Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Христианская семья"»
Модуль " Основы православной культуры"
Урок № 25. Тема урока: " Христианская семья".
Основная нравственно-педагогическая идея урока: сформировать у обучающихся представление о христианской семье.
Цель урока: формирование представлений учащихся о ценностях и идеалах христианской семьи посредством ознакомления с историей Петра и Февронии.
Задачи урока:
-воспитательные:воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям.
-образовательные: познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи, ввести их в словарный запас учащихся; познакомить с обрядом, венчания.
-развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные, с темой урока.
Формы и виды деятельности: слушание, работа в тетради, работа с учебником, обсуждение иллюстраций к уроку, работа в парах.
Основные термины и понятия: семья, христианская семья, венчание, обручальные кольца.
Ресурсы для проведения занятия: учебное пособие « Основы православной культуры» 4-5 класс, рабочие тетради (у учащихся), презентация.
Вопрос учащимся: о чем данное стихотворение? (ребята отвечают).
Изучение новой темы: Тема сегодняшнего урока « Христианская семья».-Слайд -№ 1.
Семья- союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. (Работа в тетради: запись понятия). Слайд-№2. Отличительный признак семьи - это любовь, которая лежит в основе ее; семья - зримо воплощение любви нескольких людей друг к другу. Семья основана взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.
Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
Вступление в брак в православии называется венчанием (работа в тетради-запись понятия).
Слайд № 3. На голову жениху и невесте возлагают венцы. Слайд-4. Это знак того, что в этот день они - « князь» и « княгиня», самые почитаемые люди. Венец-это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но это еще и «мученический венец. Когда жениха и невесту водят по церкви с венцами на голове, хор поет молитву именно мученикам, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви. Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами, которые называют « обручальными». Слайд-5.
Вопрос учащимся: « Почему кольцо является символом вечности?» (ответы детей).
Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти, когда стану мужем и женой. Они должны оставаться вместе, даже если будут у них болезни и несчастья.
В христианской семье важными ценностями являются любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.
С 2008 года в России отмечается Всероссийский День семьи, любви и верности.Праздник, приходится на 8 июля, и это не случайно, так как по православному календарю на эту дату приходиться день памяти Святых Петра и Февронии.
Учитель рассказывает детям историю Петра и Февронии (слайд-6).
После рассказа учитель предлагает поработать с тетрадью, вставить пропущенные слова в тексте « Они жили долго и счастливо и умерли в один день».
«Они жили долго и счастливо и умерли в один день»
В ___ веке жил в ____________ князь по имени ________ и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле ____________ живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану _____________, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал ___________ ______ после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от _________________ или от _______________. Тогда князь и ______________ покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь ______________ и княгиня ______________ возвратились, и в любви и согласии дожили до __________________________.
Учащиеся сверяют свои ответы с правильным:
«Они жили долго и счастливо и умерли в один день»
В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости.
Работа в парах: у каждого члена семьи есть свои обязанности. Напишите, что это за обязанности и объясните, почему вы так решили. Пара выполняет работу на специальном листочке:
Члены семьи
обязанность
Муж (отец)
Жена (мать)
Дети
Бабушка и дедушка
Учащиеся сверяют свои ответы с правильными: ( могут быть другие варианты ответов).