kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кейс-метод как эффективная форма обучения в практике преподавания финансовой и правовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации освещают вопросы создания кейсов и их эффективного использования на занятиях финансовой и правовой грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кейс-метод как эффективная форма обучения в практике преподавания финансовой и правовой грамотности»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

















Разработка кейсов в курсе финансовой и правовой грамотности


(Методические рекомендации)











Автор-составитель:

Мокшина Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования


















Бийск, 2023













































Мокшина Е.В.

Методические рекомендации «Разработка кейсов в курсе финансовой и правовой грамотности»

МБУДО «ДДТ» г. Бийск Алтайского края, 2023





Данные методические рекомендации освещают вопросы создания кейсов и их эффективного использования на занятиях финансовой и правовой грамотности.

Материал разработан на основе личного опыта работы педагога с обучающимися детского объединения «Я правовед» с применением кейс-технологии на занятиях финансовой и правовой грамотности.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов по финансовой и правовой грамотности в дополнительном образовании, школьных учителей, преподающих обществознание. Призваны оказать помощь педагогам, желающим ввести в образовательную практику метод case-stady.

Аннотация


Создание методических рекомендаций обусловлено актуальностью проблемного обучения в современном образовании. Метод  case-stady является одним из инновационных методов проблемного обучения, что соответствует новым образовательным стандартам.

Цель метода кейсов -  научить обучающихся анализировать  проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить работать с информационными источниками, перерабатывать информацию из одной формы в другую.

Метод кейсов способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать свою. При использовании на занятиях кейс-технологии обучающиеся будут иметь возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Данные методические рекомендации  разработаны с целью познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием, дать описание методики использования метода кейсов. Содержание методических рекомендаций включает в себя расширенную информацию по применению кейс-метода, типы и основные этапы создания кейсов. В приложении представлены конспекты занятий по дисциплине «финансовая и правовая грамотность» с использованием кейс-технологии. Методические рекомендации могут быть использованы любым педагогом, который пожелает ввести в образовательную практику современные технологии, а именно метод case-stady.

Гуманитарное образование является естественной сферой применения кейс-метода. Дисциплины «История» и «Обществознание», «Финансовая и правовая грамотность» призваны дать знания о человеке и среде его обитания. Особенность этих дисциплин заключается в том, что их изучение характеризуется отсутствием жесткой обусловленности, для них свойственна неоднозначность и ситуативность, так как человеческая и общественная жизнь отличается вероятностью, многообразием и многовариативностью развития.







Разработчик: Мокшина Е.В.,

преподаватель первой

квалификационной категории, e-mail: [email protected]





















Пояснительная записка


Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на занятиях финансовой и правовой грамотности по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс-технологии предназначены для получения знаний также по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Преимущества использования кейс-технологии в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают жизненно важный опыт, у них формируется навык слушать и слышать других участников процесса обучения, навык работать в команде. В жизни каждого пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, отстаивать собственное мнение.

Из недостатков можно отметить лишь то, что материалы для кейса подготовить непросто. В странах, в учебных заведениях которых применяют эту технологию (а это университеты), готовят кейс-материалы специальные группы людей. Несмотря на это, следует применять кейс-технологию в образовательном процессе. Хороший кейс прививает навыки, необходимые в дальнейшей деятельности, давая обучающемуся модель, которую можно взять за образец.

Настоящие методические рекомендации адресованы педагогам финансовой и правовой грамотности, учителям обществознания. Это связано с тем, что материал, предложенный в образовательных программах для изучения, обширный, а у обучающихся мало вариантов применения своих знаний на практике, что усложняет восприятие и запоминание материала. Кейс-технологии позволяют обучающимся применить полученные знания в решении кейсов, научиться искать пути решения поставленных задач. Методические рекомендации упростят и систематизируют для педагогов подготовку конспектов занятий с использованием кейс-технологии.

Целью методических рекомендаций по применению кейс-технологии является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов и образцов действий. Таким образом, рекомендации такого типа позволят проводить занятия на должном уровне. Овладение предлагаемой технологией позволит сделать занятия более интересным и запоминающимся.

Новизна данных методических рекомендаций в том, что в них собран и систематизирован наиболее обширный материал по сравнению с ранее предложенными методическими рекомендациями других разработчиков, которые можно найти в сети интернет. В приложении даются готовые конспекты занятий по финансовой и правовой грамотности с применением кейс-технологии, что позволит облегчить работу педагога при подготовке к занятию и его проведению.




Учить - это все равночто бросать мысли 

в почтовый ящик человеческого подсознания.

Вы знаете, когда они отправлены,

но никогда не известно,

когда они будут получены и в каком виде.

Э. Ловелл. 


Проблема усвоения знаний давно беспокоит педагогов по разным предметам. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связано с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case-study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Кейс-метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в.

В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Обучение на основе кейс-метода – это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах, выработке навыков принятия решений. Появившаяся у одного из обучающихся идея способствует тому, что решения начинают осваиваться другими обучающимися. Набирает силу процесс диссеминации, то есть освоения знания, которое довольно быстро становится общедоступным знанием и устаревает. Далее идет генерация новой, и опять происходит её устаревание. Отсюда становится понятным, что кейс-метод представляет собой тесное взаимодействие процессов генерации и диссеминации знания. Это и обеспечивает развитие и тренировку интеллектов обучающихся.


Признаки и технологические особенности кейс–метода


У кейс–метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки кейс-метода:

  • коллективная выработка решений;

  • многоальтернативность решений, наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения;

  • единая цель при выработке решений;

  • наличие системы группового оценивания деятельности.

Технологические особенности кейс–метода:

  1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской, аналитической технологии, то есть включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процессы.

  2. Он выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.

  3. Кейс–метод в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке заданий для погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, обмена выводами и т.п.

  4. Кейс–метод включает в себя технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

  5. Кейс–метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности обучающихся, тогда как в кейс-методе идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

  6. Кейс–метод концентрирует в себе значительные достижения технологии создания успеха. В нём предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирования их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивания познавательной активности.

  7. Технология кейс-метода представляет собой процесс формирования информации, ее активизации, сталкивания позиций, пополнения знаний информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Компетенции, развиваемые обучающимися и педагогом, служат благотворной средой не только для обучения, но и воспитания личности.


Цели, задачи, принципы кейс-метода


Метод case-stady или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-stady – научить обучающихся анализировать  проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать информацию из одной формы в другую. Итогом будет являться оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи:

1.Формирование и развитие информационной компетентности;

2.Развитие умений получать знания, анализировать ситуации;

3.Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;

4.Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;

5.Развитие умений и навыков сотрудничества.

Кейсы – учебные конкретные ситуации, специально разработанные на основе фактического материала с целью последующего разбора на занятии. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения. Акцент обучения переносится на выработку готового знания самими обучающимися, что сейчас очень актуально.

Метод кейсов основывается на следующих принципах:

– принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

– принцип смещения роли педагога с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли педагога как эксперта и консультанта, помогающего обучающемуся;

– принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт.

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  • индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

  • обеспечение обучающихся достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, интернет-ресурсы);

  • предоставление только нужного теоретического материала, необходимого для решения поставленных задач;

  • обеспечение доступности педагога для обучающихся, которые должны иметь возможность в любое время обратиться к нему;

  • формирование у обучающихся навыков умения работать с информацией;

  • акцентирование внимания на развитии сильных сторон у обучающихся.


Основные этапы создания кейсов


При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов:

1.  Формирование целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач. Не все темы программы можно строить в технологии кейсов. Важно понимать, что должна быть жизненная конкретная ситуация, которую обучающемуся нужно решить. На данном этапе я советую педагогу определить, сколько учебных часов будет посвящено решению данного кейса.

2.  Определение проблемной ситуации. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.).

3.   Построение содержания кейса, состоящего из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Педагогу необходимо четко понимать, что должно быть в кейсе, а без чего можно обойтись.

4. Сбор информации относительно тезисов содержания кейса.

5.  Написание текста кейса. Содержание текста и объем кейса должны быть ориентированы на возрастные особенности обучающихся. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Если обучающиеся еще только знакомятся с принципами работы с кейсами, то и сами кейсы должны быть небольшими по объему, понятными каждому обучающемуся. Затем тексты могут быть несколько расширены. Может даваться «запутанная» информация. Нет определенного стандарта представления кейсов.

На своих занятиях по финансовой и правовой грамотности я предлагаю обучающимся кейс по теме «Экономика семьи». Это пример кейса, который составлен для ознакомления обучающихся с кейс-технологией. Для его выполнения понадобится небольшое количество времени.

Задача №1

Семья состоит из 5 человек. Доход от заработной платы составляет 7000 рублей.

Квартплата составляет 2000 рублей.

На питание 1 человека выделяется 1000 рублей.

Необходимо составить бюджет семьи так, чтобы остались денежные средства на покупку- 1000 рублей, ремонт -1000 рублей, отдых – 3000 рублей.

Какой вид бюджета у вас получился?

Ответ – дефицитный.

Задачи такого типа предоставлены для обеих групп обучающихся. Такой уровень сложности наиболее актуален при следующих характеристиках занятия:

Тип занятия: получение новых знаний.

Форма проведения: занятие-практикум.

Если же обучающиеся уже знакомы с принципами работы с кейсами, то можно предоставить более расширенный текст с запутанной информацией. Примером такого кейса может послужить кейс из конспекта занятия по теме: «Налоги, которые платит семья». На этом занятии обучающимся предложено всего два кейса, по одному для каждой группы. На решение каждого из них уходит достаточное количество времени. Вот пример одного из таких кейсов.

Дано:

Заработная плата Юрия с января по июнь 21 000 (До вычета НДФЛ)

Заработная плата с июля по декабрь 23 000 (До вычета НДФЛ)

Двое детей (10-14 лет.)

Обучение дочери 3000 руб. в месяц (10 месяцев в году)

В августе было участие в конкурсе (акции рекламного характера) выигрыш 85 000 руб.

Продажа гаража (владение 2 года) 250 000 руб.

Найти: 1) Какую сумму налога на доходы физлиц нужно заплатить в бюджет?

2) Какую сумму Юрий может вернуть в бюджет семьи?

Как правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Обучающиеся сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы. В связи с развитием компьютерных технологий, содержание текста может даваться в виде ссылок на информационные ресурсы Интернет.

 Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займет 1 занятие.  Кейс средних размеров занимает обычно 2 часа, а объемный кейс, достигающий нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий.

Я предлагаю к кейсам предъявить определенные требования:

1. Кейс должен:

* быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

* показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

* содержать необходимое и достаточное количество информации;

* быть актуальным на сегодняшний день.

Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

2.   При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:

– Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.

 – Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять  развитие событий.

– Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучающихся.

Задача педагога состоит в подборе соответствующего реального материала, а обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия.

Например, в приложении конспекта занятия на тему «Налоги, которые платит семья» мною были предоставлены не статьи Налогового кодекса РФ, а выдержки из них. В связи со сложностью кейса, обучающимся понадобилось бы большое количество времени на поиск норм права, но поскольку кейс был выдан непосредственно на занятии, данная подготовка справочного материала педагогом облегчила работу на занятии и позволила сократить время, предоставленное для решения кейса.

Нормы права, которые могут понадобиться при решении кейса №1

  1. Налог на доходы физических лиц. Выдержка из ст. 224 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу ставка на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 13%

  1. Налоговый вычет на детей. Выдержки из ст. 218 Налогового кодекса РФ.

Сумма вычета зависит от того, какой ребенок по счету, и состояния его здоровья:

на первого ребенка — 1400 рублей,

на второго — 1400 рублей,

на третьего и последующих — 3000 рублей.

вычеты на детей предоставляют лишь до тех порпока доход сотрудника, облагаемый по ставке 13 %, с начала года не превысит 350 000 рублей.

  1. Налог НДФЛ при выдаче вознаграждений участникам акций. Выдержка из статьи 217 Налогового кодекса РФ.

В отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, применяется ставка НДФЛ в размере 35%. Пункт 28 ст. 217 НК РФ предусматривает освобождения стоимости призов от обложения НДФЛ, если сумма не превышает 4000 рублей в случае выигрыша и приза, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).

При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, педагог только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.
Роль педагога заключается в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов в контроле времени работы, в побуждении обучающихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех обучающихся в процесс анализа кейса. Периодически педагог может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Я рекомендую следующий алгоритм работы при использовании кейс–метода:


Этап работы

Действия педагога

Действия обучающихся

До занятия

1.Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки обучающихся.
3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получают кейс и список рекомендуемой литературы
2. Готовятся к занятию.

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит группу на подгруппы.
3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывают варианты решений, слушают, что говорят другие.
3. Принимают предоставленное решение или участвуют в обсуждении решения, с которым они не согласны.

После занятия

1. Оценивает работу каждой группы обучающихся.
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Оценивают свою работу на занятии.


Рассмотрим этап рефлексии на примере конспекта занятия на тему «Экономика семьи». Здесь представлены действия обучающихся при оценивании своей работы на занятии.

Итоговый этап. Рефлексия (5 мин.)

Цель: Осмысление содержания занятия, анализ результатов собственной деятельности, оценка успешности достижения цели.

Методы: дискуссия, репродуктивный


Деятельность

обучающихся

Деятельность педагога

Примечание


Представителем каждой группы оглашается решение представленных задач (кейсов).





Каждый имеет возможность ответить на поставленные вопросы. Лидеры группы вместе с педагогом ведут подсчет баллов.



Ответы обучающихся:

-Целью занятия было узнать, какие виды семейного бюджета бывают и как его формировать.

- Да, мы узнали три вида семейного бюджета.


Обучающиеся высказывают свое мнение. Примерные ответы:

- Чтобы быть финансово грамотным человеком, необходимо иметь представления о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную часть.

Пользуясь полученными сегодня знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни мы будем не только зарабатывать деньги, но и правильно их тратить.

Педагог оценивает работу обучающихся.

За правильно решенную задачу начисляются баллы (2 за правильный ответ; 1 за ответ частично правильный; 0 за ответ неверный)

Педагог направляет деятельность обучающихся и отвечает на организационные вопросы.


Педагог оглашает количество баллов, которые заработаны каждой группой.

- Ребята, сегодня мы рассмотрели основные источники доходов и расходов семьи, а также три вида семейного бюджета.

- Какую цель мы перед собой ставили в начале занятия?

- Мы достигли её?







-Что вы для себя полезного узнали на сегодняшнем занятии?











- Молодцы. Буду рада, если вы оставите в своей памяти знания, полученные на нашем занятии.

Спасибо вам за работу, внимание и интерес, который вы проявили.



Методическое содержание кейс-метода


Кейс-метод принципиально отличается от аналогичного содержания обучения, которое не использует кейс-метод. Это различие проявляется, прежде всего, на уровне применяемых дидактических принципов.

Кейс-метод имеет специфику и с точки зрения тех методов, на которые он опирается.

Под методом обучения в дидактике понимается упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей.

Выделяется множество методов обучения. В современной дидактике выделяют три большие группы методов:

  1. методы организации и осуществления учебно-воспитательного процесса (словесные, наглядные, практические);

  2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования интереса к учению – мотивации; познавательные игры, учебные дискуссии; методы стимулирования долга и ответственности – метод разъяснения цели учебного предмета; требования к изучению предмета; поощрение и наказание в обучении);

  3. методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля и самоконтроля, письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

Используются также бинарные методы, которые классифицируются по двум формам: наглядной (наглядно-информационной, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический, наглядно-исследовательский) и практической (практическо-эвристический, практическо-проблемный, практическо-исследовательский).

Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. С позиции бинарных методов он совмещает в себе многие виды наглядности. Но, скорее всего, его следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Я рекомендую кейс–метод представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.


Метод, интегрированный

в кейс-метод

Характеристика его роли

в кейс-методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Метод описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуацию

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и пути ее решения

Метод анализа конкретной ситуации дает возможность действовать, не боясь негативных последствий, возможных в реальной серьезной ситуации. Обучающиеся учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.

Например, в конспекте занятия по теме «Налоги, которые платит семья» метод анализа конкретной ситуации применяется на этапе занятия «Практическая работа с кейсом. Анализ».

а) Практическая работа с кейсом. Анализ (15 мин.)

Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности, закрепление умения взаимодействовать с другими обучающимися в ходе выполнения групповой работы, а также умения находить нужную информацию и применять ее для решения практических задач.

Методы: дискуссия, метод разбора деловой корреспонденции, метод анализа конкретной ситуации, репродуктивный, эвристический.


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся берут жетоны и рассаживаются по группам в соответствии с жеребьевкой.

Лидер каждой группы берет один из кейсов.

Каждой группе достается 1 практическая задача.

В момент обсуждения задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

Разрабатывают варианты решений.

Принимают во внимание мнения других.

Педагог предлагает обучающимся разделиться на две группы.

Для этого предлагается коробочка с жетонами, каждый берет по одному жетону, и таким образом формируется состав команд.

- Вам сейчас будут предоставлены два кейса с задачами по налогам, которые платит семья. Решив эти задачи, вы должны сформулировать развернутый ответ на поставленные вопросы в каждой задаче. Вам для работы будет предоставлена дополнительная информация, выдержки из Налогового кодекса РФ.

На решение кейсов вам дается 15 минут. По истечении времени представитель от каждой группы озвучивает ответ на поставленный в его задаче вопрос, поясняя решение.

Нужно ответить на вопрос: какая информация позволила сделать умозаключение? (Перечислить статьи Налогового кодекса РФ, информацию можно брать в раздаточном материале)

Приложение №1

(жетоны для жеребьевки)

Приложение №2

(Кейсы с задачами для групп)

Приложение №3

(Нормы права и дополнительный материал)


Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучающихся с данной информацией.

 Возможны следующие альтернативные варианты:

1.Обучающиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной педагогом дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

2.Обучающиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

3. Обучающиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.

Я предлагаю данный вариант использовать для работы с небольшими кейсами, объем которых примерно на 1 страницу, иллюстрирующими какие-либо теории, концепции, учебное содержание. Они могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления и повышения мотивации к изучаемой тематике либо в конце занятия для закрепления материала.

Кейс может применяться как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог действует в первую очередь как модератор. Он указывает на источники получения информации и по возможности вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

Использование групповой работы  при анализе кейса усиливает субъектно-значимое взаимодействие обучающихся, способствует формированию их мышления, развитию речи и интеллекта, повышает их положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности, что обеспечивает эффективное развитие инициативности. В процессе групповой деятельности работают психологические механизмы совместных действий, которые составляют основу для развития каждого структурного компонента инициативности: мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого.

Развитие мотивационного компонента определяется межличностными отношениями, которые развиваются на основе сотрудничества и способствуют становлению ответственного отношения к учебной деятельности, связывающей участников учебного процесса.

Развитие интеллектуального компонента основывается на межличностной стимуляции во время совместной мыслительной деятельности. Умственная деятельность каждого индивида, принимающего участие в групповой работе, развивается:

– ускоряются ассоциативные процессы;

– обостряется перцептивная восприимчивость;

– расширяется круг интересов;

– обобщаются и систематизируются представления;

– мышление становится более четким, значительно улучшается способность выражать мысли;

– повышается критичность и логичность мышления, поскольку обстановка групповой деятельности создает условия для выдвижения гипотез и проверки их истинности;

– сотрудничество стимулирует аналитическую и синтетическую деятельность мышления.

Развитие эмоционально-волевого компонента инициативности определяется способом включения личности в общественную деятельность, что предопределяет механизм регуляции деятельности. Обучающийся управляет своей волей и в системе межличностных отношений, и в отношении учебной деятельности, проявляя волевую инициативность.

Многочисленными исследованиями психологов было доказано, что оптимальный состав группы – 3-5 человек. Очень маленькая группа (2-3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации обучающихся. Слишком большая группа (более 8 человек) плохо поддается управлению и в процессе работы нередко распадается на подгруппы. Естественно, в зависимости от характера задания состав групп может меняться.

Группа из 3-5 обучающихся оптимальна для реальных условий обучения, она может заниматься за двумя сдвинутыми или рядом стоящими столами.

Я рекомендую распределить в группе следующие функциональные роли:

–   ведущий (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;

– аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

– протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед группой, чтобы представить мнение, позицию своей команды;

–  наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных педагогом критериев.

Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения обучающихся анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся; за подготовленные письменные работы.

В процессе работы над кейсом, обучающиеся могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни обучающиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Педагог в ходе работы обучающихся над кейсами ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности.


Метод модерации при использовании кейс-метода


Применение метода модерации имеет цель – научить обучающихся работать в одной команде, быстро принимать решение в условиях ограниченной информации и недостатка времени.

Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе, с использованием при этом методов исследования:

  • экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле, участвующих в обсуждении проблемы;

  • аналитических, представляющих собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы;

  • экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент.

Модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора.

Процесс модерации проходит через:

  • обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;

  • выделение важной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;

  • обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

  • работу над проблемой (дискуссия);

  • выработку решений проблемы;

  • дискуссию для принятия окончательного решения;

  • подготовки ответа;

  • аргументированный краткий ответ.

Техническая работа модератора:

  1. Предложение идеи; фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма; регулирует поток идей.

  2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям; фиксирует высказывания, мнения об идеях; регулирует поток высказываний; группирует высказывания.

Таким образом, технические приёмы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.

Я советую обратить внимание педагога, практикующего применения кейс-технологии в образовательном процессе, на то, что обсуждение нужно использовать для:

  • привлечения участников к групповой работе;

  • создания в аудитории атмосферы, которая облегчала бы высказывания взглядов и защиту своих позиций перед всеми обучающимися;

  • определения уровня знаний обучающихся и их взглядов по разным вопросам;

  • стимулирования умственной работы и взаимодействия в процессе занятия;

  • поддержки активной работы обучающихся относительно различных учебных тем в течение всего занятия;

  • формирования у обучающихся творческого отношения к учебному материалу и навыков дедуктивного мышления.




























Типы кейсов, способы их представления


Типы кейсов (Гарвардская школа)

Способ представления

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс

 (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации

Педагог задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит

2-3 готовых

варианта решения

по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения.

Аналитический кейс (информационный) (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается учебная (условная) ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме

Педагог задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит

несколько вариантов

(3-4) решения 

и некоторое

количество информационных

источников

по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Педагог определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему.

Педагог готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

 

Кейс содержит некоторое количество информационных источников

по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов

Педагог определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему

Педагог готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

 

 

Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

Соотношение между компетенциями обучающихся и кейс-методом


Компетенции

Характеристика компетенций

Воздействие кейс-метода на формирование компетенций

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий

Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации

Способность к обучению

Способность к формированию новых знаний, овладение умениями и навыками самоорганизовывать свое обучение

Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации, особенно в процессе её развития

Системное мышление

Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности

Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения

Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкости

Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа

Коммерческая и деловая ориентация

Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата

Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации

Умение работать с информацией

Способность искать информацию, проводить ее анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информации

Упорство и целеустремленность

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействия со стороны партнеров

Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Коммуникативные способности

Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт.

Постоянные высказывания своей позиции, умение слушать и понимать собеседника

Способность к межличностным контактам

Способность производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию

Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других обучающихся

Проблемность мышления

Способность видеть проблемы

Поиск проблемы и определение её основных характеристик

Конструктивность

Способность вырабатывать модели решения проблем

Поиск путей разрешения проблемы в кейсе

Этичность

Владение этическими нормами и навыками нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия

Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция


Результаты работы с кейсом


Кейс-метод имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.


Учебные

Образовательные

Освоение новой информации


Создание авторского продукта


Освоение метода сбора данных


Образование и достижение личных целей


Освоение метода анализа


Повышение уровня компетенций


Умение работы с текстом.

Соотнесение теоретических и практических знаний

Появление опыта принятия решений, действие в новых ситуациях, решение проблем


Заключение


Необходимость внедрения кейс-метода в практику обучения является очень важной. Она обусловлена двумя тенденциями.

Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене системы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

Вторая вытекает из развития требований к компетенциям обучающегося, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Мировой опыт доказывает, что кейс–метод способствует формированию таких качеств у обучающихся, в которых нуждается современное общество.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что кейс–методу свойственны некоторые недостатки. Он требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному использованию кейса

Таким образом, учитывая все ниже сказанное, я хочу обратить внимание на то, что кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:

  • повысить мотивации обучения у обучающихся;

  • развить у обучающихся интеллектуальные навыки, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.  

Список литературы:


  1. Воронина, Ю.В. Технология формирования профессиональной готовности педагогов к реализации профильного обучения в системе дополнительного педагогического образования / Ю.В.Воронина //Профильная школа.-2008.-№1. - С. 56-60.

  2. Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса /Е.А.Михайлова //Школьные технологии.-2005.- № 5.- С.106-115.

  3. Пожитнева, В.В. Кейс-технологии для развития одаренности/ В.В. Пожитнева // Химия в школе. - 2008. -№ 4. - С. 13-17.

  4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркин – Москва: Изд-во Академия, 2008. - 368 с.

  5. Полат, Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е.С. Полат // Информатика и образование. – 2005. -№ 4. - С.13-18.

  6. Прутченко, А.С. Обучение по кейс-методу: возможности, дилеммы и риски. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла/ А.С. Прутченко, Т.Г. Новикова. – Москва: Изд-во Русское слово - РС, 2007. - 92-97 с.

  7.  Пырьева, В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» / В.В. Пырьева // Информатика и образование. - 2013. - № 11. - С. 26.

  8. Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко// Обучение за рубежом.- 2013.- № 7.- С. 53.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мокшина Елена Викторовна

Дата: 25.04.2023

Номер свидетельства: 630368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства