kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Честь и достоинство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Честь и достоинство"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Честь и достоинство"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему:

«Честь и достоинство»





Подготовила:

студентка Ш-22 группы

Соловьева Виктория



Ейск, 2022 г.

Методы:

  • деятельностного подхода;



Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;

  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;

  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

Развивающие:

  • развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: «честь» и «достоинство»

Ресурсы:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.

Деятельность учителя

Деятельность учеников




1.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.



Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»).

На занятиях модуля «Основы светской этики» мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки.

Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока послушаем песню («Честь имею»)

Соотнесите слова песни с высказыванием известного во всем мире русского писателя Ф.М.Достоевского.

Д: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»


Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор.

Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?

Тема данного урока «Честь и достоинство»

- Попробуем разобраться в этих понятиях

- Подберите однокоренные слова к слову «честь»

Честно, честный, честность, чествовать

4.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово?

Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.

Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?


А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».


– По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».

Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?

Чествуют победителей и героев в знак уважения.

Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?

Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.

-Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.

Работа в парах.



Заслушивание высказываний.

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.


2.Решение проблемы, открытие новых знаний.

-Раскроем эти понятия на примере литературных героев.

- Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали?

В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.

В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.

Какие моральные качества присущи этим героям?

- Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».

-Можно ли сказать, что это «люди чести», несмотря на возраст, национальность, время, когда происходило действие.

-Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.









































Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам




- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».

Встречались ли вы с этим понятием?

Что означает слово «достоинство»?


Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.

Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание.

Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение.

Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.

Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.

Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других.

Не грубит в ответ на оскорбления..

Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение.

- Достоинство, достопримечательность, достоверный, - до ста, сто %

(Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком)

Моральные качества честь и достоинство близки по смыслу.


Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно?


Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека,а

Достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность

Сверьте своё высказывание по учебнику.


Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь.

- Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов-олимпийцев. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу.

На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в числе почётных гостей рядом с Президентом России была девушка.

-Кто она? Почему рядом с президентом? Чем заслужила?

Это российская спортсменка-бобслеистка, член сборной команды России - Ирина Скворцова. Скворцова получила тяжелые травмы, в том числе многочисленные переломы, во время тренировочных спусков на санно-бобслейной трассе в Германии в ноябре 2009 года. В результате ошибки судьи в экипаж Ирины Скворцовой и Надежды Филиной на полной скорости врезался боб мужской двойки. Ирина перенесла более 50 сложнейших операций.

Полученные травмы не позволили девушке вернуться в спорт, но в свои 20 лет она нашла силы не только побороть болезнь, но и вернуться к полноценной жизни. Она закончила институт, стала телеведущей , спортивным комментатором, была одним из первых факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Олимпийских игр 2014, а на церемонии открытия игр – почетным гостем и сидела рядом с президентом России. Это ли не пример чести и достоинства.


- Вы знаете, что после олимпийских игр начнутся паралимпийские игры. Они будут проходить с 7 марта по 16 марта в 5 дисциплинах: следж-хоккей, керлинг на колясках, биатлон, лыжные гонки и горные лыжи. Вот где каждая судьба – это огромная сила духа и души, это борьба отстаивание своего достоинства. Это вызывает не только уважение, но и восхищение. Посмотрите небольшой фильм о горнолыжниках-паралимпийцах.

фильм



3.Выполнение продуктивных заданий по теме.

Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.












Учащиеся собирают (выстраивают) высказывание (предложение):

Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.
















Кого из своего окружения или близких вы можете назвать человеком чести?

Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил.

Давайте представим себе, что герои, которыми мы восхищались, старались быть похожими на них поступили бы по – другому.

Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Что необходимо, чтобы воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя),



Что ты будете делать для сохранения чести и достоинства?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

4. Итог урока. Рефлексия.

Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

было трудно…

я понял, что…

Я задумался …

я почувствовал, что…

осталось непонятно…

Высказывания детей


  • Хочется завершить наш урок строками из стихотворения «Человек» Редьярда Киплинга

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!


  • Спасибо за сотрудничество. Урок закончен. Можете выйти на перемену.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Честь и достоинство"

Автор: Соловьева Виктория Евгеньевна

Дата: 25.06.2022

Номер свидетельства: 610552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства