Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКС и Э "Нравственные идеалы"»
Урок 24 «Нравственные идеалы»
Составила учитель 1 категории
Репкина Татьяна Геннадьевна
Цель урока: Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.
Задачи, ориентированные на достижение:
Личностные результаты:
• подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов; • в области опыта - формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор; • в области знаний – сформировать представления о нравственных идеалах.
Метапредметные результаты: • в области умений и навыков - формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
• навыки поисково-исследовательской деятельности.
Предметные результаты:
• показать величие отечественной истории, способствовать воспитанию патриотических чувств, побудить учащихся к чтению исторической литературы; • актуализация знаний по темам «Нравственный поступок», «Добро и зло» и др. • актуализация личного опыта по данным темам.
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся. (1 минута)
У: Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Подготовка к восприятию новогоматериала. (5минут)
1) 1 слайд:
Звучит фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
-Кого, по-вашему, не хватает на слайде?
Слайд № 2 – 8
2)Вступительная беседа. (одновременный показ слайдов) музыка Пахмутовой "Богатырская наша сила"
У: Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал. Что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.
3)Обмен впечатлениями «Ресурсный круг».
У: - Какие чувства у вас вызвала музыка и просмотр слайдов.
- Обменяйтесь, впечатлениями, используя слова:
Я вижу. Я слышу. Я чувствую. (запись на доске)
3.Сообщение темы и цели. (1 минута)
У: - Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания.
- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?
Д : - богатыри, витязи.
У: - Это и есть тема нашего урока.
- Сегодня мы узнаем, какими были богатыри, и есть ли они в настоящее время.
Слайд № 9
4. Объяснение нового материала. (10 минут)
1). 10 слайд: Богатыри.
- Ребята, а кто такой богатырь?
(ответы детей)
Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей
Никита Морозов г.Иркутск.
У: - В какие времена жили богатыри?
- Ребята, есть ли богатыри сейчас?
(ответы детей)
У:Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством и умом. Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.
У: - Каких богатырей вы знаете?
- Чем они занимались?
- Что вы знаете о них ещё?
Слайд № 11
2). Работа с картиной.
- Обратите внимание на картину В.М.Васнецова.
Над этой картиной Виктор Михайлович работал около 25 лет.
Рассмотрите картину
- Как называется эта картина?
3). Творческая работа в группах.
- Как зовут, богатырей на картине вы узнаете, если расшифруете эти слова.
Слайд № 12,13
БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ.
- Назовите имена богатырей.
Слайд № 14,15
У: - Покажите каждого из них на этой картине.
- Объясните, почему так одеты и вооружены богатыри?
- Чем они заняты в данный момент?
У:Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна и никакой враг ей не страшен.
16 слайд: работа с картой.
В течение долгой истории не раз нападали враги на Русь, разоряли её. Выезжали в чисто поле защитники земли русской. А почему в поле? Встарь полем называли южные степи на границах Киевской Руси. Вот почему выезживают во чисто поле: дозором ходят, охраняют границы. (Приложение 1)
Непрерывные войны с кочевниками выдвигали героев. Фигуры реальных воинов окутывались дымкой легенд, поэтизировались народной фантазией и сливались в полусказочные образы исполинов.
Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине ?
-Как называются русские народные произведения, в которых прославляются подвиги трудовые, ратные богатырей?
Сказка о богатыре Голе Воянском .
«Мужичок-простачок пахал пашню; лошаденка его была худенькая, хромоногая, и ту облепили слепни с комарами. Вот простачок взял свой кнут да взмахнул так счастливо, на диво, что разом убил тридцать трех слепней, а комаров без счета. Простачок-мужичок думать стал: “Мал, да удал, в богатыри я попал; тридцать трех молодцов сразу положил, а мелкой силы и сметы нет!” Голем мужичок назывался; смотришь - и Голь взвеличался; выпряг свою лошаденку, взобрался на нее полегоньку, сел верхом, выехал на большую дорогу, срубил дерево стояростовое и поставил столб с надписью: “Здесь проехал богатырь Голь Воянской, встретился с силой бусурманской, тридцать трех богатырей сразу положил, а мелкой силы и сметы нет. Если какой богатырь навстречу едет, у столба поджидай, а позади, так меня догоняй”. Голь взобрался на клячу и в путь поплелся наудачу. Немного спустя едет мимо столба Чурила Пленкович, надпись прочитал - подивился, Голя нагнать торопился: такого имени и не слыхивал, а видно, могуч богатырь, так надобно с ним подружиться. Чурила скачет во весь опор, нагоняет Голя и спрашивает: - Не проезжал ли богатырь Голь Воянской? - Я, - сказал Голь, - а ты кто? - Чурила Пленкович! - отвечал молодой богатырь, поклонясь, а сам думает: “Что за чудеса? Мужичонка невидный, и ехать с ним стыдно; сам он шарашится, а кляча чуть тащится”. - Ступай в науку, поезжай по левую руку! - сказал Голь, и Чурила в раздумье поехал возле него, на Воянского богатыря посматривая и на клячу поглядывая.
Стихи:
- Пусть живёт, она, в веках, Легенда о богатырях. Гиганты духа, кто они? Они и есть богатыри. Ведь богатырь не кто иной, Как Человек с "большой" душой. Герой сказаний и былин, Своей судьбины господин.
Былина:
…То ли Солнышко кровью нахмурилось, Задрожали сосёнушки светлыя, Иглы стрелами вдаль разлеталися. Заслышал злой ворог ту невзгодушку: Вострой сабелькой стал поигрывати. Видит: Солнце в тучи схоронилося, Почернело все небушко ясное, Только из лесу свет пышет ярче пламени, Все сильней горит, до небес летит. Враг-собака тут затревожился: "Я, тя, русский свет, конем потопчу, Конем потопчу, русской кровью залью!" Только из лесу свет все сильней горит, Все сильней горит, до небес летит. Заревел тут черный ворог по-звериному, Задрожал, собака, чуя смертный час. Над землей летит богатырь да святорусский, А над ним горит свет да ярче пламени. Пламя то врага жжет да поджариват. А богaтырь тот - сын Руси-матушки…
«Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые
звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь - Вольга
Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми
поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.
Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся - лопнули золотые
пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А
Вольга на ноги стал, да и говорит матери:
- Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня
в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да
чтобы весом была палица в сто пудов.
Испугалась мать, а Вольга растёт не по дням, не по часам, а по
минуточкам.
Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в
чурочки играют, а Вольга научился уже грамоте - писать и считать и книги
читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять. ..»
5. Динамическая пауза. (3 минуты)
У: Перетягивание каната это старинная забава русских богатырей.
Игра «Перетягивание каната»
Победители говорят слова: «Дружно встали раз, два, три
Мы теперь богатыри »
6. Проверка восприятия обучающимися нового материала. (13 минуты)
1)Игра «Водоворот ».
Написать 5-7 прилагательных, которые характеризуют нравственный образ богатыря.
Вывод обучающихся.
2).Работа с текстом по группам .
У: - Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал.
У: - Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1 группа.
« Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы.
Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского».
Вопросы :
- Что за беда с ним приключилась?
- Кто его от той беды избавил?
- Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести».
2 группа
«Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Все судьбой сие предписано!»
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам по себе говорит:
«Это Бог с тобой, что – судьбой;
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство не надобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть!»
Вопросы :
- Какую дорогу выбрал Илья Муромец?
- Как он рассуждал выбирая этот путь?
- Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу?
3 группа
На светошную сторону
Наезжал Илья Муромец:
Перезвоны колокольные,
Перепевы богомольные.
Окружали Илью Муромца
В башлыках люди черные –
Зазывают Илью Муромца,
Уговаривают витязя
Бросить русский православный закон.
За измену перемётную
Всё сулят сулу великую,
И почёт, и уважение,
И вельможное служение.
Говорит Илья Муромец:
« А не надо мне посулов золотых!
На вельможное служение
Не сменяю я свой русский закон!»
Вопросы:
- К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне?
- Что значит сулить сулу?
- Какой героический поступок совершает Илья?
Обобщение ответов.
У: - О каких чертах характера русского богатыря говорят эти отрывки?
7.Подведение итога. (5 минут)
- Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи, песни. Перед вами разрезанные пословицы (раздаточный материал), вы их должны собрать выберете любую и попробуйте объяснить ее смысл.
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Своя земля и в горсти мила»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке.»
«Всякому мила своя сторона»
«Родина-мать, чужая сторона-мачеха»
«Человек без Родины- соловей без песни.»
-Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин
- Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!?»
- Ребята, как вы думаете, в наше время есть богатыри? Я для вас приготовила видеоклип, давайте посмотрим его и подумаем над ответом на вопрос.
18 слайд: видеоклип «Богатырская наша сила».
- ответы детей …
- учитель обобщает ответы детей и подводит итоги:
Слайд 19
Он может быть тобой и мной, Девчонкой - с русою косой. Сосед по парте и жилью, Лишь, было бы, где жить добру. Где жизнь прекрасна и проста, Там вырастает доброта. Когда ты смел и чист душой, То доброта всегда с тобой. Поступок добрый, подвиг есть, А доброты у нас не счесть. Лишь тот, кто подвигом живёт, Богатырём, в Веках, слывёт.
Рефлексия.
У: - Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
(красный цвет – отлично, жёлтый цвет – хорошо, зелёный – требуется помощь)
8.Домашнее задание. ( 2 минуты)
1) Подобрать книги о богатырях для выставки.
2) Рассказать родителям кто такие богатыри и узнать были ли богатыри в вашем роду.
3) Найти информацию о богатырских доспехах и оружии.