- Давайте отгадаем загадки и поймем о чем пойдет речь.
Загадки.
Этот праздник в воскресенье.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Клеим, лепим, вырезаем,
Дома близких поздравляем.
В душах свет, добро и ласка
В этот ясный праздник... (Пасхи)
В нашем классе у ребят
Нынче праздник, говорят.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Ей подарим мы мозаику.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
Мы для мам концерт даем:
Пляшем, песни им поем.
На стене висит газета,
Рядом — наших мам портреты.
В классе шум и тарарам,
Ведь сегодня праздник мам. (День матери)
Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Нам в учебный новый год. (День знаний)
У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг елки хоровод
Что за праздник? (Новый год)
В школе блинчики пекут,
На обед их нам дадут,
А в большую перемену
Возле школы непременно
Чучело зимы сожжем
И весну к нам зазовем.
В этот праздник всю неделю
Мы блины в обеды ели. (Масленица)
Праздник добрый, школьный, славный –
Всех учителей мы славим.
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День учителя)
Этот праздник отмечают
Те, кто космос покоряет.
Мы же в школе рисовали,
Как ракеты ввысь взмывали.
Про Гагарина узнали.
Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)
Усвоение новых знаний.
Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на уроке? (о праздниках)
Работа с учебником.
Что же такое праздники? Когда они появились? Вам интересно?
Откройте учебник на стр.58, прочитаем 1-й абзац. (Чтение вслух)
О чем прочитали в 1 –м абзаце? (люди просили помощи у природы, приносили богам дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)
- Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли отдыхать и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.
Давайте с вами подумаем что такое «праздник». Кто ответит?
(Ответы детей)
Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.)
Какое определение дано в толковом словаре Ожегова. (Читает ученик по словарю)
Словарь Ожегова С.И.
Праздник, а, м. — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.
Слайд 3
Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего- нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.
Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (2-й и 3-й абзац). Зачитайте. (Чтение вслух)
Слайд 4
Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.
Что же такое праздник в наше время? (ответы детей)
В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.
Слайд 5
Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.
Так скажите, что такое праздник?
Как вы думаете, для чего нужны праздники?
Я вам помогу ответить на этот вопрос.
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
Праздники помогают поддерживать связь поколений.
Праздники помогают узнать традиции своего народа.
Праздники учат уважать культуру других людей.
Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны”
Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.
Учащиеся выполняют задание.
Проверка выполнения работы.
Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.
Формулирование вывода после самостоятельной работы.
Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.
Значит, вы согласны, что у праздников есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.
4. Физкультминутка.
- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте. 1. Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши. 2. У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. 3. Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши. 4. У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
5.Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.
6.Кто знает, как зовут своего дедушку садитесь и топайте.
7.У кого есть двоюродные брат или сестра, садитесь и быстро моргайте.
5. Продолжение работы по теме урока
Слайд 6
Посмотрите на доску, какие праздники вы здесь узнаете? (новый год, 8 марта, день рождения, день победы, пасха, день независимости России новоселье, свадьба, крестины, день матери, день защитника отечества, 1 мая, день знаний, день учителя)
Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы: государственные, общественные, семейные.
Слайд 7
Прочитайте 4-й абзац в учебнике (стр. 59)
Заполним таблицу. (На доске раскладываем картинки, на листочках записывают)
Праздники
Государственные
Общественные
Семейные
Таблица заранее заготовлена на доске.
Праздники
Государственные
Общественные
Семейные
1.День независимости России
День Победы
День Защитника Отечества
8 Марта
1 мая
День знаний
2.День учителя
День матери
Пасха
3.День рождения
Новый год
Свадьба
Крестины
Новоселье
Может быть еще есть какие-то даты, которые вы отмечаете. Запишите в таблицу.
Тема сегодняшнего урока подсказывает, что нас ожидает сюрприз.
Есть у бабушки-старушки очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки, занавески, погремушки,
Куклы и велосипед – всё она упрямо прячет,
Что б не смог добраться внук. Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (Сундук).
- ребята, здесь лежат какие-то предметы. Давайте, я вам их покажу по-одному, а вы угадывайте, к какому празднику они относятся.
(Мишура, ленточка – символ Дня Победы, Открытка с Днем Свадьбы, колпак «С Днем рождения»)
Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.
- А что такое семья? Семейный праздник? (ответы детей)
Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.
– Что общего у рода и у семьи?
– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?
Слайд 8
Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их.
Слайд 9
- А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008 г
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ — ромашка.
Какие семейные праздники у вас самые любимые? (ответы детей)
Каждый праздник имеет свой порядок проведения.
Слайд 10
Семейный праздник состоит из трех этапов. На первом этапе нужно подготовить подарок, сценарий праздника, угощение и украшение места, где будет проводиться мероприятие. Второй этап – проведение праздника по сценарию. Третий этап – подведение итогов.
Прочитайте следующие 2 абзаца на стр.59.
Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.
Правила выбора подарка (продолжи предложение):
- Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и т д.)
- Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)
- Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и т д.)
- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому…(кого мы хотим порадовать)
Слайд 11
Посмотрите, есть несколько правил приема подарков.
- принимают подарок стоя, а не сидя;
- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
- подарок желательно рассмотреть;
- любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
7. Закрепление изученного материала.
Если праздник устраиваем мы сами, то необходимо прислушаться к полезным советам:
1.Красиво оформить приглашения
2.Украсить дом
3.Продумать меню
4.Продумать игры и развлечения.
Какие игры вы провели бы у себя на дне рождения. (Складывание пазлов, караоке, настольные игры и др.)
Итог урока.
Ребята, я хочу вам сказать, чтоСамое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.
Так как символом Дня семьи является цветок ромашка, я хочу чтобы вы на лепестках ромашки написали пожелания своей семье.
Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор который более всего соответствовал вашему поведению на уроке.