Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ на тему "Жизнь протекает среди людей"»
Разработка урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.
«Жизнь протекает среди людей»
Выполнила
учитель МБОУ СШ № 17
г.Димитровграда
Казанцева Елена Борисовна
Конспект урока по Основам светской этики
на тему: «Жизнь протекает среди людей»
Цель урока: Формировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
Создать условия для нравственного развития личности
Обучать установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Планируемые результаты урока
Личностные
•Понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности отечественной культуры
Предметные
•Формирование устойчивого интереса к предмету.
•Воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия, составляющим моральное достояние человеческой души.
•Мотивация младших школьников на нравственные поступи;
Метапредметные
•Самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом
•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действий
•Готовность слушать собеседника и вести диалог
Тип урока – усвоение новых знаний
Оборудование:учебник по ОРКСЭ автор А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к учебной деятельности
Ребята, урок я хочу начать с притчи, которая и определит тему урока. А что такое притча?
Притча - это небольшой поучительный рассказ, который несет глубокий смысл и заключает в себе мораль либо религиозную премудрость. В притче всегда есть главная мысль, целью которой и является донести широкую значимость идеи.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
- Что слепить тебе из этого кусочка? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
А вы хотите быть счастливыми?
А есть ли рецепт, по которому можно слепить счастье?
III.Определение темы и целей урока.
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
Как стать счастливым?
Тема нашего урока звучит так: Жизнь протекает среди людей.
А что это значит?
IV.Изучение нового материала.
1.На этом этапе урока я предлагаю вам честно ответить на вопросы, которые общество ставит перед нами.
1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
а) отпустите с миром; 10
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5
2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:
а) попросите отпустить собаку; 5
б) присоединитесь к ним. 10
3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это; 3
б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5
4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:
а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10
б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5
5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5
б) у вас появляется желание унизить отличника; 10
в) вы радуетесь его успехам. 3
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5
б) просите изменить лексикон; 10
в) поддержите разговор в том же духе. 3
7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете; 3
б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5
в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10
8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:
а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10
б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5
в) смеётесь над ним. 3
Посчитайте свои результаты
60-80 очков У вас есть возможность прожить жизнь по- человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
33-59 очков Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва» легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
24-32 очка Вам нужно всерьёз подумать о себе и о своём будущем, поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и морального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.
и возьмите фишку своего результата (60-80 очков – желтый цвет, 33-59 – оранжевый цвет, 24-32 очков – голубой цвет), покажите.
Трудно ли было отвечать на вопросы?
В чем состояла трудность?
Вывод: наши пороки: ЭГОИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ, ЧЕРСТВОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЛЕНЬ мешают нам людям идти по дороге Жизни свободно, а соответственно быть счастливыми.
2.А) На каких законах бытия основаны отношения между нами людьми?
Будут ли эти законы распространяться на людей разной национальности и разных верований?
Обратимся к учебнику стр.60
Прочитайте высказывания мыслителей прошлого.
Люди рождены друг для друга. (Марк Аврелий римский император (161—180))
Лишь в людях себя познать способен человек. (И.Гёте немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель)
Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что соединяет его с ними, а то, что соединяет его с ними. (Л.Н.Толстой русский писатель и мыслитель)
Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли. (В.Скотт шотландский прозаик, поэт, историк, собиратель древностей)
Правы ли они были?
Объясните свой ответ.
Б) Назовите 4 традиционных религии России.
Сейчас мы будем работать с карточкой 2.
Изучите правила морали в каждой из четырех традиционных религий России. Расскажите, что вас удивило, на что вы обратили внимание.
Религия
Правила морали
Буддизм
«Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти»
«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»
Ислам
«Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»
«Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»
Иудаизм
«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»
Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»
Христианство
«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди.ю так поступайте и вы с ними»
Удивило ли вас что-либо в представленных правилах морали в каждой из четырех традиционных религий России?
На что вы обратили внимание? (Религии разные, а правила одни и те же)
У каждого из вас есть лестница успеха каждого из нас с человечками на каждой ступени его развития. Найдите себя среди людей и раскрасьте тем цветом, который сейчас вам ближе всего. Покажите результат.
Вывод: не зависимо от цвета кожи, места проживания и религии счастье каждого из нас зависит от нашего умения взаимодействовать с окружающими нас людьми.
В) Хочешь, чтобы тебя все любили и уважали?
Ответ на этот вопрос мы найдем в притчи «Уважение».
Проявляй уважение к тем, кто достоин, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто не достоин его, если это тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то достойное уважения.
Ответьте на вопрос Почему это так важно: проявляй уважение к тем ….?
Как этого достичь?
Когда же нас любят и уважают, когда же мы должны любить и уважать окружающих нас людей? (Когда мы помним о том, что рядом с нами такие же люди как и мы, и поступаем с ними так, как хотели бы, чтобы поступали с нами)
Найди в учебнике на стр.61 отрывок, доказывающий наше объяснение.
Люди… не научились уважать самих себя, а значит, и жизнь. (Г.Манн немецкий писатель-прозаик и общественный деятель)
Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя является важным качеством человека потому, что в этом наиболее сильно проявляется расположение к другому человеку и чувство собственного достоинства. Это сочетание очень важно в любых жизненных ситуациях!
VII. Итог урока.
Какой вопрос стоял в начале урока перед нами?
Назовите тему урока.
Так как же стать счастливым в жизни?
Прочитаем высказывание Ж.Ж.Руссо: «Люди, будьте человечны! Это наш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку». (франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник)
Передает ли это высказывание смысл законов человеческого бытия?
А вы готовы к счастью?
Зажги (подними высоко над собой) свою звезду счастья.
Рефлексия. Желтая звезда – мне легко делать добро, я счастлив.
Оранжевая звезда – мне трудно делать добрые поступки, но я постараюсь.
Голубая звезда – я не хочу делать добро людям и от них ничего не жду.
Приложение
1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
а) отпустите с миром; 10
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5
2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:
а) попросите отпустить собаку; 5
б) присоединитесь к ним. 10
3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это; 3
б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5
4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:
а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10
б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5
5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5
б) у вас появляется желание унизить отличника; 10
в) вы радуетесь его успехам. 3
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5
б) просите изменить лексикон; 10
в) поддержите разговор в том же духе. 3
7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете; 3
б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5
в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10
8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:
а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10
б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5
в) смеётесь над ним. 3
1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
а) отпустите с миром; 10
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5
2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:
а) попросите отпустить собаку; 5
б) присоединитесь к ним. 10
3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это; 3
б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5
4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:
а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10
б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5
5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5
б) у вас появляется желание унизить отличника; 10
в) вы радуетесь его успехам. 3
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5
б) просите изменить лексикон; 10
в) поддержите разговор в том же духе. 3
7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете; 3
б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5
в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10
8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:
а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10
б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5
в) смеётесь над ним. 3
Как стать счастливым?
Жизнь протекает среди людей
Эгоизм
корыстолюбие
чёрствость
жестокость
лень…
Религия
Правила морали
Буддизм
«Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти»
«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»
Ислам
«Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»
«Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»
Иудаизм
«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»
Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»
Христианство
«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди.ю так поступайте и вы с ними»