kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: Методы обучения предмета «правоведение»: проблемное обучение и анализ правовых казусов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья и разработка урока по теме Виды Юридических лиц. С раздаточным материалом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Методы обучения предмета «правоведение»: проблемное обучение и анализ правовых казусов»

Тема: Методы обучения предмета «правоведение»: проблемное обучение, анализ правовых казусов

Тема урока: «Виды юридических лиц в Гражданском праве»

Вид урока: комбинированный

Методы: проблемное обучение, анализ правовых казусов

Форма: лекционно - семинарское занятие, с элементами практических заданий

Средства: норма права, схема, задачи, тест

Цели:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение знаний учащихся основных теоретических положений общей части Гражданского Права РФ, по средствам самостоятельного изучения, и подготовки докладов, а так же закрепление полученных теоретических знаний через практическое их применение при решении задач по данной теме.

Познавательные:

  • Продолжить развивать умения извлекать, перерабатывать, анализировать информацию из разных видов источников при ответе на вопросы учителя, тестовых заданий,, а так же умение применять полученные знания при решение задач.

Коммуникативные:

  • Продолжить формирование умений правильно и четко излагать свои мысли при ответе на вопросы преподавателя и одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения при решение задач. Умение выделять причинно- следственные связи в условии задачи. Умение строить причинно- следственные конструкции при решении конкретных задач.

  • Продолжить формирование умения слушать друг друга при ответе на теоретические и практические задания.

Ход урока:

Урок проходит в три этапа:

  1. Разбор теоретического материала «Виды юридических лиц», используя нормы права и схему.

  2. Разбор и закрепления полученных знаний на примере решения задач.

  3. Закрепление знаний при решении теста

Методический прием

Работа учителя

Работа учеников

Орг. Момент

Приветствие. Настрой на урок.

Готовятся к уроку. Успокаиваются

Актуализация знаний

  1. Какую тему на прошлом уроке мы с вами начали изучать?

  2. Какие виды субъектов Гражданского права вы знаете?

  3. В чем из особы правовой статус?

  1. Гражданское право, и его субъекты

  2. Физические, юридические лица, государство.

  3. Перечисляют признаки ФЛ, признаки ЮЛ, признаки государства как субъекта гражданского права.

Логический переход

Сегодня мы с вами более подробно остановимся на правовом статусе юридических лиц.


Тема, тетрадь

« Юридические лица. Виды»

« Юридические лица. Виды»

Работа с текстом и схемой

Прочитайте стать. 50 ГК РФ и внимательно посмотрите на схему. Подумайте в чем соотношение схемы и статьи ГК?

Читают. Ответ: схема- это упрощенный вариант представления всех видов ЮЛ в Гражданском праве.

Логический переход

(проблемная ситуация)

Получается, что законодатель закрепил особый правовой статус у всех видов ЮЛ. Возникает вопрос, а если они полноправные участники правоотношений, то зачем выделять столько видов ЮЛ?

Ответ: Потому, что разные права и обязанности у участников ЮЛ.

Задачи

  1. «Гражданин К, является вкладчиком Полного Товарищества Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин К, имеет 1 голос в коллективном органе управления, несет солидарную и субсидиарную ответственность, при решении вопросов орган управления принимает решения путем голосования. Его друг Гражданин Е., Товарищества на вере Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин Е, не имеет голоса при решении важных вопросов , а управление товариществом принадлежит только одному человеку, который действует на основе официальной доверенности. Гражданин Е несет солидарную ответственность в товариществе. Вопрос: в чем разница правового положения гражданина К и Е?».

  2. «Участник фермерского хозяйства. Подал в суд иск об отчуждении части земли для продажи, суд отказал ему, ссылаясь на то, что вся земли, и имущественный на ней строительный комплекс принадлежит не гражданину, а образованному фермерскому хозяйству, т.е. юридическому лицу, и без согласия остальных участников ЮЛ, отчуждать землю суд не вправе » Вопрос: Прав ли суд в решении этого дела? Какие вывод о правовом статусе крестьянско- фермерского хозяйства мы может сделать?

  3. «Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?

Промежуточный итог

Получается, что все организации о которых мы с вами поговорили, создаются для получения прибыли. Являются договорными. Можно сказать что их правовой статус таков: это коммерческие, корпоративные ЮЛ.


Таблица, размышление

Посмотрите на некоммерческие организации и их название. Дайте им правовую характеристику?


Промежуточный итог

Таким образом можно сделать вывод что, все это организации создаются для более результативного ведения деятельности, но их цель деятельности не заключается в получении прибыли.


Работа в тетради

Изобразите себе эту схему

Рисуют схему

Закрепление материала

Тест:

  1. Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли
    2) совместного ведения хозяйства
    3) общественно- полезной деятельности

  2. Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре
    2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

  3. Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли
    2) для реализации общественно полезных целей

  4. Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)

Итог, вывод

Попробуйте самостоятельно сформулировать, что нового на уроке мы с вами сегодня узнали?


Домашнее задание:

Параграф 40-41 подготовка к тесту.






Раздаточный материал:

ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

 1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью 

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ






НЕКОММЕРЧЕСКИЕ

КОММЕРЧЕСКИЕ



ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ



КОРПОРАТИВНЫЕ

УНИТАРНЫЕ




Коммерческие


  1. Государственное

  2. Муниципальное

Коммерческое (Коммерческая организация, без права собственности)

Хозяйственные товарищества

  1. Полное

  2. На вере

  1. Фонды

  2. Учреждения: государственные, муниципальные, частные

  3. Автономные

  4. Религиозные организации

Некоммерческие

Общества

  1. ООО

  2. Акционерное общество



Крестьянское (фермерское)




Производственные кооперативы




Некоммерческие

  1. Потребительские кооперативы

  2. Общественные организации (общественные движения)

  3. Ассоциации и союзы

  4. Товарищество собственников недвижимости

  5. Казачьих обществ

  6. Общины коренных и малочисленных народов РФ

  7. Адвокатские палаты

  8. Адвокатские образования, являющиеся ЮЛ







Задачи:

  1. «Гражданин К, является вкладчиком Полного Товарищества Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин К, имеет 1 голос в коллективном органе управления, несет солидарную и субсидиарную ответственность, при решении вопросов орган управления принимает решения путем голосования. Его друг Гражданин Е., Товарищества на вере Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин Е, не имеет голоса при решении важных вопросов , а управление товариществом принадлежит только одному человеку, который действует на основе официальной доверенности. Гражданин Е несет солидарную ответственность в товариществе. Вопрос: в чем разница правового положения гражданина К и Е?».

  2. «Участник фермерского хозяйства. Подал в суд иск об отчуждении части земли для продажи, суд отказал ему, ссылаясь на то, что вся земли, и имущественный на ней строительный комплекс принадлежит не гражданину, а образованному фермерскому хозяйству, т.е. юридическому лицу, и без согласия остальных участников ЮЛ, отчуждать землю суд не вправе » Вопрос: Прав ли суд в решении этого дела? Какие вывод о правовом статусе крестьянско- фермерского хозяйства мы может сделать?

  3. «Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?



Задачи:

  1. «Гражданин К, является вкладчиком Полного Товарищества Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин К, имеет 1 голос в коллективном органе управления, несет солидарную и субсидиарную ответственность, при решении вопросов орган управления принимает решения путем голосования. Его друг Гражданин Е., Товарищества на вере Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин Е, не имеет голоса при решении важных вопросов , а управление товариществом принадлежит только одному человеку, который действует на основе официальной доверенности. Гражданин Е несет солидарную ответственность в товариществе. Вопрос: в чем разница правового положения гражданина К и Е?».

  2. «Участник фермерского хозяйства. Подал в суд иск об отчуждении части земли для продажи, суд отказал ему, ссылаясь на то, что вся земли, и имущественный на ней строительный комплекс принадлежит не гражданину, а образованному фермерскому хозяйству, т.е. юридическому лицу, и без согласия остальных участников ЮЛ, отчуждать землю суд не вправе » Вопрос: Прав ли суд в решении этого дела? Какие вывод о правовом статусе крестьянско- фермерского хозяйства мы может сделать?

  3. «Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?



Задачи:

  1. «Гражданин К, является вкладчиком Полного Товарищества Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин К, имеет 1 голос в коллективном органе управления, несет солидарную и субсидиарную ответственность, при решении вопросов орган управления принимает решения путем голосования. Его друг Гражданин Е., Товарищества на вере Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин Е, не имеет голоса при решении важных вопросов , а управление товариществом принадлежит только одному человеку, который действует на основе официальной доверенности. Гражданин Е несет солидарную ответственность в товариществе. Вопрос: в чем разница правового положения гражданина К и Е?».

  2. «Участник фермерского хозяйства. Подал в суд иск об отчуждении части земли для продажи, суд отказал ему, ссылаясь на то, что вся земли, и имущественный на ней строительный комплекс принадлежит не гражданину, а образованному фермерскому хозяйству, т.е. юридическому лицу, и без согласия остальных участников ЮЛ, отчуждать землю суд не вправе » Вопрос: Прав ли суд в решении этого дела? Какие вывод о правовом статусе крестьянско- фермерского хозяйства мы может сделать?

  3. «Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?

Тест:

  1. Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли 2) совместного ведения хозяйства 3) общественно- полезной деятельности

  2. Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре 2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

  3. Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли 2) для реализации общественно полезных целей

  4. Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)

Тест:

  1. Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли
    2) совместного ведения хозяйства
    3) общественно- полезной деятельности

  2. Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре
    2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

  3. Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли
    2) для реализации общественно полезных целей

  4. Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)



Тест:

  1. Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли
    2) совместного ведения хозяйства
    3) общественно- полезной деятельности

  2. Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре
    2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

  3. Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли
    2) для реализации общественно полезных целей

  4. Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)

Тест:

  1. Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли
    2) совместного ведения хозяйства
    3) общественно- полезной деятельности

  2. Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре
    2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

  3. Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли
    2) для реализации общественно полезных целей

  4. Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)










Тема: Методы обучения в преподавании предмета «правоведение»

Современный урок правоведения, включает в себя различные методики обучения, средства и методы.

В силу того, что данный предмет вводиться в школе в старших классах, учителю необходимо обладать и применять методики преподавания, которые используются в профессиональных учебных заведениях. Задача педагога, уметь данные методики применять на классо- урочной системе обучения. Так же при обучении предмету, педагогу необходимо ставить образовательные цели, которые прописаны в ФГОС нового поколения.

Представленный ниже урок, это разработка использования методик преподавания правоведения в в высших учебных заведениях, адаптированные к классо- урочной системе, и упрощенные по содержанию, которое (содержание) соответствует школьной программе.

Школьная программа по правоведению, не простая по содержанию, так как педагог, который преподает этот предмет, как правило учитель истории. Но особенность этого предмета заключается в том, что при анализе материала используется не исторический, а юридический подход. Который по своему содержанию очень отличается от исторического подхода.

Оптимальные формы, средства и методы которые учитель использует на уроке правоведение, зависит от темы урока и содержания. Учителю необходимо в течении 45 минут успеть: изучить новый материала, объяснить, закрепить и проверить как ребята усвоили новую тему. Как правило 45 минут очень мало для этого.

Метод который лучше всего использовать при изучении теоретической части новой темы: лекционо- семинарское занятие. Оно подразумевает в себе, рассказ учителя и обсуждение главных вопросов с учащимися, но когда объем материала очень большой, учитель может применить и дополнительный средства для достижения цели. На примере данного урока это: норма Гражданского Кодекса и схема. Задание звучит следующим образом: ребятам необходимо прочитать норму права и сравнить ее содержанием схемы. При этом подумать как между собой связана норма и схема? На примере этого урока- это виды юридических лиц. Основная норма права- это ст. 50 ГК РФ, которая дает только перечисление, видов юридических лиц, не дает их правовую характеристику, а схема- это уже систематезированная информация о видах юридических лиц которые прописаны в норме. При этом при понимании видов юридических лиц, проще смотреть на схему и классификации которые в ней приведены. Это позволяет изучить новый материал, использовать источник, систематизировать знания с помощью схемы. подготовка данного этапа урока занимает у учителя не мало времени, но при это на уроке много времени не занимает, и позволяет объяснить материал ребятам так, что бы они при формировании новых знаний использовали различные источники знаний. Это позволяет сформировать следующие компетенции у учеников: Правовые: умение работать с источником права, умение анализировать. УУД- работать правильно с текстом, выделять главное, объяснять схему, анализировать полученный материал и т.д.

Следующая методика, которая применяется на данном уроке, это "анализа правовых казусов". Данная методика, используется для того что бы ребята, могли при создании проблемной ситуации, найти правильный ответ и его аргументировать. В соответствии с поставленными целями на уроке, задача учителя- дать правовую характеристику каждому виду юридического лица. Что бы, вы себе примерно представляли объем материала (это около 300 статей ГК РФ, в которых прописаны, понятия каждого вида юридического лица, условия организации и регистрации в РОСРЕЕСТР-е, количество участников, правила образования, учредительные документы, организационная деятельность, формы управления юридическим лицом, права и обязанности участников, а так же правила ликвидации юридического лица). Из данного примера видно, что объем материала, который должны пройти ученики за один урок, не входит во временные рамки урока. По этому, ч предлагаю использовать именно этот метод (еще данный метод называют "проблемное обучение"). Суть данного метода, заключается в том, что ребятам предлагаются задачи правого характера. В содержании этой задачи, будет проблемная ситуация, и ребятам и учителю совместно данную проблему нужно решить в соответствии с нормами права. После решения задачи, открываются новые знания.

Я выбрала самые важные вопросы в Гражданском праве, которые касаются темы: "Юридические лица"

Пример:
«Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?

Этапы анализа казуса.
1. Факты. Что произошло? (Отказ от регистрации юридического лица) Какое происшествие лежит в основе данного дела? (не соответствует разделение уставного капитала и правовая форма организации) Где и когда это произошло? Кто участник этого дела и кто представляет заинтересованные стороны? (вкладчики) Какие факты являются важными? (правовая форма юридического лица и установочный капитал)Какие не особенно важны? (город, место регестрации). Не достает ли каких-либо важных фактов? (все необходимы факты для решения задачи присутствуют). Что в описании дела является фактом, а что – оценкой факта или чьим-то мнением? (Факт- не соответствие правовой характеристике юридического лица, Оценка- аргумент, налоговой инспекции об отказе регистрации)

2. Законодательство. Какие законы, другие нормативные акты и источники права, а также конкретные статьи законов и норм права подлежат применению в этом деле (касающиеся этого случая)? (Гражданский кодекс)



3. Юридическая (или иная проблема). Как сформулирован юридический вопрос, который должен решить юрист или суд. Кроме того, можно определить, какие нравственные, политические, экономические и другие общественные проблемы (Проблема- правомерно ли, действия инспекции? - в вопросе не только юридическая проблема, но и экономическая- так как юридическое лицо данного типа создается для получения прибыли, а без регистрации организации действовать она не может, следовательно и получать выгоду тоже. Общественные- отношение между административными органами управления, которые действуют правомерно, в соответствии с законом и добросовестно относятся к реализации норм права для достижения общественной справедливости, или данные действия инспекции не правомерны, а цель на пример получении "взятки")

4. Аргументы. Какие юридические, политические и иные аргумент может представить каждая сторона, основываясь на фактах дела и на действующем законодательстве? (исходя из нормы права в ГК, весь капитал Акционерного общество делиться на акции, а в ООО- на части)

5. Решение. Какое решение было или должно быть вынесено по данному вопросу? Какие есть основания (факты, законы) для вынесения такого решения? (Решение: действия правомерны в соответствии с нормами ГК)

Данная методика, занимает много времени при составлении именно задач правового характера, но результат, который может получить учитель на уроке всегда высок, так как применяется дополнительные средства и формы обучения (проблемные задачи), при решении задач учитель на данном уроке, не только формирует навык применения теоретических знаний по правоведению, так же он может в процессе решения вместе с ребятами дать правовую характеристику виду юридического лица, при этом учитель не рассказывает это в лекции, а это видно из содержании задачи, это позволяет задействовать меньше времени на уроке, а ученики активно работают, при этом учитель выступает как "координатор" деятельности.

Последний этап это закрепление: Закрепление проходит в форме тестирования, так как старшая школа ориентирована на сдачу ЕГЭ, а он проводиться именно в форме теста, то использование теста, позволяет не только проверить остаточными знания учеников после изучения темы, но и формировать общую компетенцию- решение тестов.

Подробное описание применяемых методик на уроке правоведение.

Государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Досновной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности. В старших классах курс строится с ориентацией на расширяющийся спектр социальных связей и отношений, самостоятельность и ответственность в решении жизненных проблем. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования в старших классах становится духовная (нравственно-этические, смысложизненные компоненты) и гражданская культура (отношения гражданина с государством и институтами гражданского общества). Кроме того, обществознание в старших классах призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании – правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое. Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.
Правовое образование в школе – это система целенаправленных обучающих действий, организованных на идеи права, формирование личности на основе современных правовых ценностей.

К настоящему времени в области правового обучения (процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой деятельности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности).

Функции правового обучения.
• Философско-культурологическая.
• Образовательно-правовая.
• Психолого-развивающая.
• Воспитательно-формирующая, коррекционная.



Методическая работа преподавателя включает в себя: разработку (переработку) учебных программ, тематических планов
изучения учебных дисциплин и другой учебно-методической документации; подготовку к чтению лекций и проведение других видов занятий,
разработку (переработку) лекций, содержания и планов других видов занятий, атакже планов семинаров,
разработку и подготовку к изданию учебно-методических материалов для проведения занятий (описаний лабораторных работ, заданий для контрольных работ и т.п.);
разработку дидактических и раздаточных материалов (обучающих и контролирующих программ, сценариев), учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов, электронных презентаций и т.п.); участие в научно-методических конференциях, сборах, совещаниях,
семинарах, межкафедральных заседаниях и заседаниях кафедр, предметно-
методических комиссий, открытых и пробных занятиях;
разработку и анализ мероприятий по оценке и результатам учёбы;
участие в работе коллектива преподавателей по данному предмету (руководство группой преподавателей);

Как мы уже отметили, содержанием образования являются правовые знания, умения, навыки, отношения, а также мировоззренческие, нравственные, эстетические идеи, которыми должен овладеть учащийся в процессе правового обучения.

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Признаки современного урока права

1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
2. Вся деятельность учителя и ученика должна быть осуществлена с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
3. Наличие цели (изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.д.) и многоплановых познавательных, развивающих, воспитательных задач.
4. Деятельностный подход в обучении («чем меньше говорите Вы, а больше говорят Ваши ученики, тем больше Ваша эффективность как учителя»).
5. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
6. Оптимизация содержания обучения.
7. Единство формирования знаний, умений, навыков учащихся.
8. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
9. Оперативная обратная связь.
10.Высокий, но посильный темп урока.
11.Эмоциональный подъём на уроке.
12.Наличие научной организации труда учителя и ученика.
13.Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Типология урока

Классический тип: вводный урок; тренировочный урок; контрольный урок; урок закрепления умений и навыков; урок самостоятельной работы; урок с ТСО; практическая или лабораторная работа; комбинированный или смешанный урок; повторительно-обобщающий урок и т.д.
Нетрадиционный тип: правовой турнир; правовой диспут; дебаты; зачёт; спектакль; конференция; деловая или ролевая игра; урок взаимообучения; аукцион правовых знаний; урок путешествие; судебное разбирательство и т.д.

Лекция (лат. lectio – чтение) – устное изложение предмета преподавателем в вузе, а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. Лекция должна дать самое современное представление об изучаемой теме. Никакие учебники и учебные пособия не в состоянии отразить так решение поставленного вопроса т.к. даже только что появившаяся книга отстаёт от жизни на 2 – 4 года, особенно это связано учебными юридическими курсами. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентировке в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам юридической науки.

Лекция – это наиболее экономичная по времени форма передачи учебной информации. Она во многом приближается к рассказу, вместе с тем отличается большей информативно-познавательной ёмкостью, большей сложностью логи- ческих построений, образов доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Аккумулируя в себе возможность развёрнутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания. Логическим центром её является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходными, отправным моментом.

Основная цель лекции – формирование знаний по предмету. Она учит логике мышления, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. Её недостаток – слабая обратная связь.

В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно-воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую.

Академическая («базисная») лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность. Чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения («под конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные зна-ния юридической теории и практики.

Методика: вовлечение учащихся в тему лекции, создание проблемных ситуаций и их разрешение в диалоговом, дискуссионном режиме, широкое использование наглядного и иллюстративного материала, демонстрация прикладной направленности и значимости для учащихся, эмоциональность, образность, увлечённость, эмоциональность учителя во время изложения материала, яркая демонстрация его заинтересованности в изучении учащимися данной темы.

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, разновидностью лек-ции, логикой её построения, возможностью использования наглядных и технических средств обучения.

Для того чтобы лекция носила творческий характер в её основу должна быть положена глубокая научно-исследовательская работа. Чтение лекций всегда требует основательного знакомства с широким кругом проблем отрасли права. В процессе чтения лекций следует отмечать ошибки, недостатки, устаревшие места и дискуссионные положения. Изучение частных положений, практики применения отдельных норм, институтов целесообразней проводить в рамках семинара, практических занятий, контрольных, письменных работ и в иных формах, обеспечивающих активную и творческую работу, прежде всего самих студентов. Поэтому, в процессе обучения юридической дисциплине необходимо больше ориентироваться на практические и семинарские занятия.

Семинар (лат. seminarium – рассадник) – форма учебных занятий в профессиональном образовании. Это одна из наиболее действенных, эффективных форм в общей системе организации преподавания всех юридических дисциплин. На семинарах не столько проверяют знания, сколько расширяют, совершенствуют их.

Семинары стимулируют регулярное изучение источников права и другой юридической литературы, усиливают внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные во время лекций и изучения нормативно- правовых документов, литературы; расширяют круг этих знаний в процессе самостоятельной подготовки к семинару, а также в результате выступлений других студентов и преподавателя на занятии; позволяют проверять правильность полученных знаний, вычленить наиболее важное, существенное в них; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают неясности, которые могли возникнуть в ходе лекций или при чтении юридической литературы; прививают навыки самостоятельного мышления и устного выступления, оттачивают мысль; помогают свободно оперировать правовыми категориями.

Кроме того, семинары служат одним из важнейших каналов обратной связи между преподавателем и студентами, что в конечном итоге также содействует повышению эффективности учебного процесса.

Семинары по форме разнообразны.
Примерная классификация видов семинарских занятий.
1) семинары, взаимосвязанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением;
2) семинары, независимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;
3) практические семинары, практикумы. Цель их проведения – отработка конкретных навыков.

В практике преподавания юридических дисциплин сложился ряд видов семинаров. Основные из них таковы:
• развернутая беседа на основе плана семинара; • устные доклады отдельных студентов с последующим обсуждением их; • обсуждение письменных рефератов, заранее написанных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными студентами до семинара; • теоретическая конференция, дебаты, симпозиум, коллоквиум; • письменная контрольная работа; • устный опрос студентов по вопросам плана семинара; • комментированное чтение сложных источников права, а также решение юридических задач и упражнений; • деловые игры.

Метод обучения – совокупность приёмов, система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, устойчиво ведущая к достижению цели. Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач обучения. Методы обучения являются частью методов педагогического процесса. По признаку последовательности действий методы подразделяются на приёмы. Метод от приёма отличается тем, что при помощи метода, возможно, решить учебную задачу, а при помощи приёма нет. В реальном учебном процессе методы и приёмы обучения постоянно изменяются и, по мнению некоторых авторов, могут даже переходить друг в друга, совершать взаимопереходы в конкретных педагогических ситуациях. Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания правового материала. Меняется лишь характер рассказа, его объём, продолжительность.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения правового материала. Использование метода объяснения требует: 1. Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса. 2. Последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств. 3. Использования сравнения, сопоставления, аналогии. 4. Привлечения ярких примеров. 5. Безукоризненной логики изложения.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором преподаватель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, чёткими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, схем и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией кинофильмов и презентаций и др. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; б) наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; г) необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации иллюстраций; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием правового материала; ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы правового обучения основаны на практической деятельности учащихся. К ним относят упражнения, решения правовых задач, работа с источниками правовой информации. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Технология «анализа правовых казусов» Казус – случай, происшествие; встреча, необычайность; замечательный судебный случай. В юридической терминологии «казус» – это любая конкретная ситуация, ставшая предметом исследования юриста. Как правило, на стол к юристу попадают проблемы, требующие своего решения при помощи применения норм права. Поэтому анализ казуса – это метод, который помогает студентам использовать правовые нормы по отношению к реальным жизненным ситуациям. Учащиеся учатся формулировать вопросы по фактам дела, выявлять важные для данной ситуации элементы, анализировать и обобщать их и выносить решения. При использовании этого метода (как и многих других активных и интерактивных методов) учащиеся включают все уровни мышления: от простого запоминания до оценочного суждения (таксономия Б. Блума).
Этапы анализа казуса.
1. Факты. Что произошло? Какое происшествие лежит в основе данного дела? Где и когда это произошло? Кто участник этого дела и кто представляет заинтересованные стороны? Какие факты являются важными? Какие не особенно важны? Не достает ли каких-либо важных фактов? Что в описании дела является фактом, а что – оценкой факта или чьим-то мнением?

2. Законодательство. Какие законы, другие нормативные акты и источники права, а также конкретные статьи законов и норм права подлежат применению в этом деле (касающиеся этого случая)?

3. Юридическая (или иная проблема). Как сформулирован юридический вопрос, который должен решить юрист или суд. Кроме того, можно определить, какие нравственные, политические, экономические и другие общественные проблемы

4. Аргументы. Какие юридические, политические и иные аргумент может представить каждая сторона, основываясь на фактах дела и на действующем законодательстве?

5. Решение. Какое решение было или должно быть вынесено по данному вопросу? Какие есть основания (факты, законы) для вынесения такого решения?

Средства обучения – предметы, которые в процессе преподавания и обучения передают научную информацию или её представляют, а также оказывают вос- питательно-эстетическое воздействие на учащихся. Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса, который вместе с содержанием составляет информационную среду и является компонентом дидакической системы.

Источники и литература:

Морозова С.А. Методика преподавания права в школе [Текст] / С. А. Морозова. – М.: Новый учебник, 2004. – 224 с.

Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву [Текст] / Е. А. Певцова: Учебник для студ. высших учебных заведений. – М.: Владос, 2003. – 400 с.

Дополнительная литература:

Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Текст] / Т. И. Акимова. – М.: Владос, 2000. – 78 с.

Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовой ценности [Текст] / А.Н. Бабенко // Государство и право. 2005. № 2. С. 102-105.

Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся [Текст]: Учеб. пособ. / В. А. Балюк. – Новосибирск: НГПИ, 1986. – 100 с.

Барихновская Е.Г. Система правового образования в школе [Текст]: концепция, учебные программы / Е. Г. Барихновская, Л. В. Мась, Н. И. Элиасберг, А. Я. Юдовская. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 126 с.

Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М.:. Новый учебник, 2002. – 192 с.

Никитин А.Ф. Концепция и программа курса «Гражданское образование» [Текст] / А. Ф. Никитин. – М.: Московская школа прав человека, 1996. – 25 с.

Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся [Текст] / А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.

Никитин А.Ф. Политика и право. [Текст]: Пособие для учителей / А. Ф. Никитин, Н. Г. Суворова, Т. И. Тюляева. – М.: Просвещение, 1995. – 128 с.





14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кретц Эрика Александровна

Дата: 14.10.2017

Номер свидетельства: 432313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства