Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Права и обязанности"»
Игра-викторина «Мои права и обязанности»
Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры
Задачи:
1.Знакомить детей с основными правами. Способствовать развитию правового сознания и нравственных проявлений. 2. Развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать в команде. 3. Воспитывать у детей чувство уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброту, отзывчивость, любви к семье. 4. Мотивировать детей к чтению сказок, учить детей понимать и анализировать прочитанное. Предполагаемый результат: 1. Сформируется понимание важности соблюдения прав детей и человеческого достоинства. Предварительная работа: - чтение литературных произведений; - чтение и разучивание пословиц о дружбе, семье; - беседы по теме «Права ребенка», - просмотр презентаций на тему «Конвенция ООН по правам ребенка»; - дидактический материал по правам: право на отдых, право на образование, право на медицину;
Давным - давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться другими. Помните о том, если вы будете уважать права других людей, то будут уважать и ваши права.
Сегодня наша встреча будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Мои права и обязанности». Встречаются команды 7, 8, 9, 10 и 11 отрядов. Аплодисменты. Девиз сегодняшней игры: «Права детей не нарушать, их надо всеми соблюдать».
Для того чтобы понять нашу тему, предлагаю посмотреть видеоролик.
Видеоролик
А теперь 1 задание командам:придумать название команды, нарисовать эмблему команды, выбрать капитана команды. На все 2 минуты.
Затем капитан команды выходит, защищает свою эмблему коротко (т.е. рассказываете, что нарисовали и почему именно это нарисовали). Начинаем с 11 отряда, 10, 9, 8, 7.
2Задание: Закончить стихотворение и найти соответствующий символ
10 отряд - Я люблю свою семью: Маму, папу я люблю, Люблю деда и бабусю, И щенка, и кошку Мусю! Все, кого я так люблю Имеют право на…( семью!)
9 отряд - Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …(имя)
8 отряд - Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …(жильё)
7 отряд - Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
11 отряд - Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
Всем - Мама работала,
Папа трудился,
А я в школе все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
3 задание. Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?
9 отряд: «Гуси-лебеди» рус.нар. сказка. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца? (Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу) Кто помог девочке спасти и выручить брата? (Мышка, Речка, Печь)
8 отряд: «Лиса и заяц» р.н.с. О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? (Право на неприкосновенность жилища) Кто нарушил это право? (Лисица) Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)
7 отряд:Расскажите о нарушении прав Колобка? Право на личную неприкосновенность и жизнь.
Кто хотел нарушить право на неприкосновенность? Волк, медведь
Кто нарушил это право? (индюк, все на птичьем дворе) -Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? ( Он был не похож на других) -Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? (Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора? (Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)
10 отряд. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Какое право нарушила ведьма в этой сказке? ( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)
Превратила Иванушку в козленка.
9 отряд. «Лягушка-путешественница»
Какое право нарушила ведьма в этой сказке? ( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)
8 отряд. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью) Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом? (Право на неприкосновенность жилища)
7 отряд.« По щучьему велению» р.н.с.
Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все) Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера? (Нет. Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
11 отряд. «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк
Назовите главных героев сказки. Какие и чьи права нарушены в этой сказке? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)
10 отряд. «Аленький цветочек» Аксаков.
Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать? (Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину) Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
4 задание: стрелками указать правильное соответствие: левый столбик должен совпадать по смыслу с правым (раздаются листочки).
1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…
свободы передвижения
2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…
неприкосновенность жилища
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…
иметь имущество в собственности
4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…
получение бесплатного образования
5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…
пользоваться учреждениями культуры
6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…
личную неприкосновенность
Игра с залом «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
- Можно ли человека брать вещь без его разрешения? – Нет!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
Последнее 5 задание «Я имею право».
Сейчас я предлагаю каждой команде составить список ваших прав , которые вы запомнили. (командам раздаются листочки)
А сейчас мы реализуем с вами право на физическое развитие.