kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе "Экскурсия в православный храм".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и

Ключевые понятия: храм, молитва, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе "Экскурсия в православный храм".»

Тема: Экскурсия в православный храм.


Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».

  2. Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.

  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и

Ключевые понятия: храм, молитва, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.


Перед экскурсией ученики получают разрешение от родителей на посещение храма.


Ход экскурсии:


  1. Организационный момент.


Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – экскурсия в храм.

Давайте вспомним правила поведения в храме.

В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.

 Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.

  В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

 Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.      

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Необходимо отключить сотовые телефоны. Внимательно слушать рассказ учителя.

В дороге соблюдать правила дорожного движения.


Ход экскурсии:


  1. Что такое храм?

Мы подходим к храму. Давайте остановимся и полюбуемся красотой православного храма.

- Как вы думаете, что такое храм?

–Попробуйте  дать определение слову «храм».   (учащиеся дают определения слову «храм») 

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

–Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

 У него есть купол, на котором находится крест. 

 В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.        Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.


  1. Изучение устройства храма.


–Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

 

–Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.


  –Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

Давайте пройдём в притвор. 

 Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

  

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.

  

Аналóй  это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом;)  

В православном храме людей встречают иконы, свечи.


И священники. Они здесь служат.

- А что это за служба? – спросите   вы.

-Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.  Священник носит на груди крест.


  1. Учитель покупает свечи и раздает их ученикам.



 Посмотрите  на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. Мы сейчас подойдем к разным иконам и поставим свечи.



Вы видите квадратный столик, на котором зажжено множество свечей.

 

Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.


Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.


Молитвенная память называется «поминание».

Живых поминают в молитвах  «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.


А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

 

5. Что такое икона.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной  истории.  

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о  животных. О друзьях и о врагах.

При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.


Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.


В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата(ворота). Через них к людям выносят Евангелие и  через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.


 - Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он - Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери.

Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. 

Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.

Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.


Мы с вами стоим около иконы Владимирской Богоматери.


Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:

«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах - среди женщин; плод чрева твоего - младенец Иисус; Спас - Спаситель).

 Эту молитву можно услышать на самых разных языках.

6.Алтарь.


За иконостасом находится  алтарь,     главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.


Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

- Это не  секретная комната.

Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.


7. Подведение итогов экскурсии.

– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его   внутренних особенностях.

Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.          

Тысячи лет люди ходят в храм.

 Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.

Идут растерявшиеся – и там получают наставление.

Идут провинившиеся – и получают прощение.

Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Береги  храм  в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

VI. Домашнее задание.


- рассказать родителям о том, что запомнил на экскурсии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе "Экскурсия в православный храм".

Автор: Куликова Елена Николаевна

Дата: 30.04.2018

Номер свидетельства: 468103


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства