kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКСЭ на тему "Жизнь протекает среди людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет учителю раскрыть тему урока. Предложенные задания раскроют основные позиции темы перед учащимися четвероклассниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ на тему "Жизнь протекает среди людей"»


Разработка урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.



«Жизнь протекает среди людей»




Выполнила

учитель МБОУ СШ № 17

г.Димитровграда

Казанцева Елена Борисовна








Конспект урока по Основам светской этики

на тему: «Жизнь протекает среди людей»

Цель урока: Формировать понимание того, что творить добро – духовная радость.


Задачи урока:

Создать условия для нравственного развития личности

Обучать установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.


Планируемые результаты урока

Личностные

•Понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности отечественной культуры

Предметные

•Формирование устойчивого интереса к предмету.

•Воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия, составляющим моральное достояние человеческой души.

•Мотивация младших школьников на нравственные поступи;

Метапредметные

•Самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом

•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действий

•Готовность слушать собеседника и вести диалог

Тип урока – усвоение новых знаний

Оборудование: учебник по ОРКСЭ автор А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Самоопределение к учебной деятельности

Ребята, урок я хочу начать с притчи, которая и определит тему урока. А что такое притча?

Притча - это небольшой поучительный рассказ, который несет глубокий смысл и заключает в себе мораль либо религиозную премудрость. В притче всегда есть главная мысль, целью которой и является донести широкую значимость идеи.


Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

- Что слепить тебе из этого кусочка? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.


А вы хотите быть счастливыми?

А есть ли рецепт, по которому можно слепить счастье?


III.Определение темы и целей урока.

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Как стать счастливым?

Тема нашего урока звучит так: Жизнь протекает среди людей.

А что это значит?


IV.Изучение нового материала.

1.На этом этапе урока я предлагаю вам честно ответить на вопросы, которые общество ставит перед нами.

  • 1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустите с миром; 10

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5

  • 2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:

а) попросите отпустить собаку; 5

б) присоединитесь к ним. 10

  • 3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это; 3

б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5

  • 4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10

б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5

  • 5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5

б) у вас появляется желание унизить отличника; 10

в) вы радуетесь его успехам. 3

  • 6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5

б) просите изменить лексикон; 10

в) поддержите разговор в том же духе. 3

  • 7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете; 3

б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5

в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10

  • 8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:

а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10

б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5

в) смеётесь над ним. 3


Посчитайте свои результаты

  • 60-80 очков У вас есть возможность прожить жизнь по- человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.

  • 33-59 очков Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва» легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.

  • 24-32 очка Вам нужно всерьёз подумать о себе и о своём будущем, поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и морального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.

и возьмите фишку своего результата (60-80 очков – желтый цвет, 33-59 – оранжевый цвет, 24-32 очков – голубой цвет), покажите.

Трудно ли было отвечать на вопросы?

В чем состояла трудность?


Вывод: наши пороки: ЭГОИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ, ЧЕРСТВОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЛЕНЬ мешают нам людям идти по дороге Жизни свободно, а соответственно быть счастливыми.

2.А) На каких законах бытия основаны отношения между нами людьми?

Будут ли эти законы распространяться на людей разной национальности и разных верований?

Обратимся к учебнику стр.60

Прочитайте высказывания мыслителей прошлого.

Люди рождены друг для друга. (Марк Аврелий римский император  (161180))

Лишь в людях себя познать способен человек. (И.Гёте  немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель)

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что соединяет его с ними, а то, что соединяет его с ними. (Л.Н.Толстой русский писатель и мыслитель)

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли. (В.Скотт шотландский прозаик, поэт, историк, собиратель древностей)

Правы ли они были?

Объясните свой ответ.


Б) Назовите 4 традиционных религии России.


Сейчас мы будем работать с карточкой 2.

Изучите правила морали в каждой из четырех традиционных религий России. Расскажите, что вас удивило, на что вы обратили внимание.

Религия

Правила морали

Буддизм

«Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти»

«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»

Ислам

«Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»

«Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

Иудаизм

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

Христианство

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди.ю так поступайте и вы с ними»


Удивило ли вас что-либо в представленных правилах морали в каждой из четырех традиционных религий России?

На что вы обратили внимание? (Религии разные, а правила одни и те же)


У каждого из вас есть лестница успеха каждого из нас с человечками на каждой ступени его развития. Найдите себя среди людей и раскрасьте тем цветом, который сейчас вам ближе всего. Покажите результат.



Вывод: не зависимо от цвета кожи, места проживания и религии счастье каждого из нас зависит от нашего умения взаимодействовать с окружающими нас людьми.

В) Хочешь, чтобы тебя все любили и уважали?

Ответ на этот вопрос мы найдем в притчи «Уважение».

Проявляй уважение к тем, кто достоин, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто не достоин его, если это тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то достойное уважения.

Ответьте на вопрос Почему это так важно: проявляй уважение к тем ….?

Как этого достичь?

Когда же нас любят и уважают, когда же мы должны любить и уважать окружающих нас людей? (Когда мы помним о том, что рядом с нами такие же люди как и мы, и поступаем с ними так, как хотели бы, чтобы поступали с нами)

Найди в учебнике на стр.61 отрывок, доказывающий наше объяснение.

Люди… не научились уважать самих себя, а значит, и жизнь. (Г.Манн немецкий писатель-прозаик и общественный деятель)

Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя является важным качеством человека потому, что в этом наиболее сильно проявляется расположение к другому человеку и чувство собственного достоинства. Это сочетание очень важно в любых жизненных ситуациях!



VII. Итог урока.

Какой вопрос стоял в начале урока перед нами?

Назовите тему урока.

Так как же стать счастливым в жизни?

Прочитаем высказывание Ж.Ж.Руссо: «Люди, будьте человечны! Это наш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку». (франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник)

Передает ли это высказывание смысл законов человеческого бытия?

А вы готовы к счастью?

Зажги (подними высоко над собой) свою звезду счастья.

Рефлексия. Желтая звезда – мне легко делать добро, я счастлив.

Оранжевая звезда – мне трудно делать добрые поступки, но я постараюсь.

Голубая звезда – я не хочу делать добро людям и от них ничего не жду.



































Приложение

  • 1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустите с миром; 10

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5

  • 2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:

а) попросите отпустить собаку; 5

б) присоединитесь к ним. 10

  • 3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это; 3

б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5

  • 4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10

б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5

  • 5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5

б) у вас появляется желание унизить отличника; 10

в) вы радуетесь его успехам. 3

  • 6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5

б) просите изменить лексикон; 10

в) поддержите разговор в том же духе. 3

  • 7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете; 3

б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5

в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10

  • 8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:

а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10

б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5

в) смеётесь над ним. 3

  • 1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустите с миром; 10

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5

  • 2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:

а) попросите отпустить собаку; 5

б) присоединитесь к ним. 10

  • 3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это; 3

б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5

  • 4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10

б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5

  • 5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5

б) у вас появляется желание унизить отличника; 10

в) вы радуетесь его успехам. 3

  • 6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5

б) просите изменить лексикон; 10

в) поддержите разговор в том же духе. 3

  • 7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете; 3

б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5

в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10

  • 8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:

а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10

б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5

в) смеётесь над ним. 3


Как стать счастливым?



Жизнь протекает среди людей

Эгоизм

корыстолюбие

чёрствость

жестокость

лень…








Религия

Правила морали

Буддизм

«Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти»

«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»

Ислам

«Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»

«Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

Иудаизм

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

Христианство

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди.ю так поступайте и вы с ними»

________________________________________________________________________________________________________________________________

Религия

Правила морали

Буддизм

«Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти»

«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»

Ислам

«Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»

«Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

Иудаизм

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

Христианство

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди.ю так поступайте и вы с ними»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по ОРКСЭ на тему "Жизнь протекает среди людей"

Автор: Казанцева Елена Борисовна

Дата: 16.01.2020

Номер свидетельства: 536050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация к уроку ОРКСЭ на тему "Жизнь протекает среди Людей""
    ["seo_title"] => string(64) "prezentatsiia_k_uroku_orkse_na_temu_zhizn_protekaet_sredi_liudei"
    ["file_id"] => string(6) "536052"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1579175581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства