kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта на тему «Золотое правило нравственности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока по оркис на тему золотое правило

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему «Золотое правило нравственности»»

Тема урока: «Золотое правило нравственности»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственных ситуаций, связанных с представлением о морали.

Задачи:

  • развивать этические чувства как результата морального поведения;

  • познакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;

  • способствовать формированию личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • учить оценивать  собственные  поступки и поступки других людей в соответствии с нравственно-этическими нормами.

  • формировать умение высказывать суждения;

  • учить осуществлять поиск и обработку информации.

  • познакомить с «золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование ценностного отношения к своим поступкам;

  • учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация по теме урока, карточки для работы в парах.

Ход урока:

1.     Организационный момент

На доске: Жизнь дана на добрые дела.

У.: - Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица, которые озаряют все вокруг.

 

- Какой сейчас урок?  (ОРКСЭ)

-  Основы религиозных культур светской этики

2.Создание проблемной ситуации.   Сценка басни « Мальчик и зеркало»

У.: - Внимательно послушайте и подумайте, о чем это басня?

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

  У.: Понравилась ли вам  басня?

Как вы поняли, о чём она? (о плохом  поступке, о правилах поведениях)

  У.: - Кого на самом деле увидел мальчик в зеркале?

У.: - Как он воспринял поведение мальчика в зеркале?

  У.: Найдите в тексте слова,  отражающие главную мысль?

  У.:  Что имела в виду мама,  когда сказала «…вот так вот  люди друг с другом живут –  и добро и зло возвращается   к нам же».

У.: - Как вы прокомментируете слова матери в этой басне? (ответы детей)

Человеку иногда трудно решить, как поступить в той или иной ситуации.

Человечество всегда искало и продолжает искать способы

правильного выбора и обоснования поступка.

Проблема:

  У.: Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения  и случайно не совершить?

Д.: - В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Д.: - Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

Д.: - И зло обернётся к тебе тоже.

Д.: - Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

Работа с пословицами

У.: - Ребята, прочитайте и определите  их значение.

- о чем эта пословица?

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Жизнь дана на добрые дела.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Согласие да лад в семье клад.

У.: - Какая из собранных вами пословиц подходят к рассказу о мальчике и зеркале и выражают его смысл? Объясните свой выбор.

 Какие русские пословицы   отражают эту мысль?

У.: - Что значит «добрые дела?»

Добрые поступки совершаются  сознательно. Бескорыстно, свободно. А не с расчетом на выгоду.

  У.: Кому может быть  направлены  добрые дела?

( к людям и  природе т.е.  к животным, растениям)

 Доброта – это качество человека.  Добродетельный, т.е. добро делающий

Люди, которые им обладают, прекрасны и сильны.

Добрый человек подобно солнцу, излучает тепло и свет, к нему всегда тянутся люди, потому, что человек дарит им свое доброе сердце.

Может ли он делать добро для природы: животных, растений.

  У.: Как он это делает? В каких поступках проявляется?

  У.: А какими качествами вы наделали бы доброго человека?

 Какими словами можно определить добро?

(Забота,  помощь,  благодарность,  уважение,  понимание,  дружелюбие , справедливый,  милосердный…)

  У.: -Что чувствует человек, который делает добро для других? (счастье, удовольствие, радость, восторг)

 У.: Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали? Какие чувства вы при этом испытывали?

(Боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду)

У.: Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

У.: - От кого зависит, как у человека сложатся отношения с другими людьми?

 Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть, ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людьми.

Открытие нового знания

У.: - Объясните, как вы понимаете эти выражения? Какое выражение лишнее? (на доске)

«золотые руки»

«золотой человек»

Золотая брошь

Какое отношение имеют выражения к нашему уроку?

У.: - Про людей, которые совершают добрые поступки, проявляют заботу, уважение к другим людям, говорят у него «золотые руки»,  он «золотой человек».

Как вы понимаете значение словосочетания «золотое правило»?

-Что значит золотое правило? (его можно применять в любой ситуации выбора поступка)

У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

-О чём мы будем говорить на уроке? (о правилах)

- О каких правилах?

- Верно,  темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.

  У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».

Составим план  урока

1)  Почему появилось золотое правило нравственности.

2) Как формулируется золотое правило нравственности.

3) Как применять золотое правило нравственности в жизни.

У.: - Где мы можем найти  ответы на наши  вопросы? (ответы детей)

-Как вы понимаете слово нравственность? (работа по словарю)

Нравственность – это добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.    

У.: - Какое правило может называться «золотым»?

Найдите информацию в  учебнике  стр. 35

5.Чтение статьи по учебному пособию на стр. 35

У.: -  Сформулируйте золотое правило нравственности (слайд)

У.: - Что значит золотое правило? (его можно применять в любой ситуации выбора поступка)

У.: Почему появилось золотое правило?                       

Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.

Д.: Как правильно доказать, что я правильно поступил.

У.: Как и когда появилось это правило? (ответы детей)

 У.: - Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Найдите в тексте, какие правилам нравственности, по мнению великих мудрецов, должны были следовать люди. Об этом расскажут наши ребята.

Сообщения детей  (дети рассказывают)

1 ученик (слайд 1)

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

2 ученик (слайд 2)

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».

3 ученик (слайд 3)

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

4 ученик (слайд 3)

Питтак - древнегреческий мудрец: «Поступай  по   отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим   так,  как  ты не хотел  бы, чтобы  поступали по  отношению к тебе». 

5 ученик (слайд 4)

 Фалес – греческий мудрец, философ и математик. «Представляйте себя на месте другого человека и откликайтесь на его нужды, как на свои собственные. Проявляйте нежность и заботу, как бы это не было трудно».

6 ученик (слайд 5)

В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности

У.: Чему учат эти правила? (ответы детей)

Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

Д: Учат правильно жить.

У.: - Как и где применять золотое правило нравственности в жизни?

Где может применяться золотое правило нравственности? 

(в  наших  поступках)

-Чьих? (людей, героев  произведений)

У.: - Достаточно ли только знать это правило? (слайд 6)

Первое: делай добрые дела

Второе: накапливай опыт добрых дел

Третье: говори добрые слова и улыбайся

Прежде чем сделать что либо, нужно:

оценить последствия поступка и задать себе вопрос: “Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?”

Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе.

В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

1.     Оцени последствия поступка в мыслях и чувствах.

2.     Попытайся встать на место того, на кого направлено действие.

3.     Ответь на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной поступили так же?». Если «нет», то поступок совершать нельзя.

 Рефлексия.

Как ты будешь относиться  к одноклассникам,  соблюдая золотое правило?

1. В беседах и спорах   я__________________________________       

2. При встрече я _________________________________________

3. За глаза  я ____________________________________________

4. В трудной ситуации я___________________________________

5. В болезни ____________________________________________

6. В играх я_____________________________________________

7. Когда мой одноклассник ошибается_______________________

8. Когда у моих друзей  что-то получается ___________________

9. Чтобы мои товарищи ___________________________________














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта на тему «Золотое правило нравственности»

Автор: Хрипунова Анастасия Муртазовна

Дата: 18.06.2022

Номер свидетельства: 609996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства