kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс мер, направленных на реализацию механизма регулирования здоровьесберегающего компонента ФГОС в образовательной организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс мер является итогом осуществления требований ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Комплекс мер, направленных на реализацию механизма регулирования здоровьесберегающего компонента ФГОС в образовательной организации.»

Комплекс мер, направленных на реализацию механизма регулирования здоровьесберегающего компонента ФГОС в образовательной организации.

Итогом осуществления требований ФГОС будет комплекс мер, которые нацелены на обеспечение благоприятной образовательной среды, которая сдерживает и предупреждает появление нежелательных изменений. А также на применение таких оздоровительных технологий, которые восстанавливают работоспособность; развитие культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного взаимодействия, мониторинг, где здоровье – является одним из главных показателей продуктивности и результата; организацию здоровьесберегающего сопровождения и поддержки, управленческий аспект в активизации системы управления процессом здоровьесбережения по разработке локальных актов.

Рассмотрим каждое направление в отдельности, например, обеспечение благоприятной образовательной среды.

Работа образовательной организации в рамках первого направления – предполагает улучшение качества среды. И рассматриваем это как условия сохранения и укрепления здоровья и поддержания оптимальной работоспособности всех субъектов. Качество среды должно оказывать положительное влияние на интересы и ориентацию, активность и обеспечивать условия для самореализации резервов. Здоровьесберегающая среда делает результативной также внеурочную деятельность обучающихся и воспитательную работу, дополнительное образование. Как содержательный блок, деятельность по здоровьесбережению повышает социально и личностно смысловую значимость, образовательную ценность любого мероприятия или учебного (вне учебного) занятия.

Практика показала, что организация деятельности по организации среды строится на принципах партисипативного и корпоративного управления, формирующих у ребят самоуправленческие умения. Такой подход способствует развитию инициативности, активности. В совместной деятельности оптимизируются отношения между учениками и учителями, между родителями и ребятами.

Главным процессом для любой образовательной организации считается учебный процесс. А учение является трудным и сложным. Человеку свойственны все виды деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение и требуют приложения разных усилий и затрат. Разнообразный, специфичный по языку и логике представления информационный поток в течение нескольких часов, требующий непрерывной мыслительной деятельности, длительных усилий, внимания, исчерпывает силы ребенка. Грамотный педагог видит состояние обучающихся и отмечает признаки усталости. Например, в Китае, Японии школьникам позволительно отдохнуть несколько минут в процессе обучения. В некоторых европейских государствах школьникам позволяется принимать удобные позы.

В нашей стране для уменьшения нагрузки, поддержки трудоспособности, здоровья применяются оздоровительные технологии. Их называют физкультминутки, которые рекомендованы СанПиН для всех детей, в том числе и для учеников старшей школы. Задача педагога – консультировать ребят и вносить коррективы на правильность выполнения всех упражнений. Поэтому учитель должен овладеть разными оздоровительными технологиями, гигиеническими правилами выполнения разных упражнений. Отказ от тактики педагогического давления, принуждения, авторитарного диктата – требование времени, заложенное гуманно-личностной педагогике. Именно поэтому в образовательной организации они должны активно использоваться.

Великий педагог Ян Амос Коменский говорил: «Как можно больше спрашивать, спрошенное усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». Этому следуют проектная деятельность, проблемно-модульного образование, технология решения исследовательских задач др. Они способствуют индивидуализации режима и ритма обучения, где учение приближено к возможностям и способностям ученика, а, следовательно, является здоровьесберегающим.

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного взаимодействия.

Культура здоровья считается индикатором не только качества общего образования, но и качества жизни. Она является составляющей его общей культуры и выявляет жизнестойкость, в том числе и в повседневной жизни. Большой объем заданий, сокращение времени сна и физической активности влияют на обучающихся.

Как считает З.И. Тюмасева, культура здоровья-действия и отношения, которые означают качество здоровья. Складываются из отношения к своему здоровью и здоровью других людей и следование здоровому образу жизни. Культура здоровья включает: культуру физиологическую, физическую и сексуальную; психологическую и интеллектуальную.

С.Н. Горбушина определяет ее как программу взаимодействия воспитания поколения, организации деятельности. Человек при этом организует свою деятельность, общение и поведение.

А.Г. Маджуга говорит о системном подходе.

К главным данным культуры здоровья он относит уровни духовно-нравственного, эстетического и творческого развития; когнитивной сферы и оздоравливающего мышления.

По мнению В.В. Сокорева культура здоровья будущего педагога - образование личности, которое отличается валеологическими знаниями и умениями ценностным отношением к здоровью, способностью к рефлексии жизнедеятельности и направленностью работы на здоровья школьников.

Н.Н. Малярчук раскрывает культуру здоровья учителя как установки, знания, опыт, способность к здоровьесберегающей работе. А ведь она находится в основе совершенствования здоровья личности и использования необходимых средств здоровьесозидающей работы.

В структуру культуры здоровья учителя, мнению по В.Е. Цибульниковой, относятся ценностно-целевой компонент; мотивационный; эмоционально-волевой компонент.

Когнитивный компонент выражается в умении управлять здоровьем и повышении квалификации педагога; созидательно-деятельностный - участие в разработке программы здоровья школы; готовность и активность в созидательной здоровьеформирующей, здоровьесберегающей организационно-педагогической деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает рефлекцию как осмысление межличностных отношений, собственной деятельности и деятельности педагогического коллектива в целом; диагностику эффективности применения технологий; результатов здоровьесозидающей деятельности педагогического коллектива.

В управлении качеством образования ключевым является принятие установки «Здоровая нация — признак сильной страны, здоровье ребёнка — стратегическая ценность педагога, здоровье ученика и учителя — ресурс качества образования и качества жизни».

В ходе исследования были рассмотрены и изучены нормативные документы, такие как законы, постановления, указы, приказы, положения и др. При рассмотрении нормативных документов использовалась поддержка Консультант Плюс.

Они разработаны, но на практике не реализуются: нужны локальные акты организации, активизирующие этот процесс.

Рассмотрим положения об охране труда и внесем в него соответствующие изменения.

Работодатель может довольно легко разработать свой вариант такого внутреннего акта. Есть много вариантов и образцов составления положения, но ни одна из них не утверждена официально. Поэтому можно сгенерировать собственный документ. При обязательном условии, что он не будет противоречить требованиям трудового законодательства.

Рассмотрим положения и отражения реализации здоровьесберегающего компонента в организации.

Положения содержат:

общие положения,

порядок установления должностных окладов, ставок заработной платы, порядок и условия установления выплат компенсационного характера, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера,

условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, включая порядок определения должностных окладов, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, особенности условий оплаты труда педагогических работников.

В них расписаны условия выплат.

Можно предложить расширить положение показателями, по которым будут производиться выплаты. Сумма начислений будет зависеть от количества набранных баллов.

Показатели качества работы педагога с учетом реализации здоровьесберегающего компонента ФГОС



Показатели

баллы

Педагог способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников как в учебной, так и досуговой деятельности


Создает благоприятные условия для развития каждого ребенка


Оказывает помощь родителям, в том числе и коррекционную, поддержку и вовлечение в деятельность


Соблюдение правил и нормативов СанПиН


Активно использует в своей работе здоровьесберегающие технологии


Повышает уровень профессионального мастерства по вопросам здоровьесбережения


Распространяет положительный опыт деятельности среди молодых педагогов


Деятельность педагога имеет положительную оценку со стороны учащихся и их родителей


Знание законодательства


Вносит собственные предложения по улучшению работы



Итого




Обработка результатов

Ответы оцениваются по одному баллу и высчитывается общее количество.

Интерпретация

Высокий уровень 8-10 баллов

Средний -5-8 баллов

Низкий – менее 5 баллов

Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.

Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно - следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Основными задачами мониторинга является отслеживание эффективности работы по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития воспитательной системы класса, координация педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.

Мониторинг здоровья носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учитель, учащиеся, родители.

Мониторинг:

• анкетирование учащихся и родителей класса;

• отслеживание результатов участия учащихся в различных конкурсах и соревнованиях;

• сочинение-рассуждение, например, «Каким я стал за этот год?».

Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:

• соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)

• физическое здоровье

• психологическое

• социальное

Организация здоровьесберегающего сопровождения и поддержки обучающихся в образовательном процессе

Здоровьесберегающее образование детей в общеобразовательной школе (формирование культуры здоровья) осуществляется через урочные и внеурочные формы деятельности. Правильно организованный учебный и воспитательный процесс способствует не только приобретению прочных знаний по основным школьным дисциплинам, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

Работа с педагогами

Педагогу можно проверить свою готовность к реализации здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО с помощью карты самооценки, содержащей главные вопросы тематики.

Цель - определить проблему и повысить собственную компетенцию.

Карта позволит улучшить работу по реализации компонента ФГОС в организации.

1.Знание основ валеологии.

Факторы здоровья и риски, методики и индивидуальный подход.

2.Знание основ здоровьесбережения

- нормативное обеспечения,

- здоровьесберегающие технологии, требования СанПиН

3.Знание требований к уроку (занятию)

Деятельность учителя по оздоровлению

4.Знание методик

- Упражнения, гимнастики

5.Знание здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО

- направления, вопросы в предмете, проектная и исследовательская деятельность, здоровьесберегающий компонент в воспитательной работе и работе с родителями, в ученическом самоуправлении.

Работа с педагогическим коллективом имеет огромное значение. Она отражается в представленных направлениях.

Научно-методическая работа

Профессионально-личностная позиция учителя

Информационно-просветительская

Повышение квалификации, организация методической поддержки, создание условий для участия педагогов в разных мероприятиях, тематические семинары

включение здоровьесберегающего компонента в содержание урока, интегрируя межпредметное взаимодействие, использование игровых практик, исследовательские методы работы


Пропаганда здорового образа жизни, консультации, самообразование



Самооценка готовности позволит педагогу определить пробелы, проблемные зоны и спроектировать индивидуальный план повышения собственной квалификации. Высокий потенциал самообразования педагогов, целенаправленная методическая работа, система курсов повышения квалификации, несомненно, позволят достичь необходимой компетентности в вопросах здоровьесбережения, а следовательно, и эффективную реализацию здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО в образовательных организациях.

Несомненно, успешная реализация каждого из этих направлений деятельности, программ ФГОС ОО по реализации здоровьесберегающего подхода, требуют от педагогов высокого уровня компетентности в вопросах здоровьесбережения, культуры здоровья, реализации здоровьесберегающего компонента образования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хромая Людмила Евгеньевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443489

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства