kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Отношение к другим людям и к самому себе" урок ОРКиСЭ в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКиСЭ в 5 классе на тему: "Отношение к другим людям и к самому себе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Отношение к другим людям и к самому себе" урок ОРКиСЭ в 5 классе»

ОРКСЭ - 4 КЛАСС

Тема: Отношение к другим людям и к самому себе

Цель: Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», воспитывать толерантность, любовь к ближнему.


Ход урока

I. Орг. начало урока

II. Мотивация к изучению новой темы.

1. Подберите существительные к прилагательному золотое.

2. Индивидуальная работа

- Что получилось? (Словосочетания)

- А ещё есть выражение «золотое правило». Как вы думаете, что оно может выражать, обозначать?

- Слово золотое в каком значении употреблено?

- как вы думаете, почему оно золотое? (главное правило человеческого общения)

III. Сообщение темы

  • Как вы думаете, как может звучать золотое правило о взаимоотношении людей? Где оно записано?

— Сегодня на уроке мы будем говорить о главном правиле человеческих отношений, о христианской этике.

IV. Работа по теме урока

1.Что такое этика и этикет?

- Как вы понимаете эти слова? Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета».

Этика — философское учение о нравственности, о нравственном поведении человека, о морали ;это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этикет - перечень правил, установленный порядок поведения где-либо.


-На какой вопрос отвечает этика: (выберите правильные варианты ответа)

  1. Как сделать жизнь людей лучше?

  2. Как получить удовольствие от жизни?

  3. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  4. Как правильно жить, чтобы спасти душу? религиозная этика

  5. Что такое «добро» и «зло»?

- какое поведение мы называем нравственным?

Нравственное поведение – это следование тем правилам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям. О людях, выполняющих эти правила, говорят - «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный человек».


2 . Какие «неписанные нравственные правила» мы с вами соблюдаем?

(Уступать места пожилым в общественном транспорте, уважительно относиться к старшим, помочь попавшему в беду человеку…)


- Скажите, трудно соблюдать эти правила?


– Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” .


В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль”


В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди.


«Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрый: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»


- Уподобимся мудрым философам и постараемся составить правило, которое сделало бы жизнь людей радостнее, счастливее, т.е. сформулировать золотое правило этики, золотое правило взаимоотношений людей друг с другом

3. Работа с понятием «неосуждение».


Ситуация 1.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!».

Из другого окна о том же прохожем подумали:

(Предположения и рассуждения детей. Учитель не критикует, не отвергает

мнения учащихся. Далее появляется продолжение текста.)


«Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки».

Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм.


- почему у людей возникали такие разные мысли о прохожем?

- каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов. Получается, что каждый из людей, которые видели прохожего пытались его осудить, приписать ему то, в чем сами грешны.

- что такое «грех»? (Грех в церковном понимании - это рана, которую наносит человек своей душе. Грех проявиться о может не только в деле , но и в слове ,и в чувствах.)


- бывают ли безгрешные люди?

Права народная присказка: «у кого что болит – тот о том и говорит!».Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.


Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

— Как вы понимаете слова Христа?

— Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего?

Объясните выражения.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Монахи с непониманием смотрели на Моисея стали кричать о том, что корзина дырявая. Недоумевающим монахам старец ответил: как вы думаете что?

это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

-Так как же избежать осуждения человека? Что такое неосуждение ? стр 47 абзац «Неосуждение»

- какое еще православное правило вы прочитали? ( Люби грешника и ненавидь грех).

- как помочь грешнику избавиться от греха? (Только добрыми делами по отношению к другим людям.)

- Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке?

- Стр. 47 абзац сверху (Осуждение других людей…)


Разбор ситуаций


Ситуации раздать детям по группам, ситуации обсудить, высказать своё мнение.


А)«Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».


Б)«Ребята шли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжей части стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились, и стали думать, как поступить. А как бы поступили вы?»


В)«Ребята пошли в кинотеатр. И тут увидали, что мальчик мучает кошку. Кошка уже и не кричала и не сопротивлялась, а мальчик продолжал привязывать к её хвосту консервные банки. Один из ребят, Игорь, стал громко смеяться. А как бы поступили вы?»


Ситуация 2.


- рассмотрите картину «Суд царя Соломона» . Как вы думаете, о чём рассказывает эта картина?

Притча

Мудрый царь Соломон”.

Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.


– Которая же из них была матерью ? Почему вы так считаете?


- почему же тогда она так легко согласилась отдать своего ребёнка другой?

- в чём смысл притчи? (умей жертвовать собой ради любви к другому человеку).

- в рамках нашего урока мы не можем разобрать все ситуации нашей жизни.

IV. Рефлексия . Мудрый совет.

V. Итог













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Отношение к другим людям и к самому себе" урок ОРКиСЭ в 5 классе

Автор: Богданова Ольга Станиславовна

Дата: 14.05.2024

Номер свидетельства: 650541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства