kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Премудрости этикета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока модуля "Светская этика" для учеников 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Премудрости этикета"»

ГБОУ Школа № 1592 имени Героя РФ Е.Н.Чернышева











Конспект урока

ОРКСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Тема «Премудрости этикета»

4 класс














УЧИТЕЛЬ: Абрамова Н.Н.











2018-2019 учебный год

Тема урока: Премудрости этикета


Цели и задачи урока:

1. Овладение картиной мира: познакомить детей с первичным представлением об этикете, о правилах этикета. Формирование у школьников мотивации к осознанному

нравственному поведению.

2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять поступки людей, которые соответствуют и не соответствуют нормам морали. Создать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться находить и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства.

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в парах, в группе, слушать других. Учиться принимать другую точку зрения.


Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: карточки, учебник

Методы и технологии обучения:

*деятельный метод;

*проблемный диалог;

*исследовательская деятельность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

*самостоятельный поиск информации;

*групповое решение проблемы;

*ролевая игра;

*беседа;

* комментированное и выборочное чтение;

* устное высказывание на тему;

* работа с иллюстративным материалом;

*участие в учебном диалоге.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1.Повторение правил общения

2.Что такое дружба?(это отношения, основанные на равенстве, искренности, правде)

3. Актуализация знаний

*работа с пословицами (пословицы написаны на доске).

От учтивых слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

У Сидора обычай, у Карпа свой.

Не дорог подарок, дорога любовь.

-Объясните смысл пословиц. О чём эти пословицы? Чему будем учиться на уроке?

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки

зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в

ущерб интересам других людей. (эгоизм)

4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим

людям.(порок)

5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

(добродетель)

6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при

распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

Э Т И К А

С О В Е С Т Ь

Э Г О И З М

П О Р О К

Д О Б Р О Д Е Т Е Л Ь

С П Р А В Е Д Л И В О С Т Ь

Целеполагание.

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

 А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

-Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в

нашей жизни.


4. Самоопределение к деятельности (на доске карточка со знаком вопроса)

- На карточке записано слово, которое обозначает тему нашего урока.

"Общение"

- Дайте определение человеку, который при общении соблюдает правила хорошего тона? Какой это человек?

- Кто догадался, как одним словом можно назвать все правила хорошего поведения?

*введение понятия «этикет»

-Все правила хорошего поведения называются одним словом - этикет (переворачивается табличка).

*беседа об этикете.

-С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные

правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По-

жалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном

обществе.

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.

В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований. В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.

*работа в тетради.

-Запишите определение слова «этикет».

*работа по учебнику, стр.56.

-Историю возникновения этого слова найдите и прочитайте в учебнике.

*беседа о разных видах этикета.

-Образцы поведения вырабатывались многие сотни лет. И каждый воспитанный человек знает, как вести себя вежливо в различных ситуациях. Существует речевой этикет, школьный этикет, этикет в общественных местах, деловой этикет, дипломатический этикет, этикет для дома и т.д. В этикете много правил. Но главное, не только знать правила этикета, а их соблюдать. Давайте рассмотрим некоторые из них.

5. Физкультминутка

6. Закрепление знаний. Работа по учебнику(стр.30-31)

- Найдите ответ на вопрос: какова основа у всех правил этикета (здравый смысл и уважение к другим людям) и поясните, что это значит, полагаясь на прочитанный материал.

7.Обобщение и систематизация знаний

По вопросам учебника стр.32 «Вопросы для размышления»

8. Подведение итогов.

-Что такое этикет?

-Какие правила этикета запомнили?

-Нужны ли сейчас знания этих правил?

9. Домашнее задание.

1) Задания учебника (стр.30-33)

2) Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию)

10.Рефлексия.

* игра «Найди ошибку»

Послушайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и хлопком в ладоши покажите, если вы с чем-то не согласны.

Если ты пришел к знакомым

Не здоровайся ни с кем,

Слов “пожалуйста”, “спасибо”

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.


Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома:-

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.


Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла...


Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

“Стой, сдавайся! Руки

вверх!”

- С чем вы не согласны?

*высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Премудрости этикета"

Автор: Абрамова Наталия Николаевна

Дата: 11.04.2019

Номер свидетельства: 506785

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства