Просмотр содержимого документа
«Комплекс мер, направленных на реализацию механизма регулирования здоровьесберегающего компонента ФГОС в образовательной организации.»
Комплекс мер, направленных на реализацию механизма регулирования здоровьесберегающего компонента ФГОС в образовательной организации.
Итогом осуществления требований ФГОС будет комплекс мер, которые нацелены на обеспечение благоприятной образовательной среды, которая сдерживает и предупреждает появление нежелательных изменений. А также на применение таких оздоровительных технологий, которые восстанавливают работоспособность; развитие культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного взаимодействия, мониторинг, где здоровье – является одним из главных показателей продуктивности и результата; организацию здоровьесберегающего сопровождения и поддержки, управленческий аспект в активизации системы управления процессом здоровьесбережения по разработке локальных актов.
Рассмотрим каждое направление в отдельности, например, обеспечение благоприятной образовательной среды.
Работа образовательной организации в рамках первого направления – предполагает улучшение качества среды. И рассматриваем это как условия сохранения и укрепления здоровья и поддержания оптимальной работоспособности всех субъектов. Качество среды должно оказывать положительное влияние на интересы и ориентацию, активность и обеспечивать условия для самореализации резервов. Здоровьесберегающая среда делает результативной также внеурочную деятельность обучающихся и воспитательную работу, дополнительное образование. Как содержательный блок, деятельность по здоровьесбережению повышает социально и личностно смысловую значимость, образовательную ценность любого мероприятия или учебного (вне учебного) занятия.
Практика показала, что организация деятельности по организации среды строится на принципах партисипативного и корпоративного управления, формирующих у ребят самоуправленческие умения. Такой подход способствует развитию инициативности, активности. В совместной деятельности оптимизируются отношения между учениками и учителями, между родителями и ребятами.
Главным процессом для любой образовательной организации считается учебный процесс. А учение является трудным и сложным. Человеку свойственны все виды деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение и требуют приложения разных усилий и затрат. Разнообразный, специфичный по языку и логике представления информационный поток в течение нескольких часов, требующий непрерывной мыслительной деятельности, длительных усилий, внимания, исчерпывает силы ребенка. Грамотный педагог видит состояние обучающихся и отмечает признаки усталости. Например, в Китае, Японии школьникам позволительно отдохнуть несколько минут в процессе обучения. В некоторых европейских государствах школьникам позволяется принимать удобные позы.
В нашей стране для уменьшения нагрузки, поддержки трудоспособности, здоровья применяются оздоровительные технологии. Их называют физкультминутки, которые рекомендованы СанПиН для всех детей, в том числе и для учеников старшей школы. Задача педагога – консультировать ребят и вносить коррективы на правильность выполнения всех упражнений. Поэтому учитель должен овладеть разными оздоровительными технологиями, гигиеническими правилами выполнения разных упражнений. Отказ от тактики педагогического давления, принуждения, авторитарного диктата – требование времени, заложенное гуманно-личностной педагогике. Именно поэтому в образовательной организации они должны активно использоваться.
Великий педагог Ян Амос Коменский говорил: «Как можно больше спрашивать, спрошенное усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». Этому следуют проектная деятельность, проблемно-модульного образование, технология решения исследовательских задач др. Они способствуют индивидуализации режима и ритма обучения, где учение приближено к возможностям и способностям ученика, а, следовательно, является здоровьесберегающим.
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного взаимодействия.
Культура здоровья считается индикатором не только качества общего образования, но и качества жизни. Она является составляющей его общей культуры и выявляет жизнестойкость, в том числе и в повседневной жизни. Большой объем заданий, сокращение времени сна и физической активности влияют на обучающихся.
Как считает З.И. Тюмасева, культура здоровья-действия и отношения, которые означают качество здоровья. Складываются из отношения к своему здоровью и здоровью других людей и следование здоровому образу жизни. Культура здоровья включает: культуру физиологическую, физическую и сексуальную; психологическую и интеллектуальную.
С.Н. Горбушина определяет ее как программу взаимодействия воспитания поколения, организации деятельности. Человек при этом организует свою деятельность, общение и поведение.
А.Г. Маджуга говорит о системном подходе.
К главным данным культуры здоровья он относит уровни духовно-нравственного, эстетического и творческого развития; когнитивной сферы и оздоравливающего мышления.
По мнению В.В. Сокорева культура здоровья будущего педагога - образование личности, которое отличается валеологическими знаниями и умениями ценностным отношением к здоровью, способностью к рефлексии жизнедеятельности и направленностью работы на здоровья школьников.
Н.Н. Малярчук раскрывает культуру здоровья учителя как установки, знания, опыт, способность к здоровьесберегающей работе. А ведь она находится в основе совершенствования здоровья личности и использования необходимых средств здоровьесозидающей работы.
В структуру культуры здоровья учителя, мнению по В.Е. Цибульниковой, относятся ценностно-целевой компонент; мотивационный; эмоционально-волевой компонент.
Когнитивный компонент выражается в умении управлять здоровьем и повышении квалификации педагога; созидательно-деятельностный - участие в разработке программы здоровья школы; готовность и активность в созидательной здоровьеформирующей, здоровьесберегающей организационно-педагогической деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент включает рефлекцию как осмысление межличностных отношений, собственной деятельности и деятельности педагогического коллектива в целом; диагностику эффективности применения технологий; результатов здоровьесозидающей деятельности педагогического коллектива.
В управлении качеством образования ключевым является принятие установки «Здоровая нация — признак сильной страны, здоровье ребёнка — стратегическая ценность педагога, здоровье ученика и учителя — ресурс качества образования и качества жизни».
В ходе исследования были рассмотрены и изучены нормативные документы, такие как законы, постановления, указы, приказы, положения и др. При рассмотрении нормативных документов использовалась поддержка Консультант Плюс.
Они разработаны, но на практике не реализуются: нужны локальные акты организации, активизирующие этот процесс.
Рассмотрим положения об охране труда и внесем в него соответствующие изменения.
Работодатель может довольно легко разработать свой вариант такого внутреннего акта. Есть много вариантов и образцов составления положения, но ни одна из них не утверждена официально. Поэтому можно сгенерировать собственный документ. При обязательном условии, что он не будет противоречить требованиям трудового законодательства.
Рассмотрим положения и отражения реализации здоровьесберегающего компонента в организации.
Положения содержат:
общие положения,
порядок установления должностных окладов, ставок заработной платы, порядок и условия установления выплат компенсационного характера, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера,
условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, включая порядок определения должностных окладов, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, особенности условий оплаты труда педагогических работников.
В них расписаны условия выплат.
Можно предложить расширить положение показателями, по которым будут производиться выплаты. Сумма начислений будет зависеть от количества набранных баллов.
Показатели качества работы педагога с учетом реализации здоровьесберегающего компонента ФГОС
Показатели
баллы
Педагог способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников как в учебной, так и досуговой деятельности
Создает благоприятные условия для развития каждого ребенка
Оказывает помощь родителям, в том числе и коррекционную, поддержку и вовлечение в деятельность
Соблюдение правил и нормативов СанПиН
Активно использует в своей работе здоровьесберегающие технологии
Повышает уровень профессионального мастерства по вопросам здоровьесбережения
Распространяет положительный опыт деятельности среди молодых педагогов
Деятельность педагога имеет положительную оценку со стороны учащихся и их родителей
Знание законодательства
Вносит собственные предложения по улучшению работы
Итого
Обработка результатов
Ответы оцениваются по одному баллу и высчитывается общее количество.
Интерпретация
Высокий уровень 8-10 баллов
Средний -5-8 баллов
Низкий – менее 5 баллов
Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.
Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно - следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Основными задачами мониторинга является отслеживание эффективности работы по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития воспитательной системы класса, координация педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.
Мониторинг здоровья носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учитель, учащиеся, родители.
Мониторинг:
• анкетирование учащихся и родителей класса;
• отслеживание результатов участия учащихся в различных конкурсах и соревнованиях;
• сочинение-рассуждение, например, «Каким я стал за этот год?».
Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:
• соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
• физическое здоровье
• психологическое
• социальное
Организация здоровьесберегающего сопровождения и поддержки обучающихся в образовательном процессе
Здоровьесберегающее образование детей в общеобразовательной школе (формирование культуры здоровья) осуществляется через урочные и внеурочные формы деятельности. Правильно организованный учебный и воспитательный процесс способствует не только приобретению прочных знаний по основным школьным дисциплинам, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Работа с педагогами
Педагогу можно проверить свою готовность к реализации здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО с помощью карты самооценки, содержащей главные вопросы тематики.
Цель - определить проблему и повысить собственную компетенцию.
Карта позволит улучшить работу по реализации компонента ФГОС в организации.
1.Знание основ валеологии.
Факторы здоровья и риски, методики и индивидуальный подход.
2.Знание основ здоровьесбережения
- нормативное обеспечения,
- здоровьесберегающие технологии, требования СанПиН
3.Знание требований к уроку (занятию)
Деятельность учителя по оздоровлению
4.Знание методик
- Упражнения, гимнастики
5.Знание здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО
- направления, вопросы в предмете, проектная и исследовательская деятельность, здоровьесберегающий компонент в воспитательной работе и работе с родителями, в ученическом самоуправлении.
Работа с педагогическим коллективом имеет огромное значение. Она отражается в представленных направлениях.
Научно-методическая работа
Профессионально-личностная позиция учителя
Информационно-просветительская
Повышение квалификации, организация методической поддержки, создание условий для участия педагогов в разных мероприятиях, тематические семинары
включение здоровьесберегающего компонента в содержание урока, интегрируя межпредметное взаимодействие, использование игровых практик, исследовательские методы работы
Пропаганда здорового образа жизни, консультации, самообразование
Самооценка готовности позволит педагогу определить пробелы, проблемные зоны и спроектировать индивидуальный план повышения собственной квалификации. Высокий потенциал самообразования педагогов, целенаправленная методическая работа, система курсов повышения квалификации, несомненно, позволят достичь необходимой компетентности в вопросах здоровьесбережения, а следовательно, и эффективную реализацию здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО в образовательных организациях.
Несомненно, успешная реализация каждого из этих направлений деятельности, программ ФГОС ОО по реализации здоровьесберегающего подхода, требуют от педагогов высокого уровня компетентности в вопросах здоровьесбережения, культуры здоровья, реализации здоровьесберегающего компонента образования.