Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Моральный долг"»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
1
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему:
«Моральный долг»
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Пыдык Ксения
Ейск, 2022 г.
Тема урока: «Моральный долг»
Цели урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. Задачи:
Познакомить учащихся с основными понятиями: Моральный долг,Моральнвя норма. Моральная обязанность.
Развивать творческие и познавательные способности.
Формировать коммуникативные умения, работать в коллективе и группами.
Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.
Оборудование:
Ø Компьютер
Ø Мультимедийный проектор
Дидактическме материалы:
Ø Презентация
Ø Карточки с текстами рассказов Л.Н.Толстого "муравей и голубка", "Маслина и камыш", "Бабушка и внучка", "Правда дороже всего"
Ø Пословицы
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины.
2. Актуализация знаний.
На уроках ОРКСЭ мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие этические понятия зашифрованы в кроссворде:
1. Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества (свобода)
2. Черта характера личности, ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой собственный свободный выбор (ответственность).
3. система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (мораль).
4. Чувство признательности, оказанное за добро (благодарность)
- Какие понятия связаны с темой предыдущего урока? (Свобода, ответственность)
- А каким образом они связаны между собой?
(Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них)
3. Выход на тему урока.
- Обратите внимание, в ходе работы над кроссвордом, у нас появилось еще одно понятие, которое будет связано с темой сегодняшнего урока. Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?
(о долге)
– Встречались ли вы с этим понятием в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?
Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.
-Попробуйте дать определение понятию ДОЛГ? ….Есть ли другие варианты?
-В каких источниках можем уточнить понятие? …
(В словарях, справочниках, Интернете.)
-Обратимся к словарям: экспертами будут ….. – задача –найти определение понятия долг
- Пока наши эксперты работают, подберите однокоренные слова к слову долг…
- Еще одним однокоренным словом к слову ДОЛГ является слово ДОЛГИЙ. Попробуйте объяснить взаимосвязь этих слов. (получил бесплатно - в долг, отдавать возвращать долг приходиться порой долго, иногда всю жизнь)
- Итак, послушаем наших экспертов. Какое определение дает нам словарь?....
(1) обязанность перед кем –то; 2) взятое взаймы)
- Слово многозначное, из этого следует, что бывают разные виды долга.
-Как вы думаете, о каком виде долга мы говорим, рассматривая долг как взятое взаймы?
- О каком долге говорим, рассматривая долг как обязанность перед кем –либо?
- Существует еще духовный долг – долг перед Богом
-Как вы думаете, о каком значении понятия долг мы будем больше говорить сегодня на уроке, учитывая, что на ОРКСЭ мы обсуждаем нравственные вопросы?
-Определите тему урока
-Действительно, сегодня речь пойдет о долге, который не измеряется деньгами, но отдавать который мы должны. А вот почему и кому должны попробуем разобраться вместе.
4. Целеполагание
- Определите для себя в паре вопросы, на которые бы хотели получить ответы на уроке, запишите в 1-ый столбик. Во втором столбике отметьте знаком + , -, полплюса насколько знаете ответ на тот или иной вопрос. В третьем знаком ! отметьте какой вопрос вас особенно заинтересовал, а последний столбик заполним в конце урока.
Вопрос
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Что значит моральный долг?
4. Изучение нового материала.
-Посмотрите, как писал о долге великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев: "У нас у всех один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга"
- С чем сравнивал Тургенев чувство долга? Как вы понимаете эти слова?
- Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос «что такое моральный долг»? Где можем найти информацию?
-Обратимся к учебнику – на стр 26 . Прочитайте первый абзац, найдите определение понятия моральный долг, запишите на опорном листе.
(моральный долг – это осознание необходимости исполнения моральных норм)
- Какое слово или словосочетание в определении является значимым, главным?
(осознание (выполнение норм становятся личной задачей, человек выполняет не по принуждению, а на основе своих убеждений) , необходимость исполнения (человек не просто знает как нужно поступать в соответствии с нормами морали, а действует, совершает поступки ))
-Моральный долг иначе называют моральными … (обязанностями).
-Вспомнить, какие же моральные обязанности есть у человека, нам поможет работа с рассказами Л.Н.Толстого
-Прочитайте текст и обсудите в группах, определите нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое.
- А как бы поступили вы?
5.Физминутка.
1.Долг- это осознанные действия человека? (ДА)
2.Моральный долг связан со свободой? (ДА)
3.Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)
4.Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)
5.Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)
6.Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)
7.Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)
8.Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)
9.Нужно ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)
10. Уметь благодарить-это норма? (ДА)
11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)
12. Дети должны помогать родителям? (ДА)
-Народ передавал из поколения в поколение свою мудрость коротких и ёмких выражениях – пословицах. Собрав пословицы, и объяснив их, мы найдем ответ на вопрос о том, что необходимо делать, чтобы стать человеком долга:
Береги платье снову, а честь смолоду.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Назвался груздем - полезай в кузов
Сам погибай, а товарища выручай
Дисциплину держать — значит побеждать.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
7.Рефлексия
Подведем итог:
-В начале урока мы разгадывали кроссворд и объяснили взаимосвязь слов свобода и ответственность, а теперь попробуйте объяснить как долг связан со свободой и ответственностью.