Ейск, 2022 г.
Методы: Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Задачи урока: Образовательные: способствовать формированию понятий: честь и достоинство; учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли; помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе; Воспитательные: Развивающие: развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Основные понятия: «честь» и «достоинство» Ресурсы: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»). | На занятиях модуля «Основы светской этики» мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки. |
Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока послушаем песню («Честь имею») Соотнесите слова песни с высказыванием известного во всем мире русского писателя Ф.М.Достоевского. Д: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» | |
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. | На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор. |
Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока? | Тема данного урока «Честь и достоинство» |
- Попробуем разобраться в этих понятиях - Подберите однокоренные слова к слову «честь» | Честно, честный, честность, чествовать |
4.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? | Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. |
Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? | А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». |
| – По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт». |
Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? | Чествуют победителей и героев в знак уважения. |
Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки? | Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки. |
-Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова. | Работа в парах. Заслушивание высказываний. |
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. | |
2.Решение проблемы, открытие новых знаний. -Раскроем эти понятия на примере литературных героев. - Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок. В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа. Какие моральные качества присущи этим героям? - Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести». -Можно ли сказать, что это «люди чести», несмотря на возраст, национальность, время, когда происходило действие. -Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя. | Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам |
- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство». Встречались ли вы с этим понятием? Что означает слово «достоинство»? | Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации. Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание. Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить. Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других. Не грубит в ответ на оскорбления.. Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение. |
- Достоинство, достопримечательность, достоверный, - до ста, сто % (Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком) Моральные качества честь и достоинство близки по смыслу. | |
Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно? | Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека,а Достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность |
Сверьте своё высказывание по учебнику. | Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь. |
- Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов-олимпийцев. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу. На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в числе почётных гостей рядом с Президентом России была девушка. -Кто она? Почему рядом с президентом? Чем заслужила? Это российская спортсменка-бобслеистка, член сборной команды России - Ирина Скворцова. Скворцова получила тяжелые травмы, в том числе многочисленные переломы, во время тренировочных спусков на санно-бобслейной трассе в Германии в ноябре 2009 года. В результате ошибки судьи в экипаж Ирины Скворцовой и Надежды Филиной на полной скорости врезался боб мужской двойки. Ирина перенесла более 50 сложнейших операций. Полученные травмы не позволили девушке вернуться в спорт, но в свои 20 лет она нашла силы не только побороть болезнь, но и вернуться к полноценной жизни. Она закончила институт, стала телеведущей , спортивным комментатором, была одним из первых факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Олимпийских игр 2014, а на церемонии открытия игр – почетным гостем и сидела рядом с президентом России. Это ли не пример чести и достоинства. | |
- Вы знаете, что после олимпийских игр начнутся паралимпийские игры. Они будут проходить с 7 марта по 16 марта в 5 дисциплинах: следж-хоккей, керлинг на колясках, биатлон, лыжные гонки и горные лыжи. Вот где каждая судьба – это огромная сила духа и души, это борьба отстаивание своего достоинства. Это вызывает не только уважение, но и восхищение. Посмотрите небольшой фильм о горнолыжниках-паралимпийцах. | фильм |
Кого из своего окружения или близких вы можете назвать человеком чести? | Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил. |
Давайте представим себе, что герои, которыми мы восхищались, старались быть похожими на них поступили бы по – другому. | Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей. |
Что необходимо, чтобы воспитывать в себе честь, развивать достоинство. | Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя), |