kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правовой нигилизм: причины, проявления, пути преодоления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий заседания круглого стола для студентов первого курса по дисциплине право. 

Просмотр содержимого документа
«Правовой нигилизм: причины, проявления, пути преодоления.»

министерство образования И науки

Луганской Народной Республики

ОП «БРЯНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»














Сценарий

заседания круглого стола на тему:

«Правовой нигилизм: причины, проявления,

пути преодоления»











Разработала: Гончарова С.В., преподаватель Права











г.Брянка

2017 г.


ВЕД.1 - Любая человеческая общность, а тем более общество в целом, требует определенной внутренней организации, согласованности, упорядоченности, соответствующих правил человеческих отношений и поведения. Верно отметил известный правовед XX века Лев Окиншевич: «Мы в нашей общественной жизни и в нашей жизни с обществом, в большинстве своем так привыкли к существованию правил и норм, регулирующих наше поведение и наши отношения с другими, что не думаем о них и часто не замечаем их, выполняя их или подчиняясь им и руководствуясь ими каждый раз абсолютно механически!

ВЕД.2 - Упорядочение общественной жизни происходит с помощью социальных норм, среди которых важнейшими являются нормы права и морали.

Взаимодействие морали и права имеет важное значение для жизни в обществе. Право должно быть морально обоснованным и защищать важнейшую ценность «справедливость». Известный римский философ Цицерон говорил «Насилие тоже может маскироваться под право». Поэтому важно чтобы право защищало не произвол – а добро, правду, права человека.

ВЕД.3 - Право закрепляет мораль, а мораль укрепляет авторитет права. Поэтому любое правонарушение должно получить не только правовую оценку, но и осуждение со стороны общества.

Требование жить в соответствии с законом не означает, что все граждане автоматически и осознанно его соблюдают.

К большому сожалению в последние годы, особенно а молодёжной среде, происходит деформация правового сознания и появление правового нигилизма.

ВЕД.2 - Правовой нигилизм - это социально-правовое явление, характеризующее такое состояние правового сознания, когда у людей складываются определенные взгляды, знания, чувства, настроения, переживания и эмоции, идеи и представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что приводит к формированию негативно ориентированного правового сознания.

ВЕД.3 Одной из основных форм деформации правого сознания является:

  • Категорическое отрицание права как социального блага, его способности оказывать эффективное воздействие на общественные отношения;

Деформированность правового сознания молодежи – это результат ошибок, упущенный и недостатков в правовом воспитании подрастающего поколения: в семье и учебных учреждениях, по месту жительства и работы; просчетов в деятельности соответствующих государственных учреждений, общественных институтов.

ВЕД.1 Давайте спросим наших студентов.

Как вы считаете, какие причины приводят к тому, что молодежь часто не соблюдает закон и совершает правонарушения?

Ответы студентов

ВЕД.2На основе проводимых социологических исследований можно выделить следующие факторы, которые привели к искажениям в правовом сознании молодежи:

  • Сложность сознания молодых людей , где одновременно сочетаются стремление к законопослушному поведению и готовность нарушить закон ради личной выгоды;

ВЕД.3 Низкий интеллект подрастающего поколения;

ВЕД.1 Личностный фактор, целеустремлённые, настойчивые и самостоятельные молодые люди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, которая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются установки на противоправное поведение и даже вызов закону.

ВЕД.2 Отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения;

ВЕД.3 Социально-политическая ситуация в стране. А у нас в республике ещё и продолжается в оенный конфликт. Чо иногда пиводит к отсутствию у молодежи чувтсва патриотизма, престижа государства, гражданственности. 72 % молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не считают необходимой службу в армии.

ВЕД.1 - Зависимость подростков и молодежи от требований группы и принятых в ней ценностей.

ВЕД.2 В чем же проявляется правовой нигилизм в молодежной среде?

Давайте спросим наших студентов

Ответы

ВЕД.1 подводя итоги, можно назвать такие проявления правого нигилизма

  1. Несоблюдение и неисполнение требований законов, когда граждане живут и действуют вопреки требованиям правовых норм. Несоблюдение и неисполнение законов наносит не меньший вред общественным интересам, чем их прямое нарушение.

ВЕД.2 Прагматичное отношение к закону. Законом руководствуются лишь в тех случаях, когда это удобно и выгодно, в противном же случае законом пренебрегают или выступают с его критикой. Такая критика может приобретать различные формы вплоть до демонстративного нарушения устанавливаемых требований. Например, запрет распития пива в общественных местах, местах массового скопления населения в настоящее время сопровождается явно провокационными поступками молодых людей, распивающих данный напиток в общественных местах.

ВЕД.3 Неуважение к суду и правоохранительным органам. Граждане предпочитают в случае возникновения юридического конфликта, не прибегать к помощи правоохранительных органов не обращаться в суд, а решать проблему самостоятельно, при посредстве иных (зачастую криминальных) структур.

В ходе проведения различных опросов молодых людей, например, установлено что каждый пятый из них за последние 2-3 года был жертвой преступления, однако даже в самые трудные моменты молодые люди не склонны доверять правоохранительным органам:36,7 % молодых людей при нарушении их прав обращались к друзьям, 30,3 % защищали свои права самостоятельно, и только 15,8 % респондентов обратились в суд, в милицию или прокуратуру.

ВЕД.1 Отсутствие сопричастности к делам государства и общества. Молодежь живет «под собою не чуя страны», потеряв, а может еще не найдя свою причастность к ее прошлому и гражданскую ответственность за настоящее и будущее.

ВЕД.2 Несоблюдение норм права и морали чаще всего проявляется в виде различных правонарушений, среди которых наиболее распространенными являются:

- грубое обращение со сверстниками и взрослыми;

- жестокость по отношению к животным;

- распитие спиртных напитков в общественных местах и алкоголизм;

- табакокурение;

- наркомания;

- бродяжничество и попрошайничество;

- кража чужого имущества;

- проституция;

- молодежный экстремизм и другое.

ВЕД.2 Давайте рассмотрим некоторые проявления противоправного и нарушающего нормы морали поведения и начнем с темы:

Наркотики и алкоголь:

ВЕД.3 Наркотики и алкоголь вмешиваются в жизнь некоторых людей с момента рождения, а точнее, еще до рождения (ведь мать принимает наркотики и алкоголь в период беременности и от этого страдает плод). По статистике, количество детей у родителей, страдающих наркоманией, гораздо меньше, чем в семьях больных алкогольной зависимостью.

ВЕД.1 Наркомания – это билет в один конец.

Наркомания – это не пустяки, не проведение свободного времени в обществе друзей, а опасная болезнь. Не каждому удается вырваться из ее плена. Наркомания может привести к смерти в молодом возрасте.

Фильм «наркотики и молодежь»

ВЕД.1 в последнее годы все большую актуальность приобретают такие явления как Брошенные дети, бродяжничество, попрошайничество

На фоне фильма «Брошенные дети»

Семьи людей страдающих наркоманиями и алкоголизмом, - очень хрупкая конструкция, они рано распадаются. А будущие больные этими болезнями чаще вырастают а неблагополучных семьях, родители же рано исчезают из жизни ребенка – умирают, уходят из семьи сами или их отправляют «в места, не столь отдаленные». Такая семья, несет в себе угрозу тому, кто еще не приобщился к наркотикам и алкоголю. Больной член семьи, чаще это муж, обычно склоняет к употреблению наркотиков и алкоголю и жену. Вопрос о воспитании вне семьи в настоящее время особенно злободневен, так как в интернатах, детских домах, специальных школах растет количество детей, имеющих живых родителей. Такие родители не хотят или не имеют возможности содержать и воспитывать своих детей, или вообще лишены родительских прав. Отношение к алкоголю в семье естественно, влияет на детей. Родители, какие бы они ни были, до определенного возраста – самые авторитетные для детей люди. Понятно, что «питейные традиции» могут отразиться на формировании характера ребенка и толкнуть его в будущем к знакомству с наркотиками и алкоголем.

ВЕД.2 В России, например, в среднем 470 тыс. детей остаются без одного из родителей из-за разводов. 23% всех детей рождаются вне брака. Сегодня в России около 3 млн. беспризорников. В Украине – 130 тыс. детей живут на улицах. Это больше, чем в годы гражданской и Великой Отечественной войны.

Отсутствие полноценной семьи приводит к бродяжничеству. Большинство бездомных и попрошаек – дети от 6 до 16 лет (76%), дошкольники – 13%, и 11%-подростки в возрасте старше 16 лет. Около 80% малолетних бродяг – мальчики. При этом половина детей не связывают себя с семьей и не желают возвращаться домой.

ВЕД.3 Грязные бродяжки, пьяные хладнокровные грабители, малолетние проститутки, которые болеют хроническими, наследственными и приобретенными болезнями, уже не говоря про вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) – это тысячи детей, которые демонстративно нюхают клей на глазах у безразличных взрослых. Их можно встретить на рынках, вокзалах и просто на улицах.

Бездомные дети – это позор и боль.

ВЕД.1 а теперь рассмотрим тему «Молодежная преступность»

Участие в тех или иных криминальных и полукриминальных группировках становится для молодёжи социально престижным занятием. Поскольку молодежь (в возрасте 14-29 лет) в среднем совершает половину всех уголовных преступлений, то можно предложить, что именно она служит основным ресурсом для дальнейшего развития криминальной структуры общества.

ВЕД.2 Стремление к благосостоянию во чтобы то ни стало – черта сознания современной молодежи, в основном которого – обогащение и жизненный успех, достигаемое любой ценой. Неудивительно, что 18,1% опрошенных считают вполне для себя возможным участие в криминальных группировках, а 9,1 % полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатываемых денег. При этом жизненный успех богатых людей 47,9% объясняют способностью приспосабливаться к жизни, а 32,7 % - умением воровать. Зачастую к преступному образу жизни молодые люди приходят постепенно.

Ролик «молодежная преступность»

А сейчас мы предоставляем слово

_______________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

ВЕД.1 Мы познакомились с общей статистикой правонарушений. А как правовой нигилизм появляется в студенческом коллективе нашего колледжа? Какие ценности являются главными для молодежи?

ВЕД.2 Для выяснения ответов на эти вопросы мы провели опрос, в котором приняла участие большая часть студенчества колледжа.

ВЕД.3 Результаты опроса показали, что почти половина студентов (45%) уже совершали то или иное правонарушение. И еще столько же готовы его совершить в случае, если будут уверены, что это не будет иметь для них негативных последствий. Немного радует то, что оставшаяся часть (а это 55%) не совершали правонарушений и сознательно не будут это делать.

ВЕД.1 На такой высокий уровень противоправного поведения по мнению студентов влияет их окружение (70%). У половины опрошенных есть друзья, которые уже привлекались к юридической ответственности.

ВЕД.2 Другими факторами, которые ведут к росту противоправных действий, по их мнению являются:

  • Низкий уровень интеллекта (половина опрошенных)

  • Низкий уровень правовых знаний (35%)

  • Негативное влияние средств массовой информации (каждый четвертый студент)

  • Особенности молодого возраста (каждый третий)

  • Деградация общества и существующие социально- экономические проблемы, продолжающейся военный конфликт (трое из четырех студентов)

ВЕД.3 Радует то, что большинство студентов нашей молодежи (трое из четырех) высоко оценивают значение правовых знаний и считают, что право нужно изучать на всех специальностях.

ВЕД.1 Как студенты относятся к правоохранительным органам? 82% из них не доверяют работе правоохранительных органов и в случае, если окажутся в ситуации, связанной с нарушением их прав, обратятся в первую очередь к родителям (62% опрошенных), а почти половина (43%) будут решать проблемы самостоятельно.

ВЕД.2 Несмотря на недоверие к правоохранителям, все-таки 68% студентов обратятся к ним за помощью, если при них будет совершаться противоправное деяние,58% - вмешаются сами, а 1% опрошенных пройдет мимо.

ВЕД.3 В самом начале нашего мероприятия мы отметили, что право неразрывно связано с моралью и иногда сложно разграничить, где заканчивается действие норм морали и начинается действие правовых норм. Мы с помощью анкетирования попытались определить уровень нравственной культуры студентов, их понимание ценностей общения, поведения, отношения к окружающему миру.

ВЕД.1 Результаты опроса показали, что для студентов приоритетными целями жизни являются:

  • Наличие хорошей семьи – 40% опрошенных

  • Хорошая работа – 32%

  • Благополучная жизнь в достатке – 26%

  • Получение образования – 24%

  • Организация собственного бизнеса – 20%

При этом не являются главными целями наличие большого количества денег и покупка дорогих вещей.

ВЕД.2 Наши студенты – в общем-то неплохие люди – 62% из них не курят, а 31% даже осуждают тех, кто курят; никто из них не употребляет наркотики и 78 % осуждают тех, кто это делает.

При этом 70 % наших студентов кто редко, а кто часто употребляет крепкие спиртные напитки и только 15 % опрошенных к употреблению спиртных напитков относится отрицательно. К ценностям семейной жизни студенты относятся по – разному- 52% из них вступали в половые отношения до брака, а 48 % - нет.

ВЕД.3 Наши студенты - гуманные люди. 96 % из которых заступятся за животное, если при них его при них его будут мучать; 82% испытывают жалость к бездомному человеку и стремление ему помочь.

ВЕД.1 Хотя любовь к людям не распространяется на те ситуации, когда для достижения своей цели можно кого-нибудь обмануть, т.е использовать в своих корыстных целях. Так считают 76 % опрошенных. И в общем-то, студенты понимают, что такое хорошо и плохо. И доказательством этого является участие студентов в конкурсе социальной рекламы на тему «измени жизнь к лучшему» который проводится Министерством образования, молодежи и спорта ЛНР. Давайте посмотрим ролик, снятый студентом группы ДГ-04.13 Ясинским Владом «Скажи наркотикам нет».

РОЛИК

ВЕД.2 Подводя итоги мы хотим сказать, что нужно усилить правовое воспитание молодежи. Эта работа должна идти в таких направлениях.

  1. Нужно создать в обществе такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона становится значительно выгоднее, чем его нарушение.

  2. Нужна особая государственная политика в отношении молодежи в связи с тем, что она будущее страны.

  3. Привлечение молодежи ко всем общественным делам;

ВЕД.3 Создание молодёжных организаций, благоприятных условий для научной и творческой инициативы молодежи;

5. Уделение внимания правовому воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Ну а мы с вами должны понимать, что молодежь-это не пассивный объект воспитания, а активный участник всех общественных и гражданских дел в стране. Мы ответственно и осознано должны относится к своим правам и обязанностям. Всегда помнить, что незнание законов не освобождает от юридической ответственности. А благополучие нас и нашей страны в том числе зависит от соблюдения законности и правопорядка.

ВЕД.1 Спасибо за внимание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правовой нигилизм: причины, проявления, пути преодоления.

Автор: Гончарова Светлана Васильевна

Дата: 08.02.2018

Номер свидетельства: 455721

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства