Актуализация опорных знаний | Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока. Беседа с учащимися: - Что такое культура? - К какой сфере общественной жизни относится понятие «культура?» А кто является творцом культуры?
Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа. Какая логическая цепочка выстаивается? Свою позицию аргументируйте.
Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной? Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, что нам нужно узнать?
А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.
| Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культура – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки), культура – составная часть духовной сферы. Предполагают, что творец культуры – человек Рассматривая иллюстрации в учебнике, определяют, что слева на иллюстрации изображены люди, создающие, преображающие культуру (музыканты, учёные), а справа – те, кто её воспроизводит (школьники, студенты). Конструируют схему и переносят в тетрадь: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры». Обсуждают, аргументируют. Вероятно, что мнения разойдутся. Учащиеся задаются вопросами: Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры? Предлагают свои варианты, которые могут отличаться от предложенной авторами учебника, сравнивают с авторской, записывают в тетрадь. |
Изучение нового материала | Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они». Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Ребята, давайте сверим свои суждения с текстом учебника на стр. 13. Работаем в парах. | Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей. Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, выясняют, что человек выступает в двух качествах. С одной стороны создаёт культуру, с другой – усваивает созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры. Их вклад может быть различен, в зависимости от таланта, способностей и усердия. |
| На уроках ОРКСЭ в 4 классе вы уже знакомились с притчами – небольшими мудрыми рассказами. Послушайте ещё одну. Она называется «Божья коровка». Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей: «Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво! С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим! (притчу можно инсценировать) Ребята, как вы оцените поступок божьей коровки? Есть ли в вашем окружении люди, бескорыстно совершающие добрые поступки? Можно ли назвать их деятельность нравственной, созидательной? Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность. Физкультминутка. Давайте продолжим. Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности. Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах. Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть – это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение. Какие качества характеризуют нравственного человека?
Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут). Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп? Отличная работа, друзья. История России знает немало примеров замечательных женщин отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Давайте ближе познакомимся с этой удивительной женщиной. Просмотр отрывка из документального фильма «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова». Давайте обсудим, какие личные качества и поступки княгини вызывают у вас уважение? Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Фёдоровна оставила там Евангелие и иконку?
Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делают его глубже и прекраснее. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей. | Рассуждают, приходят к выводу, что божья коровка бескорыстно совершила доброе дело. Проводят аналогии, рассуждают, приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о связи нравственности и добродетели. Качества нравственного человека: совестливость, справедливость, порядочность, благородство и др. (принимаются и обсуждаются все варианты) Задания для групп: Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены. 1 группа: Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица) Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица) Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица) Рана от языка не заживёт (татарская поговорка) 2 группа: Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица) В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка) Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка) Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица) 3 группа: Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка) Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица) Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка) Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка) Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются) Краткое обсуждение, самооценка. Высказывают своё мнение, упоминают. Что княгиня была великодушна, скромна, заботлива, добра. Могут назвать её сострадательной. Вспоминают, что она продала свои драгоценности, купила усадьбу, при которой открыла больницу, бесплатную аптеку, приют для детей. |