Просмотр содержимого документа
«УРОК ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» на тему «Заповеди блаженств»»
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, мне хочется передать вам своё хорошее настроение, я улыбаюсь и вижу, как вы улыбаетесь мне в ответ. Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки! А теперь настройте себя на рабочий лад и пожелайте друг другу успехов.
II. Повторение изученного. Актуализация знаний
- Ребята, нас с вами ждет знакомство с новой темой, а о чём сегодня мы с вами будем говорить, вы узнаете чуть позже. Начать урок я хочу с чтения стихотворения А. Устинова
Начни с себя
Судить других легко и просто,
Все недостатки на виду:
Тот худоват, в том мало роста,
А тот со всеми не в ладу.
И только совесть - голос Божий,
Заговорила изнутри:
«Жить по гордыне нам негоже,
Сам на себя всегда смотри».
Обидно, страшно, неприятно
Начать жить, совесть теребя.
Но легче станет, смоешь пятна,
Когда начнешь судить с себя.
Начни с себя, твержу я снова,
Начни, советую, любя.
В том всякой мудрости основа,
В них суть любви - начни с себя.
Я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором зашифрована тема нашего урока.
Кроссворд
1 з
а
в
е
т
2 а
п
о
с
т
о
л
3п
а
с
х
а
4м
о
л
и
т
в
а
5 е
в
а
6 е
в
а
н
г
е
л
и
е
7 д
ь
я
в
о
л
8и
и
с
у
с
1. Договор между Богом и людьми.
2. Ученик Христа.
3. Самый главный праздник христиан.
4. Разговор с Богом.
5. Жена Адама.
6. Добрая весть.
7. Олицетворение зла, враг рода человеческого.
8. Имя сына Бога.
III. Сообщение темы урока, формулировка целей, постановка учебной задачи
-.Молодцы, ребята! С предложенным заданием вы справились, а сейчас попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Заповеди Иисуса Христа). Умницы, теперь мы можем перейти к теме нашего урока, которая звучит так: «Заповеди Блаженства или чему Иисус Христос учил людей». Тему урока мы определили, осталось поставить цель урока, в этом нам поможет стихотворениеЕ.Г. Санина
Благодать
Что такое благодать?
Я давно хотел бы знать,
Для чего она даётся,
И кто может её дать?
В благодати - помощь Божья,
Чтоб нам справиться с врагом,
Ленью, злобой, страхом, ложью
И любым другим грехом!
Как вы думаете, какова цель нашего урока? ( Узнать что такое благодать, блаженство и для чего они нужны людям). Верно, целью нашего урока является изучение содержания Заповедей Блаженства и осмысление этих заповедей.
IV. Изучение нового материала, работа с учебником
- С понятием «заповедь» мы уже знакомы. Вспомните, пожалуйста, какое библейское событие связано с этим словом? (Господь дал Моисею 10 заповедей на горе Синай на двух каменных скрижалях).
- А что означает слово «заповедь»? (правило, закон, которые все без исключения должны соблюдать).
- Давайте вспомним, о чём говорилось в этих заповедях? (в первых 4 - как человек должен относиться к Богу, в остальных 6 - к людям).
- А как вы понимаете слово «блаженство», что оно означает?(ответы детей).
Словарная работа (чтение и запись в тетрадь)
- Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «блаженство» - полное и невозмутимое счастье, наслаждение.
- Значит, «заповеди Блаженства» - это правила счастья. А как вы думаете, ребята, что такое счастье?
- Кого можно назвать счастливым человеком?
- Бывают ли богатые несчастными, а бедные - счастливыми?
- От чего зависит ваше ощущение счастья?
- Может ли быть счастливым тот, кто плачет? (Ответы детей).
Мы ещё вернёмся к этому вопросу в конце нашего урока.
Рассказ учителя (просмотр презентации с комментированием учителя)
Однажды, видя перед Собой множество людей, Иисус Христос, окружённый учениками, взошёл на гору на берегу Галилейского озера и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей Блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорною.
Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указал людям пути, которые ведут к счастью (блаженству) и вечной жизни для всех, кто будет исполнять Его наставления и заповеди. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми. Отступление же от заповедей Он назвал грехом.
Рассмотрим заповеди Блаженств подробнее, их- 9.
1 заповедь.Блаженны нищие духом, потому что дано им будет Царство Небесное.
Нищие духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основная христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости, а от гордости произошло всё зло в мире
2 заповедь.Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся. .
Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.
3 заповедь.Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.
Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.
4 заповедь.Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что насытятся.
Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.
5 заповедь.Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.
Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.
6 заповедь.Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. .(
Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.
7 заповедь. Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами
Божьими.
Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу
8 заповедь. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.
Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное
9 заповедь. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика
ваша награда на небесах
Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять). Все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, но не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.
Физкультминутка
Работа с учебником
- Ребята, давайте вспомним что такое «Нагорная проповедь» стр. 22-23.
- Кого христиане называли счастливым человеком? (Того, кто уклоняется от греха и исполняет заповеди Божии)
V. Закрепление изученного материала
Проблемное обсуждение
Соотнесение нравственных норм Евангелия с жизнью современного школьника
1. Счастлив человек, если:
он не любит ценить себя выше, чем других людей;
он богат;
он живёт в красивом доме
2. Такой человек, когда замечает свои плохие поступки,
старается исправиться, стать лучше;
не хочет в них признаваться;
продолжает их совершать
3. Правдивый человек
всегда послушен родителям;
стремиться поступать назло словам старших;
поступает, как самому хочется
4. Он
старается не лукавить;
наговаривает напраслину на товарища;
обманывает людей
5. Он любит
быть в мире со всеми;
мирить людей;
прощать обиды;
быть во вражде с людьми;
ссорить друзей;
помнить обиды
6. Он дружит с теми
кто хочет с ним дружить;
кто сильнее его;
с кем дружат все
VI. Итог урока, домашнее задание
- Для чего же были даны людям Заповеди Блаженства? (Для того, чтобы быть счастливыми)
- Сложно ли исполнять Заповеди Блаженства? Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Все это христиане называют одним словом, каким? (Грех)
- Кого христиане называли счастливым человеком? (Негордого, кроткого, умеющего владеть собой, совестливого, живущего в мире с собой и с другими, помогающего другим)
- Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям?
Домашнее задание
- Ребята, я предлагаю вам дома нарисовать счастливого человека.
VII. Рефлексия
Аппликация «Дерево Счастья» (дети под музыку «Дорогою добра» выходят и приклеивают на плакат, висящий на доске, «плоды счастья»).
- Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока. На столе у каждого из вас лежит по 3 яблока – красное, жёлтое, зелёное. На доске - Дерево Счастья, если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповеди Блаженства – украсьте дерево красным яблочком, если вы задумаетесь над этим вопросом - жёлтым, если этот вопрос вы отложите на будущее - зелёным.