kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Я правовед»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики, также обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р).   И сейчас крайне необходимо сформировать у детей мировоззрение, основанное на грамотном отношении к финансовым вопросам, уважении к закону, знаниях прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.  Правовое воспитание  играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Я правовед»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

на педагогическом совете, МБУДО «ДДТ»

протокол от «____»_____ 20___ г. № ____ №____ от «____»______ 20___ г.


Директор ______ В.Н.Беспалова









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Я правовед»

Возраст обучающихся – 11-17 лет

Срок реализации – 3 года










Автор-составитель:

Мокшина Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования
















Бийск

2019




Содержание




Пояснительная записка_______________________________________________ 3

Учебный план I год обучения_________________________________________ 6

Содержание учебного плана I года обучения____________________________ 7

Планируемые результаты после I года обучения_________________________ 9

Учебный план II год обучения________________________________________ 9

Содержание учебного плана II года обучения___________________________ 10

Планируемые результаты после II года обучения_______________________ 11

Учебный план III год обучения_______________________________________ 12

Содержание учебного плана III года обучения__________________________ 12

Планируемые результаты после III года обучения______________________ 15

Учебный план творческой мастерской ________________________________ 16

Содержание учебного плана творческой мастерской ____________________ 16

Планируемые результаты после реализации программы__________________ 18

Механизм оценки получаемых результатов ____________________________ 18

Методическое обеспечение I года обучения _____________________________19

Методическое обеспечение II года обучения ___________________________ 20

Методическое обеспечение III года обучения ___________________________ 21

Список литературы_________________________________________________ 22

Педагогическая диагностика _________________________________________ 23




















Пояснительная записка


Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом, как ему правильно обращаться с финансами? Современная жизнь меняется стремительно, так же происходит развитие финансового рынка. С одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны, - легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений. Население нашей страны нуждается в формировании правовой и финансовой культуры. Устойчивое развитие экономики России зависит не только от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от того, насколько население способно их использовать. Основой этого должна стать личная инициатива, предприимчивость отдельного человека, его независимость, самостоятельность и ответственность за свои поступки. Здесь мы сталкиваемся с тесной взаимосвязью финансовой и правовой культуры.

В свою очередь отсутствие правовой грамотности ставит под сомнение реализацию таких базовых ценностей и принципов жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. В последние годы рост правонарушений и преступности в обществе, рост неблагополучных семей, семей, находящихся в социально-опасном положении, также является основанием для усиления работы по формированию правовой грамотности, законопослушного поведения обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Я правовед» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики, также обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р). И сейчас крайне необходимо сформировать у детей мировоззрение, основанное на грамотном отношении к финансовым вопросам, уважении к закону, знаниях прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Правовое воспитание играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.

Новизна программы состоит в комплексном изучении финансовых и правовых норм, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. Программа ориентирует на формирование ответственности у обучающихся за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся системы знаний о правовой и финансовой культуре.

Задачи программы:

  • создать условия обучающимся для освоения системы знаний о финансовой культуре и инструментах управления личными финансами, воспитать ответственность за экономические решения;

  • сформировать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • помочь обучающимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом;

  • способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;

  • создать условия для формирования умения отстаивать свои взгляды в вопросах общественно политической жизни, профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних.

Программа предполагает формирование у обучающихся ценностно-смысловой, социо-культурной, учебно-познавательной компетенций (согласно классификации док. пед. наук Хуторского А.В.).

Ценностно-смысловая компетенция способность обучающихся понимать свою роль в окружающем мире, принимать решения на основе собственных действий, мнений и выводов, умение выражать свою точку зрения на окружающую действительность и возможность ее оценивать.

Социо-культурная компетенция – владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянин, гражданин, работник, собственник, потребитель, покупатель; умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России.

Учебно-познавательная - способность ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; организовать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

В результате реализации программы у подростков сформируются представления о законодательстве в сфере регулирования общественных отношений. Обучающиеся получат базовые знания в сфере экономики и товарно-денежных отношений.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме тестирования, устного опроса.

В течение учебного года уровни знаний и умений обучающихся определяются посредством начальной, промежуточной и итоговой диагностики.

Система занятий построена таким образом, чтобы обучающийся узнавал не только теорию, но и смог попробовать на практике использовать полученные знания. Значительная роль в процессе обучения отводится теоретическому материалу.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. лекции;

  2. беседы;

  3. дискуссии;

  4. экскурсии;

  5. обучающие игры;

  6. защита проекта;

  7. мозговая атака;

  8. ролевые игры.

Программа рассчитана на три года обучения. Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст обучающихся: 11-17 лет.

В рамках программы предполагается проведение творческой мастерской - 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год) - для всех желающих учащихся детского объединения.

Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  • Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Приказ ГУ от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

  • Устав МБУДО «Дом детского творчества» (утвержден приказом МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» №1173 от 05.11.2015);

  • Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе (утверждено педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2016, приказом № 98/4 от 01.09.2016).



Учебный план

Первый год обучения


Цель курса по финансовой и правовой грамотности направлена на преодоление правового нигилизма, а также на формирование у обучающихся комплексного представления:

- о месте человека как гражданина и как участника правоотношений в экономической и правовой системе общества;

- о способах решения экономических, в том числе финансовых проблем;

- о роли и функционировании системы защиты прав потребителей;

- о правовых ценностях российского общества.

Задачи:

- создать условия для формирования правовой культуры и ценностных ориентиров, основанных на толерантности и на осознании поддержания гражданского мира.

- создать условия для формирования финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений.

Таблица 1

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Деньги и их роль в экономике

14

12

2

3

Потребитель и закон

16

12

4

4

Банковское дело

20

14

6

5

Личный финансовый план

10

4

6

6

Меценаты города Бийска

16

12

4

7

Конвенция ООН о правах ребенка

8

8

-

8

Права и обязанности детей

10

10

-

9

Органы по защите прав ребенка

18

18

-

10

Изучение нормативных документов

28

24

4

11

Итоговое занятие «Дискуссия по курсу финансовая и правовая грамотность».

2

2

-


Итого:

144

118

26


Содержание учебного плана

Первый год обучения


  1. Вводное занятие.

Теория: Что означает быть финансово грамотным. Мои личные финансы. Что такое права, у кого они есть и для чего они нужны.


  1. Деньги и их роль в экономике.

Теория: Понятие денег, сущность, история возникновения. Финансовая культура. Функции денег, их роль в экономике, обзор 6 основных функций. Какие виды денег бывают, что такое биткоины и криптовалюта.

Практика: Обзор и анализ денежных знаков (деньги РФ, вышедшие из оборота, редкие денежные знаки).


  1. Потребитель и закон.

Теория: Кто такой потребитель. Психология потребителя, разнообразие человеческих потребностей и их классификация. Рассмотрение базовых понятий (изготовитель, исполнитель, продавец). Понятие недостатков товара, виды недостатков, безопасность услуг и товаров. Обзор ФЗ «О защите прав потребителей». Информация для потребителя, источник информации. Реклама и ее виды, обзор. Государственные органы и общественные организации по защите прав потребителей. В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту. Что такое моральный вред и как он возмещается.

Практика: Мини-проект по созданию рекламы для заданного продукта.

Практическое занятие по решению задач на тему «Защита прав потребителей».


  1. Банковское дело.

Теория: Банк, что это такое, история возникновения, банковские услуги (кредит и депозит). Банковский продукт, потребитель финансовых услуг. Рассмотрение профессий банковской сферы. Кто такие коллекторы и что означает признание гражданина банкротом. Где хранятся денежные средства в банке. Перемещение наличных и безналичных денежных средств. Банкомат, принципы работа и трудности в эксплуатации.

Практика: Создание мини-проектов «Займы, виды займов», «Обзор и анализ банков, расположенных в нашем городе».


  1. Личный финансовый план.

Теория: Финансовые цели и как их достичь.

Практика: Создание проекта «Мой личный финансовый план».


  1. Меценаты города Бийска.

Теория: Изучение меценатов города Бийска, история и новое время. Обзор объектов культурного наследия. Фирсовский Пассаж, Особняк купца Асанова, Городской Драматический театр, Макарьевские номера, Заброшенный особняк Морозовых, Гилевых, здание 1-й Бийской электростанции, Николаевская Гимназия, Дом Сычевых.

Практика: Экскурсия к объектам культурного наследия.


7. Конвенция ООН о правах ребенка.

Теория: История развития Конвенции о правах ребенка. Роль и место ребенка в обществе. Содержание Конвенции о правах ребенка, обзор статей. Международные стандарты Конвенции о правах ребенка. Реализация основных положений Конвенции о правах ребенка в РФ. Деятельность Правительства Российской Федерации по защите прав детей. Деятельность уполномоченного по правам человека.

8. Права и обязанности детей.

Теория: Что такое права и обязанности. Права детей в семейном законодательстве, имущественные права детей. Трудовое законодательство в отношении детей. Уголовно-процессуальные права детей. Обязанности детей. Соблюдение норм и правил поведения дома, в школе, на улице, в общественных местах и на проезжей части.


  1. Органы по защите прав ребенка.

Теория: Обзор органов по защите прав ребенка. ГУ МВД России по Алтайскому краю, комиссия по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства, государственные органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образовательные учреждения, органы службы занятости (функции и основные мероприятия).


  1. Изучение нормативных документов.

Теория: Обзор нормативно-правовых актов (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ). Что такое наркотические средства и как себя обезопасить. Обзор государственных праздников РФ, история их возникновения.

Практика: Составление генеалогического древа.


  1. Итоговое занятие. «Дискуссия по курсу финансовая и правовая грамотность».

Теория: Подведение итогов по пройденному материалу. Самоанализ обучающихся.








Планируемые результаты после первого года обучения


Предполагается, что после реализации программы первого года обучения у обучающихся будет сформирована правовая культура и ценностные ориентиры, основанные на толерантности и на осознании поддержания гражданского мира, также будут сформированы навыки и знания, позволяющие анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений. Кроме того,

обучающиеся будут знать:

- основные законы РФ, которые регулируют правоотношения в обществе;

- алгоритм действий при нарушении их прав и законных интересов;

- навыки применения Федерального закона РФ «О защите прав потребителей»;

- базовые понятия финансовой культуры;

иметь представления о меценатах г. Бийска настоящего и прошлого времени;

уметь составлять личный финансовый план.




Учебный план

Второй год обучения


Цель курса по финансовой и правовой грамотности направлена на формирование у обучающихся комплексного представления:

- о месте человека в семье и в социуме;

- о роли образования и трудовой деятельности в жизни человека.

Задачи:

- создать условия для формирования у обучающихся комплексного представления о базовых понятиях таких как «семья», «труд», «социум», «экономика», «человек», «государство».

Таблица 2

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Семья и человек

18

12

6

3

Образование и труд

36

28

8

4

Социум

30

28

2

5

Экономика

26

14

12

6

Взаимосвязь человека и государства

30

22

8

7

Итоговое занятие.

2

2

-


Итого:

144

108

36



Содержание учебного плана

Второй год обучения


  1. Вводное занятие.

Теория: Роль финансовых и правовых знаний в жизни общества.


  1. Семья и человек. Теория: Что делает человека человеком. Отличие человека от других живых существ. Цели и ценности человеческой жизни. Природное и общественное в человеке, возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста, семья и семейные отношения. Роли в семье и семейные ценности, традиции. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Здоровый образ жизни, свободное время. Практика: Мини-проекты «Семейные традиции», «Учимся рационально использовать свое свободное время», «Ведение домашнего хозяйства».


  1. Образование и труд.

Теория: Образование и самообразование, значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Наука и ее значение в жизни современного общества, нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном обществе. Образование и карьера, выбор будущей профессии. Основные правила и приемы, используемые при составлении резюме. Профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации их роль в трудовой деятельности. Труд как образ жизни людей, привычка к труду. Создание материальных ценностей, разнообразие трудовой деятельности. Труд и его роль в экономике. Ремесло, творческий труд. Можно ли заработать на своем хобби. Труд и его оценка. Из чего складывается стоимость труда. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Как рассчитывается минимальный размер оплаты труда. Практика: Мини-проекты «Анализ трудового рынка», «Составление резюме», «Рассчитываем стоимость труда». Экскурсия в Службу занятости населения.


  1. Социум. Теория: Человек в социальном измерении (узнаем и оцениваем себя). Правильная организация своего времени. Межличностные отношения, роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество, соперничество, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные общности и группы (виды групп). Лидеры, групповые нормы, формальные и неформальные группы. Регулирование поведения людей в обществе. Общение, цели общения, средства общения, особенности общения со сверстниками и со старшими. Правила поведения, их виды и роль в обществе. Правила этикета, правила поведения в общественных местах, правила поведения в транспорте. Обзор прав и обязанностей граждан. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Защита Отечества, долг или обязанность. Дисциплина - для чего она нужна. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Практика: Мини-проект по созданию памятки «Правила этикета».


  1. Экономика.

Теория: Натуральное и товарное хозяйство. Взаимосвязь между производителем и потребителем. Новые технологии в производстве и их возможности. Издержки производства, выручка и прибыль. Собственный бизнес - собственные проблемы. Формы бизнеса, условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателей, виды бизнеса, роль предпринимательства в развитии экономики. Экономика семьи. Практика: Мини-проекты «Мой бизнес», «Доходы семьи», «Расходы семьи», «Семейный бюджет», «Жизнь семьи без потребительских кредитов».


  1. Взаимосвязь человека и государства.

Теория: Налоги, что это такое и зачем они нужны. Какие налоги платит семья. Социальные пособия: как они могут помочь в жизни, какие социальные пособия выплачивает государство. Виды пособий. Пенсия: трудовые пенсии, пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по старости. На что обратить внимание при выборе негосударственного пенсионного фонда. Практика: Мини-проекты «Налоги моей семьи», «Налоги нашего государства», «Социальные пособия», «Обзор рейтингов негосударственных пенсионных фондов».


  1. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов по пройденному материалу. Самоанализ полученных навыков и знаний.



Планируемые результаты после второго года обучения


Предполагается, что после реализации программы второго года обучения обучающиеся будут знать:

- базовые понятия: «человек», «образование», «труд», «семья», «социум», «экономика», «государство»;

- взаимосвязь между гражданином и государством;

уметь:

- анализировать поведение человека в разнообразных социальных отношениях.

Учебный план

Третий год обучения


Цель курса по финансовой и правовой грамотности направлена на формирование у обучающихся комплексного представления:

- о месте человека как гражданина своей страны;

- о возможных рисках в финансовом мире;

- о взаимосвязи человека и государства.

Задачи:

- создать условия для формирования представлений об основах Российского права, об экономике и её основных элементах.

Таблица 3

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Я гражданин

14

12

2

3

Основы Российского права

52

40

12

4

Правовое положение несовершеннолетних

12

12

-

5

Экономика и ее основные элементы

8

8

-

6

Денежные средства семьи, семейное благосостояние.

28

20

8

7

Риски в мире денег

18

16

2

8

Человек и государство

8

6

2

9

Итоговое занятие

2

2

-


Итого:

144

118

26



Содержание учебного плана

Третий год обучения


  1. Вводное занятие.

Теория: Роль финансовых и правовых знаний в жизни общества.


  1. Я гражданин.

Теория: Россия – федеративное государство. Государственно-территориальное устройство. Виды субъектов РФ. Конституционные характеристики РФ как государства. Сущность государственного суверенитета РФ. Конституция РФ, структура конституции, анализ преамбулы и содержания 1-й главы Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Гражданство. Права и обязанности человека и гражданина. Правоохранительные органы, судебная система РФ, органы государственной власти Российской Федерации (общая характеристика). Полномочия Президента РФ, Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации. Составление схемы «Высшие органы государственной власти в России». Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Практика: Мини-проект «Характеристика субъекта Федерации, в котором мы проживаем».


  1. Основы Российского права.

Теория: Правоотношение, юридический факт, субъекты правоотношения, содержание правоотношения, объект правоотношения. Характеристика и особенности системы Российского законодательства. Что такое право, правовая норма, нормативный правовой акт, нормативный договор, юридическая сила. Сопоставление понятий «право» и «законодательство». Правоспособность и дееспособность человека. Полная, частичная и ограниченная дееспособность. Рассмотрение причин ограничения дееспособности. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте 6–14 лет и 14–18 лет. Гражданские правоотношения. Право собственности. Сделка и договор. Права потребителей и защита прав потребителей. Понятие семейных правоотношений. Институт брака. Условия заключения брака. Брачный договор. Форма заключения и содержания брачного договора. Характеристика имущественных и личных неимущественных прав супругов. Трудовые правоотношения, трудовое право. Кто такой безработный. Понятие трудового договора. Форма и содержание трудового договора. Административные правоотношения. Административное законодательство, административное право. Правонарушения. Знакомство с понятиями: «правонарушение», «состав правонарушения», «проступок». Характеристика сферы общественных отношений, регулируемых административным правом. Субъекты административных, гражданских, трудовых и семейных правоотношений. Особенности административных правоотношений. Юридическая ответственность, понятия: «юридическая ответственность», «презумпция невиновности», признаки юридической ответственности. Рассмотрение примеров и принципов юридической ответственности. Сопоставление юридической и моральной ответственности. Уголовное право. Преступление и наказание. Понятие уголовной ответственности и виды наказаний. Административные правонарушения и наказания. Сопоставление преступления и административного проступка, уголовная и административная ответственность.

Практика: Мини-проекты: «Составление договора на заданную тему», «Составление претензии по защите прав потребителей», «Составление брачного договора», «Составление трудового договора», «Обзор судебной практики по уголовным делам», «Обзор судебной практики по административным делам».


  1. Правовое положение несовершеннолетних.

Теория: Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Основные особенности правового статуса несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Подросток в трудовых правоотношениях. Особенности заключения трудового договора с 14- и 15-летним подростком. Права и обязанности несовершеннолетних работников. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Понятия: «условное осуждение», «принудительные меры воспитательного воздействия». Уголовные наказания, применяемые к несовершеннолетним. Правовое регулирование в сфере образования. Конституционные основы права на образование.


  1. Экономика и ее основные элементы.

Теория: Что такое экономика. Товары и услуги. Ресурсы и потребности Факторы производства и производительность труда. Разделение труда. Собственность, виды собственности. Предприятия. Обзор предприятий Рынок труда. Кем быть? Мини-проект «Анализ рынка труда».


  1. Денежные средства семьи, семейное благосостояние.

Теория: Деньги и их роль в жизни общества, гражданина и семьи. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. Источники денежных средств семьи. Источники доходов. Контроль семейных расходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Внешние факторы, влияющие на личные и семейные доходы. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния. Для чего нужны финансовые организации. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Практика: Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» Мини-проект «построение семейного бюджета» Мини-проект «Оптимизация семейного бюджета» Мини-проект «Финансовое планирование».


  1. Риски в мире денег.

Теория: Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Рождение ребенка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Страховой рынок России: коротко о главном. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Ущерб третьим лицам. Как правильно выбрать страховщика. Финансовые риски, виды. Что такое финансовые пирамиды. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой. Виртуальные ловушки или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат». Валюта в современном мире. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Практика: Мини-проект по созданию финансовой пирамиды.

  1. Человек и государство.

Теория: Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать её достойной. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Раскрываем понятия «пенсия», «СНИЛС». Виды пенсионного обеспечения в РФ.

Практика: Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».


  1. Итоговое занятие. «Дискуссия по курсу «Финансовая и правовая грамотность».

Теория: Подведение итогов по пройденному материалу. Самоанализ обучающихся.



Планируемые результаты после третьего года обучения


Предполагается, что после реализации программы третьего года обучения обучающиеся будут знать:

- органы государственной власти Российской Федерации;

- основы Российского права;

- понятие «экономика, базовые элементы экономики;

уметь:

- составлять семейный бюджет;

- осуществлять финансовое планирование.





















Учебный план творческой мастерской


Цель занятий творческой мастерской направлена на формирование у обучающихся более углубленных практических знаний в рамках программы «Я правовед», а также комплексного представления:

- о государственных праздниках РФ;

- о правилах дорожного движения.

Задачи:

- создать условия для формирования у обучающихся представлений об основах правовой и финансовой культуры;

- создать условия формирования патриотизма;

Таблица 4

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Государственные праздники РФ

31

1

30

3

Я пешеход

19

5

14

4

Потребитель и закон

6

1

5

5

Банковское дело

4

1

3

6

Личный финансовый план

5

1

4

7

Изучение нормативных документов

5

1

4

8

Итоговое занятие «Дискуссия по курсу финансовая и правовая грамотность».

1

-

1


Итого:

72

11

61



Содержание учебного плана творческой мастерской


  1. Вводное занятие.

Теория: Что означает быть финансово грамотным. Обзор государственных праздников в РФ.


  1. Государственные праздники РФ.

Теория: Обзор государственных праздников. 1 сентября День Знаний; 1 июня День защиты детей; 12 июня День России; 04 ноября День народного единства; 12 декабря День Конституции; 01 января Новый год; 23 февраля День защитника Отечества; 08 марта Международный женский день; 01 мая День весны и труда; 09 мая День победы;

Практика: изготовление стен газет, посвященных государственным праздникам.


  1. Я пешеход.

Теория: Изучаем правила дорожного движения

Практика: Изготовление памятки со знаками дорожного движения; Написание статей для стен газеты. Изготовление стен газеты на тему «Правила дорожного движения»

  1. Потребитель и закон.

Теория: Обзор различных нарушений прав.

Практика: Составление алгоритма действий при различных нарушениях прав граждан. Составление памятки «Индекс «Е»». Мини проект по созданию рекламы для заданного продукта.


  1. Банковское дело.

Теория: Обзор Банков распложенных в нашем городе

Практика: Мини проект «Обзор и анализ банков расположенных в нашем городе».


  1. Личный финансовый план.

Теория: Что такое финансовый план

Практика: Создание проекта «Мой личный финансовый план».


  1. Изучение нормативных документов.

Теория: Обзор Нормативных документов

Практика: Составление генеалогического древа.


  1. Итоговое занятие. «Дискуссия по курсу финансовая и правовая грамотность».

Практика: Подведение итогов по пройденному материалу.























Планируемые результаты после реализации программы


Предполагается, что после реализации программы у обучающихся будет сформирована правовая культура и ценностные ориентиры, основанные на толерантности и на осознании поддержания гражданского мира, также будут сформированы навыки и знания, позволяющие анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений.

Кроме того, обучающиеся будут знать:

- основные законы РФ, которые регулируют правоотношения в обществе;

- алгоритм действий при нарушении их прав и законных интересов;

- навыки применения Федерального закона РФ «О защите прав потребителей»;

- базовые понятия финансовой культуры;

- понятия «человек», «образование», «труд», «семья», «социум», «экономика», «государство»;

- взаимосвязь между гражданином и государством;

- органы государственной власти Российской Федерации;

- основы Российского права;

- понятие «экономика, базовые элементы экономики;составят личный финансовый план;

уметь:

- анализировать поведение человека в разнообразных социальных отношениях;

- составлять семейный бюджет;

- осуществлять финансовое планирование.







Механизм оценки получаемых результатов


Контроль усвоения программного материала осуществляется путем проведения начальных, промежуточных, итоговых диагностик и обобщающих занятий, а также при наблюдении за обучающимися в процессе общения.

Формы контроля:

- тестирование;

- устный опрос.





Методическое обеспечение

Первый год обучения

Таблица 4

Название раздела

Формы занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма

подведения итогов

1

Вводное занятие

Лекция

 


 Обсуждение

2

Деньги и их роль в экономике

Лекция

Беседа


Распечатка образцов валюты стран мира.

Распечатка тестовых заданий, кроссвордов.

 Микроскоп

Персональный компьютер. Смартфон.

 Обсуждение


3

Потребитель и закон

Лекция

Беседа

Анализ

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер

Презентация проекта

4

Банковское дело

Лекция

Беседа

Анализ

Творческая мастерская

Ролевые игры

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Презентация проекта

5

Личный финансовый план

Лекция

Творческая мастерская


Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Обсуждение проекта

6

Меценаты города Бийска

Лекция

Беседа

Экскурсия

Распечатка тестовых заданий.

Персональный компьютер.

Обсуждение

7

Конвенция ООН о правах ребенка

Лекция

Дискуссия

Анализ

Распечатка тестовых заданий.


Выступление

8

Права и обязанности детей

Лекция

Беседа

Анализ

Распечатка тестовых заданий.


Обсуждение

9

Органы по защите прав ребенка

Лекция

Дискуссия

Распечатка тестовых заданий.


Обсуждение

10

Изучение нормативных документов

Лекция

Беседа

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Презентация проекта

11

Итоговое занятие

Анализ



Обсуждение







Методическое обеспечение

Второй год обучения

Таблица 5

Название раздела

Формы занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма

подведения итогов

1

Вводное занятие

Лекция

 


 Обсуждение

2

Семья и человек

Лекция

Беседа

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

 Обсуждение

Защита проекта


3

Образование и труд

Лекция

Беседа

Анализ

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер

Презентация проекта

4

Социум

Лекция

Беседа

Анализ

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Презентация проекта

5

Экономика

Лекция

Творческая мастерская


Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Обсуждение проекта

6

Взаимосвязь человека и государства

Лекция

Беседа

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Обсуждение

Защита проекта


7

Итоговое занятие

Анализ

.


Обсуждение



















Методическое обеспечение

Третий год обучения

Таблица 6

Название раздела

Формы занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма

подведения итогов

1

Вводное занятие

Лекция

 


 Обсуждение

2

Я гражданин

Лекция

Беседа

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

 Обсуждение

Защита проекта


3

Основы Российского права

Лекция

Беседа

Анализ

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Презентация проекта

4

Правовое положение несовершеннолетних

Лекция

Беседа

Анализ

Распечатка тестовых заданий.


Обсуждение

5

Экономика и ее основные элементы

Лекция

Распечатка тестовых заданий.


Обсуждение

6

Денежные средства семьи, семейное благосостояние

Лекция

Беседа

Творческая мастерская

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Обсуждение проекта

7

Риски в мире денег

Лекция

Беседа

Анализ

Творческая мастерская

Обучающие игры

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Защита проекта


8

Человек и государство

Лекция

Беседа

Анализ

Творческая мастерская

Мозговая атака

Распечатка тестовых заданий.

Доска и фломастеры.

Персональный компьютер.

Обсуждение

Защита проекта


9

Итоговое занятие

Анализ



Обсуждение










Список литературы


Литература для педагога:

  1. Буланичев В.В. книга очерков «Выдающиеся люди Бийска». Электронная версия.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 18.07.2019). Электронная версия.

  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019). Электронная версия.

  4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Электронная версия.

  5. Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Электронная версия.

  6. Постановление Правительства РФ от 16.10.1997 N 1327 (ред. от 08.10.1998) «О комиссии по координации работ, связанных с выполнением конвенции ООН о правах ребенка и всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, и Межведомственной комиссии по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации». Электронная версия.

  7. Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 N 1088 (ред. от 08.10.1998) «О составе Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации». Электронная версия.

  8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019). Электронная версия.

  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019). Электронная версия.

  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019). Электронная версия.

  11. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». Электронная версия.



 Литература для обучающихся:

  1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 344 с.

  2. Буланичев В.В. книга очерков «Выдающиеся люди Бийска». Электронная версия.

  3. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.-280 с.

  4. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 352 с.






































Цель проведения диагностики – определить уровень знаний, умений и навыков обучающихся по финансовой и правовой грамотности.

Диагностика проводится в III этапа: I этап – начальный (в начале учебного года, сентябрь), II – промежуточный (в середине учебного года, декабрь), III этап – итоговый (в конце учебного года, май)

Уровни овладения знаниями делятся на высокий, средний и низкий.



Первый год обучения

При проведении диагностики проверяются следующие аспекты:

  • роль денег в экономике и жизни каждого человека;

  • права детей;

  • знание нормативно-правовых актов.


1. Роль денег в экономике и жизни каждого человека

Проводится на всех этапах диагностики.

Обучающимся предлагаются карточки с тестовыми заданиями: выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов (20 вопросов).

Оценка:

Низкий уровень - обучающийся допускает 13-20 ошибок

Средний уровень – обучающийся допускает 7-12 ошибок

Высокий уровень – обучающийся допускает 1-6 ошибки


2. Права детей

Проводится на всех этапах диагностики.

Обучающимся предлагаются карточки с тестовыми заданиями: выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов (20 вопросов).

Оценка:

Низкий уровень - обучающийся допускает 13-20 ошибок

Средний уровень – обучающийся допускает 7-12 ошибок

Высокий уровень – обучающийся допускает 1-6 ошибки


3. Знание нормативно-правовых актов

Проводится на всех этапах диагностики.

Обучающимся предлагаются карточки с тестовыми заданиями: выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов (20 вопросов).

Оценка:

Низкий уровень - обучающийся допускает 13-20 ошибок

Средний уровень – обучающийся допускает 7-12 ошибок

Высокий уровень – обучающийся допускает 1-6 ошибки






Второй год обучения

При проведении диагностики проверяются следующие аспекты:

  • знание базовых понятий: «семья», «труд», «социум», «экономика», «человек», «государство»;

  • знание взаимосвязи человека и государства.


  1. Знание базовых понятий: «семья», «труд», «социум», «экономика», «человек», «государство»

Проводится на всех этапах диагностики.

Обучающимся предлагаются карточки с тестовыми заданиями: выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов (20 вопросов).

Оценка:

Низкий уровень - обучающийся допускает 13-20 ошибок

Средний уровень – обучающийся допускает 7-12 ошибок

Высокий уровень – обучающийся допускает 1-6 ошибки


2. Знание взаимосвязи человека и государства

Проводится на всех этапах диагностики.

Обучающимся предлагаются карточки с тестовыми заданиями: выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов (20 вопросов).

Оценка:

Низкий уровень - обучающийся допускает 13-20 ошибок

Средний уровень – обучающийся допускает 7-12 ошибок

Высокий уровень – обучающийся допускает 1-6 ошибки


Третий год обучения

При проведении диагностики проверяются следующие аспекты:

  • знание основ Российского права;

  • знание основных элементов экономики.


  1. Знание основ Российского права

Проводится на всех этапах диагностики.

Обучающимся предлагаются карточки с тестовыми заданиями: выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов (20 вопросов).

Оценка:

Низкий уровень - обучающийся допускает 13-20 ошибок

Средний уровень – обучающийся допускает 7-12 ошибок

Высокий уровень – обучающийся допускает 1-6 ошибки


2. Знание основных элементов экономики

Проводится на всех этапах диагностики.

Обучающимся предлагаются карточки с тестовыми заданиями: выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов (20 вопросов).

Оценка:

Низкий уровень - обучающийся допускает 13-20 ошибок

Средний уровень – обучающийся допускает 7-12 ошибок

Высокий уровень – обучающийся допускает 1-6 ошибки




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Я правовед»

Автор: Мокшина Елена Викторовна

Дата: 03.03.2020

Номер свидетельства: 541796

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства