kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий интеллектуально- познавательной игры «Законодательные шахматы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепление знаний  о содержании Конституции Российской Федерации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интеллектуально- познавательной игры «Законодательные шахматы»»

Сценарий интеллектуально- познавательной игры

« Законодательные шахматы»


Аудитория: обучающиеся 7- 9 классов.


Цель: закрепление знаний о содержании Конституции Российской Федерации.

Задачи:

- формирование представления о важности соблюдения законов государства;

- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;

- развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.


Оборудование: мультимедийное оборудование, канцелярская лента ( для игрового поля), бейджи, в которые вставлены прямоугольники одного из 3 цветов (красные, синие, белые), листы бумаги (А4) по количеству участников игры, фломастеры, магнитная доска, карточки с отрывками из художественных произведений, 3 колокольчика.


Подготовительная работа: изучение Конституции РФ Раздел 1. Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 7 «Судебная власть». Подготовка презентации «История Конституции России». Формируется счетная команды из обучающихся старших классов.


Подготовка аудитории для игры:

Стулья для участников игры располагают по периметру помещения. На стенах помещения над рядом стульев висит флажок одного из цветов российского триколора.

По центру на полу наклеивается лента, имитирующая шахматное поле 3х3. Стороны игрового поля обозначаются цифрами 1,2,3 и буквами А, В, С.

А Б С





1


2



3










Ход игры

Игроки занимают свои места в аудитории.

Педагог: Добрый день, ребята!

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.



Звучит Гимн России.

По окончании Гимна педагог – ведущий игры предлагает вниманию детей презентацию «История Конституции России»

Педагог: Конституция Российской Федерации — основной Закон нашей страны. Скажите, а зачем нужны законы? (Ответы детей).

Педагог: Совершенно верно! Без закона не будет порядка, беззаконие может привести к катастрофам.

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

В 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Соотечественники всеобщим голосованием поддержали Основной Закон страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципах равенства, гуманизма, мира и согласия.

Нашу интеллектуально- познавательную игру «Законодательные шахматы» мы посвящаем годовщине Конституции Российской Федерации.

На экране слайд с названием игры.

Педагог: Сформировать команды игроков нам помогут вот эти бейджи. Возьмите каждый по одному, прикрепите к одежде и нам станет ясно, в какой команде вы будете играть.

Бейджи лежат на столе цветной стороной вниз,

обратная сторона у всех прямоугольников белая.

Таким образом ребята распределяются по командам

случайным образом.

Пусть каждая команда займет места под флажком своего цвета.

Игра пройдет в 3 тура. У вас есть 1 минута, чтобы обсудить, в каком туре будет участвовать каждый игрок.

В каждом туре принимают участие 2 – 4 игрока

(в зависимости от общего количества участников)

от каждой команды.


Педагог: Ребята, я предлагаю участникам 1 тура разместиться по периметру нашего игрового шахматного поля.

Игроки в произвольном порядке занимают места вдоль трех сторон импровизированного шахматного поля. Игровое поле имеет 9 игровых клеток – соответственно в каждом будет разыграно 9 вопросов.

Педагог: С шахматами у нашей игры нет ничего общего, за исключением клеток игрового поля и их обозначения. В клетках игрового поля скрыты вопросы. Сначала каждый из вас борется за право ответить на вопрос ведущего. Как только вы услышите номер игровой клетки, например А 4 или С3, необходимо как можно скорее занять эту клетку.

Кто сделает это быстрее остальных, зарабатывает право ответа на вопрос, который скрыт в этой клетке. За правильный ответ вы получаете 5 баллов. Но если ответ не точный или игрок не знает ответа, право ответить на этот же вопрос, получает его партнер по игре. В случае неправильного ответа играющей команды, вопрос передается игрокам других команд, сидящих в зале. О том, что вы знаете ответ на вопрос, сигнализирует звук вашего колокольчика. И если вы отвечаете верно, в копилку вашей команды поступит 2 балла.

Фиксировать ваши достижения, аккуратно и тщательно подсчитывать все баллы будет счетная команды в составе … (представление счетной команды)

Ребята, всем понятны правила игры?

Ответы детей.

Если возникнет необходимость,

педагог поясняет непонятные игрокам моменты.

Педагог : Итак, внимание, мы начинаем.

Вопросы 1 тура

Клетка А1. На каких документах изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах).

Клетка В1. Символом чего является белый цвет флага? (Чистота).

Клетка С2. Назовите полное название нашего государства? (Российская Федерация)

Клетка А3. На Гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. Кто изображен на щите? (Святой Георгий-победоносец).

Клетка В2. Что является основным моментом во время официальной церемонии вступления в должность Президента страны? (Президент приносит присягу).

Клетка А2. Что такое гимн? (Торжественная песня)

Клетка С1. Кто из российских царей утвердил государственный флаг страны в современном его виде? (Петр 1).

Клетка В3. Символом чего является синий цвет флага? (Вера в постоянство).

Клетка С3. На сколько лет избирается Президент Российской Федерации (На шесть лет).

Педагог: По итогам 1 тура команда «Красных» получает - …баллов, команда «Синих» получает - …баллов, команда «Белых» получает - …баллов.

Игра между турами

Педагог: Дорогие друзья, первый тур игры состоялся. Но прежде, чем мы

приступим ко 2 туру, я предлагаю командам пополнить свою копилку баллов, выполнив следующее задание. Каждой команде будет представлен отрывок из художественного произведения. Команда должна объяснить, какие права и свободы, согласно Российской Конституции, были нарушены.

Ребята берут карточки,

совещаются всей командой,

зачитывают её вслух и дают ответ.

Варианты карточек.

1.Какое гражданское право папы Карло нарушил полицейский из сказки Алексея. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в его каморку? (Право на неприкосновенность жилища).

2. Каким гражданским правом воспользовался Балда в«Сказке о попе и работнике его Балде» Александра Сергеевича Пушкина, нанявшись на работу к попу? (Правом на труд).

3. Какое свое гражданское право стремился осуществить главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «Филиппок»? (Право на образование).

Педагог: Итак, с каким счетом команды подошли ко второму туру игры?

Счетная команда объявляет результаты.

Я всех вас поздравляю и предлагаю участникам 2 тура разместиться по периметру нашего игрового шахматного поля.


Вопросы 2 тура

Клетка А1. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Российской Федерации? (Президент)

Клетка В3. Сколько всего статей в Конституции Российской Федерации? (137 статей).

Клетка В1. Из скольких палат состоит Федеральное Собрание и как называются палаты? (Из двух - Совет Федерации и Государственная Дума).

Клетка С3. Сколько всего глав в Конституции Российской Федерации? (Девять глав).

Клетка А2. Кто из граждан России обладает большими правами, русские или граждане других национальностей? (Никто, все граждане равны в правах.)

КлеткаА3. Сколько разделов в Конституции Российской Федерации? (Два).

КлеткаС1. Что, по Конституции Российской Федерации, является высшей ценностью? (Человек, его права и свободы).

КлеткаВ2. В каком возрасте можно стать Президентом Российской Федерации? (В 35 лет).

КлеткаС2. В каком возрасте можно стать депутатом Государственной Думы, Российской Федерации? (В 21 год).

Педагог: Закончился 2 тур игры. Просим счетную команды подвести его итоги.

Подводятся итоги 2 тура.

Педагог: Я приглашаю для игры участников 3 тура.


Вопросы 3 тура

Клетка А1. Что такое референдум? (Всенародное обсуждение).

Клетка С1. Закончите фразу. Статья 41. «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и...» (медицинскую помощь).

Клетка В2. Закончите фразу. Статья 21. «Достоинство личности охраняется…» (государством).

Клетка А2. Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители).

Клетка А3. Можно ли, не находясь в России но являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство России в стране пребывания).

Клетка В1. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет).

Клетка С2. Закончите фразу. Статья 17. «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать …» (права и свободы других лиц).

Клетка В3. Назовите основные символы нашего государства. (Герб, Гимн, Флаг).

Клетка С3. Закончите фразу. Статья 58. «Каждый гражданин обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к …» (природным богатствам).

Педагог: Дорогие друзья! Наша игра подошла к концу. Вы все показали свои знания, продемонстрировали умение думать и решать проблемы коллективно, взаимовыручку и гражданское согласие. Все молодцы! Нам осталось только подвести итоги игры.

Подведение итогов 3 тура и всей игры.

Награждение победителей.

Рефлексия.

А теперь я прошу вас оценить нашу игру. Обратите внимание на эти два плаката. На первом плакате составят из своих бейджиков флаг России те ребята, кто считает, что им удалось в полной мере проявить в ходе игры свои знания Конституции Российской Федерации.

А на втором плакате составят из своих бейджиков флаг России те ребята, кто считает, что вопросы были не достаточно сложными и вы способны на большее. Постарайтесь быть честными с собой!

Ребята выполняют задание педагога и формируют из бейджиков два трикорлора. Таким образом, наглядно демонстрируют свои внутренние ощущения от игры.

Педагог: Благодарю вас за такую оценку нашей игры. Полученный результат – два флага - демонстрирует не только вашу внутреннюю оценку ваших знаний, но и очень поможет мне в дальнейшей работе с вами.

Благодарим нашу счетную команду! Благодарим друг друга за игру!

Всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, растите настоящими патриотами своей Родины!


Анализ

Данную игру можно использовать во внеклассной работе, при организации досуга детей, при проведении нестандартных итоговых занятий по обобщению материала темы, раздела, курса. Ее можно использовать полностью или частично. Все зависит от целей педагога.

Интеллектуально - познавательная игра позволяет

  • проверить уровень полученных знаний;

  • стимулировать самостоятельное изучение материала. Игрокам заранее сообщается тема и объём материала, который будет задействован в игре;

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, коммуникабельности;

  • развивать умение вести коллективный поиск истины, развивать память, быстроту реакции, расширять кругозор;

  • формировать понимание ценности человеческой жизни, уважение чести и достоинства личности, понимание роли Конституции в жизни гражданина страны.

Игра «Законодательные шахматы» относится к разряду «Викторин». Каждый педагог, учитывая знания, возможности своих детей, может варьировать, изменять, подбирать иные вопросы по данной теме, а также наполнить предложенную форму игры другим содержанием (по любому учебному предмету, из любой области знаний).























Список литературы

  1. Барабин А. Как появился двуглавый орел в гербе России//Наука и жизнь, 2001, № 3.

  2. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. – М., 1989.

  3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  4. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.

  5. Кармаков П.К. О символах и эмблемах// Ступени. Вожатый, 1991, № 9-10. С. 20-28.

  6. Конституция Российской Федерации. – М., 2008.

  7. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.- метод. Пособие.- М., 1991.

  8. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. – М., 1985.

  9. Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации. Письмо № 22 -06-626 от 10.05.2001.//Народное образование, 2001, № 4.

8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Сценарий интеллектуально- познавательной игры «Законодательные шахматы»

Автор: Ирина Алексеевна Чуприкова

Дата: 19.03.2023

Номер свидетельства: 627879


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства