Конспект урока по ОРКСЭ по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».
Конспект урока по ОРКСЭ по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».
Познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».»
Конспект урока по ОРКСЭ по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».
Цель урока:
Познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде.
Задачи урока:
предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Оборудование:
1. Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов.
2. Электронная презентация к уроку.
3. Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных
мировых религий.
4. Картина В.Васнецова «Крещение князя Владимира» на каждом столе, разрезанная на части.
5. Аудио запись молитв разных религиозных направлений.
Ход урока:
1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
-Сегодня на уроке мы работаем в группах. Чтобы каждому было комфортно и, чтобы урок прошёл с пользой для всех, нужно помнить основные правила работы в группах:
Помни, что вы делаете общее дело.
Умей каждого выслушать.
Не согласен - предлагай!
Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
2. Повторение изученного материала
- В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы на нём изучаем? (мировые религиозные культуры)
- Чтобы показать немного из того, о чём мы узнали, давайте заполним таблицу на доске.
- Что за названия вы видите в таблице? (названия мировых религий)
- А почему эти религии называются мировыми? (верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам)
- Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам.
(на доске на карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама).
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Названия чего мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг)
- А во второй? (хранители мировых религий)
- А что это за названия? (священных сооружений)
-Молодцы!
3. Проверка домашнего задания
-А теперь давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
-Посмотрите на фрагменты какого-то изображения, которое лежит на вашем столе. Попробуйте собрать его и скажите, что за событие вы там видите? (картину Васнецова «Крещение князя Владимира»)
-При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (ответ – Киевский князь Владимир)
-Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства)
-От какой страны Русь приняла христианство? (ответ - Византия)
- В каком году это произошло? (ответ – 988 г.)
- Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства?
( создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи)
-Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи и даже буддисты. Что сделали представители других религиозных культур для процветания нашей страны? (они развивали торговые связи России с разными странами, занимались развитием ремёсел, самоотверженно помогали защищать нашу страну от врагов)
4. Сообщение темы урока
-Посмотрите на фотографии и иллюстрации.
(На экране подборка фотографий с военными ритуалами (отдание воинской чести, военная присяга, военные марши)).
-Как назвать одним словом эти ситуации?
(Учитель фиксирует на доске «нужные» слова: «Обычаи», «ритуалы».)
-У военных существует множество обрядов и ритуалов, пришли они из древности. Боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников, стали прообразами современных воинских ритуалов.
-Кроме воинских ритуалов, существуют и другие ритуалы. Какие вы знаете?
(Правила, законы, обычаи…)
-Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока.
- Запишите в тетради тему урока: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»
- Цель нашего урока – узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах.
-Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни?
- Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.
5. Работа над новым материалом
-Начать свой рассказ мне бы хотелось с удивительной истории открытия одной древней пещеры в Испании. Она носит название пещеры Альтамира.
История открытия пещеры Альтамира в Испании.
Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашел ее под землей и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.
Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав : «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.
При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.
-Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)
-Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.
-Ответьте на вопрос, как древний человек добывал себе пропитание?
( занимался охотой).
- Давайте откроем свои учебники на стр.70 и прочитаем там первый абзац.
-Посмотрите на рисунок, который расположен в середине страницы. Что на нём изображено? (обряд древних охотников)
- Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.
Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды.
Запись в тетради:
Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии.
-Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы) Прочитаем о них в учебнике (1 абзац, стр. 71)
- А теперь обратим свой взор на стр. 71 на рубрику «Это интересно» в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста.
- Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
- В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.
- Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.
- Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
- А можете ли вы сказать, что такое молитва?
Запись в тетради:
Молитва – это обращение верующего к Богу.
- Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок.
(прослушивание отрывков молитв из разных религий)
-Молодцы!
-А сейчас каждая группа подготовит нам материал о том, какие ритуалы, обычаи и обряды присутствуют в каждой религии.
Каждая группа знакомится с материалом учебника и дополнительной литературой предоставленной для работы группы.
Стр. 73 – 78
-Итак, теперь вы поделитесь результатами своей работы с другими и все остальные смогут узнать много нового.
-Приглашаем представителя первой группы.
Примерный рассказ о ритуалах в христианстве:
Мы узнали, что в христианстве существуют такие ритуалы:
1. Евхаристия – когда хлеб и вино во время молитвы верующих претворяются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения;
2. Крещение, которое совершается над новорожденным;
3. Брак, в христианстве его называют еще венчанием;
4. В воскресенье проходят еженедельные праздничные богослужения.
5. Молитва – главный религиозный ритуал.
-Теперь приглашаем представителя 2 – ой группы.
Мы узнали, что в исламе существуют такие ритуалы:
1. Намаз – так называется ежедневная молитва, главный ритуал.
2. Ритуальное омовение – это подготовка к молитве.
3. Соборный день, день собрания, когда все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную пятничную молитву.
4. Слова шахады необходимо произнести взрослому, чтобы стать мусульманином.
5. Брак, семья – считается обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия.
- Теперь послушаем о ритуалах в иудаизме.
В иудаизме есть такие ритуалы:
1. Молитва в специальные часы.
2. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны посвятить Богу, проводя его в молитве.
3. Обряд посвящения мальчика Богу совершается над новорожденными.
4. Обряд вступления в иудейскую общину совершается над подростками 12-13 лет.
5. Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме, совершается под особым навесом.
- Теперь предоставим слово 4 группе.
Примерный рассказ о ритуалах буддизма:
1. Мантры – это ежедневные молитвы.
2. Повороты специальных цилиндров, в которых заложены молитвенные тексты.
3. Составление астрологом гороскопа.
4. Обряды, связанные со смертью человека,когда к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия.
6. Рефлексия
- Ну вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.
-В заключении мне бы хотелось, чтобы вы подумали и ответили мне на один очень важный вопрос:
Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?
(Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).
7. Домашнее задание
Прочитать учебник на стр. 70-78 и заполнить таблицу, лежащую у вас на столе.