Просмотр содержимого документа
«Ты не прав, если ты не знаешь прав»»
Коррекционно-развивающее занятие
Тема: «Ты не прав, если ты не знаешь прав»
Цель: Формирование правовой просвещённости и культуры законопослушного члена современного общества.
Оборудование: проектор, презентация к мероприятию, карточки и бланки с заданиями, подборка литературы (в которой которых были нарушены или реализованы права литературных героев), «Конвенция о правах ребёнка», видеоролик «У детей есть право на права».
Ход занятия:
Орг. Момент:
Вступительное слово, представление команд.
Просмотр видеоролика «У детей есть право на права»https://www.youtube.com/watch?v=SZSPCgVM5oA
Основная часть:
Конкурс 1 «По страницам книжным»
Командам необходимо назвать как можно больше ситуаций из книг, которые лежат на их столах, в которых были нарушены или реализованы права литературных героев. Каждая правильно названная ситуация оценивается в 1 балл. Время выполнения – 6 минут.
нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности - «Гадкий утёнок».
нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами - «Три поросёнка».
нарушено право ребёнка на отдых и развлечение - «Золушка».
грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом - «Приключения Буратино».
разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом – «Буратино».
нарушено право на жизнь – «Колобок», «Волк и семеро козлят».
право на личную неприкосновенность - нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост.
полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на неприкосновенность жилища - «Приключения Буратино».
право на неприкосновенность жилища – «Заюшкина избушка».
право на семью, право на свободу вступления в брак - «Дюймовочка».
право на жизнь – «Маугли»
право на образование - не воспользовался Буратино, продав азбуку.
подвергалась дискриминации, на её жизнь было совершенно покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища – «Красная шапочка».
право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств – «Белоснежка», «Спящая красавица».
нарушение права на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду – «Мальчик-с-пальчик».
право на медицинскую помощь – «Доктор Айболит».
право на имя – «приключения Крокодила Гены».
похищение – «Гуси-лебеди».
издевательства над детьми – «В стране Солнечных зайчиков».
причинение физического вреда – «Карлик Нос».
право на семью и на неприкосновенность жилища – «Мальчик-с-пальчик», «Пряничный домик».
и др.
Конкурс 2 «Правовые анаграммы»
Команды получат карточки с анаграммами. Задача команд – за 5 минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. Каждая анаграмма – 1 балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, составляющих другое слово (или словосочетание).
НАПРИМЕР: Н А Р С Т А - СТРАНА
Ребенок - Р Ё Н Б Е К О
Семья – С Я М Е Ь
Документ – О Д К У Н Т М Е
Имя – М И Я
Закон – К О Н З А
Политика – И П О К А Л И Т
Жизнь – З Ь Н Ж И
Конвенция – К О Н Я И Ц В Е Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В А П Р О
Отдых – Д Ы Х О Т
Гражданин – Г Р И Н Н А Ж Д А
Опека – О П А К Е
Защита – Т И Щ А З А
Забота – Б О З А Т А
Конкурс 3 «Вопрос – ответ»
За 30 секунд участникам команд нужно по очереди ответить правильно (только «да» или «нет») на как можно большее количество заданных вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Защищён ли ребёнок законом? Да.
Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? Да.
Можно ли человека обращать в рабство? Нет.
Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Нет.
Казахстан – наша страна? Нет.
Можно ли относиться к человеку жестоко? Нет.
Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да.
Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да.
Основной закон государства – это Конвенция? Нет.
Может ли человек владеть имуществом? Да.
Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да.
Основной закон государства – это Декларация? Нет.
Ребёнок имеет свидетельство о рождении? Да.
Ребёнок имеет право на информацию? Да.
Освобождается ли от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление в нетрезвом виде? Нет.
Человек 16 лет считается ребёнком? Да.
Защищает ли закон материнство и младенчество? Да.
Имеете ли вы паспорт? Нет.
Основной закон государства – это уголовный Кодекс? Нет
Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они находятся в разводе? Да.
Ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения? Да.
Можно ли запретить свободный выбор труда? Нет.
Дети разных стран имеют равные права и обязанности? Да.
Подросток несёт ответственность за совершённое им преступление? Да.
Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Нет.
Имеет ли человек право на социальное обеспечение? Да.
Вы – дети? Да.
Тайное хищение имущества – это кража? Да.
Можно ли ребёнка усыновить без его согласия? Нет.
Ребёнок имеет право на защиту от экономической эксплуатации? Да.
Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Да.
Основной закон государства – это Конституция? Да.
Может ли человек поменять фамилию, имя или отчество? Да.
Дискриминация - это ущемление в правах? Да.
Открытое хищение имущества – это грабёж? Да.
Могут ли родители ребёнка быть лишёнными родительских прав? Да.
Конкурс 4 «Коробочка пантомим»
От каждой команды выбираются по 2 участника, которые должны в пантомиме показать своей команде право, которое они вытянут на карточке из коробочки. Каждое отгаданное право – 3 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРАВО НА ТРУД
ПРАВО НА СЕМЬЮ
ПРАВО НА ОТДЫХ
ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ПРАВО НА ОБУЧЕНИЕ
ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ
Конкурс 5 «Работа с документом»
Перед командами находится важный документ – «Конвенция о правах ребёнка». Пользуясь документом, ответьте на вопросы. Каждый правильный ответ – 2 балла. Дополнительно 1 балл получит команда, которая первая справится с заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сколько статей в «Конвенция о правах ребёнка»? (54)
Из скольких частей состоит Конвенция? (три)
Кем была принята «Конвенция о правах ребёнка»? (Генеральная Ассамблея ООН)
Согласно статье 13, какое право имеет ребёнок? (Свободно выражать своё мнение)
Согласно статье 38-й пункту 2-му, до какого возраста дети не имеют права принимать прямого участия в военных действиях? (До 15 лет)
Согласно статье 7-й «Конвенции о праваж ребёнка», какое право с момента рождения имеет ребёнок? (Право на имя).
Когда была принята «Конвенции о правах ребенка»? (20 ноября 1989 года).
Конкурс 6 «Пропуски»
Командам необходимо заполнить пропуски в предложениях. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Дополнительно 1 балл получит команда, которая первая справится с заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ребёнок – это человек от (0) до (18) лет.
В первую очередь, ответственность за воспитание и развитие детей несёт (несут) (родители).
Первым документом человека в его жизни является (свидетельство о рождении).
Ребёнок имеет не только права, но и (обязанности).
Ребенок начинает нести уголовную ответственность с (14) лет.
Конкурс 7 «Сопоставления»
Этот конкурс – итог нашего соревнования. В нём командам необходимо правильно распределить свои права, обязанности и желания. Каждый правильный ответ – 1 балл. Дополнительно 1 балл получит команда, которая первая справится с заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРАВА
ОБЯЗАННОСТИ
ЖЕЛАНИЯ
Обращаться за медицинской помощью
Помогать родителям
Учиться на отлично
Получить образование
Уважать права, честь и достоинство других людей
ИмеТЬ АЙПАД
Проживать в приемлемых условиях
Слушаться родителей
каждый день ПОКУПАТЬ КОНФЕТЫ
Выражать своё мнение
Соблюдать правила поведения в общественных местах
учиться в музыкальной школе
Отдыхать
Беречь памятники истории и науки
Завести хомячка
Жить в семье
Бережно относится к природе
играть в электронные игры
Итог занятия: Подведение итогов соревнования и награждение победителей.