«ШАГ В БУДУЩЕЕ:
БЫТЬ ПОЛИТИКОМ ХОЧУ»
Проектная деловая игра
Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенные воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество.
И.А. Ильин
1.Цели и задачи проектной деловой игры:
В ходе проведения занятия учащихся смогут:
-научиться формировать проблемы на основе рассмотрения ситуации и предложить пути их разрешения;
-в ходе работы в малой группе обсудить сущность политического поведения, определить виды политического участия;
-познакомиться с источниками (документами) по избирательному праву;
-выработать свои критерии качеств, которыми должны обладать политические лидеры;
-определить свои политические ориентации, увидеть практическую сторону политического плюрализма.
В результате занятия учащиеся смогут:
-давать определения «политическое участие», «политический лидер», «политическая ориентация», «плюрализм», «избирательная система», «референдум», «избирательный округ», «депутат», «избирательный ценз»,
-анализировать первоисточники (документы) по избирательному праву;
-понимать важность политического участия;
-получить дополнительные знания по избирательному праву;
-оценить уровень правовой культуры самого себя, родителей, общества;
-стремиться к активной гражданской позиции;
-познакомиться с избирательными процедурами;
-смогут осознать значимость активной жизненной и гражданской позиции для осуществления в будущем своих прав через участие в референдумах, выборах, работу в органах государственного правления.
2.Место данного занятия в учебно-воспитательном процессе. основные идеи занятия.
Данное занятие может быть проведено на уроке обществознания (8-11 класс) в блоке тем, посвященных избирательному праву, политическому статусу личности, демократии, политическим партиям, гражданскому обществу.
Данную форму можно использовать как вводное занятие при изучении блока «Политическая жизнь современного общества.» В этом случае учителю необходимо обращать внимание на общий уровень подготовленности учащихся, на уровень политической социализации. Оценивать необходимо активность учащихся и их творчество.
Это же занятие можно использовать для проведения итогового контроля знаний. А оценивать за точность формулировок понятий, знание теории и использование ее на практике.
Занятие может являться и содержательной единицей элективных курсов по избирательному праву, по правам человека. А так же это занятие может быть проведено как самостоятельное, воспитательное мероприятие школы по гражданско-правовому воспитанию. Рекомендуемое время проведения занятия-60минут. По желанию время занятия можно сократить или увеличить.
На данном занятии очень эффективно использование ИКТ: экономия времени, яркость, использование иллюстративного материала. В организации и проведении очень уместно использование кейс-технологии, мозгового штурма, групповой работы, т.е. методов и приемов интерактивного обучения. В данном занятии могут быть использованы разнообразные источники по избирательному праву, газетные и журнальные статьи.
Основной идеей занятия является «проигрывание» учащимися отдельных избирательных процедур и процедур политического участия: использование бюллетеней, голосование, подсчет голосов, оформление «Публичного протокола», составление партийных программ и т.д.
3. Схема моделирования деловой проектной игры: «Шаг в будущее: быть политиком хочу».
Ценностно-ориентировочный компонент (зачем?)
Ресурсно-обеспечивающий компонент (с помощью чего?)
Содержательно-функциональный компонент (что?)
«Шаг в будущее: Быть политиком хочу»
Организационно-структурный компонент (как?)
Организационно- управленческий компонент (кто?)
4. Форма проведения: проектная деловая игра с элементами тренинга.
5. Методы и приемы: тренинг, групповые задания, элементы игры, работа с первоисточниками, мини проекты, дискуссия, групповой диалог.
6. Оформление и техническое обеспечение: проектор, компьютер, экран, бланки регистрации политических партий, бюллетени , агитационный предвыборный материал, оценочные фишкм, ресурсный материал по избирательному праву, рефлексивные листки участников, избирательная урна, плакаты. (Приложение №1)
7. Рекомендации по организации проектной деловой игры.
Игра проходит в три этапа. Во время первого этапа формируются команды, которые будут представлять партии( нужно в подготовительный период придумать название партии, определить лидера и подготовить его представление, разработать программу партии.
Содержанием второго этапа является выполнение заданий проектнотворческого характера. Поэтапно выполняя задания, команды выступают в роли политических партий, которые учувствуют в избирательном процессе.
Содержание третьего этапа связано с тренинговыми заданиями, целью которые является выработка умения увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, закрепление диалогового стиля общения, что служит основой политической культуры.
На данном этапе проводятся итоги игры.
Итоги конкурсов подводятся голосованием каждого члена жюри. (Члены жюри опускают бюллетень с отметкой партии-победительницы в урну после каждого конкурса).
В конце занятия члены комиссии подсчитывают голоса за каждую партию и полученные данные заносят в протокол (Приложение №2).
7.. Содержание проектной деловой игры: «Шаг в будущее: быть политиком хочу»
I. Первый (предварительный) этап проводится за две недели до деловой игры. Из числа учащихся формируются команды, куда могут войти как одноклассники, так и ученики разных классов. Команды получают задание подготовить мини проекты: «Партия. Лидер. Программа».
II. Второй этап. Перед началом игры участники команд заполняют первую часть «Рефлексивного листка участника». (Приложение №3).
1. Мотивация.
Добрый день, друзья, юные граждане России. Вам сегодня 14-15 лет. Вы учитесь в старших классах и у вас уже есть паспорт, документ, который практически подтверждает ваше гражданство. Но каждый из Вас ждет своего совершеннолетия. Исполнения 18 лет. Почему? (ответы учащихся)
В 18 лет каждый из вас обретет полный политический статус. Именно в 18 лет Вы становитесь полноправными участниками правового пространства нашего государства. Свою причастность к этому пространству сильнее всего вы ощутите после участия в политических выборах. А готовы ли вы занять свое место ы политической жизни нашей страны, сможете ли ВЫ влиять на нее?. Ответу на этот вопрос посвящено наше занятие. «Шаг в будущее: хочу политиком быть».
После каждого конкурса жюри будет голосовать индивидуально, сохраняя тайну голосования, которая по их мнению отвечает правильнее всего. Бюллетени будете опускать вот в эту урну для голосования. В итоге мы подсчитаем голоса и определим команду-победительницу.
Итоги игры занесем в «Публичный протокол». Он перед вами на доске.
2. Основная часть.
Задание 1.
Команды сообщают название своей партии, представляют лидера и объявляют программу. Перед началом выступления партии передают жюри предварительно заполненный бланк регистрации политической партии. (Приложение №4)
-Итак, присутствующие партии прошли регистрацию и допущены к участию в выборах, и переходят к предвыборной агитации. Лидеры партии могут получить подписанные бланки регистрации.
Задание 2.
-Прежде чем партии начнут предвыборную агитацию. Мы должны убедиться, что они знакомы с этапами избирательного процесса. Итак: Избирательное лото. На мониторах компьютеров вразброс написаны стадии избирательного процесса. Необходимо как можно быстрее упорядочить всю информацию.( команды коллективно выполняют задания, жюри-эксперты оценивают правильность работы, правильный алгоритм демонстрируется на экран. (Приложение №5)
Задание 3.
Предвыборную агитацию начинает партия «Надежда».(Показывает презентацию).
Как проведет агитацию партия «Юные патриоты». (Раздают листовки зрителям, жюри).
Слово для предвыборной агитации предоставляется партии «Трудовая молодежь». (Выступление лидера партии). (Жюри оценивает мини проекты команд).
Задание 4.
-Начинаем политические дискуссии.
Почему выборы считаются средством справедливого решения политических вопросов? (вопрос-проблема на экран).
Команды-политические партии обсуждают проблему и представляют свое мнение. (Жюри оценивают рассуждение и голосуют).
Задание 5.
-Кандидат в конгрессмены в США в 1986 Роберт Кеннеди успешно использовал в предвыборной агитации лозунги: (Лозунги на экране)
«Вовлекайтесь! Учувствуйте!»
«В демократическом обществе важно не согласие, а участие!»
«Наша система работает, если ты работаешь в ней»
А какие лозунги вы бы использование в предвыборной агитации? Итак, конкурс: «Слово-это сила». (Не менее 5)
Задание 6.
Нашим политическим партиям адресованы послания граждан Российского государства с просьбами разобраться в сложившихся проблемных ситуациях. Попробуйте найти пути решения жизненно важных для наших граждан проблем.
( Тексты посланий представлены на карточках, которые вытягивает лидер партии. Через 3 минуты каждая партия выступает со своими вариантом решения проблемы. Жюри выслушивает ответы и голосует).
3. Третий этап. Политические тренинги.
Задание 1. «Я голосую за тебя.»
«Люди держать камень за пазухой,
если нет ничего за душой.»
И.Н. Шевелев.
(на экране)
- Лидер- это прежде всего человек, которому доверяют другие люди, за которыми готовы идти, которого готовы слушать и верить ему. Но прежде чем стать лидером, человек должен заручиться поддержкой, за него должны проголосовать другие. Чем будут руководствоваться при этом потенциальные избиратели, они решают самостоятельно, естественно, прислушиваясь к кандидату.
Сейчас вы самостоятельно решите, кого из членов группы вы бы поддержали во время выборов, за кого бы вы проголосовали. Но это должен быть обоснованный выбор конкретного человека. Сформулируйте доводы, которыми вы руководствовались при этом. Все это следует оформить в письменном виде, чтобы потом можно было объявить вслух. Свой выбор вы должны держать в тайне до тех пор, пока не будет сигнала. Время на эту работу-3мин.
После этого вы подойдете к человеку, за которого решили проголосовать, и объясните свой выбор.
(Жюри прослушивает и оценивает каждую партию).
Задание 2. «Теледебаты претендентов»
«Недостаточно иметь заслуги,
надо уметь людям понравиться.»
Честерфилд.
(на экране)
-Одной из прекрасных возможностей показать свои лидерские качества и найти поддержку будущих избирателей являются теледебаты. Сейчас в центр за отдельно стоящий стол приглашаются лидеры партий, желающие выступить в роли претендентов на должность мэра города для участия в открытых телевизионных дебатах.
Каждый претендент имеет возможность подготовить тезисы своего краткого выступления перед большой аудиторией «телезрителей», роль которых сыграют все остальные участники. «Телезрители» имеют возможность задавать любые вопросы тому или иному претенденту.
На первом этапе в течение 3 минут претенденты готовятся к выступлению, набрасывая тезисы, собирая аргументы и т.п. «Телезрители» в это же время могут подумать над вопросами, которые они смогут задать претендентам.
На втором этапе 7 минут проводятся сами «теледебаты», в ходе которых претенденты говорят по очереди о своих программах деятельности в должности мэра города, задают друг другу уточняющие вопросы. Затем претенденты отвечают на вопросы «телезрителей».
( В конце дебатов жюри определяет лидера-победителя).
4.Заключительная часть.
Жюри подводит итоги игры, определяет победителя, подсчитывая бюллетени. Открывается урна. (Подсчитывается количество баллов, которые получила каждая партия). Данные выносятся на экран- «Публичный протокол». Назвается партия-победительница.
-Ваш выбор сегодня- это ваше будущее. Значит будущее в ваших руках. Будьте активными избирателями! Будьте избранными! Помните: «Что собственною волею избирает человек, то и любит он!».(В.Малиновский)
Использованная литература
1.Конституция РФ. М. «Юридическая литература»,2012.
2.Конституция РА Майкоп. Адыгейское книжное издательство,2012
3.Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан РФ , 2012
4.Закон Республики Адыгея «О выборах главы муниципального образования» Майкоп,2010
5.Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания. 2ч.- М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2001
6.Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию.- М.:изд. Дом «Новый учебник»,2010г
7.Клименко Л.В., Рымынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. М.: Дрофа,2011
8.Синова И. В. Государственное устройство России. Издательский дом: Литература,2009
9.Шевчук Д.А., Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Политика.2011.
Приложение №1.
«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». (Джон Адамс)
«Управление государством зависит от подбора мудрых людей». (Конфуций)
«Голосуй за человека, который обещает меньше все, будешь меньше всех разочарован». (Барух)
«Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех». ( Джон Кеннеди)
«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан» (С. Смайлс)
«Гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его нынешний выбор-это фундамент будущего страны, его детей и внуков».
Приложение №2.
Протокол
от __________________2013 год.
Партия «За» «Против»
1.Трудовая молодежь.
2.Юные патриоты.
3. Надежда.
Председатель члена жюри:
Члены жюри:
Приложение №3.
Рефлексивный листок участника.
1.Цель участия
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Что хочешь узнать? Чему научиться?
__________________________________________________________________
3. Сегодня самым интересным было
__________________________________________________________________
4.Сегодня я смог____________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Я понял, что_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение №4.
Бланк регистрации политической партии.
Наименование партии (полное и сокращенное):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные принципы деятельности партии:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели и задачи деятельности партии:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы достижения целей решения задач ( каким образом партия будет достигать поставленных целей)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка о регистрации в Центральной избирательной комиссии (Жюри):
__________________________________________________________________
(дата, подпись председателя)
Приложение №5.
Стадии избирательного процесса.
Образование избирательных округов и избирательных участков.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность.
Предвыборная агитация.
Формирование избирательных комиссий.
Составление списков избирателей.
Назначение даты выборов.
Финансирование выборов и предоставление отчетов о расходовании средств на эти цели.
Голосование и установление результатов голосования.
Приложение №6.
Примеры посланий избирателей.
1.Послание для комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму.
«Покупка необходимых вещей в кредит-широко распространённая практика во всем мире. С помощью услуг банков люди имеют возможность покупать то, что им нужно, и использовать это сразу, не дожидаясь того дня когда они скопят необходимую сумму. Поскольку многие банки пользуются упрощенной системой проверки состоятельности заемщиков, некоторые люди с низкими доходами привыкают жить за счет кредитов. Можно предположить, что через несколько лет нас ждет лавина дел о банкротстве. Тех кто не хочет или не может платить по счетам, хватает уже и сейчас. И уже сейчас по суду у должника могут отнять имущество. Но на сегодня процедура эта хлопотная и дорогая к каждому проблемному заемщику по судебному приставу не представишь. Для банкиров процедура банкротства выгодна тем, что судебные издержки и хлопоты по распродаже имущества оплачивается за счет должника. Но это в идеале. На деле же богатые и так вернут кредит. А с бедных взять нечего. Просьба решить данную проблему».
Ваши избиратели Послание комитету ГД по культуре
2. Послание для комитета ГД по образованию и науке.
«Система образования должна быть ответственно за результаты воспитания личности… Педагоги, которые так много времени проводят на близкой дистанции с учащимися, должны быть прямо заинтересованы в успехе воспитательной работы. На учителях лежит огромная ответственность. Часто возникает несовместимость педагога и класса, который ему доверяют. Поэтому нужна система отбора педагогов-кандидатов на классное руководство. И здесь необходима помощь психолога. Как у нас сейчас на деле происходит? Молодой педагог приходит в школ6 ему дают самый сложный, так сказать, «тяжелый» класс. Если выжил. Значит в школе останется. Если нет-скорее всего. Уйдет. И уже навсегда. Главная задача классного руководителя-это правильно выстроить отношения с детьми и родителями. Просим разобраться в сложившейся ситуации».
Ваши избиратели
3. «Молодежь-огромная часть нашего современного общества. Она только отличается от взрослых и детей, но еще и всячески подчеркивает это. Главной ценностью современной молодежи является свободное время. Можно сказать, что отдых и досуг –ведущая форма жизнедеятельности, вытеснившая труд как важнейшую потребность.
Низкий уровень политической и экономической грамотности-вот еще одна особенность современной молодежной субкультуры. Молодежная политическая субкультура является, пожалуй, самой малочисленной среди всех категорий. В таких условиях процесс социализации представляется весьма и весьма неэффективным, а переход от юности к к зрелому возрасту весьма долгим. Для России такой характер молодежной субкультуры-это будущее станы , а с подобными особенностями таких представителей будущее выглядит чересчур облачным. Молодежная субкультура нуждается. Как и культура в целом, в регулировании со стороны государства».
Ваши избиратели.