kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по ОРКС и Э "Нравственные идеалы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится много интересного материала. Есть связь с другими предметами ( музыкой, ИЗО.  литературным чтением).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКС и Э "Нравственные идеалы"»

Урок 24 «Нравственные идеалы»

Составила учитель 1 категории

Репкина Татьяна Геннадьевна


Цель урока: Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах. 

Задачи, ориентированные на достижение:

 Личностные результаты:

• подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов; 
• в области опыта - формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор; 
• в области знаний – сформировать представления о нравственных идеалах. 

Метапредметные результаты:
• в области умений и навыков - формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;

• навыки поисково-исследовательской деятельности.

Предметные результаты:

• показать величие отечественной истории, способствовать воспитанию патриотических чувств, побудить учащихся к чтению исторической литературы;
• актуализация знаний по темам «Нравственный поступок», «Добро и зло» и др. 
• актуализация личного опыта по данным темам.

Ход урока.



1.Организация деятельности учащихся. (1 минута)



У: Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.



2. Подготовка к восприятию нового материала. (5минут)

1) 1 слайд:

Звучит фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?

-Кого, по-вашему, не хватает на слайде?



Слайд № 2 – 8



2) Вступительная беседа. (одновременный показ слайдов) музыка Пахмутовой "Богатырская наша сила"

У: Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал. Что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

3) Обмен впечатлениями «Ресурсный круг».

У: - Какие чувства у вас вызвала музыка и просмотр слайдов.

- Обменяйтесь, впечатлениями, используя слова:

Я вижу. Я слышу. Я чувствую. (запись на доске)





3.Сообщение темы и цели. (1 минута)



У: - Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания.

- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?

Д : - богатыри, витязи.

У: - Это и есть тема нашего урока.

- Сегодня мы узнаем, какими были богатыри, и есть ли они в настоящее время.

Слайд № 9



4. Объяснение нового материала. (10 минут)



1). 10 слайд: Богатыри.

- Ребята, а кто такой богатырь?

(ответы детей)

Силен как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей

Никита Морозов г.Иркутск.

У: - В какие времена жили богатыри?

- Ребята, есть ли богатыри сейчас?

(ответы детей)

У: Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством и умом. Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.

У: - Каких богатырей вы знаете?

- Чем они занимались?

- Что вы знаете о них ещё?

Слайд № 11



2). Работа с картиной.

- Обратите внимание на картину В.М.Васнецова.

Над этой картиной Виктор Михайлович работал около 25 лет.

Рассмотрите картину

- Как называется эта картина?



3). Творческая работа в группах.

- Как зовут, богатырей на картине вы узнаете, если расшифруете эти слова.

Слайд № 12,13

БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ.

- Назовите имена богатырей.



Слайд № 14,15

У: - Покажите каждого из них на этой картине.

- Объясните, почему так одеты и вооружены богатыри?

- Чем они заняты в данный момент?



У: Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна и никакой враг ей не страшен.

16 слайд: работа с картой.


В течение долгой истории не раз нападали враги на Русь, разоряли её. Выезжали в чисто поле защитники земли русской. А почему в поле? Встарь полем называли южные степи на границах Киевской Руси. Вот почему выезживают во чисто поле: дозором ходят, охраняют границы. (Приложение 1)


Непрерывные войны с кочевниками выдвигали героев. Фигуры реальных воинов окутывались дымкой легенд, поэтизировались народной фантазией и сливались в полусказочные образы исполинов.


Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине ?

-Как называются русские народные произведения, в которых прославляются подвиги трудовые, ратные богатырей?


Сказка о богатыре Голе Воянском .



«Мужичок-простачок пахал пашню; лошаденка его была худенькая, хромоногая, и ту облепили слепни с комарами. Вот простачок взял свой кнут да взмахнул так счастливо, на диво, что разом убил тридцать трех слепней, а комаров без счета.
Простачок-мужичок думать стал: “Мал, да удал, в богатыри я попал; тридцать трех молодцов сразу положил, а мелкой силы и сметы нет!”
Голем мужичок назывался; смотришь - и Голь взвеличался; выпряг свою лошаденку, взобрался на нее полегоньку, сел верхом, выехал на большую дорогу, срубил дерево стояростовое и поставил столб с надписью: “Здесь проехал богатырь Голь Воянской, встретился с силой бусурманской, тридцать трех богатырей сразу положил, а мелкой силы и сметы нет. Если какой богатырь навстречу едет, у столба поджидай, а позади, так меня догоняй”.
Голь взобрался на клячу и в путь поплелся наудачу. Немного спустя едет мимо столба Чурила Пленкович, надпись прочитал - подивился, Голя нагнать торопился: такого имени и не слыхивал, а видно, могуч богатырь, так надобно с ним подружиться.
Чурила скачет во весь опор, нагоняет Голя и спрашивает:
- Не проезжал ли богатырь Голь Воянской?
- Я, - сказал Голь, - а ты кто?
- Чурила Пленкович! - отвечал молодой богатырь, поклонясь, а сам думает: “Что за чудеса? Мужичонка невидный, и ехать с ним стыдно; сам он шарашится, а кляча чуть тащится”.
- Ступай в науку, поезжай по левую руку! - сказал Голь, и Чурила в раздумье поехал возле него, на Воянского богатыря посматривая и на клячу поглядывая.

Стихи:


- Пусть живёт, она, в веках,
Легенда о богатырях.
Гиганты духа, кто они?
Они и есть богатыри.
Ведь богатырь не кто иной,
Как Человек с "большой" душой.
Герой сказаний и былин,
Своей судьбины господин.




Былина:



…То ли Солнышко кровью нахмурилось,
Задрожали сосёнушки светлыя,
Иглы стрелами вдаль разлеталися.
Заслышал злой ворог ту невзгодушку:
Вострой сабелькой стал поигрывати.
Видит: Солнце в тучи схоронилося,
Почернело все небушко ясное,
Только из лесу свет пышет ярче пламени,
Все сильней горит, до небес летит.
Враг-собака тут затревожился:
"Я, тя, русский свет, конем потопчу,
Конем потопчу, русской кровью залью!"
Только из лесу свет все сильней горит,
Все сильней горит, до небес летит.
Заревел тут черный ворог по-звериному,
Задрожал, собака, чуя смертный час.
Над землей летит богатырь да святорусский,
А над ним горит свет да ярче пламени.
Пламя то врага жжет да поджариват.
А богaтырь тот - сын Руси-матушки…

«Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые

звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь - Вольга

Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми

поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.

Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся - лопнули золотые

пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А

Вольга на ноги стал, да и говорит матери:

- Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня

в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да

чтобы весом была палица в сто пудов.

Испугалась мать, а Вольга растёт не по дням, не по часам, а по

минуточкам.

Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в

чурочки играют, а Вольга научился уже грамоте - писать и считать и книги

читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять. ..»



5. Динамическая пауза. (3 минуты)



У: Перетягивание каната это старинная забава русских богатырей.



Игра «Перетягивание каната»



Победители говорят слова: «Дружно встали раз, два, три

Мы теперь богатыри »



6. Проверка восприятия обучающимися нового материала. (13 минуты)



1) Игра «Водоворот ».

Написать 5-7 прилагательных, которые характеризуют нравственный образ богатыря.

Вывод обучающихся.



2). Работа с текстом по группам .

У: - Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал.



У: - Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1 группа.

« Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы.

Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского».



Вопросы :

- Что за беда с ним приключилась?

- Кто его от той беды избавил?

- Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести».

2 группа

«Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быть!

Все судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам по себе говорит:

«Это Бог с тобой, что – судьбой;

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство не надобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть!»



Вопросы :

- Какую дорогу выбрал Илья Муромец?

- Как он рассуждал выбирая этот путь?

- Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу?



3 группа

На светошную сторону

Наезжал Илья Муромец:

Перезвоны колокольные,

Перепевы богомольные.

Окружали Илью Муромца

В башлыках люди черные –

Зазывают Илью Муромца,

Уговаривают витязя

Бросить русский православный закон.

За измену перемётную

Всё сулят сулу великую,

И почёт, и уважение,

И вельможное служение.

Говорит Илья Муромец:

« А не надо мне посулов золотых!

На вельможное служение

Не сменяю я свой русский закон!»

Вопросы:



- К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне?

- Что значит сулить сулу?

- Какой героический поступок совершает Илья?



Обобщение ответов.



У: - О каких чертах характера русского богатыря говорят эти отрывки?



7. Подведение итога. (5 минут)

- Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи, песни. Перед вами разрезанные пословицы (раздаточный материал), вы их должны собрать выберете любую и попробуйте объяснить ее смысл.

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

«Своя земля и в горсти мила»

«На чужой сторонушке рад своей воронушке.»

«Всякому мила своя сторона»

«Родина-мать, чужая сторона-мачеха»

«Человек без Родины- соловей без песни.»

-Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин


- Широка ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!




- А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!?»

- Ребята, как вы думаете, в наше время есть богатыри? Я для вас приготовила видеоклип, давайте посмотрим его и подумаем над ответом на вопрос.

18 слайд: видеоклип «Богатырская наша сила».

- ответы детей …

- учитель обобщает ответы детей и подводит итоги:



Слайд 19



Он может быть тобой и мной,
Девчонкой - с русою косой.
Сосед по парте и жилью,
Лишь, было бы, где жить добру.
Где жизнь прекрасна и проста,
Там вырастает доброта.
Когда ты смел и чист душой,
То доброта всегда с тобой.
Поступок добрый, подвиг есть,
А доброты у нас не счесть.
Лишь тот, кто подвигом живёт,
Богатырём, в Веках, слывёт.

Рефлексия.

У: - Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

(красный цвет – отлично, жёлтый цвет – хорошо, зелёный – требуется помощь)

8. Домашнее задание. ( 2 минуты)

1) Подобрать книги о богатырях для выставки.

2) Рассказать родителям кто такие богатыри и узнать были ли богатыри в вашем роду.

3) Найти информацию о богатырских доспехах и оружии.

4)нарисовать рисунок.



Слайд №18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Разработка урока по ОРКС и Э "Нравственные идеалы"

Автор: Репкина Татьяна Геннадьевна

Дата: 18.01.2019

Номер свидетельства: 496004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства