kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Моральный долг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Моральный долг"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Моральный долг"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





1





Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему:

«Моральный долг»









Выполнила:

студентка Ш-22 группы

Пыдык Ксения



Ейск, 2022 г.

Тема урока: «Моральный долг»

Цели урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.
Задачи: 

Познакомить учащихся с основными понятиями: Моральный долг,Моральнвя норма. Моральная обязанность.

Развивать творческие и познавательные способности.

Формировать коммуникативные умения, работать в коллективе и группами.

Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во  взаимоотношениях с людьми.

Оборудование:

Ø  Компьютер

Ø  Мультимедийный проектор

Дидактическме материалы:

Ø  Презентация

Ø  Карточки с текстами рассказов Л.Н.Толстого "муравей и голубка", "Маслина и камыш", "Бабушка и внучка", "Правда дороже всего"

Ø  Пословицы

Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины.

2. Актуализация знаний.

На уроках ОРКСЭ мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие  этические понятия зашифрованы в кроссворде: 

1.      Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества (свобода)

2.      Черта характера личности, ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой собственный свободный выбор (ответственность).

3.      система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (мораль).

4.      Чувство признательности, оказанное за добро (благодарность)

- Какие понятия связаны с темой предыдущего урока?  (Свобода, ответственность)

- А каким образом они  связаны между собой?  

(Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них)

3. Выход на тему урока.

- Обратите внимание, в ходе работы над кроссвордом, у нас появилось еще одно понятие, которое будет связано с темой сегодняшнего урока. Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

 (о долге)

– Встречались ли вы с этим понятием в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

            -Попробуйте дать определение понятию ДОЛГ? ….Есть ли другие варианты?

-В каких источниках  можем уточнить понятие? …

(В словарях, справочниках, Интернете.)

-Обратимся к словарям:  экспертами будут ….. – задача –найти определение понятия долг

- Пока наши эксперты работают, подберите однокоренные слова к слову долг…

- Еще одним однокоренным словом к слову ДОЛГ является слово ДОЛГИЙ. Попробуйте объяснить взаимосвязь этих слов. (получил бесплатно  - в долг, отдавать возвращать долг приходиться порой долго, иногда всю жизнь)

- Итак, послушаем наших экспертов. Какое определение дает нам словарь?....

(1) обязанность перед кем –то;    2) взятое взаймы)

- Слово многозначное, из этого следует, что бывают разные виды долга.

-Как вы думаете, о каком виде долга мы говорим, рассматривая долг как взятое взаймы?

- О каком долге говорим, рассматривая долг как обязанность перед кем –либо?

- Существует еще духовный долг – долг перед Богом

-Как вы думаете, о каком значении понятия долг мы будем больше говорить сегодня  на уроке, учитывая, что на ОРКСЭ мы обсуждаем нравственные вопросы?

 -Определите тему урока

-Действительно, сегодня речь пойдет о долге, который не измеряется деньгами, но отдавать который мы должны. А вот почему и кому должны попробуем разобраться вместе.

4. Целеполагание

- Определите для себя в паре вопросы, на которые бы хотели получить ответы на уроке, запишите в 1-ый столбик. Во втором столбике отметьте знаком + , -, полплюса насколько знаете ответ на тот или иной вопрос. В третьем знаком ! отметьте какой вопрос вас особенно заинтересовал, а последний столбик заполним в конце урока.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что значит моральный долг?

 

 

 





 

 

 

 

4. Изучение нового материала.

-Посмотрите, как писал о долге  великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев: "У нас у всех один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга"

- С чем сравнивал Тургенев чувство долга? Как вы понимаете эти слова?

- Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос «что  такое моральный долг»? Где можем найти информацию?

-Обратимся к учебнику –  на стр 26 . Прочитайте первый абзац, найдите определение понятия моральный долг, запишите на опорном листе.

(моральный долг – это осознание необходимости исполнения моральных норм)

- Какое слово или словосочетание в определении является значимым, главным?

(осознание (выполнение норм становятся личной задачей, человек выполняет не по принуждению, а на основе своих убеждений) , необходимость исполнения (человек не просто знает как нужно поступать в соответствии с нормами морали, а действует, совершает поступки ))

-Моральный долг иначе называют моральными … (обязанностями).

-Вспомнить, какие же моральные обязанности есть у человека, нам поможет работа с рассказами Л.Н.Толстого

-Прочитайте текст и  обсудите в группах, определите нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое.

- А как бы поступили вы?

5.Физминутка.

1.Долг- это осознанные действия человека? (ДА)

2.Моральный долг связан со свободой? (ДА)

3.Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)

4.Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)

5.Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)

6.Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)

7.Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)

8.Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)

9.Нужно ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)

10. Уметь благодарить-это норма? (ДА)

11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)

12. Дети должны помогать родителям? (ДА) 

-Народ передавал из поколения в поколение свою мудрость коротких и ёмких выражениях – пословицах. Собрав пословицы, и объяснив их, мы найдем ответ на вопрос о том, что необходимо делать, чтобы стать человеком долга:

Береги платье снову, а честь смолоду.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Назвался груздем - полезай в кузов

Сам погибай, а товарища выручай

Дисциплину держать — значит побеждать.

Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

7.Рефлексия

Подведем итог:

-В начале урока мы разгадывали кроссворд и объяснили взаимосвязь слов свобода и ответственность, а теперь попробуйте объяснить как долг связан со свободой и ответственностью.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Моральный долг"

Автор: Пыдык Ксения Андреевна

Дата: 24.06.2022

Номер свидетельства: 610542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства