kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Храмы Невского проспекта как отражение веротерпимости горожан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок подготовлен для внеурочного занятия по предмету с уклоном в историю Санкт-Петербурга. В процессе урока учащие6ся выстроют пеший маршрут вдоль Невсого проспекта, познакомятся с внешним обликом христианских храмах, узнают истоию развития разных христианских общин города.

Просмотр содержимого документа
«Храмы Невского проспекта как отражение веротерпимости горожан»

Технологическая карта внеурочного занятия для 5 класса.

Храмы Невского проспекта как отражение веротерпимости горожан

Тип урока

Общеметодологической направленности

Цель урока

Сформировать у обучающихся представление о том, как веротерпимость петербуржцев позволила сформировать современный облик Невского проспекта.

Задачи урока

  1. Рассмотреть, какие существуют ответвления христианства;

  2. провести маршрут воображаемой экскурсии по храмам Невского проспекта;

  3. подготовить выступления по каждому из храмов;

  4. подвести итоги проделанной работы.

Формы, приёмы, методы

Фронтальная работа, работа в парах, работа с картой.

Предполагаемый результат

Знать: основные направления христианства, представленные в виде храмов на Невском проспекте.

Уметь: определять маршрут следования, узнавать христианские храмы на Невском проспекте и уметь правильно назвать их, знать краткую историческую справку по каждому из храмов, научиться систематизировать материал с делать выводы.

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению темы, формируют собственную позицию относительно изученного материала, воспитывают в себе ценностные ориентиры, основанные на любви и уважении к истории и культуре своего города.

Метапредметные результаты

Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную; овладевают умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, осознанно строить речевое высказывание в устной форме), работать с картой и иллюстративным материалом.

Педагогические технологии

Технология сотрудничества.

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), раздаточный материал в виде рабочего листа с картой центральной части Петербурга вдоль Невского проспекта, фотографий храмов Невского проспекта (заранее разрезанных), презентация, оснащённая интерактивной картой, клей-карандаш.

Основные понятия

Католичество, лютеранство, костёл.

Основные даты и события

1727 г. – основание лютеранской церкви в Петербурге (Петеркирхе).

1716 г. – основание католического костёла.

1801 – 1811 г. – строительство Казанского собора.



Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма и методы контроля

Осуществляемы действия

УУД

1

2

3

4

5

6

I Организацион-ный момент

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личном личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

А знаете ли вы, что Петербург считается самым веротерпимым городом России? И это подмечают не только современники, ещё в XIX в. знаменитый французский писатель Александр Дюма (отец), путешествуя по России, побывал в Санкт-Петербурге, где его настолько очаровал Невский проспект, а именно наличие храмов разных конфессий, что с лёгкой руки писателя Невский проспект был назван «улицей веротерпимости».

Приветствуют учителя,

проявляют интерес к материалу изучения.

Быстрое включение в деловой ритм, регулятивные (воспринимают вступление к уроку), личностные (воспринимают речь учителя)


II Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока.

Исходя из высказывания Дюма, попробуем самостоятельно определить тему урока.

Ответы учеников.


Каждый из вас по-своему прав. Тема урока: «Храмы Невского проспекта как отражение веротерпимости горожан». (слайд №1)


Действительно, было очень удивительно, как это русские, которые издревле исповедуют христианство по греческому обычаю, могут так ровно и спокойно относиться к представителям других религий.

Давайте же посмотрим, на какие направления делится христианство.

Определяют тему урока, записывают, выполняют задание №1.

Познавательные (воспроизводят по памяти информацию, используют имеющиеся знания)

Работа по заданию в рабочем листе.

Три направления христианства: православие, католичество, протестантизм. (слайд №2)

Выдвигают варианты направлений, участвуют в обсуждении, анализируют, записывают в рабочий лист.

Познавательные

(используют имеющиеся знания), коммуникативные (участвуют в обсуждении)


Если с понятиями «христианство» и «православие» вы знакомы, то что же такое католичество?


Католичество – христианское течение, возникшее в Западной Европе и совершающее обряды по западному (латинскому образцу).

Во главе католической церкви стоит папа римский.


Протестантизм – христианское течение, возникшее вследствие раскола католической церкви и противопоставленное ей.


Протестантская церковь включает в себя много направлений: лютеранство, кальвинизм, англиканизм и т.д.

Православная церковь тоже делится на несколько ответвлений: русская православная церковь, греческая, армянская, грузинская и т.д.

Записывают в рабочий лист определения (слайд №2), пользуясь электронной презентацией на доске.

Познавательные (используют знаково-символические средства),

коммуникативные (участвуют в поиске решения задачи).

Работа по заданию в рабочем листе.

III Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого учащегося.

Вопрос:

Почему же религии разных направленностей смогли успешно сосуществовать в нашем городе?

Демонстрируют знания и умения по теме.

Организуют поиск противоречий и ответов на вопросы.

Регулятивные (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (приводят доказательства своей точки зрения).

Ответы на проблемный вопрос.

IV Усвоение новых знаний и способов действий

Организация самостоятельного изучения с целью получения нового знания совместно с объяснением учителя.

Строят маршрут воображаемой экскурсии (слайд №3): Армянская церковь святой Екатерины – Католический костёл святой Екатерины Александрийской – Петропавловская лютеранская церковь – Финская церковь святой Марии – Шведская церковь святой Екатерины – Казанский кафедральный собор.


Учитель рассказывает об Армянской церкви (начало маршрута, слайд №4), обучающиеся находят объект на карте, отмечают, соотносят имеющиеся изображения храмов и приклеивают их на карту.

Расположена на Невском проспекте, между Михайловской и Садовой улицами. Была сооружена по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена в 1771 – 1780 годах. Здание церкви представляет собой яркий образец архитектуры раннего русского классицизма.

Освящение храма во имя великомученицы Екатерины совершил 18 февраля 1780 года армянский архиепископ при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического, фаворита императрицы Екатерины II.

В советский период церковь была закрыта. В то время все религии отрицались, такая политика называется атеизм. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация.


Организует исследовательскую работу в парах.

  1. Католический костёл св. Екатерины (слайд №5):

А) выступление по теме;

Б) поиск на карте архитектурной достопримечательности;

В) костёл – католический храм;

  1. Петропавловская лютеранская церковь (слайд №6):

А) выступление по теме;

Б) поиск на карте архитектурной достопримечательности;

  1. Финская церковь св. Марии

(слайд №7):

А) выступление по теме;

Б) поиск на карте архитектурной достопримечательности;

  1. Шведская церковь святой Екатерины (слайд №8):

А) выступление по теме;

Б) поиск на карте архитектурной достопримечательности.

Получают в результате самостоятельного изучения новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты, способы, показывают на карте, наносят изображения храмов на карту.

Познавательные (воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения, структурируют знания, выполняют задание по карте), коммуникативные (обсуждают и выполняют учебную задачу в паре),

регулятивные (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей),

личностные (воспринимают речь одноклассников).

Работа с раздаточным материалом, рабочим листом.


Организация объяснительно-иллюстративной работы. Рассказ учителя.

Учитель рассказывает о главном православном храме Санкт-Петербурга – Казанском кафедральном соборе (слайд №9, 10).


В 1799 году император Павел I объявляет конкурс на лучший проект кафедрального храма, который должен расположиться в центре города на Невском проспекте. Через год граф Александр Сергеевич Строганов предложил императору проект, созданный молодым талантливым архитектором А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение.

Торжественная закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года при Александре I. Строительство храма продолжалось 10 лет.

15 сентября 1811 года состоялась торжественная церемония освящения собора. На постаменте из малахита в храме была установлена Икона Казанской Божьей Матери

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 г. 16 апреля 1813 г. в прусском городе Бунцлау скончался главнокомандующий русской армией фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Перед смертью Кутузов просил похоронить его на родине. Александр I распоряжается похоронить фельдмаршала в Казанском соборе.

Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Наиболее замечательной живописной работой в храме является запрестольный образ "Взятие Богородицы на небо" кисти К.П.Брюллова. Всего в соборе около 50 образов.

После революции 1917 года собор был разграблен и закрыт. В 1932 году ЦИК СССР передал Казанский собор Академии наук СССР для размещения в нем Музея истории религии и атеизма.

В годы блокады Ленинграда в музее были закрыты практически все помещения. В подвале собора размещалось одно из подразделений штаба Ленинградского фронта. Артиллерийские обстрелы тяжко сказались на состоянии Казанского собора. В него попали три тяжелых снаряда. На куполе и крыше насчитывалось 1600 пробоин от осколков снарядов и бомб.

С 1951 года в Казанском соборе начались реставрационные работы, которые полностью закончились в 1960-х годах.

В 2000 году Казанский собор вновь получил статус кафедрального.


Вернёмся к вопросу, который был поставлен в самом начале урока: почему религии разных направленностей смогли успешно сосуществовать в нашем городе?

Ответы-предположения учеников.


Выводы (слайд №11):

  1. В Санкт-Петербурге на главной улице города расположились не только православные храмы, но и храмы других религий, тем самым отдавая дань уважения всем жителям и гостям города;

  2. С первых дней существования города в Петербург прибывали люди разных национальностей и конфессий, первые петербуржцы привыкли к ним и научились жить в мире и согласии.

Отмечают на карте в рабочем листе последний объект, делают выводы.

Коммуникативные (приводят доказательства),

познавательные (структурируют знания),

личностные (воспринимают речь учителя, одноклассников).

Работа по заданию рабочего листа, фронтальная. Наблюдение за деятельностью учащихся.

V Закрепление знаний и способов действий

Организуется закрепление темы: работа с датами, персоналиями.

Попробуем применить новые знания на практике.

Учитель задаёт вопросы о храмах Невского проспекта (слайд №12)

  • Какое из церковных зданий было переоборудовано в советский период под бассейн? (Лютеранская церковь)

  • Какой из храмов пострадал за всё время настолько сильно, что до сих пор не восстановлен? (Католический костёл)

  • Эти две церкви изначально представляли единое течение, но впоследствии раскололись и образовали два разных направления, что и отразилось на храмовой архитектуре. Назовите их. (Финская и шведская церкви)

  • Этот храм часто связывают с Отечественной войной 1812 г., хотя он был построен ровно за год до её начала. (Казанский собор)

Соотносят понятия, события, факты.

Коммуникативные (следуют логике повествования, приводят доказательства), личностные (воспринимают речь одноклассников).

Фронтальная. Устный опрос.

Подведение итогов урока


Проверка заполнения рабочих листов учителем.


Личностные (воспринимают речь учителя),

регулятивные (осмысляют результаты деятельности на уроке).


VI Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

Посмотрим на экран (слайд № 13) и подведём итоги урока, закончив предложения:

  • Я встретился с трудностью при...

  • У меня хорошо получилось…


Анализируют деятельность по достижению цели.

Регулятивные (проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке)

Фронтальная. Устный опрос.

VII Информация о домашнем задании

Сообщение учителя.

Используя карту, совершить настоящую пешую экскурсию по начерченному маршруту. (слайд №14)

Воспринимают задание, уточняют его

Регулятивные (принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания)

Индивидуальная. Устное задание.













Рабочий лист к внеурочному занятию

«Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России»


ФИ ________________________________________________ Класс________


Тема: _____________________________________________________________



  1. Завершите схему:


  1. Дайте определение следующим понятиям:

Католичество - ______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Протестантизм - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Костёл - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________











  1. Рассмотрите карту и выполните задание.

  1. Храмовые объекты Невского проспекта обозначены красным кружком. Закрасьте кружки в порядке следования маршрута на уроке.

  2. Наклейте над каждым объектом соответствующее изображение храма.

  3. Подпишите при необходимости храм.

  1. Католический костёл святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте

  2. Приход - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России. Датой основания церкви принято считать 1716 год, когда было принято решение о возведении в Петербурге католического храма.

  3. Строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди.

  4. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской.

  5. Храм Святой Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора.

  6. При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; в нём служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из сорокатысячной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого пострадал интерьер, детали внутреннего убранства, оплавились металлические трубы органа.

  7. Здание храма использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. Начались реставрационные работы. В феврале 1984 года, в результате поджога, в здании вспыхнул сильнейший пожар, который свёл на нет работу реставраторов и окончательно уничтожил внутреннее убранство. В огне погибла вся скульптура, остатки росписей, мраморные алтари и 12-метровый корпус органа конца XVIII века. После этого сгоревший храм стоял закрытым, а окна были заколочены. В здании монастыря были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.

  8. Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. Тогда же начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор. Сегодня приход храма на Невском проспекте насчитывает около тысячи прихожан.

  9. Петропавловская лютеранская церковь

  10. Лютеранская церковь святых апостолов Петра и Павла на Невском проспекте (Петрикирхе). Идея основания церкви принадлежит видному флотоводцу Корнелиусу Крюйсу. Участок для строительства был отведён в 1727 году.

  11. Проект церкви принадлежит архитектору Д. Трезини и военному инженеру Б.К. Миниху.

  12. Немного истории:

  • В 1730-х годах на этом месте стояла «кирха на першпективе». Ансамбль выглядел следующим образом: два симметричных дома церковного прихода были соединены оградой и воротами, за которой в глубине виднелась кирха.

  • В 1832-1838 годах кирха перестраивается, перед ней строятся два жилых здания, в глубине каменное двухэтажное здание школы – «Петершуле». Лучшим был признан проект архитектора Александра Брюллова (брата Карла Брюллова).

  • После революции многие прихожане церкви эмигрировали из Петрограда/Ленинграда, оставшихся верующих преследовали коммунистические власти. В 1937 году церковь была закрыта, пасторы Пауль и Бруно Райхерты арестованы, а в 1938 г. расстреляны. В 1938 г. в здании церкви был устроен склад театральных декораций, потом склад овощей. В 1958 г. началась перестройка здания под плавательный бассейн, который открыли в 1962 г. При этой перестройке была изменена планировка, полностью переделан интерьер, погибли остатки настенных росписей.

  • С 1993 г. храм возвращён немецкой общине, в нём проводились реставрационные работы. Немецкая община сегодня насчитывает около 700 человек.

  1. Финская церковь святой Марии

  2. В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила финско-шведской общине участок на Большой Конюшенной улице, на котором была построена первая деревянная церковь, освящённая в честь Святой Анны. В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви. В 1767 году церковь перешла во владение финской общины.

  3. В 1803 году финская община начала строительство новой каменной, прямоугольной в плане церкви на 2400 мест. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Готтлиба Xристиана Паульсена — ученика Ю. М. Фельтена в стиле классицизма.

  4. 12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I, храм освятили в честь святой Марии, тёзоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.

  5. После революции в 1938 года церковь Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу. В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления. С 1970 года в здании церкви находился «Дом природы».

  6. В 1990 году был возрождён и вновь зарегистрирован лютеранский приход Святой Марии, которому сначала выделили лишь несколько помещений в здании церкви.

  7. В начале 1990-х годов в приходе действовала воскресная школа на 80 детей, детский церковный хор, проводились богослужения на финском и русском языках, а также богослужения на других финно-угорских языках.

  8. Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году.

  9. В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка.

  10. Церковь была повторно освящена в 19 мая 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. В сентябре 2002 года по решению церковного правления церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору.

  11. Шведская церковь святой Екатерины

  12. Община организована в 1640 году в Ниеншанце. Первоначально входила в состав Церкви Швеции. После передачи Ингерманландии России по итогам Северной войны часть жителей была переселена в Санкт-Петербург.

  13. В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила общине участок в районе современного Невского проспекта, на котором была построена первая деревянная церковь во имя Святой Анны. В 1745 году шведская и финская общины разделились. Финская община осталась на прежнем месте — сейчас там находится Финская церковь Святой Марии, а шведы построили молитвенное строение на новом месте, на месте которого в 1767 году была построена каменная церковь Святой Екатерины. Архитектор Ю.М. Фельтен. В дальнейшем церковь неоднократно перестраивалась.

  14. Новая церковь на 1200 мест заложена в 1863 году по проекту архитектора К. К. Андерсона. Здание построено в псевдороманском стиле с окном-розой. Затраты на строительство здания составили 100 тысяч рублей. Религиозные картины были написаны профессором Н.Тиршем из Мюнхена. Так же в церкви был установлен орган. Именно это здание существует по настоящее время.

  15. При церкви существовали приходская школа, приюты для мальчиков и девочек, богадельня, благотворительное учреждение. Среди прихожан церкви были семьи Нобель и Лидваль, ювелир Карл Фаберже. В этой церкви венчался Карл Маннергейм, будущий российский генерал и первый президент Финляндии.

  16. Приход функционировал до 1934 года, когда был закрыт. В здании располагались различные организации, последней из которых была детско-юношеская спортивная школа.

  17. Деятельность прихода возобновлена в 1993 году. В 2005 году здание полностью передано общине.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Храмы Невского проспекта как отражение веротерпимости горожан

Автор: Степанова Екатерина Андреевна

Дата: 18.06.2018

Номер свидетельства: 473617

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства