Сообщение на тему: «Правоотношения в сфере образования»
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Мешкова Елизавета
Ейск, 2024г.
Образовательные правоотношения - урегулированные нормами законодательства в области образования общественные отношения, складывающиеся, как правило, между образовательными организациями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания.
Образовательные правоотношения в собственном смысле слова - особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.
Принципы государственной политики в области образования:
- гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;
- единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;
- общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;
- светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;
- толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:
- обучающиеся;
- родители обучающихся;
- образовательные учреждения;
- учредители образовательных учреждений;
- органы управления образованием;
- органы управления образовательным учреждением;
- работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);
- трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;
- общественные организации, действующие в образовательной сфере;
- государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования названы следующие:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
- определение правового положения участников отношений в сфере образования;
- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;