kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Лицензирование образовательной деятельности.Государственная аккредитация образовательных учреждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   Образовательная деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений входят в число наиболее действенных правовых средств обеспечения надлежащего качества образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Лицензирование образовательной деятельности.Государственная аккредитация образовательных учреждений»



Содержание


1. Введение…………………………………………………………………...3

2. Лицензирование образовательной деятельности……………………4

3. Государственная аккредитация образовательных учреждений…………………………………………………………………..8

4. Заключение……………………………………………………………….10

6. Список использованной литературы………………………………………………………………….11
























Введение

«Образование - это есть совокупность знаний, полученных в результате обучения». 
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства.
Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитания высоких моральных качеств формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышения образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.
Образование в России основывается на принципах гуманизма демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами.
Образовательной является деятельность, которая связана с предоставлением услуг для получения высшего образования с выдачей соответствующего документа.

Образовательная деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений входят в число наиболее действенных правовых средств обеспечения надлежащего качества образовательного процесса.















Лицензирование образовательной деятельности

Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
 Лицензирование — это вид государственного контроля, направленного на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Лицензирование образовательной деятельности – один из главных способов государственного контроля за, пожалуй, самой важной и необходимой сферой современной жизни – образовательными услугами. Лицензирование образования представляет собой процесс выявления соответствия проводимого образовательного процесса предъявленным лицензионным требованиям.

Объектами образовательного лицензирования (то есть видами образовательной деятельности, подлежащей лицензированию) являются образовательные организации, обучающие по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, а также организации, осуществляющие профессиональную подготовку, ведущие профессиональное (как начальное, среднее, высшее, так и послевузовское и дополнительное) образование. Кроме того, лицензирование образовательных учреждений распространяется на научные организации, которые занимаются профессиональной подготовкой, и образовательные подразделения организаций.
Тем не менее, лицензирование образования распространяется не на все образовательные услуги. Так лицензированию образовательной деятельности не подлежат:
1. разовые семинары, стажировки, лекции и другие виды обучения, в которых не предусмотрена итоговая аттестация и выдача документов об образовании;
2. индивидуальная образовательная (педагогическая) деятельность, в том числе и профессиональная подготовка. Но учтите, такая деятельность приравнивается к предпринимательской и подлежит регистрации.

Какими законами регламентируется лицензирование образовательных учреждений?

- Федеральным законом от 04.05.2013 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.
Образовательное лицензирование осуществляется следующим образом: соискатель образовательной лицензии подает в орган лицензирования заявление, где указывается вся необходимая о нем информация. Кроме заявления, подаются учебный план, копии учредительных документов, штатного расписания, а также справки о наличии учебно-методической литературы (лицензирование деятельности реферат) и др. В течение определенного срока (не более 20 дней) после того, как заявление и документы будут зарегистрированы, создается экспертная комиссия. Положение о лицензировании образовательной деятельности запрещает лицам, имеющим родственные или трудовые отношения с соискателем лицензии, становиться членами данной комиссии. Лицензирование школы, вообще лицензирование образовательных учреждений, и в частности, проведение экспертизы, может осуществляться только при участии государственных органов исполнительной власти или же органов местного самоуправления, в ведении которых и находится школа или другое образовательное учреждение. Работа экспертной комиссии не может длиться более месяца. По результатам выдается лицензия на образование или принимается решение об отказе ее выдавать.

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

заявление о предоставлении лицензии;

документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);

копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;

копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;

копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;

справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;

справка о печатных и электронных ресурсах;

справка о педагогических работниках;

справка об утверждении образовательных программ;

справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;

справка о материально-техническом обеспечении;

подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;

опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.


Основные виды образовательной деятельности, подлежащие лицензированию:
 - Лицензирование начального, основного и среднего (полного) общего образования
 - Лицензирование дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов.
 - Лицензирование начального профессионального образования
 - Лицензирование среднего профессионального образования
 - Лицензирование образовательных учреждений высшего профессионального образования


Процесс лицензирования подразделяется на три этапа:

Первый этап заключается в подготовке в соответствии с утвержденным Министерством образования и науки перечня документов и подаче их в соответствующий орган управления образованием (для вуза – в Министерство образования и науки, для учреждения среднего профессионального образования – в региональный, для общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования – в местный). Представляются следующие основные документы: заявление учредителя образовательного учреждения; копии свидетельств о регистрации как юридического лица и учредительных документов; копия устава образовательного учреждения; структура образовательных программ по каждому направлению (специальности), представленному на лицензирование; общие сведения о структуре образовательного учреждения, численности обучаемых и преподавателей; копии документов, подтверждающих право на пользование помещениями; заключение санитарно-эпидемиологической службы и органов пожарного надзора о пригодности помещений, которые будут использоваться для организации образовательного процесса; сведения об обеспеченности учебной литературой и оборудованием; сведения об обеспеченности объектами общественного питания, медицинского обслуживания, общежитиями; сведения о кадровом обеспечении (отдельно в отношении профессорско-преподавательского состава и технического персонала).Все документы, представляемые на лицензирование образовательного учреждения, заверяются нотариусом.

Второй этап лицензирования состоит в рассмотрении поданных документов соответствующими органами (входящими в структуру Министерства образования и науки и Министерства юстиции) и в работе экспертной комиссии. Предметом и содержанием лицензионной экспертизы, проводимой экспертной комиссией, является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, проводимого образовательным учреждением, государственным требованиям в части обеспечения учебными площадями, санитарно-гигиенических норм, касающихся охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, оборудования учебных помещений, методической и технической оснащенности учебного процесса и образовательного ценза педагогических работников. По результатам работы комиссии составляется заключение.

Третьим этапом лицензирования образовательного учреждения является выдача (невыдача) на основании заключения экспертной комиссии соответствующим органом управления образование срочной лицензии на право образовательной деятельности. Срок лицензии – пять лет.


За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

К лицензии в обязательном порядке выдается приложение с указанием направлений (специализаций) образовательной деятельности на срок действия лицензии. Без приложения она недействительна. Учреждениям дошкольного и дополнительного образования лицензия выдается местным (муниципальным) органом управления образованием; учреждениям профессионального образования начального и среднего уровня – региональным; высшим учебным заведениям лицензия выдается Министром образования и науки Российской Федерации.

Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций

Аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документа об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом-на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Закон об образовании гласит: «Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, при государственной аккредитации образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы»..

В современной системе образования в мире, аккредитация рассматривается как основное средство обеспечения необходимого качества образования. Это достигается за счет введения соответствующих нормативных документов, определяющих требования к условиям образовательного процесса и содержанию образовательных, в частности профессиональных, программ и оценки соответствия образовательного процесса в конкретном учебном заведении этим требованиям.













Заключение


Итак, аккредитация и лицензирование образовательного процесса в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и постановлениями Правительства РФ утверждены Положения «О лицензировании образовательной деятельности» , «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» . Эти документы определяют порядок аккредитации и лицензирования для всех учебных заведений в России.
Выше перечисленные нормативные акты устанавливают единой порядок для выдачи лицензий учебным заведениям. Постановление (Порядок) достаточно полно описывает процедуры лицензирования: кем осуществляется, что указывается в лицензии, кем подписывается, сколько экземпляров, сроки рассмотрения и т.д. Органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Лицензирование образования достаточно сложный процесс, который требует выполнения определенных требований к образовательному учреждению, изучения огромного количества нормативных документов.


















Список использованной литературы

1. ст.91 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. ст.92 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3. Шкатулла В.И.: Правоведение. - М.: Академия, 2010



Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru

http://www.nsportal.ru



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Изванова Надежда Вячеславовна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456857

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства