kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина по правовым знаниям "В гостях у Фемиды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина была проведена в рамках декады правовых знаний. Содержит тестовые задания, вопросы, игру "да-нет" и другие этапы. Напомнит учащимся о правах человека, об ответственности, а также имеет познавательный характер. 

Просмотр содержимого документа
«Викторина по правовым знаниям "В гостях у Фемиды"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 113 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

















Викторина


«В гостях у Фемиды»










Подготовил:

Гордеев Алексей Игоревич

учитель истории

МОУ «ШКОЛА № 113 Г. ДОНЕЦКА»






2019 г.

Викторина «В гостях у Фемиды»

Цель:

- Приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях подростка в обществе, правилах поведения;

- Развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности;

- Воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить ведущих и актрису на роль Фемиды.

  2. Учащиеся заранее делятся на две команды.

  3. Учащимся заранее раздаются задания (найти, что обозначает слова закон, право, конституция, конвенция, вето, суверенитет, референдум и т.д).


Ход мероприятия


1. Приветствие

2. Объявление темы занятия. Представление ведущих.

3. Мотивация. Ведущие проводят игру.

Ведущий:

1. Что собирают во время следствия? (улики)

2. Ручной портрет преступника (отпечатки пальцев)

3. Как называют героя разыскавшего «такую- сякую принцессу»? (сыщик)

4. Куда попадет человек, выстреливший в статую? (в полицию)

5. Какую птицу называют воровкой? (сороку)

6.Часть одежды, которая имеет обыкновение гореть на воре (шапка)

Ведущий: - Молодцы, Вы справились с разминкой, и теперь готовы встретиться с главной героиней сегодняшнего дня.

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?  На какой важный вопрос  нужно ответить? Давайте пригласим главную героиню.

ФЕМИДА: На Руси испокон веков существовало выражение: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Как вы понимаете эту народную мудрость?

(Ответ: в жизни всякое может случиться)

ФЕМИДА: - Сегодня мы попытаемся выяснить, так ли справедливо данное выражение, какие условия необходимо соблюдать, чтобы опровергнуть это высказывание. Вы знаете, кто такая Фемида?

(Варианты ответов: богиня правосудия)

- Какие атрибуты указывают на то, что именно данная скульптура является изображением богини правосудия?

(Варианты ответа: меч, весы, повязка)

Фемида: Я расскажу вам о себе подробнее. (Миф о Фемиде):

Фемида – вторая супруга Зевса, в древнегреческой мифологии богиня правосудия. По традиции она изображается с весами в левой руке, с мечом – в правой, сама стоит на толстой книге (свод законов, знаний и человеческой мудрости), а на глазах – повязка. 
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. 
Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия.

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. 
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. 
Кроме того, всем своим видом статуя
 олицетворяет неподкупность.

Слуги Фемиды - слуги закона, судьи.

-Итак, Фемида призывает соблюдать закон, но всегда ли мы следуем ее советам?


Учитель:

- Давайте с вами проведем объясним значение слов, которые вы готовили к сегодняшнему классному часу: закон, право, конституция, конвенция, обязанность, вето, референдум, суверенитет и т.д..

Далее проводится фронтальная беседа. Обсуждаемые вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что обязаны и чего не обязаны?

- На что они имеют право, на что не имеют?

ВЫВОД:- Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

ФЕМИДА: Самая ранняя система закона была сформирована  около 1700 года до н.э. царем Вавилона.

Ведущий: - Что такое право?

Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Ведущий: - Зачем вообще нужно знать  права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).


Организация Объединённых Наций (ООН)

Ведущий: - Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

- До какого возраста, согласно Конвенции ООН , человек считается ребенком?

(До 14 лет, до 16 лет, до 18 лет, до 21 года).

Вернемся к народному изречению, которое прозвучало в начале нашего разговора: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Можем мы теперь его оспорить? (Ответ: да, если не будем нарушать закон)

Викторина

Делятся на 2 команды, которые будут состязаться между собой.

Этап 1. Назовите понятие:

1.Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. (Социальные нормы)

2.Система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. (Право)

3.Решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для последующих решений по аналогичным делам. (Судебный прецедент)

4.Определенные меры государственного принуждения по отношению к правонарушителю. (Юридическая ответственность)

5.Общественно опасное, виновное, предусмотренное Уголовным кодексом деяние. (Преступление)

6.Постоянная политико- правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимных правах и обязанностях. (Гражданство)

7.Круг действий и задач, возложенных на кого-либо, и безусловных для выполнения. (Обязанность)

8.Знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. (Правовая культура личности)

9.Действия лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. (Сделка)

10.Гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. (Потребитель)

11. Какое право было нарушено при взятии вас в заложники? К преступлению какого характера оно относится? (право на свободу. Уголовное)

12. Нецензурная брань учащихся в школе- это издержки воспитания или противоправное деяние? (противоправное деяние-хулиганство.


Этап 2. Юридический тест

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Французские городовые по распо­ряжению Наполеона должны были носить...

а) красные повязки:

б) желтые чулки;

в) зеленые ботинки.

2. Первые правила дорожного движения разработал еще...

а) Иван Грозный;

б) Юлий Цезарь:

в) Людовик XIV.

3. Первым рэкетиром на Руси считается...

а) Ванька Каин:

б) Манька - облигация;

в) Саша Белый..

4. Как называли донос в русском госу­дарстве в XVI-XVIII веках?

а) Ябеда;

б) наговор;

в) извет.

5. В средневековье за философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было под­вергнуться страшной казни через...

а) щекотку гусиными перьями;

б) эпиляцию;

в) сверление зубов.

6. Во времена инквизиции провинив­шихся сжигали на костре. Над ними устраивались показательные процессы с судом присяжных и свидетелями. Но за связи с дьяволом никогда не судили женщин, которые...

а) весили больше 50 кг:

б) имели светлые волосы;

в) родили больше семерых детей.

7. Тариф — это...

а) фамилия римского сенатора, приду­мавшего множество налогов;

б) название острова в Средиземном море, где впервые стали брать плату за стоянку в порту:

в) должность стражника у городских ворот, решавшего, кого пускать в город.

8. В средневековой Флоренции совер­шивших тяжкое преступление пожиз­ненно записывали в...

а) дворяне,

б) крестьяне;

в) славяне.

9. За что на Руси перед казнью хлес­тали горящими березовыми вениками?

а) За поджог;

б) за разворовывание государственной казны:

в) за кражу веников.


Этап 3. «Преступления из истории»

Задание: определить, к какому виду права, уголовного или административного, относятся действия Геракла. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ дается 1 балл.


1.«Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия. Геракл предложил Авгию очистить его скотный двор за один день. Царь считал, что это невозможно. Тогда Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воды двух рек. Вода этих рек очистила в один день от нечистот весь двор»

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Геракл нарушил экологию двух рек. (Административное право)


2. «Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушитель­ный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук, герой стал разить птиц смертоносными стрелами».

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Убийство редкого вида птиц. (Админи­стративное право).



Этап 4. Конкурс «В шутку о серьезном»

1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воров­стве ювелирных изделий. (Сорока.)

5. Его приговорили утопить в загородном пруду как бес­призорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кир­пича? (Глеб Жиглов.)

7. В финале этого фильма один из героев публично про­возгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)


Этап 5. «Объясни значение слов» (на доске)


Этап 6. «Юридическая консультация»

Ваша за­дача - дать юридически обоснованный совет, как разрешить ситуацию.

Ситуация 1. В 1995 г. гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после растор­жения брака? (Гражданка С.)

Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они соверши­ли. Нормы какой отрасли права были нарушены?

(Хулиганство, административное право.)

Ситуация 3. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощ­ником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдер­жавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

Ситуация 4. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и на­правились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину-за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? Кража, встречный иск удовлетворен не будет.)


Этап 7. Да – нетки на правовую тематику.

Верите ли вы, что…

Ответ

1 ...в России можно выйти замуж' с 14 лет?

Да, в особых слу­чаях

2 ...в случае изменения закона должен приме­няться тот, который более благоприятен для лица, совершившего подсудное деяние?

Да. Так поступа­ют судьи в право­вом государстве

3 ...в Калифорнии разрешается ставить мы­шеловки только тем, кто имеет охотничий билет?

Да, как ни стран­но

4....в «Семейном кодексе РФ» отсутствует определение понятия «семья»?

Да. До сих пор

не смогли найти краткого, но точ­ного определения этого понятия

5....таможенники всегда спрашивают пасса­жиров, не везут ли они наркотики или оружие?

Да, таким образом они предоставляют пассажирам возмож­ность добровольно­го признания

6....в пассажирских поездах Италии запре­щается петь?

Нет, наоборот

7....человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности?

Нет, все обязанно­сти и права оста­нутся прежними

8.....шантаж есть разновидность мошенни­чества?

Нет, это разновид­ность вымогатель­ства

9....кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответ­ственности за неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязательства?

Да

10. ...за ложную рекламу налагается штраф до 500 минимальных окладов или при­нудительные работы?

Да

11...судьи и арбитры в своей обыч­ной работе не могут пользоваться Конституцией — Основным зако­ном страны, для этого есть своды законов по всем отраслям права?

Нет, впервые можно ссы­латься на статьи Основного закона, если в стране еще не принят такой закон


12...правовое воспитание есть часть идеологического воспитания граж­данина страны?

Нет, поскольку права че­ловека не носят классово­го характера, они являются всеобщим достоянием

13...в правовую систему России входят только законы и нормы, принятые законодательными ор­ганами страны?

Нет, сюда входят еще и общепринятые принципы и нормы международного права, ратифицированные государством

...в США запрещено целоваться в автомобиле?

Да, если ведешь автомо­биль и целуешься с пасса­жиром переднего сиденья

14...абориген Австралии становится холостяком, когда скажет женщи­не «Уходи!»?

Да, вот так все просто

15...исследования США показали, что в среднем холостяки живут дольше на пять лет, по сравнению с женатыми?

Нет, «с точностью до наоборот»

16...правитель Баварии Максимили­ан был свергнут в 1704 году за то, что проиграл в бильярд?

Да, ведь проиграл-то он казну!

17...если мужчина государства Того сделал комплимент женщине, он обязан на ней жениться?

Да, потому там, видимо, редко говорят любезности

18...в Японии поводом для развода может послужить заявление мужа о том, что жена спит в некраси­вой позе?

Да, увы. Эти японцы такие эстеты!

19...если полицейский в штате Окла­хома избил кота, он рискует про­вести в тюрьме до пяти лет?

Да



Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Викторина по правовым знаниям "В гостях у Фемиды"

Автор: Гордеев Алексей Игоревич

Дата: 13.12.2019

Номер свидетельства: 531713

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства