоящее время экологическое право и его институты претерпевают изменения, обусловленные возрастанием числа высокорисковых промышленных объектов, негативным воздействием материалов и отходов, а также аварий и катастроф природного и техногенного характера. А значит, исследование экологической безопасности лишь набирает свою актуальность. Основным документом, регулирующим экологическую безопасность, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее – ФЗ «ОООС»). В ст.1 ФЗ «ОООС» экологической безопасности дается следующее определение: «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [1].

Дав «легальное» определение экологической безопасности, вместе с тем указанный закон не определил ее соотношение с такими понятиями, как охрана окружающей среды, природопользование, не выделил специальных мер по ее обеспечению [2].

В связи с этим возникают затруднения с проведением четких границ с другими параллельно существующими терминами, – «промышленная безопасность», «устойчивое развитие», «техногенная безопасность» и т.д.

«Экологическая безопасность» используется в различных вариациях, в широком понимании представляет собой охрану интересов не только человека, но и всего живого на земле. М. М. Бринчук под обеспечением экологической безопасности понимает «деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, отвечающую интересам сохранения благоприятного состояния окружающей среды, а также по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» [3].

Однако следует учитывать, что данные высказывания верны лишь с оговоркой С. А. Моххамада, что «при непримиримом столкновении интересов человека и «остального живого» на Земле приоритет всегда отдается интересам человека» [4].

В качестве примера приведем, не имеющего ничего общего с защищенностью природной среды, засыпку озера Карачай, радиационно загрязненного отходами, образовавшимися в результате деятельности научно-производственного объединения «Маяк». Озеро само представляет собой источник повышенной экологической опасности для населения и окружающей природной среды. Поэтому основной задачей являлась не охрана озера, а организация ликвидации негативного воздействия с его стороны, т.е. обеспечение экологической безопасности населения и территории.

Поэтому именно в правовом плане, чрезвычайно важно понять, в чем проявляется разница подходов законодателя между понятием «экологическая безопасность» и наиболее употребляемом в законодательстве термином «охрана окружающей среды».

В соответствии ст. 72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ [5].

К числу мероприятий по обеспечению экологической безопасности относится и выделение некоторых территорий в категорию «экологически неблагоприятных».

ФЗ «ООС» конкретизирует о том, что объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ относится к полномочиям органов государственной власти РФ. К полномочиям государственных органов субъектов РФ относится осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории РФ.

Статья 57 ФЗ «ОООС» предусматривает два вида экологически неблагоприятных территорий: зона экологического бедствия; зона чрезвычайной ситуации. Но вновь закон не раскрывает их терминологию и не устанавливает порядок создания этих зон, а лишь отсылает к иным нормативно-правовым актам.

Определение данных понятий и их характеристика дается в следующих федеральных законах. Проект Федерального закона «О зонах экологического бедствия» внесенный в Государственную Думу РФ определяет зону экологического бедствия как территорию, которая характеризуется высоким уровнем загрязнения окружающей среды, ростом заболеваемости и (или) смертности населения, деградацией и разрушением естественных экологических систем, обусловленным длительным негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду территории зоны экологического бедствия [6].

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [7] дает определение чрезвычайной ситуации и предусматривает процедуру создания зон чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайные ситуации – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация [7].

Исходя из этого, различие в правовом статусе зон экологического бедствия и зон чрезвычайной ситуации заключается в том, что зоны экологического бедствия образуются в результате постоянного негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую природную среду и на здоровье граждан, а зоны чрезвычайной ситуации образуются в результате природных и техногенных катастроф и аварий.

Как видим, анализ ФЗ «ОООС» выявил некоторые недочеты в сфере регулирования экологической безопасности. В том числе остается непонятным смысл заложенный законодателем в понятия экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Это затрудняет их сопоставление и является предметом дискуссии в литературе. Не стоит забывать, что стремление к обеспечению экологической безопасности всегда было одним из ведущих мотивов человеческой деятельности. А для достижения данного стремления необходимо его законодательное закрепление.

На основании этого предлагается внести следующие изменения: во-первых, дополнить ст.1 ФЗ «ОООС» терминами «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной ситуации»; во-вторых, конкретизировать отличительные особенности понятий «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды» с целью исключить расширительное и неправильное толкования норм закона.



Используемые источники:

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) // Российская газета. – 2002. – 12 января. – № 6.

  2. Жаворонкова Н.Г. Экологическая безопасность как институт экологического права России / Н.Г. Жаворонкова. – М. : Изд-во МГЮА, 2006. 1134 с.

  3. Бринчук М.М. Роль государства в обеспечении экологической безопасности / М.М. Бринчук. – Экологическая безопасность, проблемы, поиск, решения. М., 2001.

  4. Мохаммад С.А. Районная экологическая безопасность как институт экологического права / С.А. Моххамад // Вестник РУДН. – 2003. – №1. – С. 13–19.

  5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

  6. Проект Федерального закона «О зонах экологического бедствия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=69692

  7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 08.03.2015) // Российская газета. – 1994. – 24 декабря. – № 250.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Автор: Бабина Елена Алексеевна

Дата: 27.10.2019

Номер свидетельства: 524374

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства